Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осуществляют постановкой между ограничительной плитой и кор­ пусом камеры смешения регулировочных втулок соответствующей

высоты.

Ограничительную

плиту подъема обратных клапанов при

общем утонении сверх

допускаемых

размеров заменяют

новой.

Плотность запрессовки

седел обратных клапанов и качество

при­

тирки обратных клапанов к седлам

проверяют давлением

3

кГ/см2

в течение 5 мин. При этом

течь воды и потение не допускаются.

Износ

в корпусе смесителя отверстия под конусный валик ры­

чага поплавка по диаметру

более 2 мм против чертежного

размера

устраняют расточкой отверстия с запрессовкой новой втулки с

толщиной стенки 3 мм. Резьба

в корпусе смесителя под перепуск­

ную трубу должна быть чистой, без вмятин и разрывов.

Герметичность

корпуса регулирующего золотника проверяют

давлением 15 кГ/см2

в течение

5 мин. Течь и потение при этом не

допускаются. При достижении

предельного износа (0,25 мм) втул­

ку регулирующего золотника заменяют новой. Регулирующий зо­ лотник, имеющий износ по диаметру сверх допускаемого размера или сорванную резьбу под скалку, заменяют новым. Скалку регу­ лирующего золотника, тягу золотника и рычаг поплавка, имеющие изношенные отверстия под втулки и валики сверх допускаемых размеров, заменяют новыми. Поплавок после наружного осмотра проверяют на герметичность погружением в воду. При этом отсут­ ствие на поверхности пузырьков указывает на его исправность. По­ плавок, имеющий на поверхности вмятины глубиной более 1 мм, заменяют новым. Изношенные поверхности соприкосновения сек­ тора рычага с ограничителем хода поплавка восстанавливают газовой наплавкой с последую­ щей механической обработкой.

Ослабшие заклепки в соедине­ нии планки с рычагом и нако­ нечником заменяют новыми.

После

сборки

регулирующего

механизма

золотника регулиру­

ют

взаимное

перемещение по­

плавка

и

регулирующего

 

золот­

ника. При крайнем

нижнем по­

ложении поплавка

расстояние от

верхней

внутренней

плоскости

камеры

смешения

до

верхней

точки

поплавка

должно

быть

258±5

мм, при этом

заплечик Б

регулирующего

золотника

дол­

жен

совпадать

с торцом

С втул-

К И ,

а ЄГО

верхняя

К р о м к а

 

А, СО-

прикасающаяся с гайкой, должна

В Ы С Т У П а Т Ь

Н а Д Т О Р Ц О М

В Т У Л -

^

- j u u u

* v

^ ^ «

u i j r

КИ

Н а І О

ММ ( р И С .

2о7).

При

Р

и

с

" 2 6 7

р е г у л и р о в к а

положени й

 

поплавка

и регулирующег о

золотника

 

 

 

после ремонта и сборки :

/

_

 

верхнее

п о л о ж е н и е поплавка;

2 - н и ж -

н е

е

п о л о ж

е н и е

поплавка; 3

— с о е д и н и -

 

тельные шарнирные тяги

поплавка и з о -

крайнем верхнем положении по- л о т н и к а ;

" Ж £ : 5 _ р е "


плавка расстояние от его верхней точки до верхней внутренней плоскости камеры смешения должно быть 132±5 мм.

Поплавок в сборе проверяют на плавучесть погружением в во­ ду до половины диаметра, при этом допускается отклонение ± 2 мм. Для регулировки плавучести производят наплавку или снятие брон­ зы с наконечника поплавка. Суммарная величина свободного хода в сочленениях поплавка допускается не более 1,5 мм.

Распыливающий клапан притирают по месту в седле; при поте­ ре упругости пружину заменяют новой. Высота пружины в свобод­ ном состоянии должна быть 86+3 мм.

Изношенные детали насоса горячей воды восстанавливают нап­ лавкой газовым способом с последующей механической обработ­ кой. При ремонте насоса разрешается наплавлять притирочные поверхности цилиндров под прокладные кольца, заваривать изно­ шенные отверстия под шпильки в цилиндрах, восстанавливать на­ плавкой посадочное место под скалку в диске поршня парового ци­ линдра или постановкой стальной втулки на резьбе с последующей расклепкой, а в диске поршня водяного цилиндра —- бронзовой втулки на резьбе.

Овальность и конусность рабочей поверхности парового цилин­ дра более 0,2 мм устраняют расточкой. Разрешается оставлять без

исправления

не более трех

раковин диаметром не более 3 мм и

глубиной не

более

2 мм, если между ними расстояние не менее

50 мм. При

износе

свыше

допускаемых размеров золотниковую

втулку парового цилиндра заменяют новой с запрессовкой усили­ ем 7—15 Т.

Изношенные золотниковые диски восстанавливают хромирова­ нием с толщиной слоя не более 0,2 мм, а при достижении предель­

ных размеров — заменяют

новыми.

Биение дисков золотника

от­

носительно промежуточной

части

допускается

не более

0,03

мм.

Компрессионные и выпускные кольца золотника

заменяют

новыми

с плотной пригонкой их по ручьям

с боковым

зазором

не более

0,14 мм. При этом замки двух смежных колец необходимо распо­ лагать под углом 180° друг к другу. После ремонта собранный зо­ лотник должен иметь размеры, указанные на рис. 268.

Притирочные ленты цилиндров под чечевичные кольца и привалочные места для постановки крышек при их износе и поврежде-

/77"

Рис.

268.

Собранный зо­

 

лотник

после

ремонта:

 

/

после

сборки

щ у п

 

0,05

мм

в

торцовых

соп­

 

р я ж е н и я х

не

д о л ж е н

про­

 

ходить;

2

боковой

за ­

 

зор

м е ж д у

уплотнительным

 

кольцом

и

стенкой

ручья

 

д о л ж е н

быть

не

более

 

0,14

мм;

3

диск

золот ­

 

ника; 4

— п р о м е ж у т о ч н а я

 

 

часть

золотника


ниях восстанавливают наплавкой с последующей механической об­ работкой. Изношенную рабочую поверхность втулки водяного ци­ линдра более 0,2 мм восстанавливают расточкой. Ослабшую или

изношенную сверх допускаемых размеров втулку заменяют

новой

с запрессовкой усилием 15—30 Т. Овальность и конусность

втулки

после расточки допускается не более 0,05 мм. Корпуса парового и водяного сальников с сорванной резьбой заменяют новыми.

Посадочные места в поршневых дисках парового и водяного ци­ линдров притирают по конусам скалок. При проверке по краске их прилегание должно быть не менее 80% поверхности. Расстояние между внутренними гранями поршневых дисков парового и водяно­

го цилиндров после их сборки должно соответствовать

размерам,

указанным на рис. 269.

 

 

 

 

При разработке отверстия в масленке насоса горячей воды бо­

лее 0,6 мм производят наплавку с последующим

сверлением

отвер­

стия диаметром 0,4 мм.

 

 

 

 

После ремонта и сборки насос горячей воды должен иметь про­

изводительность

390—400 л/мин

при давлении 11 —13

кГ/см2,

40 двойных ходов в минуту, температуре всасывающей

воды 90°С

и противодавлении в нагнетательной трубе 15,7

кГ/см2.

 

 

Изношенные

и поврежденные

детали турбонасоса разрешается

восстанавливать наплавкой газовым способом с последующей ме­ ханической обработкой. Не разрешается производить сварочные и наплавочные работы на валу и деталях парового колеса, испра­ влять изгиб вала, оставлять риски и подрезы в местах перехода от одного к другому сечению вала.

Для проверки герметичности перед ремонтом корпус насоса и паровую камеру испытывают гидравлическим давлением 5 кГ/см2, а масляную камеру — давлением 2 кГ/см2 в течение 5 мин.

Посадочные места под шариковые подшипники в корпусе вос­ станавливают цинкованием с толщиной слоя не более 0,2 мм. При достижении износа до предельных размеров в корпус турбины за-


прессовывают втулку с толщиной стенки 4—5 мм, а подшипник за­ меняют новым. Посадочные места вала под подшипники качения восстанавливают цинкованием.

Место в кожухе под тормозной диск при износе более 0,5 мм растачивают и запрессовывают чугунную втулку. Изношенные по­ верхности тормозного диска по наружному и внутреннему диамет­ рам восстанавливают цинкованием. Диск, имеющий износ по на­ ружному диаметру 0,5 мм, заменяют новым.

При износе в колесе турбины более 25% лопаток сверх допус­ каемого размера (более 1 мм) весь комплект лопаток заменяют новым. Изогнутые лопатки разрешается выправлять. После ремон­ та и сборки колесо (без тормозного диска) подвергают статичес­ кой балансировке.

Собранный турбонасос проверяют обкаткой сжатым воздухом без нагрузки. Проверку его на производительность осуществляют на специальном стенде. При давлении пара перед турбиной не бо­

лее 10 кГ/см2 и температуре

всасывающей

воды 15—20°С

насос

должен создать напор не

менее 1,4 кГ/см2

и подавать не

менее

20 270 кг/ч воды.

 

 

 

К арматуре и трубопроводам водоподогревателя при ремонте предъявляют такие же требования, как и к арматуре котла паро­ воза.

После ремонта на заводе собранный водоподогреватель испыты­ вают и регулируют на стенде согласно инструктивным указаниям МПС. При отсутствии стенда на заводе и в депо разрешается про-' изводить испытание водоподогревателя непосредственно на горячем паровозе.

Г л а в а 25

 

УСТРОЙСТВА, ПОВЫШАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ

ДВИЖЕНИЯ

§ 126. СКОРОСТЕМЕР

 

Согласно Правилам технической эксплуатации

железных до-,

рог паровозы должны быть оборудованы скоростемерами, ука­ зывающими и регистрирующими скорость движения (ПТЭ § 143). Наличие на паровозе скоростемера СЛ-2 или СЛ-2М дает воз­ можность машинисту точно соблюдать установленную на данном участке скорость и график движения поездов.

Скоростемер 1 (рис. 270) установлен на кронштейне 2 в будке машиниста с правой стороны. В движение скоростемер приводится от колеса ближайшей поддерживающей или сцепной колесной па­ ры паровоза. При помощи шарнирного приводного вала 3 ско­ ростемер соединен с червячным редуктором 6, который уменьша­ ет скорость вращения валика скоростемера по отношению к ско­ рости вращения колеса паровоза. Редуктор на стойке 5 подвешен


к настилу будки. Стойка при помощи поддержки 4 дополнитель­ но прикреплена к раме паровоза.

На

конце червячного вала редуктора помещена кулиса (по­

водок)

7. Через камень кулисы проходит палец 8, ввернутый в

ступицу

колеса. Описанный привод скоростемера, установленный

на паровозе Су , осуществляет свое движение от задней поддер­ живающей колесной пары.

На паровозах Л, ЛВ, ФД и др. скоростемер получает движение от задней сцепной колесной пары и имеет более сложную конст­ рукцию привода.

Скоростемер СЛ-2 показывает машинисту: скорость движения паровоза, суточное время в часах и минутах и количество кило­ метров, пройденное паровозом (суммарное и за сутки, смену или

Рис 270. Установка

скоростемера

СЛ2:

t — скоростемер; 3 — кронштейн; 3 —•

приводной в а л ;

4 п о д д е р ж к а ; 5 — стойка

р е д у к т о р а ; 6 — р е д у к т о р ; 7 — к у л и с а ; 8 — п а л е ц

13* 387

\

 

 

 

 

 

 

рейс).

Одновременно

на

диаграммной

 

 

 

 

 

 

ленте

скоростемера

записывается:

ско­

 

 

 

 

 

 

рость движения паровоза, суточное вре­

 

 

 

 

 

 

мя в

часах и

минутах, продолжитель­

 

 

 

 

 

 

ность

пробега

и остановок

паровоза,

 

 

 

 

 

 

пробег

в километрах,

 

направление

дви­

 

 

 

 

 

 

жения

паровоза

и

режим

торможения

 

 

 

 

 

 

поезда. Скоростемер имеет звонок, изве­

 

 

 

 

 

 

щающий машиниста о достижении па­

 

 

 

 

 

 

ровозом установленной

предельной

ско­

 

 

 

 

 

 

рости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скоростемер

(рис.

271)

имеет чугун­

 

 

 

 

 

 

ный корпус 5, в котором помещены все

 

 

 

 

 

 

его механизмы. Лицевая стенка 4 имеет

 

 

 

 

 

 

застекленное окно, через которое виден

 

 

 

 

 

 

циферблат указателя скорости со шка­

 

 

 

 

 

 

лой на 150 км, циферблат часов и счет­

Рис. 271. Общий вид

скоро­

чик километров. В откидной крышке 2

также имеется застекленное окно, через

 

стемера

СЛ2:

 

 

 

которое видны диаграммная

лента

и ме­

/ —

замок;

 

2 —

крышка;

3 — ключ

часов;

4 — лицевая

ханизм для записи на ней показаний ско­

стенка;

 

5 — корпус; 6 — ключ

ростемера. Крышку запирают

замком /

счетчика;

7

— индикатор д а в ­

ления;

 

8

приводной

вал;

и пломбируют.

 

 

 

 

 

 

9

масленка;

10—звонок

 

 

 

 

 

 

К нижней части корпуса прикреплен индикатор тормозного давления 7, а слева от него из корпуса вы­ ходит приводной вал 8, имеющий на конце отверстие под чек для соединения с приводом. Справа на лицевой стенке расположен ключ 3 для завода и перевода стрелок часов, на правой боковой стенке корпуса — ключ 6 для сброса на нуль показаний рейсово­ го счетчика, а на левой — сигнальный звонок 10. Для смазывания приводного вала поставлена масленка 9. Крышку корпуса и ин­ дикатора тормозного давления пломбируют.

§ 127. МЕХАНИЗМ СКОРОСТЕМЕРА

Механизм скоростемера СЛ-2 состоит из следующих основных узлов: приводного вала с реверсивным устройством, измерителя скорости, счетчика километров, регистратора направления движе­ ния, часового механизма, индикатора тормозного давления и звон­ ка предельной скорости. Кинематическая схема механизма ско­ ростемера показана на рис. 272.

Р е в е р с и в н о е

у с т р о й с т в о . Так как паровоз

движется

передним

и задним

ходом и приводной вал скоростемера враща­

ется в обе

стороны, для преобразования двустороннего

вращения

вала в одностороннее вращение механизмов служит реверсивное устройство. Одностороннее движение механизмов (кроме регист­ ратора направления движения) необходимо потому, что измери­ тель скорости и диаграммная лента должны двигаться в одну