Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П р о д о л ж е н и е табл . 42’

Основные

Нефтедобыва­

Газодобываю­

Нефтеперераба­

направления

щая и газопере­

тывающая и

капиталь­

ющая

рабатывающая

нефтехимиче­

ных

промышленность

промышленность

ская промыш­

вложений

 

 

ленность

IV. Объек­ ты маги­ стрального транспорта и хранения нефти, газа

и нефте­ продуктов

/

Транспорт и хранение нефти, газа и нефте­ продуктов

1.Магистраль­ ные нефтепро­ воды и про­ дуктопроводы

2.Магистраль­ ные газопро­

воды и отводы от них к го­ родам и пред­ приятиям

3. Компрес­ сорные станции

4. Газораспре­ делительные пункты

5. Объекты подземного хранения газа 6. Базы хране­

ния и пере­ возки нефти

инефтепро­ дуктов

7.Прочие

V.

Объекты

1.

Жилые дома

 

жилищного

2.

Объекты

коммунального хозяйства

 

и куль­

3.

Объекты

просвещения, здравоохранения и культуры

турно-бы­

 

 

 

 

тового на­

 

 

 

 

значения

 

 

 

 

VI.

Прочие

1.

Проектно-изыскательские работы

1. Проектно-

капиталь­

2.

Подготовка кадров

изыскатель­

ные затраты

3.

Временные здания и сооружения

ские работы

 

 

4.

Содержание дирекции строящегося пред­

2. Подготовка

 

 

5.

приятия

 

кадров

 

 

Прочие

 

3. Временные

 

 

 

 

 

здания и со­

оружения 4. Прочие

313


геологоразведочных работ возросла до 67 %. Несмотря на абсолютный рост затрат на подготовку промышленных запасов нефти, удельное значение этих затрат в общем объеме капитальных вложений уменьшилось с 37,5% в 1961—1965 гг. до 33% в 1970 г.

В газодобывающей промышленности в связи с интенсивным рас­ ширением объема геологоразведочных работ на первое место в общем объеме капитальных вложений выдвигаются затраты, связанные с под­ готовкой промышленных запасов газа. На них в 1970 г. приходилось свыше 53% всех капитальных вложений. Около 47% капитальных вложений в газодобывающую промышленность — это затраты на эксплуатационное бурение и промысловое обустройство.

О направлении капитальных вложений в нефтеперерабатыва­ ющую, газоперерабатывающую и нефтехимическую промышленность дает представление пообъектная структура затрат на строительство новых нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов (табл. 43). 50—55% всех капитальных вложений в нефтепереработку и нефте­ химию приходится на строительство объектов основного производ­ ственного назначения, преимущественно технологических установок. На объекты общезаводского назначения (энергетика, водоснабжение и канализация, ремонтно-механическая база, транспорт, связь и др.) приходится около 25—30%. По сравнению с ранее построенными нефтеперерабатывающими заводами удельное значение вложений в объ­ екты основного производственного назначения возросло в 1,5—2 раза.

Т а б л и ц а 43

Пообъектная структура капитальных вложений в строительство нефтеперерабатывающего завода

Направление капитальных вложений

Подготовка территории ........................................

Объекты основного производственного назначения

Объекты общезаводского хозяйства....................

В том числе:

энергетическое хозяйство ............................

транспорт и с в я з ь ...........................................

водоснабжение и канализация ....................

Благоустройство промышленной площадки . . .

Проектные и изыскательские работы ................

Прочие капитальные работы и затраты . . . .

Удельный вес в общих затратах на строительство,

2,3

52.5

29.6

4,6

4,2

11,3

0,5

2,0

13,1

И т о г о

100,0

Широкое внедрение мощных и комбинированных установок, рационализация генерального плана завода и на этой основе резкое сокращение территории промышленной площадки, протяженности

314


коммуникаций и числа промежуточных емкостей обеспечивают на­ ряду со снижением сметной стоимости завода дальнейшее повышение доли вложений в объекты основного производственного назначения (до 60% и более). При этом значительное снижение стоимости завода сопровождается уменьшением издержек производства продукции.

На трубопроводном транспорте, представляющем собой линейные сооружения большой протяженности, преобладают затраты на строи­ тельство линейной части трубопровода — свыше двух третей всех капитальных вложений на строительство нефтепровода. Около трети затрат приходится на сооружение головной и промежуточных пере­ качивающих станций и резервуарных емкостей.

Перекачка газа по газопроводам, особенно на дальние расстоя­ ния, связана с большими затратами на компрессию газа. Доля за­ трат, приходящихся на сооружение компрессорных станций на газо­ проводах, достигает 20%.

Важное значение имеет распределение капитальных вложений между объектами нового строительства и реконструкцией действу­ ющих основных фондов.

В период ускоренной индустриализации нашей страны преобла­ дающая часть капитальных вложений в народное хозяйство, в част­ ности в нефтяную и газовую промышленность, направлялась на но­ вое строительство. В 1960—1970 гг. положение изменилось. В 1960 г. 30%, а в 1970 г. 50% всех капитальных вложений в нефтяную и га­ зовую промышленность было направлено на реконструкцию, расши­ рение и техническое перевооружение действующих предприятий, преимущественно нефтеперерабатывающих заводов. 45% всего при­ роста мощностей первичной перегонки нефти в 1966—1970 гг. полу­ чено за счет интенсификации технологических процессов и реконст­ рукции установок. В девятой пятилетке более 70% капитальных вложений, выделенных на развитие нефтеперерабатывающей про­ мышленности, также направляется на расширение и реконструкцию действующих заводов. Как правило, реконструкция действующих предприятий позволяет наращивать производственные мощности нефтеперерабатывающих, газоперерабатывающих и нефтехимических заводов в сжатые сроки и в 2—5 раз меньшими капитальными вло­ жениями, чем возведение новых предприятий.

Сохранение большой доли нового строительства в общем объеме капитальных вложений в нефтяной и газовой промышленности обусловлено необходимостью вовлечения в народнохозяйственный оборот больших ресурсов нефти и газа в новых районах страны, все возрастающей потребностью народного хозяйства в нефтепродук­ тах, развитием новых производств, высокой эффективностью при­ ближения нефтеперерабатывающих заводов к районам интенсивного потребления нефтепродуктов.

Новая система планирования и экономического стимулирования расширила права предприятий в области планирования капиталь­ ных вложений. В связи с этим возросло значение разграничения капитальных вложений на централизованные и нецентрализованные.

315


Ц е н т р а л и з о в а н н ы е капитальные вложения — это ка­ питальные вложения предприятий, утверждаемые в составе плана и осуществляемые за счет средств, предусмотренных государствен­ ным планом. Их использует государство для регулирования основной массы капитальных вложений и направляет главным образом на но­ вое строительство и коренную реконструкцию действующих пред­ приятий. Это позволяет планомерно определять темпы и основные пропорции развития народного хозяйства и размещение производи­ тельных сил. На централизованные капитальные вложения в 1971—. 1975 гг. приходится 73,7% всех капитальных вложений в нефтепере­ рабатывающую отрасль промышленности.

К н е ц е н т р а л и з о в а н н ы м капитальным вложениям относятся капитальные вложения предприятий за счет источников финансирования, которые разрешено направлять на капитальные вложения сверх государственного плана. В новых условиях хозяй­ ствования нецентрализованные капитальные вложения — крупный дополнительный источник капитальных вложений, образуемых на предприятиях за счет фондов развития производства и фондов со­ циально-культурных мероприятий и жилищного строительства. В 1970 г. их объем составил в нефтедобывающей промышленности 199 млн. руб.

За счет нецентрализованных капитальных вложений предприятия осуществляют мероприятия, связанные с заменой и модернизацией машин и оборудования, внедрением новой техники, совершенство­ ванием производства, строительством жилых домов, культурно-бы­ товых учреждений, детских садов, пионерских лагерей, домов От­ дыха и санаториев и т. п.

При этом прирост производственных мощностей на действующих предприятиях в результате проведения организационно-техниче­ ских мероприятий, модернизации основных фондов, внедрения новой техники, осуществляемых за счет нецентрализованных источников финансирования, сокращает необходимый размер ввода в действие новых мощностей по централизованным капитальным вложениям. Предприятия самостоятельно распоряжаются средствами, направля­ емыми на нецентрализованные капитальные вложения. Это позволяет им широко проявлять инициативу в осуществлении мероприятий по техническому совершенствованию и повышению экономической эффективности производства.

§ 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Один из основных путей в развитии строительного производства — н е п р е р ы в н ы й т е х н и ч е с к и й п р о г р е с с . В созда­ нии и всестороннем применении новой и новейшей строительной техники — неиссякаемый источник увеличения масштабов строи­ тельства, резкого сокращения сроков возведения зданий и сооруже­ ний, снижения стоимости и улучшения качества строительства.

.316


Дальнейшая индустриализация — основа технического про­ гресса в строительстве. Превращение строительного производства в механизированный процесс сборки и монтажа зданий и сооруже­ ний, широкое применение сборных строительных конструкций и де­ талей заводского изготовления, поточная технология сборки и мон­ тажа зданий и сооружений, комплексная механизация всех произ­

водственных процессов с применением средств

автоматизации —

таковы основные элементы индустриализации строительства.

Главнейшее

направление

индустриализации

строительства —

в с е м е р н о е

р а з в и т и е

с б о р н о с т и

з д а н и й и

с о о р у ж е н и й . За 1960—1970 гг. производство сборных железо­ бетонных конструкций и изделий возросло в несколько раз. На каж­ дый 1 млн. руб. строительно-монтажных работ в 1970 г. приходилось 1,96 тыс. м3 сборных железобетонных конструкций и деталей. Это в 1,3 раза больше, чем в 1960 г. Около 25% объема производства сборных железобетонных конструкций приходилось на предвари­ тельно напряженные конструкции, при изготовлении которых ис­ пользуют высокопрочную проволоку, прядевую арматуру и дру­ гие экономичные виды арматуры. Созданы крупные высокомеханизи­ рованные предприятия сборного железобетона. Из года в год увели­ чиваются масштабы применения сборных конструкций и изделий в нефтегазопромысловом и нефтезаводском строительстве. В част­ ности, широко применяют блочно-комплектные устройства завод­ ского изготовления на строительстве нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири. На заводах производят практически готовые к экс­ плуатации насосные станции, автоматизированные замерные уст­ ройства, плавучие перекачивающие установки, основания для буро­ вых и др. Их в виде отдельных блоков грузят на баржу или в самолет и доставляют к месту, где производится окончательный монтаж и привязка к электросети, водоводам, другим коммуникациям. Объекты из крупных блоков почти полностью вытеснили в Западной Сибири громоздкие сооружения из кирпича и железобетона.

В текущем десятилетии производство и применение сборных кон­ струкций и изделий еще более возрастет. Будут широко применяться железобетонные предварительно напряженные и тонкостенные кон­ струкции, изготовленные из бетона высоких марок и высокопрочной стальной арматуры. Вдвое увеличится применение легких и ячеистых бетонов, в том числе высокопрочных бетонов в 5—6 раз, что позво­ лит снизить вес несущих конструкций на 20—25% и уменьшить стои­ мость зданий и сооружений. Значительно возрастет применение металлических конструкций из низколегированной стали, стали повышенной и высокой прочности, экономичных профилей проката, алюминиевых сплавов.

Резко возрастет объем железобетонных и металлических конст­ рукций с повышенной заводской готовностью. Это позволит повысить качество конструкций, снизить стоимость их (стальных конструкций на 15—17%, из алюминиевых сплавов в 2—3 раза), сократить сроки строительства зданий и сооружений.

317