Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 352

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкая индустриализация строительства неразрывно связана с к о м п л е к с н о й м е х а н и з а ц и е й и а в т о м а т и з а ­ ц и е й о с н о в н ы х и в с п о м о г а т е л ь н ы х п р о ц е с ­ с о в в с т р о и т е л ь с т в е . В последние годы сильно возросла техническая оснащенность строительных организаций. Механовоору­ женность труда за 1940—1970 гг. увеличилась в 10 раз. Резко повыси­ лась и энерговооруженность труда. Ведущие и трудоемкие работы выполняются машинами и системами машин.

На строительстве магистральных трубопроводов почти полно­ стью механизированы землеройные работы, очистка труб и изоляция труб, большая часть сварочных работ. Неуклонно возрастает приме­ нение средств механизации в бурении скважин, нефтегазопромысло­ вом и нефтезаводском строительстве. Все это избавляет рабочего от тяжелого физического труда и резко повышает его производитель­ ность.

Поставлена задача в ближайшие годы завершить кбмплексную механизацию в строительстве и на этой основе исключить применение ручного труда при выполнении основных и вспомогательных работ. Для этого строительные организации оснащаются высокопроизво­ дительными машинами, транспортными средствами, устаревшая стро­ ительная техника заменяется новой и новейшей. Будут широко при­ меняться средства автоматизации при выполнении отдельных строи­ тельных работ.

В строительстве все шире внедряется п о т о ч н о е п р о и з ­ в о д с т в о . Магистральные трубопроводы сооружаются теперь при помощи подвияшых специализированных колонн как комплексный механизированный поток, состоящий из последовательно выполня­ емых операций (земляные работы, сварочные работы, изоляционные работы и др.). Это обеспечивает ритмичную работу всех звеньев,

сокращает

сроки строительства.

 

Процесс

индустриализации

строительства

сопровождается с о ­

в е р ш е н с т в о в а н и е м

о р г а н и з а ц и о н н ы х ф о р м

к а п и т а л ь н о г о с т р о и т е л ь с т в а .

В капитальном стро­

ительстве применяется два способа организации работ — подрядный и хозяйственный.

При х о з я й с т в е н н о м способе промышленное предприятие собственными силами осуществляет необходимые ему капитальные работы. При подрядном способе строительство ведут постоянно действующие строительно-монтажные и буровые организации на основании договоров с предприятиями-заказчиками, которым выде­ лены ассигнования на капитальное строительство.

Подрядная организация обеспечивает строительство необходи­ мыми строительными механизмами, рабочими и инженерно-техниче­ скими кадрами, отвечает перед заказчиком за своевременность и ка­ чество выполняемых работ. В необходимых случаях для производ­ ства специальных работ она привлекает специализированные подрядные организаций на правах субподрядчика.

Подрядный способ строительства имеет большие преимущества

318


перед хозяйственным способом. Он позволяет осуществлять строи­ тельство при помощи организаций, располагающих надлежащей про­ изводственной базой и постоянными кадрами строителей, создает благоприятные условия для повышения качества работ, ускорения и удешевления строительства, в наибольшей степени содействует повышению эффективности капитальных вложений.

В1970 г. 89% всего объема строительно-монтажных работ, вы­ полненного для государственных и кооперативных организаций (без колхозов), осуществлено подрядным способом.

Внефтяной, газовой и нефтехимической промышленности пода­ вляющая часть строительно-монтажных работ и бурения скважин осуществляется подрядным способом. Хозяйственный способ преоб­ ладает в геологоразведочных организациях. Укрепление и дальней­ шее развитие подрядного способа строительства — одно из главных направлений капитального строительства. В перспективе доля работ, выполняемых подрядным способом, возрастет до 95—96% к общему объему строительно-монтажных работ, выполняемых в стране.

Все более широкое развитие в строительстве получают с п е ц и а ­

л и з а ц и я и к о о п е р и р о в а н и е . В районах, где сосредото­ чивается строительство, созданы крупные специализированные ор­ ганизации, выполняющие строительство для отдельных отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Эти организа­ ции специализируются на строительстве отдельных видов зданий и сооружений (строительстве трубопроводов, жилых зданий, буре­ нии скважин и др.). Между отдельными специализированными ор­ ганизациями существует производственная связь — кооперирова­ ние, заключающаяся в совместном выполнении различных работ но сооружению объекта. При этом организующая роль принадлежит генеральному подрядчику. Не вмешиваясь в оперативно-хозяйст­ венную деятельность субподрядных специализированных организа­ ций, он координирует деятельность всех организаций, участвующих в строительстве, регулирует сроки и очередность выполнения работ.

Специализация и кооперирование в строительстве обеспечи­ вают наиболее эффективное использование материально-технических средств и кадров строителей, более полную загрузку предприятий и организаций. Открываются возможности ускорения строительства и ввода в действие мощностей. Снижается стоимость строительства.

Одновременно с возвратом к управлению промышленностью по отраслевому признаку, как это предусмотрено сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, образованы общесоюзные и союзно-республи­ канские строительные министерства. В их задачу входит выполнение на подрядных началах строительно-монтажных работ на всей терри­ тории СССР. Каждое строительное министерство имеет отраслевую направленность и выполняет строительные работы для определенных технологически близких отраслей промышленности. За каждым мини­ стерством закреплена зона, в которой сконцентрировано строитель­ ство объектов его профиля. Так, Министерство строительства пред­ приятий тяжелой индустрии СССР ведет работы в Казахской ССР,

319



Донецкой, Ворошиловградской, Запорожской, Днепропетровской, Кировоградской областях УССР, ряде автономных республик, краев и областей РСФСР. На закрепленной за министерством зоне оно выполняет строительство и для других отраслей промышленности, что устраняет распыление средств и сил каждого строительного министерства по всей территории страны.

Строительство объектов нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности ведут преимущественно организации Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР, Министерства промышленного строительства СССР, Министерства строительства

СССР, Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности, Министерства монтажных и специальных строи­ тельных работ СССР. В районах сосредоточения строительства объек­ тов нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности действуют крупные строительно-монтажные тресты, подчиненные строительному министерству. Крупные строительные организации, как показывает опыт, строят объекты в более короткие сроки, там лучше исполь­ зуются материальные и трудовые ресурсы, выше производитель­ ность труда, ниже стоимость строительства.

§ 3. ПЛАНИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

План капитального строительства — важная составная часть плана развития нефтяной, газовой и нефтехимической промышлен­ ности. Им определяется объем капитальных вложений, строительно­ монтажных и буровых работ, направление капитальных вложений, прирост и ввод в действие производственных мощностей и основных фондов. Планы капитального строительства для нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности составляют как в целом по стране, так и по союзным республикам, производственным объедине­ ниям, отдельным предприятиям.

Важнейшие задачи

планирования капитального строительства

в нефтяной, газовой и

нефтехимической промышленности связаны

собеспечением:

1)заданных приростов добычи нефти и газа и выработки нефте­ продуктов и химической продукции;

2)комплексного развития всех отраслей нефтяной, газовой и неф­ техимической промышленности на основе установления оптимальных соотношений между подготовкой запасов нефти и газа и добычей, добычей и переработкой, производством, транспортом и хранением нефте- и химических продуктов;

3)рационального размещения добычи нефти и газа, нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических мощностей по территории страны;

4) технического прогресса во всех отраслях нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности.

320


Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР в поста­ новлении от 28 мая 1969 г. «О совершенствовании планирования капитального строительства и об усилении экономического стимули­ рования строительного производства» определили, что основной фор­ мой планирования капитального строительства является пятилетний план — определяющий направления капитальных вложений на пять лет с распределением по годам. Начиная с плана на 1971—1975 гг., в пятилетних планах капитального строительства, утверждаемых министерствами и ведомствами СССР и союзными республиками, устанавливаются для каждой стройки задания по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов, а также объемы капитальных вложений и строительно-монтажных работ на весь срок строительства с разбивкой по годам в соответствии с нормами продолжительности строительства. Задания пятилетнего плана по капитальному строительству конкретизируются и уточняются в го­ довых планах. Вопросы о строительстве новых объектов, не преду­ смотренных пятилетним планом, могут рассматриваться в порядке исключения в тех случаях, когда они связаны с открытием новых эффективных месторождений, с коренными изменениями в технике и технологии производства, имеющими общегосударственное значе­ ние. Предусмотренный этим постановлением порядок планирования капитальных вложений распространяется и на те стройки, продол­ жительность строительства которых выходит за пределы пятилетия. Это создает необходимые условия для разработки долговременных программ капитального строительства, рассчитанных на 10 лет и более.

План капитального строительства включает следующие основные показатели: 1) задание по вводу в действие производственных и не­ производственных мощностей и основных фондов; 2) объем капиталь­ ных вложений, строительно-монтажных и буровых работ; 3) размеры строительных заделов — незавершенного строительства. Один из основных разделов плана капитальных вложений — титульные списки.

Нецентрализованные капитальные вложения не утверждают в со­ ставе государственного плана. Однако их учитывают при его соста­ влении. Это вызывается необходимостью оценить прирост производ­ ственных мощностей и основных фондов в результате использования нецентрализованных источников финансирования, определения об­ щего объема капитальных вложений, материально-технического обес­ печения всех капитальных вложений.

Ввод в действие производственных мощностей и основных фондов связывает план капитальных вложений с планом добычи и перера­ ботки нефти и газа и является главным показателем плана капиталь­ ного строительства и оценки его выполнения. Он предусматривается

вплане как в виде натуральных показателей вводимых в действие производственных мощностей (число вводимых в действие скважин, нефте- и газоперерабатывающих установок, производительность их

втоннах нефти, газа, нефтепродуктов), так и в денежной форме

21 Заказ 783

321