шем совершенствовании системы профессионально-технического об разования», принятом в 1972 г., признано необходимым расширять и укреплять средние профтехучилища как наиболее перспективную форму подготовки молодого пополнения рабочего класса, обеспечив в них высокий уровень профессионального и общего среднего обра зования молодежи. ^
Широкий размах получила подготовка рабочих кадров непосред ственно на производстве путем индивидуального и бригадного об учения и через курсовую сеть. В 1972 г. свыше 5,2 млн. рабочих промышленности было обучено новым профессиям и специальностям.
Подготовка инженерно-технических работников осуществляется
через |
систему высших |
и средних специальных учебных заведе |
ний. |
За 1918—1972 гг. |
ими подготовлено 27,5 млн. специалистов, |
из них 10,5 млн. — с высшим образованием и 17 млн. — со средним специальным образованием. Численность дипломированных инже неров, занятых в народном хозяйстве СССР, в 1965 г. в 2,2 раза, а в 1972 г. в 2,8 раза больше численности инженеров, занятых в хо зяйстве США. Выпуск инженеров в СССР в 1972 г. в 5,5 раза пре высил выпуск инженеров в США.
Развитие и совершенствование нефтяной техники вносят крупные изменения в содержание труда рабочих. Функции рабочего все более сводятся к контролю за соблюдением режима технологических процессов, наблюдению за исправностью приборов, аппаратуры, оборудования. Возрастают требования к производственной квали фикации кадров и их культурно-технической подготовке.
Повышение культурно-технического уровня и производственной квалификации кадров осуществляют в различных формах. Создана большая сеть вечерних и заочных средних, специальных и высших учебных заведений, учебно-курсовых комбинатов. На предприятиях действуют специальные школы и курсы — школы передового произ водственного опыта, школы коммунистического труда, производ ственно-технические курсы, курсы по овладению смежными про фессиями, курсы целевого назначения и др. Свою квалификацию ежегодно повышают десятки тысяч нефтяников.
Постоянное внимание к росту общеобразовательного и техни ческого уровня нефтяников изменило их качественный состав. В 1969 г. свыше 27% всех рабочих нефтяников имело квалификацию третьего разряда, а 48—56% — рабочие высших разрядов. Средний тарифный разряд, характеризующий квалификацию рабочего, соста вил в нефтедобывающей промышленности 3,4 и в нефтеперерабаты вающей промышленности 3,7 и существенно возрос по сравнению с 1962 г.
Дальнейшее повышение качества технического обучения — важ ное условие роста производительности труда. Необходимо система тическое изучение всего нового, передового, возникающего в области техники, технологии и организации производства, обучение рабочих прогрессивным методам труда. Большое значение имеет повыше ние экономических знаний инженерно-технических работников,