Файл: Техника высоких напряжений учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 304

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В импульсных конденсаторах в ряде случаев в качестве пропиты­ вающего диэлектрика используется касторовое масло, обладающее повышенной диэлектрической проницаемостью (е= 5,5е0) и высокой стабильностью против разложения в электрическом поле.

В специальных импульсных конденсаторах, рассчитанных на боль­ шие импульсные токи, применяется ряд мер для уменьшения индук­ тивности конденсаторов.

§ 15.8. ИЗОЛЯЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ

а. Общие сведения

Крупные электрические машины являются важнейшими элемен­ тами энергосистем. В настоящее время большая часть генераторов вы­ пускается на номинальное напряжение от 3,15 до 21 кв, а в отдельных случаях на еще более высокие напряжения. Мощность генераторовдостигает 800 Мвпѵ, разрабатываются генераторы с мощностью в еди­ нице 1200-^1500 Мет. Поведение их изоляции в эксплуатации в зна­ чительной степени определяет надежность и бесперебойность электро­ снабжения потребителей. Повреждение изоляции крупных электри­ ческих машин во время работы является одним из наиболее тяжелых видов аварий энергосистем.

В процессе работы изоляция машин находится в тяжелых усло­ виях эксплуатации (перенапряжения, высокая рабочая темпера­ тура, вибрация, циклы нагрева и охлаждения, механические усилия,

воздействие продуктов разложения

воздуха — озона, окислов

азота

и др.). Кроме

того, существенное

значение имеют

технологические

трудности при

изготовлении и укладке изоляции,

приводящие

к ме­

ханическим повреждениям изоляции в процессе изготовления, а так­ же несовершенство методов контроля и испытания.

Усовершенствование изоляции высоковольтных электрических ма­ шин идет по пути повышения ее надежности и долговечности, а также повышения удельных показателей за счет применения тонкослойной изоляции на основе синтетических изоляционных материалов, обла­ дающих более высокой электрической и механической прочностью и нагревостойкостью.

Основным требованием, предъявляемым к изоляционным мате­ риалам, технологии изготовления и конструированию, является спо­ собность изоляции длительное время противостоять комплексу эк­ сплуатационных воздействий без значительного старения изоляции и образования местных дефектов в пределах срока службы. Последние приводят к тому, что наряду с высокими средними значениями элект­ рической и механической прочности (электрическая прочность пре­ вышает номинальное напряжение в 10ч-15 раз) в машинах имеется некоторое (порядка 1%) количество стержней, электрическая проч­ ность которых близка к величинам испытательных напряжений или перенапряжений. Поведение изоляцйи машины в эксплуатации опре­

450


деляется наиболее слабыми ее элементами в электрическом и механи­ ческом отношениях. Поэтому важно обеспечить высокие характеристи­ ки новой изоляции и поддерживать их в эксплуатации.

При оценке технико-экономических показателей необходимо счи­ таться с тем, что стоимость изоляции составляет 50-ь80% стоимости всех других материалов машины, а учитывая, что за время службы машины изоляция частично или полностью заменяется, удельный веа стоимости изоляции возрастает еще больше.

В трехфазных машинах изоляцию обмоток статоров принято раз­ делять на главную и продольную. Под г л а в н о й и з о л я ц и е й пони­ маются изоляция между фазами и корпусом (корпусная) и изоляция

между различными фазами (междуфазовая). К п р о д о л ь н о й

и з о л я ­

ции относятся междувитковая, междукатушечная и изоляция

между

группами катушек одной фазы.

 

В зависимости от номинального напряжения, мощности и типа машины (турбоили гидрогенераторы; синхронные компенсаторы; электродвигатели) и способа охлаждения применяются разнообраз­ ные конструкции изоляции и различные изоляционные материалы.

Как было показано в §8.7, для изоляции обмотки статора маши« применяется термопластическая или термореактивная изоляция. По» конструктивному выполнению изоляцию можно подразделить на не­ прерывную и гильзовую, причем последняя в большинстве случаев выполняется с применением термопластических связующих.

б.Конструкция главной изоляции

Всовременных генераторах применяется непрерывная изоляция, которая как в пазовой, так и в лобовой части выполняется из одного

итого же материала (чаще всего из микалентной компаундированной изоляции, в которой микалента наматывается на стержень слоями впол­

нахлеста). Конструкция такой изоляции применительно к генератору

с

воздушным охлаждением приведена на рис. 15.41 и с водяным —

на

рис. 15.42.

Гильзовая изоляция выполняется в виде жестких или мягких труб (гильз), в которых находятся пазовые участки стержней или катушек. Лобовые участки, головки и уголки изолируются гибкими лентами в зависимости от необходимого класса напряжения. Таким образом, гильзовая изоляция неоднородна как в отношении изоляционных мате­ риалов и технологии изготовления, так и в отношении электрических и других свойств. Пазовые участки гильзовой изоляции легко под­ даются термомеханической обработке, в результате чего они имеют вы­ сокую начальную электрическую прочность. В эксплуатации пазовые участки непрерывной микалентной и гильзовой изоляций меньше под­ вергаются расслоению, разбуханию, вследствие чего они дольше со­ храняют высокие значения электрической прочности.

Нанесение изоляции на лобовые участки, уголки и головки являет­ ся трудоемким, процессом, так как она трудно поддается формовке и опрессовке, что приводит к появлению повышенного числа газовых включений, расслоений и других дефектов, снижающих ее электриче-

15*

45!

 


Рис. 15.42. Поперечный разрез паза статора турбогенератора с непосредственным охлаждением обмотки водой:
/ — клин; 2, 12, 13 — прокладки изоляцион­ ные; 3 — медпыіі сплошной проводник изоли­ рованный; -I — медный полый изолирован­ ный проводник; 5 — изоляционный раздели­ тель групп транспонированных проводни­ ков; б — корпусная изоляция; 7 — полупроводящая лента; 8 — изоляция мест переходов транспозиции проводников; 9 — изоляционная замазка; 10— изоляционная прокладка с закруглением; // — алюминиевая проклад­
ка; 14 — сталь статора

скую прочность. В эксплуатации постепенно происходит разбухание и расслоение изоляции лобовых частей, миграция компаундов. Эти участки изоляции подвергаются более интенсивному старению, в них раньше образуются местные разви­ тые дефекты, быстрее снижается электрическая и механическая проч­ ность.

В местах выхода катушек (стерж­ ней) из паза статора изоляция

Рис. 15.41. Изоляция обмотки статора в пазу с воздушным охлаждением:

/ — проводник медный; 2 — изо­ ляция между элементарными про­ водниками; 3 — изоляция между витками; 4 — изоляция относи­ тельно корпуса (главная); 5 — изоляция между слоями; 6 —

.сталь статора; 7 — клин

подвергается интесивным вибраци­ ям, имеет место повышенная напря­

женность электрического поля, а на поверхности изоляции создаются условия для развития короны и скользящих разрядов, которые разру­ шают изоляцию.

в. Электрическая прочность главной изоляции

Функции распределения пробивных напряжений корпусной изоля­ ции стержней машин при 50 гц удовлетворительно описываются нор­ мальным законом. Этому же закону подчиняются распределения и при других формах напряжения, и только для сильно изношенной (рас­

452


слоившейся) изоляции при импульсных напряжениях наблюдается существенное отклонение от этого закона.

На рис. 15.43 представлены функции распределения пробивных напряжений новой корпусной микалентиой изоляции 6,6 кв стержней

(/) и целых машин (2). Кривая 1 получена по испытаниям 279 стерж­ ней (изоляция четырех машин), а кри­ вая 2 — путем пересчета по формуле

Р Л и ) = \ - [ 1 - Р Л и ) \ * >

(15.61)

 

где Ps (U) и Pi(U) — вероятности про­

 

боя изоляции стержней и целых ма­

 

шин;

s — число стержней в машине.

 

Функции распределения

дают до­

и„р,кв

статочно полную информацию об элек­

трической прочности изоляции. Кроме

Рис. 15.43. Функции распределения

того,

они используются для

сравни­

тельной оценки электрической проч­

пробивных напряжении промышлен­

ной частоты новой корпусной мика-

ности и однородности как разных ви­

лентной изоляции 6,6 кв для стерж­

дов, так и разных состояний одной и

ней (1) и целых машин (2)

тон же изоляции, например новой и бывшей в эксплуатации. С их помощью производится количественный

анализ снижения электрической прочности в результате различных приемов изготовления и монтажа изоляции.

Данные по электрической прочности новой и бывшей в эксплуата­ ции микалентиой изоляции при разных формах напряжения приведе­

ны в табл.

15.4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переменное на­

Выпрямленное

Т а б л и ц а

15.4

 

 

 

 

К осоугольная

волна

 

 

 

 

пряжение

при

напряжение

при

41,5 к в !м к с е к

при

 

 

 

 

 

(£/),

 

Х арактер

изоляции

 

Р ( U ) , ко

Р

(

U

),

ко

Р

кв

 

 

 

 

 

 

 

0,5

0,02

0,5

 

 

 

0.02

0,98

0,5

 

0,02

Микалента новая:

.

44

34

87

 

 

 

 

81

150

57

 

44

6,6

кв

 

 

 

 

 

 

10,5

кв

 

.

30

28

 

 

 

 

150

97

 

96

15,75

к в ....................

44

42

 

 

 

 

200

115

 

105

Опытные

стержни 18,0 кв

79

71

 

 

 

 

' 215

170

 

155

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Микалента,

бывшая в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эксплуатации:

кв

32

29

51

 

 

'

 

50

105

54

 

47

26000 ч,

Uп= 6 ,6

 

 

 

 

1000 ч, (Уи=10,5

кв

33

32

47

 

 

 

43

150

47

 

42

Стеклоэскапон, U„ =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 3,3 кв:

 

 

 

35

20

75

 

 

 

 

55

 

46

 

30

н о в ы й ........................

 

 

 

 

 

 

бывший в эксплуата­

31

19

49

 

 

 

 

34

39

 

18

ции ............................

 

 

 

 

 

453


Для новой и находящейся в эксплуатации изоляций' обычно наблк> дается следующее соотношение между электрической прочностью изо­ ляции отдельных элементов: Дп> Д л> Д у> ІІГ, где Un, /Ул, Uv Ue— электрическая прочность соответственно пазовых, лобовых участков, уголков и головок.

Т а б л и ц а 15.5

 

 

и пр/{/цом 1іа различных

Вид изоляции

Р од напряжения

участках катуш ек

пазовая

уголки

лобовая

Н овая мнкалентная . . .

Переменное 50 ец . . . .

8,5

3,2

4,8

Гильзовая изоляция,

Переменное 50 ац .

6,5

2,0

2,2

вывшая в эксплуатации

Постоянное..................., .

9,5

2,5

2,7

 

Импульсное 1,5/40 мксек

5,5

1,7

1,9

В табл. 15.5 представлены данные по электрической прочности различных элементов участков изоляции катушек при постоянном, переменном и импульсном напряжениях. В лобовых частях главной изоляции старение происходит неравномерно: наиболее интенсивно в местах выхода катушек (стержней) из пазов статора на расстоянии до 50 мм от пакетов стали статора вследствие более интенсивных виб­ раций и больших напряженностей электрического поля. Старение па­ зовых участков также происходит неравномерно: электрическому ста­ рению более интенсивно подвергается изоляция ближайших к выводам

катушек,

тепловому старению — центральные участки пазовой изо­

ляции.

.

Данные по электрической прочности новых (термореактивных) видов изоляции в литературе очень скудные — это главным образом за­ висимости средних пробивных напряженностей новой изоляции от вре­ мени приложения напряжения промышленной частоты (см. рис.8.21). Об электрической прочности термореактивной изоляции в эксплуата­ ции, ее старении, надежности и долговечности можно судить по начальным свойствам и зависимостям пробивных напряженностей от времени приложения напряжения; при этом есть основания ожидать, что термореактивная изоляция обладает более высокой электрической прочностью, надежностью и долговечностью, и для этого вида изоля­ ции возможно повышение рабочих напряженностей. В табл. 15.4 при­ ведены данные по электрической прочности стеклоэскапоновой высоко­ вольтной изоляции электрических машин.

Токоведущая часть (медь) стержней выполняется прямоугольной формы, вследствие чего главная изоляция в пазах имеет резконеодно­ родное поле. Для уменьшения максимальной напряженности поля углы меди выполняются с определенными радиусами закругления г или внутри изоляции применяются прокладки из фольги.

454