чем токе порядка 1500-^2000 а и более. Они имеют значительно мень шую емкость на единицу длины (зарядную мощность), меньшие потери и более высокую эксплуатационную надежность.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
15.6 |
Линейное напряжение V 1{ОЫ,кв |
138 |
230 |
345 |
500 |
750 |
Наружный диаметр токоведу- |
76 |
76 |
102 |
152 |
203 |
щен трубы d,K, м м .................... |
Внутренний диаметр оболочки |
203 |
254 |
355 |
508 |
760 |
^об' |
........................................ |
Максималь |
у провода . . |
30 |
41 |
45 |
45 |
46 |
ная напряжен |
|
|
|
|
|
|
ность поля Е, |
у оболочки |
11 |
12 |
13 |
13 |
12 |
к в / с м ............... |
Допустимый ток / доп, а . . . |
1450 |
1530 |
2000 |
2870 |
3700 |
Мощность электропередачи |
|
610 |
1200 |
2500 |
4800 |
Р = UІІ0М1доп f/~ 3, Мва . . . . |
347 |
Потери |
АР, квт/км............... |
108 |
120 |
142 |
189 |
234 |
Зарядная мощность, Мва/км |
0,4 |
0,9 |
2,0 |
4,5 |
9,0 |
В табл. 15.6 приведены ориентировочные характеристики «закры тых» электропередач в элегазе по данным Джонсона, Допкена и Трам па (PÂS, 1969, стр. 369). В качестве токоведущей жилы принималась алюминиевая труба с наружным диаметром сіжи толщиной, выбранной по условиям минимума активных потерь при 60 гц с учетом скин-эф фекта (S = 1,2-H2,5 см). В качестве оболочки принималась алюминие вая труба с внутренним диаметром do6 и толщиной, выбранной по ус ловиям механической прочности. В качестве изолирующей среды принимался элегаз SF„ при давлении 3,5 am.
В последние годы появились трансформаторы, в которых изоли рующей и одновременно охлаждающей средой является кипящий жид кий диэлектрик с низкой температурой кипения (например, фреон). Жидкость и ее пары осуществляют электрическую изоляцию и одновременно интенсивный теплоотвод от активных элементов транс форматора за счет теплоты испарения жидкости. Такая изоляция при меняется, например, в трансформаторах с испарительным охлаждением.
Жидкость подается струей на разогретые рабочим током обмотки трансформатора, нагревается и, отбирая тем самым тепло от обмоток, превращается в пар. Паровая фаза заполняет все изоляционные про межутки, обеспечивая необходимую электрическую прочность. В вер хней части бака пар собирается в охладитель, конденсируется, и жидкость снова подается на обмотку. Давление пара внутри бака не сколько выше атмосферного. Такие трансформаторы применяются, в частности, на электровозах.
Применение элегаза и других высокопрочных газов под давлением весьма перспективно для создания комплектных закрытых распредустройств и электропередач на все напряжения для местностей с интенсивными проводящими осадками, особенно в промышленных районах с высокой плотностью застройки.
ГЛАВА XVI. ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
изоляционных конструкций и
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
§16.1. ЗАДАЧИ П МЕТОДЫ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ИСПЫТАНИИ
а.Задачи высоковольтных испытании
Всовременной практике высоковольтных испытаний применяется весьма разнообразное испытательное оборудование. В § 16.2-:-16.5 описаны лишь испытательные установки, позволяющие воспроизвести основные виды воздействия напряжения в электрических сетях на изоляционные конструкции. При этом имеется в виду создание типо вых форм воздействующих напряжений.
Вгл. ХѴП из всего разнообразия измерительных устройств, ис пользуемых в технике высоковольтных испытаний, рассмотрены лишь основные средства и методы измерения высокого напряжения. Такое ограничение материала раздела высоковольтных испытаний и измере ний оправдано высокой степенью специализации арсенала средств, используемых при каждом отдельном виде высоковольтных испыта ний, что определяет необходимость обращения в каждом отдельном случае к специальной литературе. Вопросы же создания и измерения высокого напряжения • являются общими для всех возможных видов высоковольтных испытаний и поэтому их целесообразно изложить в общем курсе ТВН.
Производимые в научно-исследовательских лабораториях, на за- водах-изготовителях и в энергосистемах разнообразные высоковольт ные испытания изоляционных конструкций и их элементов можно
подразделить на следующие основные |
группы: |
1) |
п о и с к о в ы е и с с л е д о в а н и я |
с целью выработки технических |
условий |
на вновь создаваемое оборудование, например при освоении |
нового класса напряжения. К этой группе относятся физические исследования механизма развития разряда в воздушных промежутках, вдоль поверхности изоляторов, в толще внутренней изоляции транс форматоров, аппаратов и электрических машин с целью выявления способов повышения электрической прочности и надежности разра батываемых изоляционных конструкций. Сюда же следует отнести и исследование реагирования создаваемых изоляционных конструкций на основные эксплуатационные воздействия напряжения (рабочее напряжение, грозовые и внутренние перенапряжения), метеорологи ческих факторов (изменение давления, температуры и влажности воз духа; интенсивность и проводимость дождя; туман; роса; иней; мок рый и сухой снег; ветер), загрязнения поверхности изоляции и выяв ление опасных сочетаний перечисленных условий, как, например,
воздействия напряжения и увлажнения |
загрязненной изоляции |
(см. § 5.3); |
образцов изоляционных |
2) т и п о в ы е и с п ы т а н и я головных |
конструкций с целью выявления их соответствия ГОСТам и Техниче ским Условиям. На основе результатов этих испытаний производится доработка (доводка) или переработка конструкции, т. е. вносятся не обходимые изменения с целью ликвидации выявившихся отклонений характеристик испытанного образца от заданных ГОСТами или Тех ническими Условиями. Отсюда следует чрезвычайно большое значение и ответственность поисковых исследований, так как на их основе опре деляются технические условия, учитывающие опыт эксплуатации ана логичных конструкций, и нормы на типовые испытания, определяю
щие |
изоляционную конструкцию; |
|
3) |
к о н т р о л ь н ы е и с п ы т а н и я , |
производимые заводом-изго- |
товителем с целью выявления дефектных |
изделий в серии разработан |
ного типа; |
|
4) |
п р о ф и л а к т и ч е с к и е, а также п о с л е р е м о н т н ы е и с п ы т а |
ния |
изоляционных конструкций с целью выявления степени пригод |
ности к дальнейшей эксплуатации. Эти испытания, выполняемые не посредственно в энергосистемах, имеют целью предотвращение аварий ного разрушения (повреждения) изоляционной конструкции в про цессе эксплуатации вследствие старения или повреждения ее части. Это связано, как правило, с аварийным отключением линий, трансфор маторов и других элементов сети, а иногда и с крупными системными авариями, приводящими к повреждению дорогостоящего оборудования и к недоотпуску энергии потребителю;
5) а н а л и з о пыт а э к с п л у а т а ц и и разработанных и установ ленных изоляционных конструкций, который можно отнести к высо ковольтным испытаниям и выделить в отдельную группу. Действи тельно, опыт эксплуатации является наиболее объективным крите рием работоспособности изоляционных конструкций. Поэтому его результаты чрезвычайно ценны, несмотря на продолжительность «эк сперимента». В последние годы ему придается все большее значение, поскольку более очевидными становятся ограниченные возможности лабораторных испытаний для воспроизводства всего комплекса воз действий на изоляцию в эксплуатации.
б. М е то д ы и с п ы т а н и й
Результаты испытаний по всем названным группам должны быть достаточно полными, чтобы можно было давать на их основании объек тивные заключения и рекомендации. Это обеспечивается количеством повторных испытаний одного образца или соответствующего коли чества образцов, что необходимо для выявления зоны статистического (случайного) разброса характеристик однотипных изделий от образца к образцу, а также случайного характера развития пробоя в каждом из них. Поэтому разработка методики и обработка результатов ис пытаний должны производиться на основе методов математической статистики с определением средних значений и характеристик их разброса (см. § 15.1). Принятая методика испытаний должна соответ ствовать реальным условиям эксплуатации.
Большое значение имеет также правильная организация испыта ний. Испытываемая изоляционная конструкция должна быть установ лена таким образом, чтобы воспроизводилась реальная конфигурация электрического поля, аналогичная условиям эксплуатации, и прак тически исключалось влияние посторонних предметов, искажающих это поле. Необходимо также учитывать предметы, находящиеся под высоким напряжением, от которых подается испытательное напря жение. При этом, как правило, габариты помещений должны быть значительно больше тех, которые требуются для обеспечения отсутст вия разрядов на посторонние предметы в процессе испытаний. Это обстоятельство прежде не учитывалось. Поэтому в большинстве су ществующих лабораторий испытательные установки не могут быть полностью использованы. Опыты показывают, что в случае наличия влияния посторонних предметов получаются искаженные результаты, обычно в сторону существенного занижения электрической прочности испытываемых конструкций.
Для конструкций высших классов напряжения проблема обеспе чения неискажающих условий испытаний в лабораториях чрезвычайно сложна, так как расстояние от испытываемых конструкций до посто ронних предметов должно по крайней мере в 2—3 раза превышать габариты конструкции. В связи с этим прогрессивным является соз дание открытых высоковольтных испытательных стендов с размеще нием испытательных установок также на открытом воздухе или в поме щении с выводом высокого напряжения через проходные изоляцион ные конструкции, а также использование передвижных испытательных установок.
§ 16.2, ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ч а с т о т ы
а. Испытательные трансформаторы
Принципиальная схема испытательной установки высокого напря жения промышленной частоты изображена на рис. 16.1. Основным элементом установки является испытательный трансформатор Т .
Рис. 16.2. Испытательный тран сформатор на 1200 кв, 3600 ква с одним выводом
Большей частью испытания проводятся относительно земли нап ряжением, значительно превышающим номинальное фазное напряже-
Рис. І6.1. Принципиальная схема испытательной установки высокого напряжения промышленной частоты:
PH — регулятор напряжения; Т — испытательный трансформатор; Яз — за щитное сопротивление; ИУ — измерительное устройство; НО — испытуемый объект
ние испытываемого оборудования. В соответствии с этим большинство испытательных трансформаторов изготовляются однофазными с одним заземленным концом обмотки высшего напряжения (ОВН) на сравнительно ма лую мощность и для кратковременной работы.
Испытательные трансформаторы на номинальное напряжение до 1200 кв могут быть изготовлены р одной единице (рис. 16.2). Характерной особенностью испытательных трансформаторов по срав нению с силовыми являются большой коэффициент трансформации (100-^500), малая мощность, ограниченное время включения и, как следствие, значитель ная индуктивность рассеяния. Кроме то го, изоляция испытательных трансфор маторов испытывается напряжением 1,1-т-1,2 UH0M и таким образом имеет существенно меньшие запасы электриче ской прочности, чем у силовых транс форматоров.
Режим работы испытательного тран сформатора также существенно отличен от условий работы силового трансформа тора, так как при испытаниях часто про исходят разряды, приводящие к корот кому замыканию обмотки ВН (ОВН). При этом на ОВН испытательного тран сформатора возникает срез напряжения. Поэтому ОВН должна изготовляться так, чтобы распределение напряжения по ее длине было относительно равно
мерным не только в стационарном режиме, но и при воздействии срезов или импульсов напряжения.