Степень неравномерности электрического поля в пазах принято характеризовать коэффициентом неравномерности /г|1ер (отношение максимальной напряженности £ макс к напряженности равномерного поля Е ср). Коэффициент неравномерности в основном определяется отношением радиуса закругления меди к толщине изоляции d.
На рис. 15.44 приведена зависимость /г(іер = f(r/d), из которой видно, что £нср резко снижается с увеличением rjd от 0 до 0,5, а в дальнейшем изменяется мало. Обычно г
принимается равным 3 -f- 5 мм, что обес печивает в современных конструкциях при емлемое значение /енер (не выше 1,3). Од нако при этом уменьшается пробивная на пряженность на углах стержня-, так как при одинаковом натяжении ленты изоляции при наложении на стержни (что определяется ее механической прочностью) плотность намотки на углах с увеличением г умень шается, а расслоение изоляции растет. Поэтому зависимость kuep = f (rid) в дейст вительности слабее, чем это представлено на рис. 15.44. При некоторых обстоятель ствах влияние плотности намотки может быть настолько сильным, что с ростом г начинает снижаться пробивное напряжение изоляции.
Анализ пробоев изоляции по периметру ■сечения стержней для новой микалентной изоляции показывает, что пробои на ребрах
(углах) составляют 38%, пробои на узких гранях— 13%, пробои на широких гранях — 49%. Относительно малый процент пробоя на ребрах 'свидетельствует о том, что принятые в современных изоляционных конструкциях радиусы закругления близки к оптимальным.
При конструировании изоляции машин большое внимание уделяет^ ся ослаблению влияния короны и скользящих разрядов. Избежать опасного влияния короны можно двояко: во-первых, применением изоляции с повышенной короностойкостью (что возможно при сравни тельно низких номинальных напряжениях), а во-вторых, регулиро ванием электрического поля.
Впазовых частях изоляция покрывается проводящими и полупро водящими покрытиями, шунтирующими газовые включения и воздуш ные зазоры между изоляцией и стенками пазов, что ослабляет частич ные разряды и корону в этих включениях.
Влобовых частях обмоток применяются два способа устранения короны: 1) емкостное регулирование (встраивание проводящих и полупроводящих экранов — конденсаторных обкладок — в местах вы хода катушек из пазов) и 2) регулирование поля путем покрытия изоляции полупроводящими лаками различной проводимости.
Недостатками первого способа является технологическая слож ность изготовления. Кроме того, при наличии дефектов и ослаблений