Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решение этого уравнения имеет вид

 

[P\ = {[ay[a] + [D])-l[ay[A].

(9)

Практически нельзя ограничиваться только этим вариантом решения, поскольку гораздо более распространенной при урав­ новешивании является ситуация, когда значения аш и Daih не­ известны или определены весьма приближенно. В связи с этим рассмотрим такую постановку задачи: по замерам вибрации и значением установленных грузов при проведении балансировоч­ ных пусков (так называемых пробных пусков) определить зна­ чения уравновешивающих грузов.

Для получения необходимых сведений при использовании К грузов (систем грузов) необходимо провести К + 1 балансиро­ вочных пусков. Если считать, что каждый последующий пуск

производится после

установки

очередного

пробного груза Pknp,

то

 

 

 

 

 

 

A i k ~ A i ( k - \ ) .

 

u i k

~

 

,

(10)

 

 

Pk

np

 

 

 

 

 

 

Па

Dj<*

+

Dj«*-»)

 

uaik

 

~2

 

 

 

 

Pknp

 

 

где k — номер пуска

(пуск без установки грузов имеет номер 0).

Порядок сравнения пусков, который предусматривается вы­

ражением (10), является

не единственным

и в общем случае не

оптимальным.

 

 

 

 

 

При наличии погрешностей имеет также значение, из замеров какого пуска образуется матрица [А]. Таким образом, если мат­ рицу [А] образовать из замеров пуска 0, а матрицы [а] и [D], пользуясь выражением (10), то решение, полученное из соотно­ шения (9), по критерию (5) не будет оптимальным.

Наиболее естественным путем получения оптимального ре­ шения является рассмотрение всех возможных вариантов обра­ зования этих матриц и выбор того, который обеспечивает mini­ mum minimorum для функции Ф. Поскольку такой путь преду­ сматривает весьма громоздкие вычисления, принята более эко­ номная схема расчета, которая приводит к практически равно­ ценным результатам и является более приемлемой в условиях оперативного использования ЭЦВМ. Матрица [А] образуется из замеров вибрации пуска, для которого ~ZAi — наименьшая. Мат-

i

рицы [а] и [D] образуются путем сравнения пуска, имеющего

наименьшее значение 2 Daih, со всеми остальными.

і

Алгоритм расчета уравновешивающих грузов предусматри­ вает такую последовательность действий:

1. Определение номера пуска Ь, для которого сумма квадра­ тов вибраций минимальна: £Л,т> = min.


2. Определение номера пуска d, для которого сумма диспер­

сий замеров минимальна: 2

DAici

=

min.

 

 

 

 

 

 

і

 

 

 

 

3.

Образование матрицы [А] из замеров пуска Ь.

4.

Образование

матрицы

[а] путем

замены aih соответствую­

щими разностями

вибраций:

 

 

 

 

для

(k — l)

<d

aik

= Ai(h-l)

A~id\

 

 

для

(k • 1)

= d перейти к следующему

k;

для

(k—l)

> d

aih

= Aik

Aid.

 

 

 

5.

Образование

матрицы [D] путем такой постановки:

для

 

(k — 1)

< d

2

Daik

=

2 [ Щ < № _ „

+ DAid];

 

 

(k 1)

 

і

 

 

і

 

 

 

для

 

— d перейти к следующему

k;

для

 

(k—l)

>d

2 Daik

=

2 (DAik

+

DAid).

іі

6.Нахождение матрицы [P] из выражения (9). В отличие от

уравновешивающих

грузов

члены этой

матрицы обозначены Ps.

 

7. Определение

уравновешивающих

грузов

Ph, которые необ­

ходимо

установить на

ротор, предварительно

сняв все пробные

грузы

Pknp:

 

 

 

 

 

 

при

k-^b

и

k^Cd

Pfe

=

 

 

 

при

k>

b я

k^Cd

Pk

=

 

 

 

npnk^bnk>d

 

Pk

= |

1 +yps

\Pknp,

 

при

k>

b и k> d

Pk

=

 

 

 

Вполне понятно, что все приведенные рассуждения распро­ страняются на случай уравновешивания при различных скоро­ стях вращения. Таким образом, в расчет могут быть введены

замеры вибрации At на различных скоростях вращения в раз­ личных точках на валу, опорах, корпусах и фундаменте агрега­ та. При введении в расчет разнородных замеров необходимо применять коэффициенты нормирования для амплитуд вибра­ ций, обеспечивающие их соответствие с точки зрения качествен­ ной оценки уровня вибрации.

Дисперсии замеров вибрации во всех расчётах предполага­ ются заданными. Фактически их значения неизвестны и могут быть назначены произвольно или на основании замеров, расче­ тов и т. п. Информация, которой, располагают при проведении

балансировки,

складывается из, двух-трех замеров

вибрации

в одной точке

при каждом пуске. Такое количество

замеров,


безусловно, не может служить предметом статистической обра­ ботки и недостаточно для определения дисперсии DAi. В связи с этим любой способ назначения дисперсий, вводимых в расчет, нуждается в обосновании.

Предложена определенная последовательность образования исходной информации: при каждом пуске производятся два за­

мера

вибрации

во всех

контролируемых точках

А' и А"

через

определенный

промежуток

времени. В

качестве

исходного

при­

нимается

значение А, полученное при

втором замере, т. е. А =

= А",

а

в качестве среднеквадратичного отклонения — модуль

разности

двух

замеров

оА

= \А'Г — А'\.

Как известно, DA — а\_

Разность значений А' и А" обычно выходит за пределы воз­

можной

погрешности измерительной аппаратуры

и объясняется

в основном погрешностью объекта измерения, т. е. переменным вибрационным состоянием балансируемого агрегата. Можно считать, что помимо дисбаланса, вибрация зависит от неконтро­ лируемых тепловых деформаций, а также от точности установ­ ки балансировочного числа оборотов. Тепловое состояние агре­ гата меняется во времени, асимптотически приближаясь к уста­ новившемуся. По разным соображениям достичь установивше­ гося теплового состояния агрегата при балансировке не удается. Таким образом, разные балансировочные пуски, строго говоря, несопоставимы. Эта несопоставимость непосредственно обнару­ жится, если агрегат пустить дважды в разное время при одной установке балансировочных грузов. Практически такой способ обнаружения погрешности является неприемлемым. Изменение состояния агрегата между замерами А' и А" моделируют воз­ можное несоответствие состояний агрегата пр_и разных пусках.

Интервал времени между замерами А' и А" определен из рассмотрения изменений вибрации во времени для различных агрегатов и выбран так, что в течение него происходит 20—40% всех изменений вибрации. Это отражает возможное несоответ­ ствие режимов при разных пусках. На основании изложенного рекомендовано первый замер производить через 10 мин после установки балансировочной скорости вращения, второй — через 20 мин после первого. Такая рекомендация касается мощных турбоагрегатов, она будет уточняться в процессе более углуб­ ленного изучения описанных явлений.

Вполне понятно, что в разности А' и А" находит одновремен­ но отражение возможная неточность установки балансировочно­ го числа оборотов, а также погрешность измерений.

При всех обстоятельствах значение \А" — А'\ является слу­ чайной величиной, в связи с чем следует оговорить, что она фи­ гурирует в расчетах не как среднеквадратичное значение по­ грешности замера, а вместо него. Эта подстановка оправдана тем, что на расчет влияет не каждое в отдельности значение DA{,


а их сумма (см. образование матрицы [D]). Интересно отметить, что такая подстановка будет неправомерной, если минимизиро­ вать ожидаемое значение em-

Рассмотрим, как влияет учет дисперсий на результаты расче­

та.

Формально учет дисперсий

выражается в сложении

матри­

цы

[а]т [а] с диагональной матрицей [D],

имеющей положитель­

ные члены. Это способствует улучшению обусловленности

матри­

цы [а]т [а], что особенно важно

в случаях, когда последняя плохо

 

мкм

±

^Ps

 

 

го

Ро

 

 

 

 

1,0

 

 

15

 

0,8

 

 

 

 

0,6

10

 

 

 

• \

0,<>

 

 

 

 

0,1

S)

Рис. 1. Кривые зависимостей массы грузов и расчетных остаточных амплитуд вибраций от дисперсии:

 

при Е = / ( — — 1 д л я

пяти

наибольших

по

м о д у л ю

из

д в е н а д -

цати

введенных

в расчет

А •:

А\

•= 28,

Л 2

=

26,

А3

=

36,

А,

=

= 28,

Аъ

= 50;

б

при

— -

/ ( —

) . Р

-

Л, д л я

D =

0

и

D

— D

 

 

д л я

описанного способа назначения диоперсий

 

 

 

обусловлена

и исключает

таким образом

получение

заведомо

абсурдных

результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривые зависимостей массы грузов и расчётных остаточных амплитуд вибрации от дисперсии приведены на рис. 1. При этом можно отметить:

а) относительные изменения веса грузов превышают относи­ тельные изменения амплитуд вибраций;

б) относительные изменения весов грузов существенно раз­ личаются между собой;

в) в большом диапазоне увеличения дисперсий расчетные значения остаточных амплитуд вибраций остаются в норме.

Графики отражают определенные закономерности, которые выявляются при изучении алгоритма расчета:

а) введение дисперсий существенно снижает значение веса малоэффективных грузов и практически исключает так называе-


мые нечувствительные сочетания грузов, в то же время мало изменяются эффективные грузы;

б) большой точности для дисперсий не требуется, однако произвольное назначение дисперсий может ухудшить качество результатов;

в) большим значением вводимых в расчет дисперсий соответ­ ствуют более надежные, но более высокие значения остаточных амплитуд вибраций.

Для решения разнообразных задач, возникающих при урав­ новешивании, в программе реализовано пять вариантов расчета, позволяющих определять уравновешивающие грузы по извест­ ным приближенным или точным значениям комплексных балан­ сировочных чувствительностей, по материалам пробных пусков, по результатам предшествующей балансировки, при необходи­ мости исключить из рассмотрения часть балансировочных пус­ ков, при необходимости рассмотреть возможность уравновеши­ вания с использованием разного количества балансировочных плоскостей.

В качестве результатов расчетов получаются значения урав­ новешивающих грузов, остатков вибраций, а также балансиро­ вочных чувствительностей и их расчетных отклонений. Резуль­ таты передаются к месту балансировки в виде таблиц.

Программа освоена и эксплуатируется несколькими вычисли­ тельными центрами Министерства энергетики и электрификации

СССР на машинах М-220 БЭСМ-ЗМ и БЭСМ-4.