Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 257

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния на величину ± Д Л , зависящую от величины неуравновешен­ ности ротора. В этом случае точка 02 будет описывать окруж­ ность радиусом АЛ в плоскости, проходящей через кратчайшее межосевое расстояние Л и неподвижную ось / — / (рис. 1). Для определения возникающих в зацеплении динамических усилий необходимо найти угол поворота Дф. При этом целесообразно

круговое

движение точки

0 2

(рис. 2, а),

принадлежащей

 

оси

 

 

 

 

 

вращения

вертикального

вала,

 

 

 

 

 

представить

как геометрическую

 

 

 

 

 

сумму

двух

 

 

перемещений

 

 

 

 

 

(рис. 2,

а):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поперечного

перемещения

от­

 

 

 

 

 

носительно

оси

/—/,

направлен­

 

 

 

 

 

ного вдоль оси

zv\

 

 

 

 

 

от­

 

 

 

 

 

продольного

перемещения

 

 

 

 

 

носительно оси / — I ,

которое

на­

 

 

 

 

 

правлено ВДОЛЬ ОСИ Хр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим

 

условия

зацепле­

 

 

 

 

 

ния

винтовой

зубчатой

передачи

 

 

 

 

 

при

изменении

 

межосевого

 

рас­

 

 

 

 

 

стояния

в

направлении

оси

zv.

 

 

 

 

 

В работе

[3]

показано,

 

что,

 

 

 

 

 

зная

основные

параметры

эволь-

 

 

 

 

 

вентной

винтовой

передачи:

 

у—

 

 

 

 

 

угол

скрещивания

 

осей

колес,

 

 

 

 

 

А — межосевое

расстояние,

r 0 i и

 

 

 

 

 

г02 — радиусы

основных

цилинд­

 

 

 

 

 

ров,

hoi и

Ао2 — углы

 

подъема

 

 

 

 

 

винтовых линий на этих цилинд­

 

 

 

 

 

рах, можно определить

координа­

 

 

 

 

 

ты (х, у, z) точки контакта боко­

 

 

 

 

 

вых поверхностей зубьев при за­

 

 

 

 

 

данном

межосевом

расстоянии.

Рис. 1.

Кинематическая

схема

Зная

координаты

(х,

у,

z)

 

точ­

центробежного сепаратора

 

ки касания

зубьев

передачи,

оп­

 

 

 

 

 

ределим угол относительного до-

ворота Дфь Дл я этого

необходимо

принять, что зубчатое

колесо

/ (рис. 3)

в процессе

работы

остается

неподвижным,

а

измене­

ния в относительном

расположении

зубчатых

колес

 

отнесем

только за счет изменения положения зубчатого колеса 2.

 

 

Уравнение боковой поверхности зубьев зубчатого колеса 2,

связанного

с подвижной

системой

координат

x2y2z2,

имеет

вид[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х2 = го2

sin 02 — i72 cosAo 2 cos02 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г/2 = Р 2 6 2 — t 7 2 s i n X 0 2 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

z2 = гй2

cos 82 + U2 cos Я0 2 sin 02 .

 

 

 

 

 

 

 


Перепишем

это уравнение

в неподвижной

системе

коорди­

нат Xoy0z0,

для

этого

потребуется

совместить

ее

с

системой

x2y2z2.

Связь

 

между

 

промежуточной

системой

координат

XpyPzp

и x2y2z2

определяется

матрицей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

совДфз

0

—sinA<p3

О

 

 

 

 

 

 

М

 

 

0

 

1

0

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

эшДфз

0

соэДфз

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

0

 

0

 

1

 

 

 

Матрица связи

между системами

хйуйг0

и xpypzp

имеет вид

 

 

 

 

 

 

 

 

cos Y

— sin Y

0

0

 

 

 

 

 

 

 

Мро

=

sin у

 

C O S Y

0

0

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

0

 

1

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

0

 

0

1

 

 

 

Найдем произведение матриц ММро

= М20

 

 

 

 

cos Дфз C O S Y

cos Дфз sin Y

sin Дф3

- A sin Дфз

M 2 0

=

sinY

 

 

 

C O S Y

 

 

 

0

 

 

0

 

 

 

 

 

sin Дфз sin Y

 

совДфз

Л cos Дфз

 

sin Дфз COS Y

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

1

Тогда связь

между

координатами

системы xQyoZo и x2y2z2 вы

разится матрицей М02\ обратной

М20

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

cos Дфз C O S Y

 

sinY

sin Д ф 3 C O S Y

 

 

MQ2

=

— cos

Дфз

sin Y

COSY

—sin Дф3 sin Y

0

 

 

 

— sin Дфз

 

0

 

 

cos Дфз

 

— Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

0

 

 

 

0

 

1

 

Выразим эту связь в виде уравнений

 

 

 

 

 

 

х0

— х2

cos Дфз cos Y +

У2s

' n Y + z 2 sin Дфз cos Y ;

 

 

 

y0 =x2

cos Дфз sin Y + г/г cos у — z2 sin Дф3 5іп Y;

(2)

 

z0

= — x2

sin Дф3

+ z2 cos Дфз —

A.

 

 

 

 

 

Теперь, используя соотношения (2), напишем уравнение эвольвентной винтовой поверхности колеса 2 в системе коор­ динат x0yoZo- Затем, исключив один из неизвестных параметров U и вводя соответствующие обозначения, получим два уравне­ ния с неизвестными вг и Дфз:

а — Ъ(А + z)cos(02 —Дф3 ) + с92 зіп(82 + Дф3 )—d cos(62 + Дф3 )— —е(Л + z)xcosKo2 sin(82 + Дф3 ) = 0;

m — п ( Л + z)cos(62 —Дф3 ) + рЄ2 8Іп(62 + Дфз)—gcos(62 -l- Дф3 )—

— h(A + z)—г/со5Х0 2 5Іп(62 + Дф3 ) = 0.


Эти уравнения

трансцендентны, но

могут быть решены

с требуемой точностью методом итеррации на ЭВМ.

Искомый угол

доворота Aq>mi колеса

J передачи определим

из соотношения

 

 

где і — передаточное число = 3,25).

Результаты численного определения значений Афі при пере­ мещении точки 0 2 в направлении оси zp в пределах ±0,24 мм

-омч

-0,002

-0,18

-0,12

-0,06

о

—"~~0, 12

0,18

А А

 

 

 

 

 

 

 

АХ

 

 

 

--0,002

 

 

 

~Д<Рто\

 

•-0,004

 

 

 

 

• -0.005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Результаты

численного

определения значений

углов

Aq>„,i,

Афта

и Афто

 

при изменении

межосевого расстояния ДЛ

 

от номинального значения межосевого расстояния А передачи приведены на рис. 4 для передачи с параметрами

у = 90°; А = 123,65 мм;

г01

= 83,005 мм;

г02 = 27,367

мм;

^ 0 1

= 49° 16'9";

Х02 = 44° 16'45".

 

 

 

Из рис. 4 видно,

что эти значения с достаточной

для

прак­

тики точностью располагаются

на наклонной

прямой,

уравне­

ние которой по координатам крайней точки будет

 

 

 

д ф

. = ^ ^ Д Л =0,018ДЛ .

 

 

 

(3)

При перемещении

точки

0 2

(рис. 2, а) вдоль оси хр

на Ах

угол доворота А(рт2

колеса /

 

 

 

 

 

 

 

 

Ац>т2 =

 

 

 

(4)

где Р\ — винтовой

параметр колеса 1(Р\ = roitg^oi).

 

 

 

Подстановка численных

значений в формулу (4)

также

дает

наклонную прямую

(рис. 4), уравнение которой будет

 

 

 

 

 

Афтг = 0,0092АЛ.

 

 

 

(5)

95


Зная величину наибольшего отклонения АЛ межосевого расстояния и учитывая выражения (3) и (5), построим графики зависимости для каждого из углов Дсрі и Дср2 от положения точ­ ки 02 (рис. 2,6, в). Тогда полный угол доворота Дср0 в произ­ вольном положении точки 02 на окружности радиусом ДЛ согласно правилам сложения коллинеарных колебаний

 

 

 

 

 

Дф0 = Дф.т 0 cos(co/ + а),

 

 

 

 

 

 

 

где

Д ф т 0

— амплитуда ( Д ф т 0

=

V

А Ф « і

+ д Ф т 2

)•

 

 

 

 

 

Учитывая выражения (3) и (5), получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д ф т 0 = ДЛ |/0,0182

+ 0,00922

=

0,0205ДЛ;

 

 

 

 

 

а — начальная

фаза,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 = 0! + arctg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

oi — начальная

фаза графика зависимости Дфі

от

 

ДЛ; при

а,

= —90°,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а =

—90° + arctg

=

90е + 27° 10'= —62° 50'.

 

 

 

 

 

 

 

0,018

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

Графическое изображение

изменения

суммарного

угла

Дф0

углу

поворота

вертикального

зала

показано

на

рис. 2,

г.

 

 

 

 

 

 

 

Определим

динамические

усилия,

 

 

 

 

 

 

возникающие

при

дополнительном

 

 

 

 

 

 

довороте,

для рассматриваемого

се­

 

 

 

 

тіприв

паратора,

имеющего

следующие

 

 

 

 

 

 

данные:

 

 

 

тх

46

 

кГм~1сек2;

 

 

 

 

 

 

 

масса

ротора

 

 

 

 

v2

 

 

 

масса

горизонтального

вала

/ — /

 

 

 

 

 

т2

= 4,232

кГмг1сек2\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ротора

со =

 

 

 

 

 

 

=

угловая

скорость

 

77777>/777777777777777777)т777

503

сек-1;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

AS

 

момент инерции

ротора

относи­

Рис. 5.

Расчетная

схема си­

тельно

 

оси

 

вращения

 

Jy

=

1,84

 

кГмсек2;

 

 

 

 

 

 

 

 

стемы с приведенной

мас­

 

момент инерции

ротора

относи­

 

 

сой

Шіприв

 

 

 

 

 

тельно х

J x

=

0,92

кГмсек2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть

масса

ротора

mi

 

(рис. 1)

сосредоточена в точке 0% и совершает периодическое

движение

с малым

углом в плоскости zvOyp

со скоростью сок.

 

 

 

 

О

 

Момент

инерции

ротора

/ 0

относительно

точки

качания

(рис. 1)

 

•^о =

+ ^ ( б а ) 2 =

17,52

км

сек2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приравнивая кинетическую энергию ротора кинетической энергии системы с приведенной массой Ш\п р и д в точке 02 по расчетной схеме (рис. 5) и заменив вращательное движение си-


стемы со скоростью сок поступательным

со скоростью

с2 ,

полу­

 

до»2;

т тривкі

 

 

у 2

 

 

чим

—-—

=

-

;

учитывая,

что сок =

,

имеем

ті При,

= А =

І І і 5 2

=

 

кГм-хсек\

 

 

 

 

а 2

0,01

 

 

 

 

 

 

Проекция

перемещения

массы тх п р и в

на ось zp

равна

5 2 = —ДЛ cos(cp + а),

где

Ф = ©/;

Sz = соДЛ sin(co/ + а) и Sz со2ДЛ cos (со/+ а).

Таким образом, получилась система с одной степенью сво­ боды, где за обобщенную координату принято перемещение AS массы mi пРив- Учитывая установленную связь между суммар­ ным углом доворота Афт о и изменением межосевого расстояния ДЛ,получим

 

 

 

 

 

AS =

Ш,

 

 

 

 

где

у. — коэффициент пропорциональности, х =

1,00.

 

Для решения поставленной задачи воспользуемся уравнением

Лагранжа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d

'

дТ

дТ

=

Є„

 

(6)

 

 

 

dt

dl

dl

 

 

 

 

где

Т—кинетическая

энергия системы,

 

 

 

 

 

 

 

Т = -^-(т1тривн2

+

т22.

 

 

 

Обобщенная

сила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Qi = т1прива>2А.А

cos(co/ + а)х;

 

(7)

 

 

 

дТ

=

(Щприв^Л-

т2)І;

 

(8)

 

 

 

ЗІ

 

 

Подставив

полученные

 

выражения

(7) — (9)

в

уравнение (6),

найдем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ЩїіривК2

+ 1*2)1 = tnibpug(n2AA

cos(co/ +

а)х,

откуда ускорение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

= ю-іприв^ЬА

cos(cof +

а ) х

 

 

 

 

 

 

 

тіпршу.2

+

т2

 

 

 

7 3a к. 600

97