Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 253

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ны. Также можно компенсировать неуравновешенность шпинде­ ля и эталонного ротора. С помощью компенсационного генера­ тора можно производить настройку станка без эталонного ро­ тора.

Выводы

1. Станки для статической балансировки в динамическом ре­ жиме, разработанные в МВТУ, могут быть применены для опре­ деления статической неуравновешенности автомобильных шин

вусловиях, близких к рабочим.

2.Вертикальная компоновка шпинделя станка упрощает крепление шины, обслуживание станка и повышает производи­

тельность процесса

определения

неуравновешенности шин.

3. Применение

колеблющейся

системы без жестких связей

с окружающей средой обеспечивает виброизоляцию станка, не требует специального фундамента для его установки и повыша­ ет маневренность оборудования, что важно в условиях совре­ менного производства.

4.Введение компенсационного генератора позволило сокра­ тить время настройки станка и допускает настройку станка без эталонного ротора.

5.Станок обеспечивает достаточную производительность и точность определения статической неуравновешенности шины.

6.Применение датчиков с сейсмической подвеской обеспечи­ вает стабильную работу измерительной схемы станка.

ЛИТЕРАТУРА

1.Устинов А. П., Суетин В. А. Станок МВТУ-730 для измерения стати­ ческой неуравновешенности шин легковых автомобилей. Труды МВТУ № 140. «Теория механизмов». Вып. 5. 1970.

2.Суетин В. А. Исследование влияния внешних вибраций на разрешаю­ щую способность балансировочных машин с различными колеблющимися

системами. Сб. «Теория и практика уравновешивания машин

и

приборов».

Под ред. В. А. Щепетильникова. М., изд-во «Машиностроение»,

1970.

3. Устинов А. П. Определение статического

дисбаланса

вращающегося

ротора в общем случае его неуравновешенности.

Сб. «Теория

 

и практика

уравновешивания машин и приборов». Под ред. В. А. Щепетильникова. М.,

изд-во «Машиностроение»,

1970.

 

 

Э. М. ПАВЛИН ЦЕ В, Г. Н.

ПЕТРОВ

 

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

 

НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ ШИН

 

 

Если изготовить

шину (покрышку) по номинальным

раз­

мерам чертежа и обеспечить равноплотность

заполнения

ее

объема материалом,

то такая шина благодаря

симметричности

ее формы должна быть вполне уравновешенной как статически, так и динамически.


Однако ввиду отклонений размеров шины в пределах уста­ новленных допусков и неравноплотности материала по объему возникает нарушение симметрии распределения масс, которая оценивается неуравновешенностью шины в целом. Указанные отклонения и определяют ожидаемую неуравновешенность шины.

Ввиду различных производственных и технологических отклонений, в частности износа центрирующих элементов при­ способлений, некачественной сборки, неоднородности резиновой

5

Рис. 1. Основные дефекты технологических операций и от­ клонения от геометрии шины, влияющие на неуравновешен­ ность:

/— недопрессовки на кордной ткани; 2 — завышенная длина

стыков

каркасных

слоев

и неравномерное распределение их по

д л и н е

окружности;

3

завышенная длина стыка протектора;

4 — некачественная прикатка деталей при сборке; 5 — пузыри и

пористость в

толщине

протектора; Atn — о т к л о н е н и я от

номиналь ­

ной толщины

протектора;

Аг — с м е щ е н и е посадочного

диаметра

с оси вращения; AR

и АВ

— соответственно радиальное

и боковое

 

 

 

биения

 

смеси и т. д. (рис. 1), происходит дополнительное нарушение симметричного распределения масс в шине. О распределении масс в шине по периметру и ширине можно судить по ее ста- тико-динамической неуравновешенности. Контроль неуравно­ вешенности шин дает возможность более объективно судить о состоянии технологического процесса, а систематизация от­ клонений по величине и угловой координате позволяет уста­ новить причины неуравновешенности и принять меры к их устранению на промежуточных технологических операциях.

Таким образом, ставится задача по изысканию рациональ­ ных способов и оборудования для определения статико-динами- ческой неуравновешенности шин, как средства контроля техно­ логического процесса их изготовления. Применяемое на шин-

6*

83


ных заводах балансировочное оборудование для этой цели не подходит (например, станки для статической балансировки).

Станки для статико-динамической

балансировки,

широко

применяемые в машиностроении, используются

для

определе­

ния неуравновешенности шин, здесь измерение

неуравновешен­

ности осуществляется при вращении.

Для

вспомогательных

операций контроля неуравновешенности

в таких станках при­

меняется ряд приспособлений: механизм подачи шин на изме­

рительную позицию, устройство

для маркировки «легкой»

точки на боковине, сортировочный

механизм и т. д.

Рис. 2. Автоматическая

линия для балансировки шин:

 

/ — сортировочный м е х а н и з м ;

2 —

м е х а н и з м

п о д а ч и

шин

на

изме ­

рительную позицию; 3 — транспортеры;

4

в з в е ш и в а ю щ е е

 

устрой ­

ство; 5 —

устройство д л я измерения

неуравновешенности

и

марки­

 

 

ровки

 

 

 

 

 

 

 

Примером может служить автоматическая линия, показанная

на рис. 2 [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако измерение неуравновешенности вращением

шин не

представляется

рациональным,

если учесть

следующее:

1. Шина под действием центробежных сил является дефор­

мируемым телом, поэтому высокие

скорости

вращения,

приня­

тые на обычных балансировочных станках, нежелательны из-за возникающих значительных ускорений точек, особенно удален­ ных от оси вращения.

2. Разгон крупногабаритных шин, достигающих диаметра 3000 мм и массой более 1000 кг, до рабочей скорости вращения и торможение на балансировочном станке занимают значитель­ ное время.

3. Точность

измерения неуравновешенности

на

балансиро­

вочных станках,

применяемых в машиностроении,

значительно

превосходит требования по неуравновешенности к

шинам.

4. Введение в поточную линию производства станка с быст-

ровращающимися

частями

нежелательно по

соображениям

техники безопасности.

 

 

 

Поэтому для

повышения

производительности

определения

неуравновешенности следует искать новые способы и изме­ рительные устройства, удобные в эксплуатации. В связи


с этим

представляются

перспективными

способы

определения

статико-динамической

неуравновешенности

шины,

не

прибегая

к ее быстрому вращению.

К

таким

способам относится опре­

деление

неуравновешенности

различных

деталей

в

режиме

колебаний или вибрации, разработанных за рубежом.

 

По нашему мнению, из

известных

и

практически

проверен­

ных методов наиболее перспективным для определения неурав­ новешенности шин является способ малых угловых колебаний,

предложенный в

работе

[1]. Этот

способ

был

применен

для

балансировки

легких

 

 

 

 

 

 

 

(до

1 кг)

роторов

с ма­

ыо2

 

 

 

 

 

лым

осевым

моментом

м

 

 

 

 

 

 

инерции.

 

Однако

энер­

сек1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гетические

затраты

на

90

 

 

 

 

 

поддержание

колеба­

70 -

 

 

 

 

 

ний,

которые

по

абсо­

 

 

 

 

 

 

 

лютному

 

значению

не

50

 

 

 

 

 

велики,

при

определе­

30

 

 

 

 

 

нии

неуравновешенно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

шины

окажутся

10

 

 

а1

 

 

значительными.

 

 

0

100

250

500

750

Р,кГ

При быстром враще­

 

0

1

Г, І

?

7,5

 

нии шины

преобладаю­

Рис.

3. Кривые изменения

нормального

а"

щим является

нормаль­

ное ускорение ап,

кото­

я

тангенциального ах

ускорений любой точ­

 

 

ки на наружном диаметре шины

 

рое

во много

раз

пре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

восходит

 

 

тангенци­

 

 

 

 

 

 

 

альное ах,

возникающее

при

колебании ее с

малой угловой

ам­

плитудой ф. Таким образом, центробежные силы деформируют шину сильнее, чем касательные. Увеличение нормального и тан­ генциального ускорений любой точки на наружном диаметре шины в зависимости от изменения массы Р и диаметра D пока­

зано на рис. 3. Угловая скорость

со, частота угловых колебаний f

и угловая

амплитуда

для

построения кривых выбраны следую­

щими: <о =

83,5 \/сек,

f =

15 гц,

ф = 0,02 рад.

Выводы

1. Специфические особенности шин определяют необходи­ мость изыскания новых более производительных способов определения их неуравновешенности, из которых наиболее пер­ спективным является способ малых угловых колебаний.

2. Дальнейшее развитие этого способа для шин по сооб­ ражениям снижения энергетических затрат и увеличения про­ изводительности следует проводить в направлении измерения неуравновешенности при резонансном режиме угловых коле­ баний.


ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

1. Мячин В. Е. Элементы теории и метод

определения динамической не­

уравновешенности роторов.

Известия вузов «Машиностроение», 1962,

2.

2. Semperit: Auswuchten

vollaumomatisch,

«Die Gummibereifung»,

N

1,

1965, s. 65—66.

 

 

 

 

А. В САЛИМОН,

Г. H. ПЕТРОВ

РАЗРАБОТКА СТАНКА ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРОВ С ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСЬЮ ВРАЩЕНИЯ

Существует

широкий круг роторов,

не имеющих

собствен­

ных опорных

(подшипниковых) шеек

и нуждающихся

в высо­

кокачественной статико-динамической балансировке. Примером таких роторов могут служить барабаны быстроходных сепара­ торов химической промышленности, обладающие большими собственными массами (400—900 кг) и работающие на высоких скоростях (до 6000 об/мин). Роторы этого типа целесообразно балансировать на станках с вертикальной ориентацией шпин­

деля, используя

для установки

их посадочные поверхности

(цилиндрические

или конические).

Применение для этой

цели

горизонтальных

балансировочных

станков нецелесообразно

как

в эксплуатационном отношении (например, из-за трудности

установки тяжелого ротора на шпиндель),

так

и по

причине

деформаций

консоли

шпинделя,

что

значительно

снижает

точность определения неуравновешенности.

 

 

 

 

 

Московским институтом

тонкой

химической

технологии

им. М. В. Ломоносова

совместно

с заводом

«Уралхиммаш»

разработан

вертикальный

станок

для

статико-динамической

балансировки

барабанов

сепараторов весом

до 900 кг

(рис. 1).

В основу конструкции станка положена колеблющаяся

си­

стема, имеющая по всем координатам лишь

упругие

и вязкие

связи со станиной, т. е. обладающая

шестью степенями

свободы.

Она представляет установленную на винтовых

пружинах

плат­

форму 3, на которой смонтирован шпиндельный узел 2 и дат­ чики колебаний 4. Такая система отвечает задачам статикодинамической балансировки тяжелых роторов, так как реаги­ рует на одновременное действие статической dc и динамической dd составляющих неуравновешенности. Она обладает в сравне­ нии с другими известными колеблющимися системами рядом преимуществ: простой конструкцией, виброизоляционными свойствами и т. д.

Для уменьшения связей между движениями колеблющейся системы по различным координатам все ее элементы (винтовые