ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 5
Вторая группа исследований была проведена для опреде ления влияния нормы остаточной неуравновешенности на эксплуатационные расходы, связанные с уравновешиванием шкивов, которые определяются в основном затратами на ремонт по замене подшипников. Общая величина этих затрат за амор тизационный срок службы машины может быть выражена формулой
|
3peM = f(P + 2C2), |
(4) |
где Р — стоимость работы по замене подшипников [4]; |
|
|
С2 |
— стоимость заменяемого подшипника; |
из |
f |
— вероятное значение числа выходов подшипников |
строя за амортизационный срок службы машины при надежности их g — 0,9.
Теоретические исследования по выявлению влияния неурав новешенности на надежность и долговечность подшипников качения, используемых в сельскохозяйственных машинах, позволили получить зависимость между вероятным значением числа замен подшипников и неуравновешенностью ротора.
Эта |
зависимость |
была |
|
подтверждена |
экспериментально |
на |
||||||||||
специальном стенде. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
После |
подстановки |
в уравнение (4) |
имеем |
|
|
|
|
|||||||||
|
Зрем |
= ЫР + 20я)\1+ |
|
|
[N] + H |
Ь ) 2 |
|
\ 2 |
|
|
||||||
|
3 5 |
|
|
— |
kg-Gonm* |
— |
-г |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
18Р2 , |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
+ 10-6 G2 „ |
> V |
|
|
|
|
|
(5) |
|||
где |
f0 — число |
межремонтных |
сроков, |
планируемое |
исходя |
из |
||||||||||
|
существующей |
методики |
расчета |
подшипников |
каче |
|||||||||||
|
ния на долговечность; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Ро — статическое |
давление |
на |
наиболее |
нагруженный |
под |
|||||||||||
|
шипник ротора в кг; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
И — неустранимый |
балансировкой |
шкивов дисбаланс |
ро |
|||||||||||||
|
тора |
(конструктивный |
дисбаланс, |
неуравновешенности |
||||||||||||
|
от зазоров |
посадок, |
биения |
посадочных |
мест |
и |
пр.) |
|||||||||
|
в |
кгсм; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
s — коэффициент, |
учитывающий |
особенности |
колебатель |
||||||||||||
|
ной |
схемы |
ротора |
(при расположении |
центра |
масс |
||||||||||
|
ротора |
у опоры |
s = l ; при расположении |
его |
вблизи |
|||||||||||
|
средней точки между опорами s = 2); |
|
|
|
|
|||||||||||
|
k — среднее |
значение |
жесткости опор |
ротора |
в |
кг/см; |
|
|||||||||
|
ш — угловая скорость вращения ротора в 1/сек; |
|
|
|
|
|||||||||||
Gon |
g — ускорение свободного падения в |
см/сек2; |
|
|
|
|
||||||||||
— масса |
ротора, |
приходящаяся |
на наиболее |
нагруженную |
опору, в кг;
«
/— число внешних источников вибраций, создающих допу стимые колебания опор ротора с частотой со* [3].
Суммарные затраты
производства и эксплуа-
тации, зависящие от точности уравновешивания, находим по формуле
3 = Зизг |
|
+ Зрем. |
(6) |
На рис. 1 |
приведены |
||
зависимости |
всех |
катего |
|
рий затрат |
от точности |
||
уравновешивания |
на при |
||
мере узла главного |
контр |
||
привода |
зернокомбайна |
СК-4. |
Эти зависимости по |
||
строены |
по уравнениям |
||
(1), (5), |
(6). |
^ |
|
Из |
уравнения |
= О |
|
|
J F |
|
d[N] |
получим окончательное выражение для расчета оптимального значения допуска на суммарную неуравновешенность шки вов ротора [N]:
|
|
Норма дисбаланса узла |
Щкгсм |
|||||
3 |
, |
о |
|
'- |
'— |
'- |
'— |
|
* - ' |
|
|
|
|||||
коп КОП |
|
|
|
|
|
|||
302,0• |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
SO1,5• |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
301,0- Ш - |
|
|
|
|
|
|||
300,5- 13 |
- |
|
|
|
|
|
||
300,0- 12 |
|
- |
|
|
|
|
|
|
299,5- 11 |
|
- |
|
|
|
|
|
|
299,0- 10 |
-- |
|
|
|
|
|
||
298,5- |
9 - |
|
|
|
|
|
|
|
298,0- s t |
|
|
|
|
|
8[NJKZCM |
||
|
0 |
|
|
|
|
|||
Рис. |
1. Обоснование оптимальной суммар |
|||||||
ной |
нормы |
неуравновешенности |
шкивов |
|||||
главного контрпривода комбайна СК-4: |
||||||||
/ — |
затраты |
на |
балансировку; |
2 — |
затраты |
|||
|
на |
ремонт; 3 |
— суммарные |
затраты |
[Щ + Н = - |
(7) |
|
где |
|
|
|
s2Pl 2G, |
^Bfi] |
а = 1,9-10-6 |
(=i |
t"=i |
|
feu)2 |
|
|
|
kg-G опій*
— коэффициент, учитывающий условия производства и эксплуа тации ротора, а также его динамические особенности.
Для удобства |
практического использования |
разработанной |
||
методики уравнение (7) решается |
графически |
с |
использовани |
|
ем номограммы |
(рис. 2). После |
отыскания |
на |
номограмме |
прямых и криволинейных зависимостей, соответствующих рас четным значениям а и Н, находим точку их пересечения, ко торая и определяет искомую величину [N],
Нормы дисбаланса шкивов, входящих в состав ротора, определяем по уравнению (3), которое также представлено в виде номограммы (рис. 3).
Масса ротора їй, кг
Норма дисбаланса узла [N], кгсм
Рис, 2. Номограмма для определения [N] |
Рис. 3. Номограмма для определения [TV,-]- |
Использование изложенной методики для определения
допуска на остаточную |
неуравновешенность |
шкива |
молотиль |
|||||
ного барабана комбайна |
СК-4, |
у |
которого |
Н |
= |
1,213 |
кгсм, |
а = |
= 0,044, позволило найти оптимальное значение |
[N] = |
0,18 |
кгсм. |
|||||
По описанной выше |
методике |
были рассчитаны |
оптималь |
|||||
ные значения [N{] для шкивов |
серийного |
зернокомбайна |
СК-4 |
|||||
и машин СК-5 «Нива», СК-6 «Колос». |
|
|
|
|
|
|||
Кроме этого, составлены специальные карты, |
которые вклю- . |
|||||||
чают в себя необходимые данные |
и формулы |
для расчета |
[А7*]. ' |
|||||
Последний сводится к заполнению таких карт |
для |
всех |
рота |
|||||
ционных узлов машины. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Экономическая эффективность |
оптимального |
нормирования |
||||||
неуравновешенности определялась |
разностью |
суммарных |
зат |
рат (6) при уравновешивании шкивов до рекомендуемых опти мальных и до существующих значений норм.
Для годовой программы только завода «Ростсельмаш» она составляет 21 300 руб.
ЛИТЕРАТУРА
1.Баранов Г. Г. О выборе допусков, обеспечивающих заданную точность механизма и наименьшую стоимость его изготовления. Труды института ма шиноведения. Вып. 11. М., изд. АН СССР, 1957.
2.Гриньков Ю. В., Мочалов В. А., Полушкин О. А. Вибрации рабочего
места |
водителя комбайна СК-4. «Тракторы и сельхозмашины», 1968, № 3. |
|||||||
|
3. |
Кер-Вильсон |
У. Вибрационная техника. М., Машгиз, 1963. |
|||||
|
4. Нормативы времени и расценки на ремонт сельскохозяйственной тех |
|||||||
ники. М'., Россельхозиздат, 1966. |
|
|
|
|
|
|||
|
5. Щепетильников В. А. Современное состояние балансировочной техники. |
|||||||
Сб. «Уравновешивание машин и |
приборов», М., |
изд-во |
«Машиностроение», |
|||||
1965. |
; |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Federn К. Aktuelle Crundsatz und Verfahrungsfragen |
der |
Auswuchttech- |
||||
nik |
Tagyng Auswuchttechnik des |
Koninlijk |
van Iugineurs afdeling |
voor werkni- |
||||
gen |
Scheebouw, Haag, November, |
1960. |
|
|
|
|
||
К. M. РАГУЛЬСКИС, |
P. А. ИОНУШАС, |
P. Ю. |
БАНСЕВИЧЮС, |
|||||
M. С. |
РОДДОМАНСКАС. |
|
|
|
|
|
БАЛАНСИРОВКА И ДИНАМИЧЕСКАЯ ЦЕНТРОВКА СОЕДИНЯЕМЫХ В АГРЕГАТ МАШИН
Обыкновенная динамическая балансировка и известные способы центровки соединяемых в агрегат машин не гаранти руют высокого динамического качества работы прецизионных устройств из-за ряда особенностей, присущих точным системам. Динамическая балансировка таких машин является обязатель ной, но. недостаточной. Изменение пространственного положе ния валов при вращении (из-за всплытия валов на масляной пленке) в больших агрегатах не соизмеримо с допусками на
допустимую расцентровку валов, и в устройствах прецизионно го приборостроения оно играет значительную роль.
Неточность изготовления деталей соединения и погрешности базовых поверхностей, а также наличие зазоров в подшипниках снижает точность регулировки соосности валов, так как в пе
риод регулировки |
вал располагается не в рабочем положении. |
В крупносерийном |
и массовом производстве статическая цен |
тровка трудно применима, так как занимает очень много вре мени и требует высококвалифицированного обслуживающего персонала
Наряду с этим, расцентровка валов, вызванная упругими деформациями, инерционными и другими силами, обычными способами проверки соосности не обнаруживается, так как наблюдается лишь в процессе работы агрегата.
В ряде случаев, особенно в условиях точного приборострое ния, центровка машин в статике по результатам замеров не соответствует предъявляемым требованиям и возникает необ ходимость проводить операцию центровки в условиях, наиболее
отвечающих |
условиям работы агрегата. Нами предложен спо |
||||||
соб определения |
параметров |
несоосности |
валов, |
отвечающий |
|||
этим требованиям. Суть способа состоит |
в том, что |
центрируе |
|||||
мый агрегат |
(с |
предварительно сбалансированными |
в |
сборе |
|||
роторами каждого агрегата в отдельности) помещают |
на |
упру |
|||||
го-подвешенную |
платформу, |
обладающую |
несколькими |
степе |
нями свободы, и, используя амплитуды и фазы колебаний платформы при работающем агрегате, определяют параметры
несоосности. В этом отношении предлагаемый способ |
центров |
|||||||||
ки валов |
машин |
агрегата |
и способы |
динамической |
балансиров |
|||||
ки машин внешне сходны, так как |
используются |
аналогичные |
||||||||
критерии |
и средства |
(амплитуды, фазы, |
подвижная платформа |
|||||||
и т. п.). |
Но |
в |
сущности |
имеется |
принципиальная |
разница, |
||||
заключающаяся |
в |
постановке |
задачи и в природе |
сил воз |
||||||
буждения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Поясним сущность способа на примере наиболее |
распро |
|||||||||
страненного |
в |
приборостроении |
случая, |
когда |
оба |
агрегата |
закреплены неподвижно на общей стойке (рис. 1). Такой схеме соответствует, например, развертывающее устройство скани рующей системы, содержащее переменный конденсатор, за крепленный на роторе приводимого устройства 2. Динамиче
ская балансировка |
и |
статическая |
центровка |
не |
позволяют |
|
обеспечить |
высокое |
динамическое |
качество |
работы |
системы |
|
(линейность |
развертки), |
так как возникающие |
колебания рото |
ра от несоосности электродвигателя 3 и приводимого устрой ства 2 вносят искажения в работу системы.
В общем случае |
оси |
двух |
валов могут |
быть |
представлены |
в виде, приведенном |
на |
рис. |
2. Определим |
число |
параметров, |
необходимых для приведения таких валов в соосное положение. Для этого перемещаем вал 1 на расстояние є до пересечения
122