ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 286
Скачиваний: 5
*.
Н а п р а в л е н и е |
Н о м е р |
и з м е р е н и я |
подшипника |
Вертикальное |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
Горизонтальное |
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
Направле |
Н о м е р |
|
|
ние |
т |
||
подшипника |
|||
измерения |
|
|
|
|
2 |
1 |
|
Верти |
3 |
2 |
|
4 |
3 |
||
кальное |
5 |
4 |
|
|
6 |
5 |
|
|
7 |
6 |
|
|
2 |
7 |
|
Гори |
3 |
8 |
|
4 |
9 |
||
зонталь |
|||
5 |
13 |
||
ное |
|||
6 |
11 |
||
|
|||
|
7 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
1 |
|
|
|
|
К о э ф ф и ц и е н т ы влияния а т |
в |
мкм'град-кг |
|
|
. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|||||
пг |
|
|
|
2 |
|
Ч |
|
|
|
6 |
|
|
1 |
|
|
3 |
|
4 |
|
|
|
||
і |
1 1 /260 |
23/320 |
20/333 |
|
|
|
|
|
|
||
2 |
15/250 |
|
25/115 |
35/0 |
10/0 |
|
|
— |
|
||
3 |
7/360 |
|
19/180 |
75/303 |
16/290 |
— |
|
— |
|
||
4 |
— |
|
|
— |
75/120 |
18/110 |
40/103 |
18/200 |
|
||
5 |
— |
|
|
— |
50/90 |
15/0 |
100/210 |
50/0 |
|
||
6 |
8/0 |
|
23/100 |
20/180 |
|
|
_ |
|
__ |
|
|
|
18/193 |
|
— |
|
|||||||
7 |
8/0 |
|
15/340 |
40/233 |
— |
|
|
||||
8 |
5/103 |
|
10/30 |
35/85 |
15/75 |
— |
|
— |
|
||
9 |
— |
|
|
— |
73/260 |
25/200 |
40/0 |
|
20/143 |
|
|
13 |
— |
|
|
— |
63/253 |
20/170 |
60/300 |
30/120 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
2 |
|
|
|
К о э ф ф и ц и е н т ы |
влияния а т |
ъ |
мкм'град-кг |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
3 |
4 |
|
5 |
6 |
^ |
8 |
|
9 |
10 |
11 |
|
15/252 |
18/295 |
|
|
18/44 |
|
25/293 |
|
35/33 |
|
|
|
14/293 |
20/8 J |
35/55 |
42/125 |
23/160 |
6)/333 |
45/315 |
|
11/135 |
|||
23/318 |
25/120 |
45/100 |
75/100 |
44/113 |
125/210 |
75/280 |
50/43 |
52/180 |
|||
10/173 |
15/23 |
|
25/330 |
6.3/330 |
40/287 |
75/8) |
45/73 |
|
25/13 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
114/142 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
83/344 |
|
|
|
|
|
11/183 |
|
26/27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
33/160 |
10/238 |
|
25/170 |
16/93 |
— |
117/10 |
||
|
|
|
|
33/192 |
|
103/35 |
53/26 |
|
28/168 |
||
|
|
|
|
45/72 |
— |
113/233 |
92/240 |
|
31/253 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42/23 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33/240 |
|
|
|
|
|
|
Таблица |
З |
|
Н о м е р |
|
Коэффициенты |
|
влияния а т п в |
мкм'град кг |
|
Направле |
|
|
|
|
|
|
|
под |
т |
|
|
п |
|
|
|
ние |
шип |
|
|
|
|
||
измерения |
ника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Верти |
1 |
1 |
18/130 |
60/220 |
50/295 |
кальное |
2 |
2 |
30/320 |
70/70 |
88/345 |
|
3 |
3 |
5/40 |
120/90 |
75/270 |
|
4 |
4 |
8/110 |
75/270 |
150/90 |
|
5 |
5 |
40/150 |
60/250 |
40/320 |
|
6 |
6 |
10/145 |
50/90 |
75/145 |
20/200 20/130 20/140 15/300 15/230 15/220 20/300 5/230 10/210 35/120 15/180 15/160 25/133 26/125 20/90 25/60 20/90 13/135
Соответствующие табл. 1—3 схемы размещения балансиро вочных сечений п (систем) валопроводов и точек измерений ко лебаний m приведены на рисунке.
В процессе балансировки соответствующих турбоагрегатов значения атп, приведенные в таблицах, вводятся в ЭВМ. В со ответствии с технологией балансировки вычисление уравновеши-
/ 2 |
L |
\ Б 7 |
|
||
|
1 |
! г — ' - |
т
/' |
|
|
|
2' |
|
3'З |
|
|
Ч¥ 1 |
5' |
|
6' |
|
|
|
7'f |
|
8' |
а) |
|
9' |
10'... т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ |
\ п |
|
|
|
|
|
|
2' |
3' |
|
|
4' |
5' |
6' |
|
|
|
|
|
в' |
9' |
6) |
|
10' |
11' |
12'... т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
4 |
|
6...П |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Th-^=- |
|
|
|
|
|
2' |
3' |
|
|
6) |
4' |
|
5' |
6...ГП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Схемь, |
размещения |
балансировочных |
сечений п и точек т измере |
||||||||
|
ния |
|
колебаний |
валопроводов |
турбоагрегатов: |
|
л _ турбина К-300-240 с |
генератором TBB-320-2; |
б — турбина |
К-300-240 с генератором |
ТГВ-300; в — турбина К-100-90 с генератором |
TB-100-2: 1 — |
11 — балансировочные |
|
сечения; /' — 12' |
— вертикальные и горизонтальные |
плоскости измерения |
вающих грузов ведется по специальной программе, которая фор
мирует и решает системы уравнений, при различных |
сочетаниях |
||||||||||||||
балансировочных сечений п. |
|
|
|
|
|
|
|
|
А'А |
||||||
|
При этом образуются и выдаются на печать |
матрицы |
|||||||||||||
нормальных систем |
уравнений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
4 |
|
|
Числа |
о б у с л о в л е н н о с т и |
с (А) м а т р и ц А к о э ф ф и ц и е н т о в влияния а т п |
в а л о п р о в о д о в |
|||||||||||
|
|
|
|
|
энергетических т у р б о а г р е г а т о в |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Турбина |
|
Сочетания |
балан |
2, 6 |
2, 3,6 2, 3,5 2, 3,4 3, |
4,5 3,4,6 |
1—6 |
|||||||
|
К-300-420 |
|
сировочных |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
с |
генератором |
|
сечений п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
ТВВ-320-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(рис. |
\,а) |
|
Число обуслов |
3 |
16 |
20 |
55 |
92 |
116 |
216 |
||||
|
|
|
|
ленности |
с (А) |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Турбина |
|
Сочетания |
балан |
9-11 |
8—11 |
7—11 6—11 3—11 |
|
|
|
|||||
|
|
сировочных |
сече |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
К-300-240 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
ний п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
с |
генератором |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
ТГВ-300 |
|
Число обуслов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
(рис. |
1, б) |
|
15 |
40 |
75 |
174 |
2064 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
ленности |
с (А) |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Турбина |
|
Сочетания |
балан |
/, 3,6 |
2,3, |
1—6 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
сировочных |
|
5,6 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
К-ЮО-90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
сечений |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
с |
генератором |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
ТВ-100-2 |
|
Число обуслов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
(рис. 1, в) |
|
63 |
510 |
4298 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
ленности |
с (А) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В табл. 4 приведены результаты вычислений чисел обуслов |
||||||||||||||
ленности с (А) |
для некоторых |
матриц, |
полученных |
на |
основе |
||||||||||
различных |
сочетаний балансировочных |
сечений |
валопроводов, |
||||||||||||
показанных |
на |
рис. 1. Как видно из таблицы, величины |
чисел |
||||||||||||
обусловленности матриц |
реальных |
валопроводов |
могут |
изме |
|||||||||||
няться в широких пределах. При одном и том же порядке |
матри |
цы различной комбинацией балансировочных сечений п можно изменять с (Л) в десятки раз.
При |
решении системы линейных уравнений для |
турбины |
К-ЮО-90 |
(рис. 1, в) с матрицей сечений валопровода, |
данной |
в табл. 3, число обусловленности которой равно 4298 (табл. 4), ЭЦВМ не находит точного решения. При вводе в исходные дан ные погрешности до 10 ч- 15%, решения отличаются на сотни процентов.
Выводы
1. Вычислительные алгоритмы и программы, предназначен ные для решения задачи многоплоскостной динамической балан-
сировки турбоагрегата, должны осуществлять контроль обуслов ленности матрицы коэффициентов системы уравнений и давать оценку точности решения задачи.
2. Программа выбора балансировочных сечений при форми ровании системы уравнений, определяющих уравновешенность валопровода, должна по возможности обеспечивать минимум числа обусловленности матрицы коэффициентов системы.
ЛИ Т Е Р А Т У РА
1.Микунис С. И., Лимар С. А. Уравновешивание многоопорных роторов энергетических турбоагрегатов. «Машиноведение», 1970, № 5.
2.Форсайт Дж., Молер К. Численное решение систем линейных уравне ний. М., изд-во «Мир», 1969.
А.А. ГУСАРОВ
НЕЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ СКОРОСТИ ГИБКОГО СТУПЕНЧАТОГО РОТОРА
В последнее время появились сообщения о существовании не чувствительных скоростей при уравновешивании гибких роторов парами сосредоточенных грузов. При этом показано, что на не чувствительной скорости уравновесить ротор постоянного сече ния парой грузов, установленных в данных плоскостях, в прин ципе невозможно. В этих случаях рекомендуется переносить грузы в другие плоскости или распределять их по ротору.
Нами было показано [3], что нечувствительные скорости су ществуют и для распределенных по ротору грузов, причем в не которых случаях у роторов постоянного сечения эти скорости лежат ниже второй критической. Поэтому распределять балан сировочные грузы по ротору следует с учетом диапазона рабо чих скоростей и возможности появления в этом диапазоне не чувствительности ротора к распределенным грузам. Многие выводы, полученные для ротора постоянного сечения, в первом приближении можно распространить и на роторы со ступенча тым изменением сечения, например роторы турбогенераторов. Однако количественные соотношения при этом будут, очевидно, иными.
В настоящей работе из исследования динамического воздей ствия на гибкий ротор ступенчатого сечения равномерно распре деленной по «бочке» нагрузки находятся уравнения для опреде ления нечувствительных скоростей.
Опоры ротора приняты шарнирными и абсолютно жесткими, так как величины нечувствительных скоростей не зависят от податливости опор [4]. Демпфирование не учитывается, так как нечувствительные скорости обычно не совпадают с критически-
ми и определяются они из условия равенства нулю опорных ре акций, так что влияние трения будет очень малым.
Неуравновешенность характеризуется расстоянием р(х) цент ра тяжести с поперечного сечения до оси | и углом \р(х) между вектором Ос и осью т) системы координат 0|т}£;, вращающейся вместе с ротором с угловой скоростью со.
Перемещение центра тяжести произвольного сечения ротора будет
|
wc(x, |
t) = w(x, |
t) + |
p(x)exp[a>t + ip(x)], |
(1) |
где |
w(x, t) = |
u(x, t) + |
iv(x, |
t); |
|
u(x, t); v(x, t) —проекции перемещения центра сечения соот ветственно на оси г и у неподвижной системы координат.
Схема ротора и системы координат приведены на рисунке.
it |
I ./// |
b0=const |
Л |
11
Хз
Рис. 1. Схема ротора и осей координат:
н а п р а в л е н ие |
оси |
абсцис с |
д л я |
участка |
/; |
х,, |
х3 — направ |
ление |
оси |
а б с ц и с с |
для |
участков |
/ / |
и |
/ / / |
Ротор разбит на участки, границами которых служат сече
ния, в которых меняется величина диаметра dn |
(момента |
инер |
|||
ции / „ и погонной массы тп), |
либо расположена опора, |
либо |
|||
происходит изменение нагрузки р(х). |
В пределах n-го участка |
||||
длиной 1п величины dn, |
Jn, тп |
и р(х) |
полагаем |
неизменными. |
|
Ротор симметричен |
относительно |
среднего сечения, поэтому |
можно рассматривать только его половину, состоящую из нена-
груженного [pi(*i) = 0] концевого участка / длиной |
1\ = гх1, |
не- |
|||||||
нагруженного |
[рз(*з) |
= 0] участка III |
«бочки» ротора |
длиной |
1"2 |
||||
и участка / / |
«бочки» |
ротора длиной |
/ 2 , |
несущего |
равномерно |
||||
распределенную нагрузку |
р2 (х2 ) = b0 |
= const. Ось ц |
|
совмещена |
|||||
с плоскостью неуравновешенности [гЬ2 (х2 ) = 0]. При |
таком рас |
||||||||
смотрении |
имеют место |
соотношения |
1'2 + Ч = h— |
( 1 — є і ) / ; |
|||||
т2 = m3 ; / 2 |
= / 3 . |
|
|
|
|
|
|
|