ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 5
и надежно замерить период колебаний, необходимый для опре деления величины статической неуравновешенности.
Устранить явление изменения ориентации плоскости колеба ний можно путем выбора вполне определенной оси выведения
ротора |
из положения |
|
равновесия. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Такой осью является одна из эк |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ваториальных осей, |
перпендику |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
лярная |
|
меридианной |
|
плоскости, |
|
|
|
|
|
|
|
||||
в которой расположен центр масс |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ротора. |
Траектория |
центра |
масс |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
при этом окажется в узкой полосе |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
(9 — 0), |
прилегающей |
к указан |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ной |
плоскости |
(рис. 3, б). |
При |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
этом |
|
величина |
|
неуравновешен- |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ности |
|
|
|
X2 |
\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
5 |
= |
4я2 |
+ |
(9) |
|
|
|
|
|
|
|
||||
72 |
|
|
J ' |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Рис. 3. |
Траектории |
маятникового |
||||||||
где |
Т |
|
период |
демпфированных |
|||||||||||
|
|
движения сферического |
ротора: |
||||||||||||
|
|
|
угловых колебаний |
ро |
а |
— начальное |
отклонение |
маятника |
|||||||
|
|
|
тора; |
|
|
|
|
|
в |
произвольной |
плоскости; б — на |
||||
|
у, |
— угловой |
|
коэффициент |
чальное |
отклонение |
маятника в |
пло |
|||||||
|
|
скости |
вектора |
смещения центра |
мас |
||||||||||
|
|
|
сопротивления; |
|
|
|
|
сы |
|
|
|
||||
|
g |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
— ускорение силы тяжести. |
|
|
|
|
|
|
|
Минимальная неуравновешенность, которая может быть за фиксирована маятниковым способом,
•"min |
*2 |
00) |
|
||
|
|
При меньших значениях статической неуравновешенности ко лебания ротора приобретают апериодический характер.
В. П. БУРМИСТРОВ, Г. М. ВИНОГРАДОВ, |
Е. М. РОДИОНОВ |
БАЛАНСИРОВКА ГИРОСКОПОВ С ВРАЩАЮЩИМСЯ УПРУГИМ ПОДВЕСОМ
Появление свободных гироскопов на упругом подвесе, таких как «Гирофлекс», гироскоп со свободным подвесом, динами чески настраиваемый гироскоп и т. д., поставило перед раз работчиками ряд проблем, связанных с их балансировкой и ре гулировкой. Отличие всех этих гироскопов заключается в том, что балансировку как статическую, так и динамическую прихо дится вести во вращающейся системе, когда гироскоп обладает всеми тремя степенями свободы. Методы балансировки гироско пов подобного типа рассмотрим на примере динамически наст-
раиваемого гироскопа (рис. 1 ) . При балансировке гироскопов этого типа различают два этапа: балансировка относительно оси собственного вращения ротора; балансировка относительно осей прецессии.
На первом этапе балансировку проводят для разгрузки упру гих осей подвеса и подшипниковых опор приводного вала, на втором — для совмещения центра тяжести гироскопа с точкой пересечения осей подвеса. Балансировку первого этапа проводят обычными методами (удаление, нанесение и перемещение мас сы) с той лишь особенностью, что все операции должны исклю
чать нагружение упругих опор. Этим условиям удовлетворяют ав томатическая лазерная баланси ровочная машина (АЛБМ — МАТИ) и балансировочные ма шины, разработанные Закавказ ским филиалом ЭНИМС.
Устранение смещения центра тяжести при динамической балан сировке относительно оси привод ного вала вызывает необходи мость в последовательной балан сировке вращающихся элементов гироскопа по мере сборки. Это достаточно просто показать на примере.
Допустим, что центр тяжести системы вал — карданное кольцо смещен на величину А/, тогда,
снимая или добавляя массу к ротору гироскопа для компенсации момента М = А1Р, где Р — масса системы вал карданное коль цо, можно отбалансировать всю систему в целом. Однако если отбросить ротор и заменить его действие реакциями связи, убеждаемся, что несмотря на то, что система в целом отбалан сирована, на упругие оси, связывающие карданное кольцо с ва лом, действует сила
F |
= |
= |
, |
|
|
(!) |
|
g |
|
8 |
|
|
|
где F — добавочная нагрузка на упругие оси; |
|
|
||||
о—: угловая скорость вращения ротора; |
|
|
|
|||
g — ускорение силы |
тяжести. |
|
|
|
|
|
Аналогичным образом легко |
показать |
необходимость |
раз |
|||
дельной балансировки системы |
вал — карданное |
кольцо |
для |
|||
устранения добавочных |
усилий |
в |
упругих |
осях, |
связывающих |
карданное кольцо с валом.
При проставлении общего допуска на величину разбалансированности без разделениястатических и динамических состав-
ляющих весь допуск с равной степенью достоверности можно отнести как к той, так и к другой величине. Мало того, если ба лансировка производится с поочередным исключением плоско стей коррекции, можно получить остаточный статический дисбаланс, эквивалентный двойному допуску на величину сме щения центра тяжести. Это вызывает необходимость разделения динамических и статических составляющих величин дисбаланса, которое может быть осуществлено за счет смещения плоскостей балансировки относительно оси колебаний измерительной си стемы балансировочной машины (например, типа «Луна»). Если учесть изменение чувствительности и тарировки системы, то по приведенной разнице показаний разбалансированности можно судить о статическом дисбалансе, так как динамический дисба ланс, представляющий собой пару сил, не изменяет своего воз действия на измерительную систему, в то время как изменение плеча приложения силы, вызванной смещением центра тяжести, отражается на ее показаниях.
Балансировка гироскопа относительно оси собственного вра щения не исключает несовпадение центра тяжести как кардан ного кольца, так и ротора гироскопа с геометрическим центром вращающихся упругих осей, что приводит к появлению дополни тельного дрейфа при ускорениях и указывает на необходимость балансировки относительно осей прецессии. Рассмотрим влияние указанного фактора на дрейф гироскопа более подробно.
Очевидно, что на ротор при действии ускорений вдоль чувст вительных осей х и у и наличии разбаланса действуют следую щие моменты:
|
MXl |
= mgiAz; |
|
|
|
^ |
|
|
МУі |
= |
—mg2Az, |
|
|
|
|
где MXl и МУі |
— моменты |
по осям |
х и у |
соответственно |
при |
||
|
дисбалансе |
ротора |
и наличии |
ускорений; |
|
||
т — масса ротора; |
|
|
|
|
|||
gi и й |
— ускорения, |
действующие по осям у и х соот |
|||||
Az |
ветственно; |
|
|
|
|
||
— смещение |
центра тяжести |
ротора от геомет |
|||||
|
рического центра подвеса вдоль оси привод |
||||||
|
ного вала, которое и определяет знак момен |
||||||
|
тов. |
|
|
|
|
|
|
Моменты, действующие |
на карданное кольцо, |
в случае |
его |
разбалансированности удобней рассматривать во вращающейся системе координат xxy\Z. При действии ускорений моменты име ют вид
М'х = m'Az'(g1 |
cos 0— g2 sin 0); |
My = —m'\z'(g2 |
cos 0 + gx sin 0), |
где М 'х |
и М' |
— моменты |
по осям |
хх и у\ соответственно; |
|
|
т' |
— масса карданного |
кольца; |
|
|
|
Az' — смещение |
центра |
тяжести карданного кольца |
||
|
|
от геометрического центра подвеса, которое и |
|||
|
|
определяет знак |
момента. |
|
|
Как |
известно, в данном |
гироскопе моменты |
с карданного |
||
кольца |
передаются на ротор только по оси 1—/, |
поэтому в не |
подвижной системе координат дополнительные моменты, пере даваемые на ротор, можно представить в виде
MXl |
= М'х cos 0 = т Az |
(gx cos26 — g2 sin 0 cos 9); |
j |
^ |
My2 |
— Mx sin 0 == m Az |
(gx cos 0 sin 0 — g2 sin2 0). |
| |
|
Таким образом, при наличии ускорений вдоль чувствитель ных осей х и у из-за несовпадения центров тяжести ротора и карданного кольца с геометрическим центром подвеса на ротор гироскопа действуют следующие моменты:
МХ |
= МХ, +Mx, = mgxAz + m'Az' |
+ |
cos 20 ^ s i n 20J; (5) |
|
Му |
= МИі + My, = —mg2Az + m'Az'(^ |
+ |
sin 20 + -^-cos 20 ) . |
|
|
Если скорость вращения ротора велика, то членами с двой |
|||
ной частотой можно принебречь, т. е. |
|
|
||
|
Мх = mgxAz + -j- |
m'Az'gu |
|
|
|
My = —mg2Az |
^- m'Az'g2. |
(6) |
|
|
|
|||
|
Знаки слагаемых определяются |
только направлением сме |
||
щения Az и Az'. Отсюда следует, |
что |
дисбаланс |
карданного |
|
кольца можно компенсировать дисбалансом ротора, |
т. е. гиро |
|||
скоп можно балансировать в собранном |
виде, перемещая центр |
тяжести ротора гироскопа вдоль оси приводного вала. Это воз можно выполнить двумя спаренными диаметрально располо женными грузами на роторе гироскопа, имеющими возможность перемещения в указанном направлении.
Определение величины разбалансированности относительно осей прецессии у рассматриваемого гироскопа вызывает опреде ленные трудности, так как в статике ввиду наличия значитель ной жесткости упругого подвеса величина разбалансированности
практически не проявляется. |
|
Как известно, гироскопы на упругом |
подвесе могут работать |
в режиме, при котором углы отклонения |
от перпендикулярности |
к |
приводному |
валу прямо пропорциональны внешним моментам |
|
и |
обратно пропорциональны жесткости подвеса [1]. Таким |
обра |
|
зом, величина |
угла отклонения является мерой дисбаланса |
гиро- |