Файл: Теория и практика балансировочной техники..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 297

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и надежно замерить период колебаний, необходимый для опре­ деления величины статической неуравновешенности.

Устранить явление изменения ориентации плоскости колеба­ ний можно путем выбора вполне определенной оси выведения

ротора

из положения

 

равновесия.

 

 

 

 

 

 

 

Такой осью является одна из эк­

 

 

 

 

 

 

 

ваториальных осей,

перпендику­

 

 

 

 

 

 

 

лярная

 

меридианной

 

плоскости,

 

 

 

 

 

 

 

в которой расположен центр масс

 

 

 

 

 

 

 

ротора.

Траектория

центра

масс

 

 

 

 

 

 

 

при этом окажется в узкой полосе

 

 

 

 

 

 

 

(9 0),

прилегающей

к указан­

 

 

 

 

 

 

 

ной

плоскости

(рис. 3, б).

При

 

 

 

 

 

 

 

этом

 

величина

 

неуравновешен-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ности

 

 

 

X2

\

 

 

 

 

 

 

 

 

5

=

4я2

+

(9)

 

 

 

 

 

 

 

72

 

 

J '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.

Траектории

маятникового

где

Т

 

период

демпфированных

 

 

движения сферического

ротора:

 

 

 

угловых колебаний

ро­

а

— начальное

отклонение

маятника

 

 

 

тора;

 

 

 

 

 

в

произвольной

плоскости; б — на­

 

у,

— угловой

 

коэффициент

чальное

отклонение

маятника в

пло­

 

 

скости

вектора

смещения центра

мас­

 

 

 

сопротивления;

 

 

 

 

сы

 

 

 

 

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— ускорение силы тяжести.

 

 

 

 

 

 

 

Минимальная неуравновешенность, которая может быть за­ фиксирована маятниковым способом,

•"min

*2

00)

 

 

 

При меньших значениях статической неуравновешенности ко­ лебания ротора приобретают апериодический характер.

В. П. БУРМИСТРОВ, Г. М. ВИНОГРАДОВ,

Е. М. РОДИОНОВ

БАЛАНСИРОВКА ГИРОСКОПОВ С ВРАЩАЮЩИМСЯ УПРУГИМ ПОДВЕСОМ

Появление свободных гироскопов на упругом подвесе, таких как «Гирофлекс», гироскоп со свободным подвесом, динами­ чески настраиваемый гироскоп и т. д., поставило перед раз­ работчиками ряд проблем, связанных с их балансировкой и ре­ гулировкой. Отличие всех этих гироскопов заключается в том, что балансировку как статическую, так и динамическую прихо­ дится вести во вращающейся системе, когда гироскоп обладает всеми тремя степенями свободы. Методы балансировки гироско­ пов подобного типа рассмотрим на примере динамически наст-



Рис. 1. Модель гироскопа с вра­ щающимся упругим подвесом:
/ — подшипники приводного вала; 2 — приводной вал; 3 — ротор гиро­ скопа; 4 — карданное кольцо гиро­ скопа; 5 — упругие оси подвеса

раиваемого гироскопа (рис. 1 ) . При балансировке гироскопов этого типа различают два этапа: балансировка относительно оси собственного вращения ротора; балансировка относительно осей прецессии.

На первом этапе балансировку проводят для разгрузки упру­ гих осей подвеса и подшипниковых опор приводного вала, на втором — для совмещения центра тяжести гироскопа с точкой пересечения осей подвеса. Балансировку первого этапа проводят обычными методами (удаление, нанесение и перемещение мас­ сы) с той лишь особенностью, что все операции должны исклю­

чать нагружение упругих опор. Этим условиям удовлетворяют ав­ томатическая лазерная баланси­ ровочная машина (АЛБМ — МАТИ) и балансировочные ма­ шины, разработанные Закавказ­ ским филиалом ЭНИМС.

Устранение смещения центра тяжести при динамической балан­ сировке относительно оси привод­ ного вала вызывает необходи­ мость в последовательной балан­ сировке вращающихся элементов гироскопа по мере сборки. Это достаточно просто показать на примере.

Допустим, что центр тяжести системы вал — карданное кольцо смещен на величину А/, тогда,

снимая или добавляя массу к ротору гироскопа для компенсации момента М = А1Р, где Р — масса системы вал карданное коль­ цо, можно отбалансировать всю систему в целом. Однако если отбросить ротор и заменить его действие реакциями связи, убеждаемся, что несмотря на то, что система в целом отбалан­ сирована, на упругие оси, связывающие карданное кольцо с ва­ лом, действует сила

F

=

=

,

 

 

(!)

 

g

 

8

 

 

 

где F — добавочная нагрузка на упругие оси;

 

 

о—: угловая скорость вращения ротора;

 

 

 

g — ускорение силы

тяжести.

 

 

 

 

Аналогичным образом легко

показать

необходимость

раз­

дельной балансировки системы

вал — карданное

кольцо

для

устранения добавочных

усилий

в

упругих

осях,

связывающих

карданное кольцо с валом.

При проставлении общего допуска на величину разбалансированности без разделениястатических и динамических состав-


ляющих весь допуск с равной степенью достоверности можно отнести как к той, так и к другой величине. Мало того, если ба­ лансировка производится с поочередным исключением плоско­ стей коррекции, можно получить остаточный статический дисбаланс, эквивалентный двойному допуску на величину сме­ щения центра тяжести. Это вызывает необходимость разделения динамических и статических составляющих величин дисбаланса, которое может быть осуществлено за счет смещения плоскостей балансировки относительно оси колебаний измерительной си­ стемы балансировочной машины (например, типа «Луна»). Если учесть изменение чувствительности и тарировки системы, то по приведенной разнице показаний разбалансированности можно судить о статическом дисбалансе, так как динамический дисба­ ланс, представляющий собой пару сил, не изменяет своего воз­ действия на измерительную систему, в то время как изменение плеча приложения силы, вызванной смещением центра тяжести, отражается на ее показаниях.

Балансировка гироскопа относительно оси собственного вра­ щения не исключает несовпадение центра тяжести как кардан­ ного кольца, так и ротора гироскопа с геометрическим центром вращающихся упругих осей, что приводит к появлению дополни­ тельного дрейфа при ускорениях и указывает на необходимость балансировки относительно осей прецессии. Рассмотрим влияние указанного фактора на дрейф гироскопа более подробно.

Очевидно, что на ротор при действии ускорений вдоль чувст­ вительных осей х и у и наличии разбаланса действуют следую­ щие моменты:

 

MXl

= mgiAz;

 

 

 

^

 

МУі

=

—mg2Az,

 

 

 

где MXl и МУі

— моменты

по осям

х и у

соответственно

при

 

дисбалансе

ротора

и наличии

ускорений;

 

т — масса ротора;

 

 

 

 

gi и й

— ускорения,

действующие по осям у и х соот­

Az

ветственно;

 

 

 

 

— смещение

центра тяжести

ротора от геомет­

 

рического центра подвеса вдоль оси привод­

 

ного вала, которое и определяет знак момен­

 

тов.

 

 

 

 

 

 

Моменты, действующие

на карданное кольцо,

в случае

его

разбалансированности удобней рассматривать во вращающейся системе координат xxy\Z. При действии ускорений моменты име­ ют вид

М'х = m'Az'(g1

cos 0— g2 sin 0);

My = —m'\z'(g2

cos 0 + gx sin 0),


где М 'х

и М'

— моменты

по осям

хх и у\ соответственно;

 

т'

— масса карданного

кольца;

 

 

Az' — смещение

центра

тяжести карданного кольца

 

 

от геометрического центра подвеса, которое и

 

 

определяет знак

момента.

 

Как

известно, в данном

гироскопе моменты

с карданного

кольца

передаются на ротор только по оси 1—/,

поэтому в не­

подвижной системе координат дополнительные моменты, пере­ даваемые на ротор, можно представить в виде

MXl

= М'х cos 0 = т Az

(gx cos26 — g2 sin 0 cos 9);

j

^

My2

— Mx sin 0 == m Az

(gx cos 0 sin 0 — g2 sin2 0).

|

 

Таким образом, при наличии ускорений вдоль чувствитель­ ных осей х и у из-за несовпадения центров тяжести ротора и карданного кольца с геометрическим центром подвеса на ротор гироскопа действуют следующие моменты:

МХ

= МХ, +Mx, = mgxAz + m'Az'

+

cos 20 ^ s i n 20J; (5)

Му

= МИі + My, = —mg2Az + m'Az'(^

+

sin 20 + -^-cos 20 ) .

 

Если скорость вращения ротора велика, то членами с двой­

ной частотой можно принебречь, т. е.

 

 

 

Мх = mgxAz + -j-

m'Az'gu

 

 

My = —mg2Az

^- m'Az'g2.

(6)

 

 

 

Знаки слагаемых определяются

только направлением сме­

щения Az и Az'. Отсюда следует,

что

дисбаланс

карданного

кольца можно компенсировать дисбалансом ротора,

т. е. гиро­

скоп можно балансировать в собранном

виде, перемещая центр

тяжести ротора гироскопа вдоль оси приводного вала. Это воз­ можно выполнить двумя спаренными диаметрально располо­ женными грузами на роторе гироскопа, имеющими возможность перемещения в указанном направлении.

Определение величины разбалансированности относительно осей прецессии у рассматриваемого гироскопа вызывает опреде­ ленные трудности, так как в статике ввиду наличия значитель­ ной жесткости упругого подвеса величина разбалансированности

практически не проявляется.

 

Как известно, гироскопы на упругом

подвесе могут работать

в режиме, при котором углы отклонения

от перпендикулярности

к

приводному

валу прямо пропорциональны внешним моментам

и

обратно пропорциональны жесткости подвеса [1]. Таким

обра­

зом, величина

угла отклонения является мерой дисбаланса

гиро-