Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В состав ремонтно-механических мастерских управлений и баз механизации входят следующие производственные отделе­ ния: кузнечное с термическим отделением, сварочное, механичес­ кое, слесарно-сборочное, моечное, мотороремонтное и электроремонтное.

В состав участковых рехмонтно-механических мастерских (на опорных базах ПМК и МСО) входят кузнечное, сварочное, меха­ ническое, котельное, слесарно-сборочное и электроремонтное от­ деления.

Характер ремонтируемого оборудования и виды выполняемо­ го ремонта определяют программу ремонтного предприятия, со­ став его отделений, габариты производственных помещений, ха­ рактер подъемно-транспортных устройств и состав оборудова­ ния. Объем ремонтных работ определяется количеством строи­ тельных машин и трудоемкостью их ремонта.

§ 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Проектирование ремонтного предприятия должно охватывать решение ряда основных вопросов, определяющих наиболее ра­ циональную организацию процесса ремонта, его экономических, технических, строительных, санитарно-технических и организа­ ционных задач.

Решая экономические задачи, необходимо:

определить годовую производственную программу предприя­ тия с указанием точного количества (по маркам и типам) ремон­ тируемых машин или агрегатов;

подсчитать общее количество потребных материалов, топли­ ва, пара, воды, сжатого воздуха и электроэнергии;

определить количество производственных и всшъмогательных рабочих инженерно-технических работников (ИТР) и младшего обслуживающего персонала (МОП);

рассчитать капиталовложения: стоимость зданий, сооруже­ ний, оборудования и его монтажа;

оценить размер оборотных средств (стоимость запасов гото­ вых деталей и оборотных агрегатов, незавершенного производст­ ва, запасов материалов, денежных средств и др.);

определить себестоимость ремонта машин и агрегатов; установить технико-экономические показатели по предприя­

тию в целом; дать заключение об экономической целесообразности запро-

ектирован ното предприятия.

Технические задачи сводятся к следующему:

выбору схемы технологического процесса ремонта машин;

подбору и подсчету необходимого оборудования для обеспе­ чения технологического процесса ремонта машин;

504


подсчету потребных производственных площадей; установлению норм времени как на отдельные виды ремонт­

ных и других работ, так и на весь ремонт машин в целом; решению вопросов снабжения проектируемого' предприятия

электроэнергией, сжатым воздухом, водой, паром и подсчету по­ требностей в них для технологических целей при ремонте машин; разрешению вопросов транспортирования грузов внутри и вне ремонтного предприятия и выбору необходимых транспорт­

ных средств; подсчету потребных производственных площадей.

Строительные и -санитарно-технические задачи проектирова­ ния решаются после технологической планировки ремонтного предприятия.

При решении их технолог и строитель совместно рассматри­ вают вопросы:

объемно-планировочных и конструктивных решений зданий проектируемого предприятия;

освещения, отопления, вентиляции, канализации, водоснаб­ жения и т. п.;

размещения и размеров административно-бытовых помеще­ ний;

планировки производственных и вспомогательных зданий на строительной площадке (генеральный план предприятия).

Организационные задачи проектирования решаются после принятия решений по экономическим, технологическим и строи­ тельным задачам.

Решая организационные задачи, необходимо: составить схему управления предприятием;

разрешить все вопросы, связанные с организацией труда, технического нормирования, технического контроля, планиро­ вания и др.;

установить форму и порядок прохождения документов по учету и отчетности;

решить все организационные вопросы, связанные с пуском предприятия в эксплуатацию.

Порядок составления проектов и смет установлен «Инст­ рукцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства» (ОН 227-70), основные положения которой изло­ жены в третьем разделе учебника.

Определение основных параметров ремонтного предприя­ тия. Трудоемкость ремонтных работ. Трудоемкостью ремонта машин принято называть затраты времени в человеко-часах для выполнения определенного объема ремонтных работ.

Трудоемкость ремонта зависит от состояния ремонтируемой машины, оснащенности предприятия оборудованием, приспо­ соблениями, инструментом, а также от уровня организации ре­ монтных работ.

505


При ремонте машин разных типов суммарная трудоемкость их Тс подсчитывается по формуле

 

T c = T i Ai% ТА \ч

Тf i УИп чел.-ч.,

(226)

где

ТI, Т2, ..., Тп — трудоемкость

ремонта машин

разных ма­

 

рок, чел.-14.;

 

 

 

Ми М2, ..., Мп — программа ремонта машин разных марок,

 

шт.

 

 

ся

Трудоемкость ремонта отдельных марок машин определяет­

действующими укрупненными

нормативами,

приведенными

в «Инструкции о порядке проведения иланово-предупредитель- ното ремонта строительных машин» (СН 207-68), утвержден­ ной Госстроем СССР.

Режимы работы и фонды времени. Режим работы пред­ приятия определяется количеством рабочих дней в году, про­ должительностью рабочей смены (в часах) и количеством смен. Исходя из режима работы предприятия можно подсчитать фонд рабочего времени, а также фонд времени оборудования.

Фондом рабочего времени называется время (в часах), отрабо­ танное одним рабочим за планируемый период. Различают но­ минальный и действительный фонды рабочего времени. Номи­ нальный фонд рабочего времени Фнр равен количеству рабочих дней за планируемый период, умноженному на продолжитель­ ность смены в часах, т. е.

^ Н .р --- (^ к

 

^ п ) ^см.

 

(227)

где dK, dB, dn — соответственно

число календарных, выходных

и праздничных

дней за планируемый

период;

(см — продолжительность

рабочей

смены, ч.

 

Действительный фонд рабочего

времени

Фд.р предприятия

определяется по формуле

 

 

 

 

Ф д .р = ( ^ н . р

 

(см) "Пр,

 

(228)

где d0 — длительность отпуска

рабочих, рабочие дни;

времени

Рр — коэффициент, учитывающий потери рабочего

по болезням и другим причинам.

 

 

Численность рабочих и обслуживающего персонала. Общую численность производственных рабочих Лп определяют по фор­ муле

 

Ап = £ ~ ,

(22 9 )

 

 

Д-Р

 

где Тс — суммарная

трудоемкость ремонта за

планируемый

период, чел.-ч;

 

 

Фд.р— |Действительный фонд .рабочего времени, ч.

Количество вспомогательных

рабочих Ав находят из про­

центного отношения

их к числу производственных

рабочих:

 

_

Ап П в

(230)

 

~~

100

 

 

506


где Ав — количество вспомогательных рабочих; Лп — количество производственных рабочих; Яв— процент вспомогательных рабочих.

Количество инженерно-технических работников Ли опреде­ ляют ориентировочно из процентного отношения их к числу производственных и вспомогательных .рабочих предприятия по формуле

АИ

М п Л в) П и

(231)

100

 

 

где Па — процент инженерно-технических

работников (для ре­

монтных предприятий 6—8%).

 

Расчет площадей предприятия. Общую площадь ремонтного предприятия составляют площади производственных, вспомога­ тельных, конторских и бытовых помещений. Площадь пред­ приятия определяют в зависимости от его программы.

Производственная площадь может быть определена разны­ ми способами. В зависимости от числа производственных рабо­ чих эту площадь подсчитывают по формуле

Fa = A„f,

(232)

где Fц — площадь цеха или отделения, м2\

Ап — количество производственных рабочих;

/— удельная площадь на одного производственного ра­

бочего, м2.

Можно также определить потребную производственную площадь Fn по удельной площади станочного оборудования. Для этого пользуются формулой

Fa = N0 f0,

 

(233)

где N0 — количество единиц оборудования;

на

еди­

— средняя удельная площадь, приходящаяся

ницу оборудования, м2.

и

быто­

Вспомогательные площади и площади конторских

вых помещений подсчитывают в процентном отношении к про­ изводственной площади.

Расчетные площади уточняют в зависимости от размеще­ ния оборудования и планировки вспомогательных помещений.

Организация производства на ремонтных предприятиях.

Основой организации производства на ремонтных предприя­ тиях является техническая подготовка производства, состоящая

из т ехнологи ческой и конст рукт орской частей, которые разра­

батываются на крупных предприятиях отделами главного кон­ структора и главного технолога. На небольших предприятиях эту работу выполняют технические отделы.

На ремонтном предприятии техническая подготовка произ­ водства должна определить наиболее целесообразные для ус­ ловий данного предприятия формы организации производст­ венного процесса, установить согласованность отдельных час­

507


тей производственного процесса между собой и обеспечить ма­ териальные средства для его осуществления.

Основой технической подготовки на ремонтном предприя­ тии является ее технологическая часть.

Технологическая подготовка производства включает /проек­ тирование маршрутных технологических процессов разборки, (ремонта и сборки, машин и отдельных узлов; разработку прог­ рессивной технологии восстановления изношенных деталей; раз­ работку нормативов трудовых и материальных затрат; проекти­ рование и внедрение рациональных методов организации рабо­ чего места, передовых форм организации производства; уста­ новление /порядка методов и средств технического контроля; проектирование и изготовление технической оснастки — приспо­ соблений, штампов, моделей, пресс-форм, специального инстру­ мента и др.; вы/верку, наладку и /внедрение запроектирован­ ных технологических процессов.

Организация технической подготовки должна обеспечить вы­ сокое качество выпускаемой продукции; /полную загрузку произ­ водственных мощностей предприятия, его площадей и обо/рудо вания; высокий коэффициент использования материалов; мини­ мальные трудоемкость ремонтных работ и себестоимость про­ дукции, а также сроки подготовки /производства.

Конструкторская подготовка производства включает: проек­ тирование испытательных стендов, необходимых для контроля качества ремонта машин и их узлов; конструирование средств автоматизации и механизации производственных процессов и транспорта; разработку оснастки и ремонтных размеров дета­ лей; организацию чертежного хозяйства.

'Важнейшими задачами организации чертежного хозяйства в ремонтном производстве являются получение и проверка ра­ бочих чертежей ремонтируемых машин, установление необходи­ мого порядка и хранение чертежей и другой технической доку­ ментации, своевременное обеспечение ими рабочих мест, внесе­ ние изменений в чертежи.

§ 3. ПЕРЕДВИЖНЫЕ РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

Для технического обслуживания, а также несложного ре­ монта строительных машин и механизмов в сельском строитель­ стве широко применяются передвижные ремонтно-механичес­ кие мастерские (рис. 143).

Передвижные ремонтно-механические мастерские размеща­ ются в унифицированном фургоне. Каркас кузова выполнен из деревянных брусьев, с наружной стороны обшитых листовой сталью толщиной 0,5 мм, а с внутренней — бакелизирова/нной фанерой. Освещение и отопление фургона электрическое, венти­ ляция естественная.

508