Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где К — номер варианта мощности на первом предприятии, при­ чем

1

(a k )

при a k = г

<Pi (*i) = [

оо

при ак ф г,

т. е. для каждого значения мощности г подбирают все возмож­ ные варианты мощностей на первом предприятии и фиксируют такую мощность, которая равна т, и соответствующие ей затра­ ты. Если такой мощности нет, то соответствующая мощность не может быть реализована на первом предприятии, поэтому соот­ ветствующие данному случаю затраты принимают равными бес­ конечности.

На втором шаге долю мощности г в пределах от 0 до / ? деф размещают уже на двух первых предприятиях, причем варьиру­ ют мощностью второго предприятия от 0 до г. В каждом случае для остатка мощности гх2 уже есть оптимальное решение, по­ лученное на первом шаге. Математическое выражение второго шага можно записать следующим образом:

F2 = min [ф2 (х2) + Л (г — х2)],

где К — номер варианта мощности на втором предприятии. Функция фг(*2) вычисляется по следующему правилу:

 

Гф2

(аА)

при ак = г

Фг (*г) =

[

при ак ф г;

 

00

 

О ^

Г ^

-^ д еф ’

Экономический смысл процедуры второго шага следующий. Для любой мощности г в пределах от 0 до Дд&ф с шагом Аг полу­ чают оптимальное распределение этой мощности на двух первых предприятиях. Таким образом, если в дальнейшем придется рас­ пределять любую мощность на два первые предприятия, для нее уже готов оптимальный план размещения.

Аналогично второму шагу на любом h-м шаге размещают мощность г в пределах от 0 до Ддеф на первых h предприятиях, варьируя мощностью h-го предприятия. Процедура h-го шага аналогична процедуре второго шага

Fh = min [<pft (*Л) +

Fh_ x — хн)\,

}

 

 

а (оаа)

ПРИ ak = г

Фа (*а) =

оо

при ак ф г ,

I

где

 

 

0

^ 7 " ^

^ д е ф -

На последнем тп-м шаге получают оптимальный план разме­ щения для всех m заводов любой мощности от 0 до Ддвф, т. е. до­ стигают решения задачи. —

13* З а к . 641

387


Решив задачу размещения описанным выше методом, получа­ ем допустимый план размещения, в который по каждому воз­ можному месту строительства попадает только один из возмож­ ных вариантов мощности, в том числе возможны и варианты с нулевой мощностью, что равносильно указанию — «в этом месте ничего не предпринимать». Поскольку имеется план размещения, можно подсчитать транспортные расходы по доставке сырья на предприятие и по развозке готовой продукции потребителям.

Эти задачи являются транспортными и решаются по стан­ дартным программам. Из решения транспортных задач можно подсчитать транспортные расходы по формулам (214) и (215). Эти расходы представляют собой стоимость доставки всех видов сырья на каждое предприятие и стоимость доставки готовой про­ дукции от этого предприятия всем прикрепленным к нему по­ требителям. Транспортные расходы прибавляют к производст­ венным затратам тех вариантов предприятий, которые вошли в план размещения. Таким образом, меняем исходные данные за­ дачи размещения. После этого снова решаем задачу размеще­ ния и получаем другой допустимый план. Снова подсчитываем транспортные расходы и прибавляем их к производственным за­ тратам для вариантов мощностей, вошедших в этот план. Через конечное число таких итераций получаем план размещения, близ­ кий к оптимальному, или оптимальный, в котором решение полу­ чено с учетом всех видов производственных и транспортных за­ трат.

В качестве примера рассмотрим размещение предприятий по выпуску бетонных блоков в некотором районе. По технико-эко­ номическим обоснованиям было определено, что в этом районе потребность в блоках составит 600 тыс. ж3 в год. В районе имеют­ ся два завода по выпуску этих блоков мощностью: в п. № 3— 50 тыс. ж3 и в п. № 4—100 тыс. ж3. Возможно расширение этих

заводов, а также строительство двух новых

в пп. № 1

и 2

(табл. 29).

 

 

 

Т а б л и ц а

29

Предполагаемые варианты строительства, их размещение

и соответствующие

им производственные затраты

 

Варианты мощ ностей,

ты с. м 3

П роизводственные

затраты

в услов-

 

 

ных единицах

 

№ пунктов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разм ещ е ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

а

Ф (а)

а

ф (а)

а

ф (а)

а

Ф (а)

 

1

50

1000

100

1800

150

2250

*.200

2700

2

100

1600

200

2300

|300|

3000

3

("50 (

1200

150

2500

250

3000

4

100

1800

150

2300

200

2600

|250|

2900

3 88


В этом районе имеется пять потребителей этой продукции. Матрица транспортных тарифов и объемы потребностей приве­ дены в табл. 30.

Т а б л и ц а 30

Тарифы и оптимальный план поставок

№ пунктов потребления

№ пунктов разме­ щения

 

 

 

 

 

1

 

 

 

2

3

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

1

 

 

5

 

 

 

7

8

 

 

3

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

3

 

 

 

 

4

 

6

 

 

5

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

3

 

 

 

5

6

 

 

7

 

 

6

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

6

 

 

 

6

7

3

 

 

 

 

5

 

150

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребности

1

0

0

 

 

 

150

50

1

0

0

 

 

2

0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

 

31

 

 

 

Тарифы и оптимальный план поставок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ мест разм ещ ения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М ощ ность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поставок

№ поставок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сы рья приве-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дена

к е д и ­

сы рья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ницам

готовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цемент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

0

0

1

 

 

 

 

2

 

4

 

 

3

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

0

0

400

2

 

 

 

 

3

2

300

2

 

 

50

Ч

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Песок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100

1

 

 

 

 

1

3

50

2

 

 

50

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

2

 

 

 

 

4

 

3

 

 

2

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SC

О

300

3

 

 

 

 

5

2

250

 

 

4

 

 

2

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

389


 

 

 

Продолжение табл. 3

 

 

№ мест

размещ ения

М ощ ность

 

 

поставок

№ поставвк

 

сы рья

приве-

3

дена

к е д и ­

сырья

ницам

готовой

 

 

продукции

 

 

 

Щебень

250

1

1

12

 

 

1

100

2

5

1

 

150

3

4

 

100

4

3

 

 

 

 

Гравий

150

1

2

3

 

150

2

1

 

100

3

2

1

 

100

4

2

1

 

100

5

3

2

 

СО

200

100

5

4

I 50 1

5

100

100

1

50

ел о

4

2

3

1

2

150

 

5

Оо

 

4 *

СЛ

О о

 

3

4

150

 

43

56

50 4

Для производства блоков .на каждом предприятии требуется четыре вида сырья — цемент, песок, гравий и щебень. Данные

по стоимости доставки и мощностям поставщиков сырья указа­ ны в табл. 31 (потребность в сырье приведена к единицам гото­ вой продукции).

В результате решения задачи описанным методом получен следующий план размещения. В п. № 1 не строить ничего, в п.

2 разместить предприятие мощностью 300 тыс. м3 в год, в п.

3 оставить без изменения действующее предприятие мощно­

стью 50 тыс. м3 в год и в п. № 4 расширить действующий завод

до мощности 250 тыс. м3 в год. Производственные

затраты сос­

тавят 7100 единиц, транспортные затраты — 7200

единиц и об­

щие годовые совокупные затраты — 14 300 единиц. Оптимальные

планы

размещения и планы транспортных связей приведены

в табл.

30—32,

390