Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

варительного разрыхления, разрабатываются машинами и гру­ зятся на транспортные средства.

Добыча бутового камня. Основными в технологическом про­ цессе добычи бутового камня являются буровзрывные работы, 'организация которых влияет на производительность карьера и

себестоимость добываемого материала.

Интенсивность буровзрывных работ должна обеспечивать достаточный для бесперебойной работы экскаваторов и транс­ портных средств запас разработанного материала.

По способу размещения зарядов взрывчатых веществ и их форме различают шпуровой, скважинный, камерный, малока­ мерный, наружный и комбинированный методы ведения буро­ взрывных пабот.

Наиболее распространен метод скважинных зарядов. Вместе с тем в определенных условиях хорошие результаты дает применение метода шпурового взрывания. Количество нега­ баритного камня в этом случае сокращается в 2—3 раза. Шпу­

ровой метод в 1,5 раза производительнее и почти в 3

раза де­

шевле скважинного.

 

Шпуры бурят перфораторами—ручными и установленными

на колонке,

скважины — станками ударно-канатного,

пневмо-

ударного и

вращательного действия. Наиболее производитель­

ными являются станки П-13 и СВП-2. Более подробно вопросы технологии и организации буровзрывных работ рассматриваются в курсе «Технология строительного производства».

Рыхлую породу разрабатывают и взорванный камень грузят в транспортные средства обычно экскаваторами общестроитель­ ного типа с прямой лопатой. В крупных карьерах при разработке тяжелых пород применяют более мощные экскаваторы с ковшом емкостью 3 м3, а для легких пород экскаваторы с ковшом емко­ стью 4 м3.

Работать карьер, как правило, должен круглогодично и в две смены. При этом наиболее полно используются машины и обо­ рудование, а также создаются условия для образования посто­ янных кадров рабочих.

Добыча песка и гравия. Песок и гравий или песчано-гравий­ ную смесь добывают в сухих и обводненных карьерах открытым или подводным способами.

Вскрышные работы, а также добычу полезной породы в пес­ чано-гравийных карьерах кроме экскаваторов с ковшом емко­ стью от 0,5 до 3 м3 могут выполнять самоходные и прицепные скреперы, канатно-скреперные установки, а также гидромонито­ ры и землесосные установки.

Схема разработки песчаного карьера с помощью прицепных колесных скреперов приведена на рис. 91. Достоинством скре­ пера является возможность выполнять им комплекс земляных работ (послойная срезка грунта с его транспортировкой, грубая планировка и предварительное уплотнение грунта в отвалах).

396


Для разработки легких пород и удаления вскрыши применя­ ют канатно-скреперные установки. Расстояние от забоя до ме­ ста выгрузки разрабатываемой породы в транспортные средства в этом случае колеблется от 150 до 200 м.

Применение гидромониторов и землесосных установок позво­ ляет комплексно механизировать и даже автоматизировать не только процесс добычи, но и транспортировку и обогащение до­ бытых материалов. Добыча песка и гравия на одного рабочего по сравнению с использованием экскаваторов повышается на 40—50%; себестоимость песка и гравия снижается при этом на

30—40%.

П л а н

Рис. 91.

Схема разработки

песчаного

Рис.

92.

Схема

разработки

карьера прицепными колесными скрепе­

карьера

с

помощью

гидромо­

рами

 

 

 

нитора

 

 

 

 

 

 

1 — породы

вскры ш и;

2 — отвал

вскрыш ной

J — водозаборное устройство;

2

породы ; 3 — п о лезн ая

порода;

4 — трактор;

н асосная

стан ц и я ;

3 — м а ги с тр а л ь ­

5 — акрепер

 

 

 

ный

водовод;

4 — развод ящ и й

во­

 

 

 

 

довод; 5 — гидромониторы ; 6 — о т ­

 

 

 

 

водящ ие

лотки ;

7 — пульповод;

 

 

 

 

8 — защ и тн ая

д а м б а ; 9 — водосбор­

 

 

 

 

ный

колодец ;

10 — отвал

полезной

 

 

 

 

породы

 

 

 

 

 

 

Основным механизмом для разработки песка и гравия явля­ ется гидромонитор, размывающий пласты струей воды под давле­ нием от 3 до 15 кгс/см2. Размытую песчано-гравийную смесь (пульпу) по лоткам или пульповодам подают в места отвала, оборудованные дренажными устройствами для отвода отрабо­ танной воды (рис. 92). Воду для работы гидромонитора берут из ближайшего естественного водоема, обеспечивающего по запа­ сам устойчивую работу установки.

Большой эффект дает применение метода гидромеханизации при разработке подводных и прибрежных карьеров, так как при этом облегчается подача воды и появляется возможность без больших дополнительных затрат производить последующую про­ мывку и сортировку добытой породы.

397


Основным механизмом для добычи песка и гравия со дна карьера является плавучий земснаряд (рис. 93). Принцип его действия—всасывание пульпы (смеси из разрыхленной поро­ ды — около 10% и воды — около 90%) в систему трубопроводов. Пульпа по трубопроводам транспортируется к местам намыва, где после отстоя воды песок (гравий) выдается потребителям.

Рис. 93. Схема организации добычи песка с помощью землесосной установки

1 — землесосны й снаряд ;

2 — пульповод;

3 — понтоны ; 4 — ш табель п еска; 5 — водосбор­

ных колодец; 6 —- водоотводны й

к ан ал ;

7 — разры хли тель ; 8 — всасы ваю щ ий пульповод.

дочные эжектирующие

устройства. При наличии в разрабаты­

ваемой породе до 5%

крупных,

включений применяют цепные

рыхлители.

Глина в

карьерах может разрабатываться

Добыча глины.

двумя способами:

валовым

и

селективным (избирательным).

В первом случае глина поступает на склад «ли в транспортные средства в измельченном виде. В качестве землеройных машин при этом применяют многоковшовые экскаваторы, глинофрезерные машины и экскаваторы роторного типа. Многоковшовые и роторные экскаваторы позволяют комплексно механизировать весь процесс добычи глины и погрузки ее на транспортные сред­ ства. Применение этих машин дает возможность производить вы­ борочную выемку глины в сложных условиях залегания пластов, а также зимой.

При разработке уступов глубиной 6—21 м эффективно при­ менение глинофрезерных машин (рис. 94).

Селективным способом добычи пользуются при наличии про­ слоек известковых включений, а также при разработке глин для кирпичных заводов, работающих по способу полусухого прессо­ вания.

398


В этом случае используются экскаваторы, скреперы и бульдо­ зеры, а также канатно-скреперные установки. Применение скреперов позволяет вести послойную разработку глин. Наибо­ лее рационально организовать работу скреперов таким образом,

Рис. 94. Фрезерная машина для добычи глины в карьере

/ — те л е ж к а

с приводом ;

2 — не­

п одви ж н ая

р ам а ;

3 — п од ви ж н ая

р ам а ; 4 — стрела ;

5 — укосина;

6 — каби на

м аш и ни ста;

7 — ф реза

на тележ ке

 

 

 

чтобы они выполняли весь комплекс работ; удаление вскрыши, добычу глины и ее транспортирование на склад. На карьерах небольшой мощности могут успешно работать бульдозеры в ком­ плекте с самоходными погрузчиками.

Добыча штучного камня. Широкое применение в сельском строительстве находят природные камни, которые отличаются высокой прочностью, морозостойкостью, малым водопоглощением и хорошо обрабатываются. Из природного камня изготав­ ливают стеновые камни различных размеров и форм, облицовоч­ ные плиты, подоконники, ступени и другие архитектурные детали. В настоящее время себестоимость 1 м3 пильного камня в 2 раза ниже, а удельные капитальные затраты на организацию его добычи в 3—4 раза ниже, чем кирпича.

Добыча штучного камня на большинстве современных карье­ ров механизирована и производится с помощью специальных камнерезных машин. Типы камнерезных машин определяются горно-геологическими и техническими условиями месторожде­ ния, прочностью выпиливаемого камня и производительностью машин.

§ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАРЬЕРНОГО ТРАНСПОРТА

Транспорт в технологическом процессе добычи нерудных строительных материалов имеет первостепенное значение; от его бесперебойной работы в значительной мере зависит правиль­ ная эксплуатация оборудования, добывающего нерудные мате­ риалы, и оборудования обогатительных установок, а следова­ тельно, и себестоимость добываемого материала. В общих экс-

399


^

' '

x n i lfM' I ' Hl 'I 'I ' I 'I 'I 'I'I'I'I 'I'I'I 'I'I'I'I 'l'M IT T

IIl |l |i |i !> "IП ' ' I 1 I 1' I

 

 

_____________________________________

i

 

 

 

 

 

 

 

fi)

 

%

 

"3

 

 

 

u

 

XTI'1 ' 111' И 1Г ' 1 1 ! M1111'!' I1111' 1111111''FT1PH! Ч1рт

I* 111■

I1111т 111' 111■14 ■11! 1 ЧФ НТЧчг - Д

 

 

 

---- =►

B)

 

 

i

a p d

o

o b-

 

 

/<СШ

 

 

 

 

 

 

■IЧ ' I Ч Ч 11' 11111■14' I' I MIM И I T ПTIч 4 4 ’M^

ччч11Чччччмч'1Иччм'1И'тг^ - а —

 

 

 

e--------- е -эе н э ш - ^ -------Э -в в в Ш

 

 

г)

 

 

Hi'iMM'i'i'Mi'i'i'i'i'i'i'i'i'i'i'i'i'i'i'iM'i'irm

1411' I' HI 4 ' I' I' I ’ 11! ■I ’I

 

 

 

 

 

 

 

D O □ D O B ^

 

 

Ш В И

 

 

Рис. 95. Схема размещения железнодорожных путей в карьерах

а — однопутны й тупик: 1 — экскаватор

в

забое;

2 — мотовоз;

3 — груж ены е платф орм ы ;

4 — п орож н як;

б — однопутны й тупик

с

вы тяж н ы м

путем ;

в — однопутны й тупик с

р азъ езд ам и ; г

— двухпутны й тупик с

р азъ езд ам и

 

 

 

плуатационных затратах расходы на транспорт и производство погрузочно-разгрузочных работ в карьерах достигают 30%•

Добытую .породу

в карьерах

к

местам

ее

складирования

или

обогатительным

установкам

перевозят

по

рельсовым пу­

тям

нормальной или

узкой колеи,

автомашинами, тракторами

с прицепами и тележками, а также транспортируют средства­ ми гидромеханизации. Иногда для транспортирования породы ■применяют ленточные конвейеры и канатные дороги. В послед­

ние годы на крупных карьерах нерудных материалов

начали

применять троллейвозный транспорт — экономичный

и наибо­

лее надежный для работы в зимних условиях.

 

Использование железнодорожного транспорта в

карьерах

вызывает необходимость устройства сложного путевого хозяй­

ства (рис.

95), частого перемещения путей

по мере

разработ­

ки забоев,

больших радиусов закругления

и др.,

а все это в

конечном счете сказывается на себестоимости добываемого ма­ териала, увеличивает трудоемкость работ и сроки ввода карь­ еров в эксплуатацию. Поэтому в последнее время все большее распространение получает автомобильный транспорт.

Применение для

транспортирования разрабатываемой

по­

роды

автосамосвалов

позволяет на 25—30%

увеличить

(за

счет

сокращения простоев)

производительность

экскаваторов,

значительно снизить

объем

капитальных и подготовительных

работ, связанных с устройством дорог и других

транспортных

сооружений, организовать работы поточным методом. Большая маневренность автомобильного транспорта дает возможность более полно добывать полезную породу в месторождениях,

400