Файл: Сухачев И.А. Организация и планирование сельскохозяйственного строительства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 154

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.

129.

Схема

транспортирования

сырца

люлечным

конвейером

 

/ —

п риводная

стан ­

ция;

 

2 — н атя ж н ая

станция;

3 — пово­

ротны й

блок;

4, 5 —

опоры;

6 — лю леч-

ный

конвейер; 7 —

ленточны й конвейер

Естественная сушка сырца. Сушильное хозяйство кирпично­ го завода составляют сушильные сараи и относящийся к ним инвентарь (щиты, полки и т. д.). Количество сараев, их разме­ ры, единовременная емкость и пропускная способность опреде­ ляют производительность завода по выпуску кирпича-сырца.

Сараи загружают сырцом в определенном порядке: от одного конца к другому. Когда один сарай загружен, начинают загру­ жать следующий в таком же порядке. Сараи бывают чаще всего одноэтажные (рис. 130). Благодаря лучшему использованию по­ лезной площади и хорошей вентиляции стеллажные сараи иолу чили широкое распространение.

Искусственная сушка сырца. Искусственная сушка происхо­ дит за счет тепла, получаемого от сжигания топлива в специаль­ ном подтопке, или тепла отходящих газов обжиговой печи.

Из различных типов искусственных сушилок наибольшее распространение для межколхозных кирпичных предприятий по­ лучили упрощенные туннельные сушилки. Туннельная сушилка (рис. 131) представляет собой блок из нескольких примыкаю-

472


Рис. 130. Одноэтажный стел* лажным сарай

о

о

Рис. 131. Схема туннельной сушилки

щих один к другому по ширине туннелей длиной от 25 до 36 м, шириной 1,1—1,4 м и высотой 1,4—1,7 м. Вдоль 'каждого тун­ неля уложены рельсы, по которым перемещаются вагонетки с сырцом, следующим образом: с одной стороны сушилки пооче­ редно в каждый туннель заталкивается ото одной вато-нетке с влажным сырцом, состав продвигается на длину одной вагонет­ ки, а с противоположного конца туннелей выталкивается по од­ ной вагонетке с высушенным сырцом.

Теплоноситель (горячие газы) нагнетается >в туннели со сто­ роны выкатывания вагонеток с сухим сырцом, а отработанные газы отсасываются со стороны вкатывания вагонеток с влаж­ ным сырцом. Таким образом, поток газов в туннелях направлен навстречу движению вагонеток, поэтому эти сушилки называют противотоиными.

Температура теплоносителя, подаваемого в туннель, равна 60—90°С. По мере движения вдоль туннелей теплоноситель пос­ тепенно насыщается влагой, которую испаряет высыхающий сы­ рец, охлаждается и на выходе из туннеля имеет температуру 25—30°С. Таким образом, при входе в туннель сырец вначале попадает во влажную и мало нагретую среду, а по мере продви­ жения вагонетки в глубь туннеля — в более сухую и нагретую. Такие условия весьма благоприятны для сушки сырца, поэтому в туннельных сушилках получается значительно меньше брака, чем в сушилках других типов.

О б ж и г кирпича . Обжиг кирпича, как и всех других глиня­ ных изделий, заключается в постепенном и непрерывном нагре­ вании сырца до установленной температуры (обычно до 920—■

473

980°С), после чего изделия также постепенно охлаждаются. Во время обжига под действием высокой температуры в глине про­ исходит .ряд физических и химических изменений, в результате которых она меняет свои свойства и цвет. При высоких темпера­ турах отдельные частицы глины расплавляются и закрепляют

т

 

ш

 

 

 

Ч\

 

 

\ т

1

 

 

/

\

1

 

г

 

Рис. 132. Примерная кривая изменения

 

7

 

 

температур при обжиге

 

f

 

\

1 — подогрев; I I — взвар ; I I I — ох л аж д ен и е

 

г

 

 

 

 

J н

 

ч

 

 

a t62432m8 п

ss т

 

 

 

1

Часы

 

остальные, более крупные частицы. Благодаря этому обожжен­ ное глиняное изделие становится камнеподобным и прочным. После обжига пластичность и другие природные свойства глины необратимо утрачиваются. Глиняное изделие становится водо- и морозоустойчивым.

Условия обжига, т. е. скорость повышения и последующего по­ нижения температуры, характеризуют режим процесса и могут быть изображены в виде кривой обжига (рис. 132). Режимы об­ жига для разных глин, а также разных типов обжиговых печей различны и в каждом случае определяются опытным путем. Температуру обжига устанавливают заранее— при испытании глины.

Обжиг кирпича является завершающим и поэтому наиболее важным и ответственным процессом производства. Качество кирпича и количество брака во многом зависит от результатов обжига.

Кирпич обжигают в печах различных типов. Наиболее рас­ пространены из них — кольцевые и туннельные.

Обжиг кирпича в кольцевых печах. Кольцевые кирпичеоб­ жиговые печи являются непрерывно действующими и рассчита­ ны на долголетний срок эксплуатации. Печи бывают двух типов: со сводом и без свода. В промышленности по производству кир­ пича наиболее распространены обычные кольцевые печи со сво­ дами. Устройство такой печи небольшого объема показано на рис. 133, а.

Кольцевая печь — это овальный замкнутый канал площадью поперечного сечения 6—13 м2, длиной 60—200 м и внутренним объемом 300—2500 м3. Этот канал называется обжигательным, так как именно в нем производится обжиг сырца. \В наружных стенках кольцевых печей устраиваются проемы, называемые

474


ходками. Часть обжигательного канала между двумя соседними ходками называют камерой.

Свод в кольцевых печах имеет полуциркульный профиль и делается из кирпичей, плотно притертых друг к другу. Вдоль всего канала в своде вмонтированы топливные трубочки, через

Рис. 133. Кольцевая печь

а общ ий вид;

 

 

 

 

/ — обж иговы й

к а н а л ;

5 — за*

грузочн ы е

 

ходки ;

3 — ц ент­

ральны й

ды м овой

кан ал ;

4

ды м овы е

очелки ; 5 — ды м овы е

конуса; 6 — топливны е

трубки ;

7 — ж аровой

к ан ал ;

8 — ж а р о ­

вы е кон уса;

9 — ш танги

откры ­

ван и я ды м овы х

конусов;

 

10 —

с ад к а кирпича;

б — схем а

р а ­

боты кольцевой

печи

 

 

 

Т о п л и в о

которые поступает топливо. Трубочки располагают параллель­ ными рядами с расстоянием между их центрами 90—105 см по длине обжигательного канала и 80—90 см — по его ширине. Тя­ га, обеспечивающая отсос дымовых газов, осуществляется ды­ мовой трубой или дымососом (вентилятором).

Обжиг сырца в кольцевой печи (рис. 133,6) идет непрерыв­ но, т. е. зона «взвара» постоянно продвигается вперед по коль­ цу обжигательного канала, проходя через загруженные камеры

и оставляя позади себя обожженный кирпич. За месяц огонь делает несколько оборотов по каналу.

Движение огня в кольцевой печи обусловлено тягой, регули­ руемой дымовыми конусами, которые открываются впереди (по ходу огня) на определенном расстоянии от зоны «взвара». По мере приближения ошя к первому открытому конусу его закры­ вают, а впереди огня открывают следующий и т. д.

475


Загружают сырец в печь и выгружают готовый кирпич еже­ дневно в таком количестве, чтобы впереди огня было постоянно несколько камер, загруженных сырцом, а позади — несколько камер с обожженным, остывающим кирпичом. Находящиеся впе­ реди зоны «взвара» и зоны досушки и подогрева сырца переме­ щаются одновременно с продвижением «взвара».

Обжиг кирпича в туннельных печах. В последние годы все большее распространение получают наиболее совершенные кир­ пичеобжиговые печи—туннельные. В отличие от кольцевых печей, в которых обжигаемый кирпич неподвижен и через него после­ довательно передвигаются зоны подогрева, обжига и охлажде­ ния, в туннельных печах все эти зоны неподвижны, а через них продвигаются вагонетки с кирпичом. При этом не требуется Каждый раз перед началом обжига заново прогревать стены и своды печи и затрачивать на это дополнительное топливо и вре­ мя. Туннельные печи значительно облегчают труд садчиков и вы­ грузчиков кирпича, так как садка и выгрузка происходят вне печи (в условиях с нормальной температурой).

Туннельная печь (рис. 134) представляет собой прямой ка­ нал длиной 40—100 м (в зависимости от производительности

Р и с . 134. Т у н н е л ь н а я

п е ч ь

« м а л ю т к

а »

 

 

 

а — позонны й п лан ;

б — р а зр е з печи

в

зон е огн я с габаритом сад ки ;

1 — топливны е

трубочки ;

2 — изоляционное

устройство;

3 — свод тунн еля;

4 — ^песчаный

затвор ; 5 —

рельсовы й

путь; 6 — нож вагонетки, погруж аем ы й в песчаны й

затвор

 

476


печи).

Высота жанала от пола вагонетки

обычно

составляет

1,7 м,

а ширина может быть в пределах 1,4—3,2 м.

©плотную

На

полу канала проложены рельсы, на

которые

поставлены ‘вагонетки с погруженным на них кирпичом. Состав вагонеток через определенные промежутки времени (от 30 мин до 1 ч) передвигается вдоль туннеля каждый раз на длину од­ ной вагонетки. При этом в печь заталкивается одна вагонетка с нагруженным сырцом, а из противоположного конца туннеля выкатывается вагонетка с уже обожженным кирпичом.

Примерно посередине печи расположена зона обжига, где необходимая температура поддерживается либо за счет заб­ роски топлива через топливные трубочки (как в кольцевой пе­ чи), либо от устроенных здесь боковых топок. В тех случаях, когда для обжига используют жидкое или газообразное топ­ ливо, в зоне обжига устанавливают соответственно форсунки или газовые горелки.

Проталкивают вагонетки с помощью специального механиз-. ма-толкателя или приводной лебедки и троса. Для защиты ходо­ вой части вагонеток от действия высокой температуры их плат­ формы футеруются огнеупорным материалом и снабжаются бо­ ковыми фартуками. В начале печи со стороны вкатывания ваго­ неток установлен отсасывающий вентилятор, создающий необ­ ходимую тягу, а в противоположном конце — вентилятор, нагне­ тающий в печь воздух, требующийся для горения топлива и ох­ лаждения кирпича. Участок туннеля от входа и до начала зоны обжига представляет собой зону подогрева, а участок от конца зоны обжига и до выхода из туннеля — зону охлаждения.

Туннельные печи применяют на относительно крупных и ме­ ханизированных межколхозных заводах мощностью 8—10 млн. шт. кирпича в год.

§ 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КИРПИЧНЫХ ЗАВОДОВ

В настоящее время в некоторых колхозах и совхозах дейст­ вуют небольшие кирпичные предприятия сезонного типа. Соз­ дание таких заводов неэко!но1мично, так как требует больших затрат труда и топлива на изготовление кирпича. Поэтому кир­ пич па таких предприятиях получается сравнительно дорогим. Другим существенным недостатком предприятий этого типа яв­ ляется их сезонность, что вынуждает колхозы и совхозы отвле­ кать от основной деятельности для работы .на кирпичном пред­ приятии значительное количество рабочей силы в летний сезон, т. е. в разгар полевых работ.

Крупные и экономически сильные колхозы и межколхозные строительные организации строят собственные механизирован­ ные кирпичные заводы, действующие круглый год.

Проектирование кирпичных заводов осуществляется в такой поеледов ательности:

477