Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П ри строительстве усовершенствованных и переходных по­ крытий, если плотность грунтов в выемках меньше оптимальной, необходимо уплотнение выполнять т а к ж е и в выемках .

При р а з р а б о т к е выемок и возведении насыпей из боковых резервов следует учитывать плотность грунта в естественном со­

стоянии.

Если плотность р а з р а б а т ы в а е м о г о грунта

меньше

опти­

мальной,

в насыпь требуется у л о ж и т ь больший

объем

грунта

или уменьшить объем вынимаемого грунта в выемках с учетом осадок при искусственном уплотнении; отклонения объемов мо­ гут доходить до 20%. При естественной плотности грунта боль­

шей оптимальной

может

оказаться

излишек грунта

в

объеме

до

10%.

Объем

р а з р а б а т ы в а е м о г о

грунта

можно

определить

с

помощью

коэффициента

уплотнения

насыпей

по

отношению

к

резервам

Кі (табл. 12),

который

представляет

собой

отноше­

ние объема грунта, взятого из резерва или выемки

Ѵ р е з , к

объему

насыпи после уплотнения Ѵпас:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

» нас

 

 

 

 

 

(24)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

12

 

Коэффициент уплотнения насыпей по отношению к резерву

 

 

при

послойной отсыпке и искусственном уплотнении

 

 

 

 

 

 

Значения

К, при

грунте

 

 

 

 

Требуемый

 

супесчаном,

 

 

 

 

 

 

коэффициент

 

 

 

 

 

 

 

 

суглинистом •

рыхлом

тяжелой

 

 

оптимального

песчаном

 

 

уплотнения

пылеватом

лессовидном

глине

 

 

 

и суглини­

суглинке

 

 

 

 

 

 

стом

 

 

 

 

 

 

 

0,98

 

1,15

1,15

 

1,25

 

1,00

 

 

0,95

 

1,10

1,13

 

1,2

 

1,00

 

 

0,90

 

1,06

1,10

 

1,16

0,97

 

 

0,85

 

1,00

1,07

 

1,10

0,95

 

 

Выбор

уплотняющих средств во

многом

предопределяет тех­

нологию проведения земляных работ (послойное возведение на­ сыпей или на полную высоту), так к а к толщина уплотняемого слоя зависит от веса уплотняющих машин и принципа их дей­ ствия.

П р и установлении толщины отсыпки и уплотнения

грунта

исходят из того, что уменьшение

толщины слоя

на 5—10%

сни­

ж а е т потребное число проходов

уплотняющих

машин

в 2—

3 раза . Поэтому в производственных условиях принимают не максимальную толщину слоя, а такую, при которой затрачива ­ ется наименьшая работа на достижение требуемой плотности.

Уплотняющие м а ш и н ы р а з д е л я ю т с я

на две основные

катего­

р и и — статического и динамического

действия.

 

М а ш и н ы статического действия

(катки гладкие, кулачковые,

решетчатые, на пневматических шинах)

обеспечивают

уплотне-

73


ние только за счет собственного

веса. Г л а д к и е

катки

применяют

д л я уплотнения как связных

(суглинков, глин),

так и

несвязных

грунтов.

О п т и м а л ь н а я

толщина

уплотняемого

слоя

этими

кат­

к а м и h0

может

быть определена по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

h0 = n

У qr см,

 

 

 

 

(25)

где

п — коэффициент,

принимаемый

дл я

связных грунтов

 

0,25, дл я несвязных

0,35;

 

 

 

 

 

 

W,

Wo — соответственно

фактическая

и оптимальная

в л а ж ­

 

ность

грунта, % ;

 

 

 

 

 

 

 

 

q — удельное

линейное

давление

катка,

кГ/см2;

 

 

г — радиус

в а л ь ц а катка,

см.

 

 

 

 

 

 

Решетчатые

и

кулачковые

катки

применимы

только

дл я

уплотнения гравелистых и комковатых глинистых грунтов.

 

Д л я

уплотнения

как связных, так

и несвязных

грунтов

при­

меняют катки на пневматических шинах. Особенно эффективны

эти катки с независимой подвеской

колес и механизмом регу­

лирования д а в л е н и я в

шинах. Они

обеспечивают равномерное

уплотнение, просты по

конструкции

и высокопроизводительны.

О п т и м а л ь н а я толщина уплотняемого слоя дл я пневмошинных катков подсчитывается по формуле

 

 

= 0 , 1 8 —

\

[

- ^

-

см,

 

 

 

(26)

 

 

 

 

Wo

V

1-1

 

 

 

 

к

'

где

Q — нагрузка

на колесо катка, кГ\

 

 

 

 

 

 

 

 

q — давление

в шинах кГ/см2;

 

при уплотнении песков и су­

 

песей 9 = 2-^-4 кГ/см2, глин

и суглинков

<7 = 5 ч - 8

кГ/см2;

 

I к о э ф ф и ц и е н т

жесткости

 

шин, принимаемый

 

р а в н ы м :

 

q

 

 

1

 

2

 

3

4

5

6

 

 

 

 

1

 

 

0,6

0,5

 

0,4

0,3

0,2

0,15

 

 

 

У м а ш и н динамического действия

(трамбующих,

вибрацион ­

ных, вибротрамбующих, виброударных) в систему вводятся

воз­

м у щ а ю щ а я сила и

(или) у д а р н а я

 

масса .

 

 

 

 

 

 

 

Т р а м б у ю щ и е машины, которые уплотняют грунт

за

счет

сво­

бодно п а д а ю щ и х

масс,

позволяют

уплотнять

р а з н о о б р а з н ы е

грунты на большую глубину (до

160

см)

при больших

колеба­

ниях влажности . О п т и м а л ь н а я толщина уплотнения

дл я

этих

машин

 

h 0 ^ J ^ - h m a x

см,

 

 

 

 

(27)

 

 

 

 

 

 

 

где

hmax — м а к с и м а л ь н а я

дл я данной

м а ш и н ы

глубина

уплотне­

 

ния грунта,

см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вибрационные

машины уплотняют

грунт за

счет

вибрации,

передаваемой рабочим органом, н а х о д я щ и м с я в контакте с по­

верхностью грунта.

Эти м а ш и н ы целесообразно применять

только на несвязных

грунтах.

74


У вибротрамбующих машин

в о з м у щ а ю щ а я

сила

превосходит

вес

вибромассы

и

амплитуда

ее колебаний

настолько

велика,

что

вибромасса

отрывается от

грунта.

Уплотнение

происходит

как за счет перемещения колеблющихся

частиц, так и за счет

энергии п а д а ю щ е й

массы, б л а г о д а р я чему

машины

применимы

т а к ж е дл я уплотнения связных

грунтов. О д н а к о эффективность

этих машин еще низка из-за трудности синхронизации

действия

сил системы по времени и по направлению .

 

 

 

 

Перспективными

являются

виброударные

грунтоуплотняю-

щие

машины . Р а б о ч и м органом у них служит

пружинный виб­

ромолот, который при соответствующем подборе ударной массы, жесткости пружин, частоты и амплитуды в о з м у щ а ю щ е й силы позволяет получить предварительно заданный ударный импульс с наибольшей эффективностью и высоким коэффициентом по­

лезного

действия. В и б р о у д а р н а я машина

на базе трактора Т-130

уплотняет связный грунт за один проход

на 65 см (после

уплот­

нения)

при

коэффициенте уплотнения К = 0,95.

Производитель ­

ность м а ш и н ы составляет 300 м3/ч.

 

 

 

Рекомендации по максимальной толщине слоя грунта и ко­

личеству проходов (ударов) машин приведены

в табл . 13. При ­

веденные значения д о л ж н ы быть уточнены в конкретных

усло­

виях при пробном уплотнении. И з таблицы видно, что большин­

ство машин уплотняют грунт толщиной

25—30 см и при их

применении

д о л ж н а предусматриваться

технология послойного

возведения насыпей. Связные грунты сначала уплотняют более

легкими м а ш и н а м и (30—40% проходов), а затем более

т я ж е ­

лыми

м а ш и н а м и доводят плотность до проектной.

 

Следует иметь

в виду, что при

послойном отсыпании

насы­

пей

скреперами,

автосамосвалами,

тракторными т е л е ж к а м и и

правильной организации их д в и ж е н и я может быть достигнуто уплотнение более чем 0,9 от оптимального. Пр и работе бульдо­ зеров коэффициент уплотнения равен 0,75—0,76. Чтобы достичь необходимых значений плотности, проводят дополнительное уплотнение.

П р и выборе уплотнительных средств дл я условий строитель­ ства лесовозных дорог предпочтение следует отдать статическим пневмошинным к а т к а м массой 12,5; 25 т (приложение 4).

Р а б о т у прицепных катков рекомендуется выполнять по коль­ цевой схеме на участках длиной 200—300 м. В зависимости от веса катков и мощности тяговых средств к одному трактору можно прицеплять два-три катка . Уплотнение нижних слоев начинают от к р а я насыпи и переходят к середине с перекры­ тием к а ж д о г о предыдущего прохода на 0,3—0,4 м. Верхние слои насыпей уплотняют за первые проходы, отступая от края на

0,5—2 м, в зависимости от

высоты насыпи и веса катков, с по­

следующим

постепенным

перекрытием

оставленного

участка.

В такой ж е

последовательности выполняют второй и

последую­

щие проходы до достижения

проектной

плотности.

 

75


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 13

Количество

проходов

(ударов) уплотняющих

машин

 

 

 

 

 

Толщина слоя

Количество проходов

 

 

 

 

(ударов)

уплотняю­

Тип уплотняющих машин

 

в плотном теле, см

щих машин

 

связный

несвязный

связный

несвязный

 

 

 

 

 

 

 

 

грунт

грунт

грунт

грунт

Прицепные катки:

 

 

 

 

 

 

с гладкими

вальцами массой

5—15

5 - 1 5

6—12

4—10

 

 

 

 

кулачковый

массой

3—5 т .

• •

15—20

 

6—8

 

10—15

 

8—12

 

 

 

 

 

 

 

Катки на пневмошинах массой, т.

10

25

50

Трамбующая плита массой 2 т при высоте падения 2 м .

Дизель-трамбовочная машина . . .

15—20

20—25

6 - 8

4—6

10-15

15—20

8—12

6—8

30—35

35—40

6—8

4—6

20—25

25—30

8—10

6—8

35—40

45—50

6—8

4—6

25—30

35—45

8—10

6 - 8

80—90

100—110

4 - 5

2—4

70—80

80—90

6 - 8

4—6

60—70

80—100

75—85

 

П р и м е ч а н и е . В числителе

приведены

значения для уплотнения

грунта до плотности не менее 0,95,

в знаменателе — до плотности не

менее

0,98 от

оптимальной.

 

 

 

Во

время проведения работ

д о л ж е н

быть организован

систе­

матический контроль плотности земляного полотна. При про­

верке

плотности

грунта необходимо на к а ж д ы е

два

пикета от­

сыпаемого слоя

дл я насыпей высотой до

3 ж

брать

не менее

трех

образцов (по оси и в 1,5 ж от бровок

земляного

п о л о т н а ) .

Уменьшение плотности от наименьшего требуемого значения до­ пускается не более 10%, а по абсолютному значению не более

0,04. Все данные

о степени уплотнения грунта и толщине

слоев

заносят в ж у р н а л

контроля уплотнения насыпей.

 

 

 

 

УСТРОЙСТВО

ВОДООТВОДА

 

 

Наиболее вредное влияние на земляное полотно

дороги

ока­

зывает

вода, ка к поверхностная

(дождь, от таяния

снегов), та к

и грунтовая.

 

 

 

 

 

 

Д л я

отвода воды от

земляного полотна у насыпей устраи­

вают продольные

канавы

или используют резервы, у выемок —

нагорные канавы

и кюветы,

в особых случаях строят специаль­

ные сооружения

(перепады,

быстротоки и д р ) . Д л я

понижения

76


или перехвата и отвода грунтовых

вод

проектируют

д р е н а ж н ы е

устройства. Д л я

надежного функционирования

водоотвода необ­

ходимо, чтобы

все водоотводные

сооружения

были

правильно

выполнены и находились в полной

исправности.

 

В условиях

лесной промышленности

проектирование земля ­

ного полотна осуществляется с учетом использования д л я воз­ ведения насыпей грунта из боковых резервов. Поэтому резервы являются основным видом устройств, по которым вода отво­ дится от земляного полотна. Резервы д о л ж н ы быть тщательно спланированы и иметь продольный (не менее 3—5%о) и попереч­ ный (не менее 2% в сторону от дороги при ширине резерва до 10 м, или двусторонний к оси резерва при ширине более 10 м)

уклоны. Н а д е ж н ы й водоотвод может

быть обеспечен, если по

дну грубо спланированного резерва

продолжить водоотводную

канаву. При неспланированных резервах вода переходит с одной стороны резерва на другую к подошве насыпи, в результате чего

возникают сначала небольшие, а затем

все большие

подмывы,

вызывающие обвалы откосов земляного полотна.

 

П р и отсутствии

резервов, если уклон

местности более 1 : 25,

с нагорной стороны насыпей устраивают

продольные

водоотвод­

ные канавы . На участках местности с невыраженным

направле ­

нием поперечного

уклона по отношению

к оси земляного по­

лотна, когда не обеспечено возвышение бровки земляного по­ лотна над уровнем длительного стояния поверхностных вод, продольные канавы устраивают с обеих сторон насыпей. П р и грунтах (песчаных, щебенистых, гравийных и др.) с коэффици ­ ентом фильтрации более 1 м в сутки и годовых осадках менее 300 мм водоотводные канавы могут не устраиваться . При пере­ сечении дорогой болот с обеих сторон насыпи на расстоянии 2 м и более от подошвы насыпи устраивают осушительные и отвод­ ные канавы .

П л о щ а д ь поперечного сечения к а н а в принимают по условию пропуска всей воды, притекающей к участку канавы . Расчетный расход находят по более опасному ливневому стоку, используя

формулу

полного стока.

 

 

Форма поперечного сечения канав зависит от

имеющихся

средств

механизации

и

может быть треугольной,

полукруглой

или трапецеидальной .

В

отдельных случаях канавы

выполняют

прямоугольными с устройством креплений во и з б е ж а н и е обру­

шения

стенок.

 

 

 

При

установлении

глубины

водоотводных к а н а в у

насыпей

и выемок необходимо следить за тем, чтобы к а н а в ы не

пересе­

кали водоносный слой, за исключением случаев, когда

к а н а в ы

с л у ж а т

для перехвата

грунтовых

вод.

 

П р и выборе продольного уклона водоотводных устройств исходят из того, чтобы скорость течения воды была не меньше

0,4—0,5 м/сек,

так как при малой скорости к а н а в ы заиливаются

от выпадения

взвешенных в воде частиц.

77