ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
ные боковые траншеи шириной 0,5—0,7 м (рис. 35,6) . П р и обильном притоке воды в боковые траншеи откачивают воду и жидкий торф .
После устройства траншеи дно болота з а ч и щ а ю т и начинают
подвозку грунта |
а в т о с а м о с в а л а м и |
и |
отспыку подводной части |
насыпи. Н а с ы п ь |
возводят послойно |
с |
одновременным уплотне |
нием грунта. |
|
|
|
Проведение работ в зимнее время |
способствует повышению |
производительности и годовой выработки экскаваторов за счет
исключения |
операций |
по перекладке щитов, |
большему |
времени |
|||||
их работы в течение года. Выполненные зимой работы |
являются |
||||||||
заделом |
на летний |
период — профилирование |
земляного |
полотна, |
|||||
укрепление откосов, устройство д о р о ж н ы х |
покрытий |
и |
др . |
|
|||||
П р и возведении насыпей с посадкой на минеральное дно бо |
|||||||||
лота грунт в тело насыпи подвозят автосамосвалами . |
Отсыпку |
||||||||
грунта |
выполняют |
«с |
головы» или продольным способом, |
т. е. |
|||||
на всю длину болота, при достаточной |
несущей |
способности |
|||||||
верхнего болотного покрова. При достижении проектных |
отме |
||||||||
ток посадку |
насыпи |
на дно выполняют |
при |
помощи |
взрывов . |
В необходимых случаях д е л а ю т продольные и поперечные про
рези, |
предусматривают |
т а к ж е |
места выхода |
жидкого |
т о р ф а и |
|||||||||||
сапропелей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В последнее время все большее применение находит способ |
||||||||||||||||
возведения |
насыпей |
без |
удаления |
(выторфовывания) |
с л а б ы х |
|||||||||||
грунтов |
с |
использованием |
их |
в |
качестве |
основания |
|
насыпей. |
||||||||
П р и проектировании земляного полотна |
выполняют |
|
расчет |
|||||||||||||
устойчивости насыпей заданной высоты д л я |
конкретных |
условий. |
||||||||||||||
Р а с ч е т а м |
|
предшествуют детальные инженерно-геологические |
||||||||||||||
обследования, при которых определяют влажность, |
плотность |
|||||||||||||||
грунтов, |
их |
сопротивление |
сдвигу |
и |
другие |
показатели |
состава |
|||||||||
и состояния |
грунтов |
естественного |
з а л е г а н и я . |
|
|
|
|
|||||||||
При строительстве дорог через болота |
успешно |
применяют |
||||||||||||||
метод |
предварительной |
консолидации, |
а д л я |
ускорения |
осад |
|||||||||||
ки — временную пригрузку. |
Метод |
предварительной |
консолида |
|||||||||||||
ции заключается в возведении насыпей с определенной |
интен |
|||||||||||||||
сивностью, |
соответствующей |
росту |
несущей |
способности |
осно |
|||||||||||
вания в результате его уплотнения под |
весом |
возводимой |
||||||||||||||
насыпи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н а с ы п ь |
отсыпают |
бульдозерами |
с |
продольным |
перемеще |
|||||||||||
нием |
грунта или |
вывозкой |
|
автомобилями - самосвалами, |
раз |
грузку которых производят на отсыпанной части насыпи, не за
ходя |
на болото, р а з р а в н и в а н и е и |
подачу грунта |
на болото |
вы |
|
полняют бульдозерами . Н а с ы п ь возводят до проектных |
отметок |
||||
или |
с превышением на толщину |
пригрузочного |
слоя, |
если |
д л я |
ускорения осадки используют метод временной пригрузки. После з а в е р ш е н и я срока консолидации (окончания осадок) пригрузочный слой срезают . В некоторых случаях д л я предупреждения бокового выпирания выполняют боковую пригрузку.
62
Н а |
слабых заболоченных |
грунтах |
д л я ускорения осадки на |
сыпей |
и снижения в л а ж н о с т и |
грунтов |
устраивают вертикальные |
песчаные дрены или дренирующие прорези, обеспечивающие со кращение пути фильтрации воды уплотняемого слоя. Кроме этого, сами сваи и заполненные песком прорези воспринимают часть нагрузки от веса насыпей. Величина их несущей способ ности зависит от материала, д и а м е т р а и р а з м е щ е н и я свай, ха рактеристик грунта основания. Обычно песчаные дрены диамет ром 300—400 мм устраивают в ш а х м а т н о м порядке при рассто
яниях |
м е ж д у |
ними |
1,5—3 |
м. |
|
|
|
|
|
|
Д л я |
устройства |
песчаных |
дрен |
в грунт |
погружают стальную |
|||||
трубу — лидер |
и засыпают |
в нее |
песок. |
П р и |
вытаскивании |
|||||
трубы |
песок |
через |
с а м о р а с к р ы в а ю щ и й с я |
б а ш м а к высыпается |
||||||
из трубы |
и заполняет |
освобождающееся |
пространство. |
Ч а щ е |
||||||
д л я погружения свай используют специальные |
виброустановки |
|||||||||
типа В В П С |
32/19 на базе трактора |
Т-140. Эта установка |
состоит |
из стрелы длиной 12 м, крепящейся к раме трактора, электроге
нератора, двухбарабанной электролебедки |
и |
вибропогружателя . |
||||||||||
В и б р о п о г р у ж а т е л ь |
подвешивается |
на |
тросе |
и |
перемещается по |
|||||||
н а п р а в л я ю щ и м |
стрелы. |
Он |
имеет |
специальный |
захват, |
обеспе |
||||||
чивающий жесткое соединение с лидером . Л и д е р , |
выполненный |
|||||||||||
из трубы |
д и а м е т р о м 300 |
мм, длиной |
7,5 м, |
имеет |
загрузочный |
|||||||
бункер, |
оголовок |
и с а м о р а с к р ы в а ю щ и й с я |
б а ш м а к . З а |
смену |
||||||||
установка устраивает 40 свай. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Поперечные |
д р е н а ж н ы е |
прорези |
при мощности |
торфа |
менее |
|||||||
3 м устраивают экскаватором, оборудованным |
обратной |
лопа |
||||||||||
той с выбросом торфа в отвал. Песок |
подвозят |
а в т о с а м о с в а л а м и |
||||||||||
и з а с ы п а ю т им |
траншеи - прорези при |
помощи |
бульдозера . |
|||||||||
Особенно эффективен д л я возведения насыпей на болотах |
||||||||||||
гидромеханический |
способ, |
который |
позволяет |
|
р а з р а б а т ы в а т ь |
|||||||
местные |
находящиеся |
под |
слоем |
|
торфа |
подводные |
з а л е ж и |
песка и гравийных материалов . Кроме того, при намыве земля ного полотна происходит отмыв пылеватых и илистых частиц, следовательно, м о ж н о использовать находящиеся на месте стро
ительства |
грунты, |
б л а г о д а р я |
чему |
с о к р а щ а ю т с я |
транспортные |
|
расходы. |
|
|
|
|
|
|
П р и возведении |
насыпей |
гидромеханическим |
способом воз |
|||
м о ж н ы следующие варианты |
конструкции земляного полотна |
|||||
(рис. 36) : |
|
|
|
|
|
|
полное |
выторфовывание; |
|
|
м; |
|
|
вертикальные дрены диаметром |
0,8—1 |
|
||||
выторфовывание на Ѵз вертикальными |
колодцами; |
|||||
горизонтальное выторфовывание на Уз глубины болота в со |
||||||
четании с вертикальными дренами . |
|
|
|
П р и полном выторфовывании слой торфа измельчается и всплывает вместе с илистыми частицами, растворенными в воде;
более крупные |
частицы оседают |
на дно и |
стенки образующейся |
воронки (рис. |
37). Очертания |
земляного |
полотна з а в и с я т от |
63
п о л о ж е н ия трубы-иглы. В н а ч а л е р а з м ы в а е т с я верхний слой, затем игла опускается на полную глубину. Заполнение песком начина ется при погруженной игле и заканчивается при подъеме ее над
Рис. 36. Варианты конструкции земляного полотна, сооружаемого гидро намывом на болотах:
а — полное |
выторфовывание; |
б — вертикальные дрены; в — вертикальные |
колодцы; г — |
||||||||||||||
|
|
|
выторфовывание в сочетании с вертикальными дренами |
|
|
|
|||||||||||
поверхностью. Д л я |
повышения |
устойчивости н и ж н ю ю |
часть |
на |
|||||||||||||
сыпи следует |
уширить . |
|
|
|
|
|
|
|
м |
|
|
||||||
Вертикальные песчаные дрены д и а м е т р о м 0,8—1 |
устраи |
||||||||||||||||
вают |
в |
вершинах к в а д р а т а 3,5x3,5 |
м. |
Частичное |
выторфовыва |
||||||||||||
|
|
|
J |
|
|
|
|
|
ние |
(Ѵз |
т о р ф а ) |
|
осуществляют |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
вертикальными |
колодцами |
диа |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
метром |
до |
2 м, р а с п о л а г а я их |
т а к |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ж е , |
к а к |
и |
вертикальные |
дрены . |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Массивные песчаные столбы вос |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
принимают |
значительную |
часть |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нагрузки |
и с н и ж а ю т |
величину |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
упругих |
деформаций . |
Частичное |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выторфовывание |
|
верхнего |
слоя |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
торфа сочетается с вертикаль |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ными |
дренами, |
|
устраиваемыми |
|||||
Рис. |
37. |
Схема |
движения |
частиц |
в нижней |
части |
т о р ф а . |
Верхний |
|||||||||
слой |
песка |
пригружает |
торф |
ме |
|||||||||||||
|
при |
гидронамыве: |
|
|
ж д у |
д р е н а м и |
|
и |
с о к р а щ а е т |
||||||||
/ — корка |
торфа со |
степенью |
разложе |
|
|||||||||||||
время его |
консолидации. |
|
|
||||||||||||||
ния до 15%; |
2 —то |
же и до 50%; |
3 — |
|
|
||||||||||||
пульпопровод; |
4 — зерна |
песка; |
5 — |
Положительными |
качествами |
||||||||||||
|
|
мелкие |
частицы |
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
этого |
способа являются: возмож |
|||||||
ность во всех в а р и а н т а х конструктивные элементы |
опирать на |
ми |
неральное дно, ровность которого не оказывает влияния на устой чивость, к тому ж е при необходимости оно может быть выров-
64
нено; чистота и плотность (1,64—1,76 г/см3) намываемого песка обеспечивают устойчивость земляного полотна; выторфовывание, производимое закрытым подводным способом, не нару шает установившегося равновесия торфяной з а л е ж и , отпадает
необходимость в длительном |
и трудоемком исследовании болот, |
|
а т а к ж е |
его предварительном |
осушении. |
Опыт |
прибалтийских советских республик, Белоруссии, Ле |
нинградской и Новгородской областей показал, что строитель ство лесовозных дорог целесообразно сочетать с мелиорацией
лесных площадей . |
|
|
Сочетание д о р о ж н ы х |
и мелиоративных работ |
заключается |
в том, что при осушении |
заболоченных площадей |
направление |
магистральных и осушительных канав выбирается с учетом воз можного направления лесовозных дорог, а при дорожном стро ительстве глубина и направление водоотводных сооружений принимаются с учетом возможного их включения в общую ме лиоративную сеть.
В |
этом |
случае грунт |
из |
осушительных |
каналов |
используют |
|||||||
д л я постройки |
земляного |
полотна, при этом |
понижается |
уро |
|||||||||
вень грунтовых вод, за счет |
чего повышается устойчивость зем |
||||||||||||
ляного полотна. Такое сочетание |
в о з м о ж н о |
в основном |
на |
посто |
|||||||||
янно переувлажненных участках местности и болотах I кате |
|||||||||||||
гории. Н а |
болотах I I и I I I категорий сочетание мелиоративных |
||||||||||||
и дорожно - строительных работ нецелесообразно, хотя |
на от |
||||||||||||
дельных участках возможно . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Совмещение |
д о р о ж н ы х |
и |
осушительных |
работ |
приводит |
||||||||
к сокращению |
суммарной |
стоимости |
работ. |
З а т р а т ы |
на |
про |
|||||||
рубку |
трассы, |
устройство |
гравийного |
покрытия, |
сооружение |
||||||||
искусственных |
сооружений, |
а т а к ж е на |
осушительную |
мелиора |
|||||||||
цию примерно одинаковы как при раздельном |
проведении |
стро |
|||||||||||
ительных |
и осушительных |
работ, та к |
и |
при |
их |
совмещении. |
Стоимость сооружения насыпи при сочетании д о р о ж н ы х и ме лиоративных работ уменьшается за счет:
понижения уровня грунтовых вод осушительными к а н а л а м и ,
б л а г о д а р я чему |
может быть уменьшена о б щ а я высота |
насыпи; |
использования дл я сооружения насыпей грунта, вынутого из |
||
мелиоративных |
каналов; поскольку дно каналов, как |
правило, |
опускается ниже горизонта минерального дна болота не менее 0,5 м, местный минеральный грунт почти всегда может быть использован дл я постройки д о р о ж н ы х насыпей;
использования на осушенных болотах |
недренирующих |
грун |
тов, которые в том случае, если грунта из |
к а н а л а недостаточно |
|
для возведения насыпей, могут быть взяты |
из б л и ж а й ш и х |
сухих |
резервов, в то время как на неосушенных |
необходима подвозка |
|
дренирующих грунтов, как правило, на большое расстояние; |
||
уменьшения глубины промерзания и снижения опасности пу |
||
чения, так как осушенный торф является |
хорошим теплоизоли |
|
рующим материалом . |
|
|
65
П ри |
д о р о ж н о - м е л и о - |
ративных |
р а б о т а х воз |
м о ж н ы следующие вари
анты возведения |
насыпей. |
|
Н а и б о л е е |
распростра |
|
ненным я в л |
я е т с я |
строи |
тельство дорог на заболо
ченной местности |
и не |
больших т о р ф я н ы х |
боло |
тах, когда грунта, |
выну |
того при устройстве осу
шительных |
каналов, |
хва |
||
тает |
д л я |
возведения до |
||
р о ж н ы х |
насыпей |
|
(рис. |
|
38, / ) . |
П р и д о р о ж н ы е |
осу |
||
шительные |
к а н а л ы |
отры |
||
вают |
э к с к а в а т о р о м , |
поэ |
||
тому исключается |
дорого |
|||
с т о я щ а я подвозка |
грунта |
|||
на болота |
автотранспор |
|||
том. |
Если |
д л я сооруже |
||
ния |
земляного |
полотна |
достаточно грунта из од
ного к а н а л а и нет |
опас |
|
ности |
подтопления |
до |
р о ж н ы х |
насыпей, с |
дру |
гой стороны дороги устра ивают к а н а в у с перепу ском воды в осушитель ный к а н а л в пониженных
местах |
з а к р ы т ы м и |
лотка |
||
ми или |
д р е н а ж н ы м и |
уст |
||
ройствами . |
|
|
|
|
П р и |
пересечении |
до |
||
рогой |
глубокого |
болота |
||
шириной до |
200 м |
|
(рис. |
|
3 8 , / / ) , |
когда |
слой |
т о р ф а |
на болоте велик, осуши
тельные |
к а н а л ы |
м а л о за |
|||
г л у б л я ю т с я |
в |
минераль |
|||
ное |
дно |
и |
грунта, |
полу |
|
чаемого |
из |
к а н а л о в , |
недо |
||
статочно |
д л я |
постройки |
|||
д о р о ж н ы х |
насыпей, |
м о ж |
|||
но использовать |
местные |
||||
грунты, |
которые |
могут |
|||
быть |
доставлены |
про |
|||
дольным |
|
перемещением |