Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к р е п л я ют на поверхности

кольями .

П р о м е ж у т к и

м е ж д у

фаши ­

нами заполняют камнями,

щебнем,

галькой или

мятой

глиной.

Поверхности, постоянно находящиеся под водой, укрепляют фа­

шинными т ю ф я к а м и шириной 10—15 м, длиной 30—50 м

и тол­

щиной 0,5—0,7 м или габионами, которые представляют

собой

заполненные камнем я щ и к и из проволоки с откидными

к р ы ш ­

ками .

 

Укрепление откосов земляного полотна одерновкой и моще ­ нием требует больших з а т р а т ручного труда и трудно поддается механизации . Поэтому в последнее время начали внедрять но­ вые методы укрепления откосов, в частности цементогрунтом

Рис. 51. Схемы железобетонных элементов для укрепления откосов

или битумогрунтом в

виде сплошного покрытия

толщиной 8—

10 см.

 

 

 

Цементогрунтовую

смесь готовят из мелкого песка с 10% Це­

мента, а битумогрунтовую с 8% (по весу битума)

медленно рас ­

падающейся битумной

эмульсии.

 

При

выполнении работ используют п л а н и р о в щ и к на тракторе

Т-100 с

телескопической стрелой. П е р е м е щ а я рабочий орган по

откосу

перпендикулярно оси дороги, с н а ч а л а планируют откос.

Т а к ж е

сверху вниз

и снизу вверх п е р е м е щ а ю т

площадочный

вибратор типа С-414, уплотняя поверхность откосов. Подготов­ ленный в виде валиков песок с м е ш и в а ю т с цементом или эмуль­

сией

и водой в смесителе Д-370 и подают по лотку на верхнюю

часть

откоса. Предварительное распределение смеси осуществ­

л я ю т

вручную, окончательное — при помощи виброрейки,

укреп­

ленной

на телескопической стреле откосоплапировщика

и пере­

м е щ а ю щ е й с я по контрольным р е й к а м - ш а б л о н а м ,

у л о ж е н н ы м на

откосы. Смесь уплотняют тем ж е вибратором . Д о

окончательной

стабилизации поверхность смачивают водой.

 

 

Д л я

укрепления откосов и дна водоотводных

к а н а в

прово­

дятся

опыты по пневматическому нанесению торкрет-бетона.

104


Укрепление откосов земляного полотна бетонными, железобе ­ тонными и асфальтобетонными плитами из-за довольно высо­ кой стоимости (5—10 руб/м2) находит ограниченное применение на небольших участках в особо ответственных местах при боль­ шой скорости течения и высоте волн.

Уменьшить стоимость укрепления позволят сборные решетча­

тые конструкции из бетонных

и железобетонных

элементов

1, 2,

3 или

готовых

ячеек

4

(рис.

51).

Н а

откосах элементы разме ­

щ а ю т

в клетку

или

под

острым

углом

к бровке

земляного

по­

лотна и з а к р е п л я ю т в узлах металлическими анкерами . Про­

странство ячеек заполняют

растительным

грунтом с

посевом

трав,

грунтом,

укрепленным

в я ж у щ и м и м а т е р и а л а м и ,

монолит­

ным

бетоном.

 

 

 

 

Укрепление

откосов земляного полотна

из грунтов,

склонных

к оплыванию, позволяет увеличить крутизну откосов и умень­ шить объем земляных работ .

 

 

Глава

IV

 

 

 

 

УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

 

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

 

 

К л а с с и ф и к а ц и я лесовозных

 

д о р о ж н ы х покрытий зависит от

назначения

лесовозной

дороги,

объема перевозок, типа обра­

щ а ю щ е г о с я

подвижного

состава,

срока

действия (табл . 20).

 

 

Классификация

дорожных

покрытий

Таблица

20

 

 

 

Группа покрытий

Тип

покрытий

 

Рекомендуется

для

 

категории дорог

 

 

 

 

 

 

Усовершенство­ ванные капи­ тальные

Облегченные

Переходные

Низшие

Сезонные

Цементнобетонные

и

асфальтобе­

I

тонные;

щебеночные,

укрепленные

 

вяжущими материалами в установ­

 

ке;

гравийные,

вяжущими матери­

 

алами

в

установке

 

 

вяжущи ­

I — I I

Гравийные,

укрепленные

ми

на

дороге;

щебеночные, укреп­

 

ленные

вяжущими

на дороге;

грун­

 

ты,

укрепленные

вяжущими;

гра­

 

вийные

 

и

щебеночные

колейные

 

железобетонные

 

 

 

 

 

 

Грунтогравийные;

грунтощебеноч-

I I — I I I ,

ные;

грунты,

укрепленные

вяжу ­

ветки

щими на

дороге

 

 

 

 

 

Грунтовые

оптимальные;

колейные

I I — I I I ,

гравийные; колейные из укреплен­

ветки

ных грунтов; дерево-грунтовые

 

Снежные, ледяные, снежно-ледя­

I I — I I I ,

ные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ветки

105


В

связи

со сравнительно небольшими годовыми грузооборо­

тами

дорог

(50—150 тыс. м3) в лесной

промышленности

строи­

лись дороги с переходными и низшими

покрытиями

(грунтовыми

и г р а в и й н ы м и ) . О д н а к о

в связи с повышением грузоподъемности

автопоездов,

а т а к ж е

повышением грузооборота

дорог

грунто­

вые покрытия начали перестраивать и заменять гравийными, ще ­

беночными, укрепленными

в я ж у щ и м и .

Освоение

многолесных

районов

Сибири и Д а л ь н е г о Востока

потребовало

создания нового вида

дорог — грузосборочных, об­

с л у ж и в а ю щ и х несколько лесозаготовительных предприятий и

имеющих

годовой грузооборот 500 тыс. м3 и более. В

районе

оз. Б а й к а л

была построена Б а р г у з и н с к а я грузосборочная

дорога

с покрытием из щебня и гравия, обработанных битумом. Опыт эксплуатации этой дороги п о к а з а л эффективность применения грузосборочных дорог. Бетонные и асфальтобетонные покрытия

д о л ж н ы применяться

на грузосборочных дорогах, имеющих гру­

зообороты от 500 тыс. до 1 млн. м3 в год.

Транспортная сеть

в б л и ж а й ш е е время существенно не изме­

нится и будет состоять из магистралей, веток и временных до ­ рог (усов) . В д а л ь н е й ш е м предусматривается строительство гру­ зосборочных автомобильных дорог, по которым будут вывозить

древесину из нескольких

лесозаготовительных

предприятий .

 

РАСЧЕТ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

 

 

Т р е б у е м а я

прочность

 

нежесткой

д о р о ж н о й

о д е ж д ы

опреде­

ляется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ = 1 , 6 9 ^ ^ - ,

 

 

 

(31)

где £ Т р требуемый

эквивалентный

модуль д е ф о р м а ц и и

д о р о ж ­

ной одежды,

кг/см2;

 

 

 

 

 

 

Ii коэффициент

з а п а с а

на неоднородность

условий ра­

боты

о д е ж д ы ;

принимается

р а в н ы м : дл я покрытий, ук­

репленных

в я ж у щ и м и в установке,

1,1;

при укрепле ­

нии

в я ж у щ и м и

способом

смещения

на

д о р о г е 1 , 2 ;

д л я гравийных, щебеночных, грунтощебеночных, грун-

тогравийных 1,05;

 

 

 

 

 

 

Р — удельное

давление

колеса

расчетного

автомобиля

(прицепа), кгс/см2; принимается 5,5

кгс/см2;

 

К* — коэффициент,

учитывающий

повторяемость

воздей­

ствия и спаренность осей нагрузок при движении; оп­

ределяется

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

К =

0,5 +

0,65 lg yN,

 

 

(32)

* Величина коэффициента К принимается по приложению 5.

 

106


здесь у — коэффициент,

о т р а ж а ю щ и й

степень

повторяемости

 

нагрузок

в зависимости

от числа

полос движения,

рав ­

 

ный 1 при двухполосном

движении,

2 при

однополос­

 

ном

движении, 1 дл я дорог (веток)

кратковременного

 

действия

(до 5 лет) ;

 

 

 

 

 

 

 

 

N— расчетная интенсивность движения .

 

 

 

 

Q — у с и л и е воздействия

колеса автомобиля

(прицепа) на

 

дорожное покрытие,

кгс;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(33)

где QK

— расчетная

нагрузка

на

колесо

автомобиля

(прицепа)

 

кгс;

принимается: для автопоездов З И Л 2550 кгс

(рас­

 

чет

ведется

по прицепу);

дл я

 

автопоездов

МАЗ - 509

 

4500 кгс; дл я автопоездов КрАЗ - 255Л 5500

кгс

(рас­

Kjx

чет ведется по прицепу) ;

 

 

 

 

 

 

 

 

— коэффициент,

учитывающий динамическое воздействие

 

колеса на

дорожную

одежду,

вызванное

неровностью

 

покрытия

при движении

автомобиля; принимается: дл я

 

автопоездов

К р А З - 2 5 5 Л

и

М А З - 5 0 9 — 1,2;

дл я

авто­

 

поездов З И Л - 1 3 1 — 1 , 3 ;

 

 

 

 

 

 

см.

 

/• — величина

допускаемого

прогиба

покрытия,

 

Д л я

покрытий из гравия или щебня,

обработанных вязкими

в я ж у щ и м и в установке

дл я дорог

первой

категории

/=1,36 см,

второй категории 1=1,53 см, дл я гравийных, щебеночных или

грунтощебеночных

покрытий, обработанных органическими вя­

ж у щ и м и способом

смешения на дороге дл я дорог первой кате­

гории /=1,53 см, второй категории /=1,70 см, дл я гравийных и

грунтощебеночных покрытий / = 2,35

см,

дл я

грунтовых,

улуч­

шенных минеральными д о б а в к а м и /=2,36 см.

 

 

Н а расчет требуемой

толщины

дорожной

о д е ж д ы

влияет

принятая конструкция.

В многослойных

конструкциях

расчет

ведется только дл я одного слоя, толщина остальных слоев при­ нимается конструктивно. Расчет ведется снизу вверх. М о д у л ь деформации земляного полотна Е0 принимается в зависимости от типа грунта и местности, дорожной климатической зоны, вы­

соты

земляного

полотна. Модули д е ф о р м а ц и и

конструктивных

слоев

принятой дорожной о д е ж д ы берутся в зависимости от

вида

материалов

слоя

[16]. В зависимости

от

модуля

Е0

и мо­

дуля

м а т е р и а л а

слоя по г р а ф и к а м находят

эквивалентный

(об­

щий)

модуль по

верху

к а ж д о г о слоя. Д л я

верхнего

слоя,

зная

Етр и модуль упругости по верху подстилающего слоя Ев,

опреде­

л я ю т

требуемую

толщину этого слоя. Пр и отсутствии

графиков

толщина слоя h определяется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

,2,5

 

 

 

 

 

 

 

h

РРцКР'

 

 

 

 

(34)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

107


где Е0тв)—модуль

деформации основания (или н и ж е л е ж а ­

щего

с л о я ) , кгс/см2;

здесь Еі — модуль

деформации

слоя, л е ж а щ е г о

на

слое

с

моду­

 

лем Е0,

 

кгс/см2;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D — диаметр

круга,

равновеликого отпечатку следа ко­

 

леса

расчетного

автомобиля;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D = l , 08 1 / - ^ — ;

 

 

 

 

 

 

 

Po — давление в шинах,

кгс/см2;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h — толщина

слоя, см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСТРОЙСТВО

ГРАВИЙНЫХ, ЩЕБЕНОЧНЫХ И ГРУНТОЩЕБЕНОЧНЫХ

 

 

 

 

 

 

 

ПОКРЫТИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устройство

гравийного

покрытия

 

 

 

 

 

П р и устройстве однослойного гравийного покрытия с присы­

панными обочинами (рис. 52) гравийный

материал, в котором не

д о л ж н о с о д е р ж а т ь с я

каменных включений

крупнее 70

мм, от­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сыпается

из

самосвалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

подготовленное

земляное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полотно

и

 

разравнивается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слоем

требуемой

толщины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автогрейдером

или

бульдо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зером .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величину

 

 

поперечных

Рис. 52. Однослойное

гравийное

покры­

уклонов

земляного

 

полотна

 

 

тие:

 

 

 

 

 

рационально

 

 

 

увеличить

/ — гравий;

2 — земляное

полотно

 

до

40—50%о,

что

улучшает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

отвод воды, которая проса­

чивается

через

покрытие;

кроме

того,

при

сохранении

 

уклонов

покрытия

в

пределах

30%о получается

наиболее

рациональ ­

ное распределение гравийной смеси в покрытии. В

этом

случае

расчетная толщина дорожной о д е ж д ы

получается

в

 

местах

прохода

колес

автопоезда,

а не по центру, что

имеет

 

место

при серповидном

профиле

дороги. К р а я

д о р о ж н о й

о д е ж д ы уси­

ливаются,

что обеспечивает

возможность

проезда

колес

по

к р а ю

покрытия,

не

вызывая

его

разрушения .

Пр и серповидном

про­

филе края дорожной одежды очень ослаблены и при проходе

колес автопоезда они разрушаются .

Б л а г о д а р я большому коэф ­

фициенту трения м е ж д у гравийным

(или песчаным) материалом

и грунтом земляного полотна сползание дорожной о д е ж д ы исключается.

108