ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
к р е п л я ют на поверхности |
кольями . |
П р о м е ж у т к и |
м е ж д у |
фаши |
нами заполняют камнями, |
щебнем, |
галькой или |
мятой |
глиной. |
Поверхности, постоянно находящиеся под водой, укрепляют фа
шинными т ю ф я к а м и шириной 10—15 м, длиной 30—50 м |
и тол |
щиной 0,5—0,7 м или габионами, которые представляют |
собой |
заполненные камнем я щ и к и из проволоки с откидными |
к р ы ш |
ками . |
|
Укрепление откосов земляного полотна одерновкой и моще нием требует больших з а т р а т ручного труда и трудно поддается механизации . Поэтому в последнее время начали внедрять но вые методы укрепления откосов, в частности цементогрунтом
Рис. 51. Схемы железобетонных элементов для укрепления откосов
или битумогрунтом в |
виде сплошного покрытия |
толщиной 8— |
|
10 см. |
|
|
|
Цементогрунтовую |
смесь готовят из мелкого песка с 10% Це |
||
мента, а битумогрунтовую с 8% (по весу битума) |
медленно рас |
||
падающейся битумной |
эмульсии. |
|
|
При |
выполнении работ используют п л а н и р о в щ и к на тракторе |
||
Т-100 с |
телескопической стрелой. П е р е м е щ а я рабочий орган по |
||
откосу |
перпендикулярно оси дороги, с н а ч а л а планируют откос. |
||
Т а к ж е |
сверху вниз |
и снизу вверх п е р е м е щ а ю т |
площадочный |
вибратор типа С-414, уплотняя поверхность откосов. Подготов ленный в виде валиков песок с м е ш и в а ю т с цементом или эмуль
сией |
и водой в смесителе Д-370 и подают по лотку на верхнюю |
|||
часть |
откоса. Предварительное распределение смеси осуществ |
|||
л я ю т |
вручную, окончательное — при помощи виброрейки, |
укреп |
||
ленной |
на телескопической стреле откосоплапировщика |
и пере |
||
м е щ а ю щ е й с я по контрольным р е й к а м - ш а б л о н а м , |
у л о ж е н н ы м на |
|||
откосы. Смесь уплотняют тем ж е вибратором . Д о |
окончательной |
|||
стабилизации поверхность смачивают водой. |
|
|
||
Д л я |
укрепления откосов и дна водоотводных |
к а н а в |
прово |
|
дятся |
опыты по пневматическому нанесению торкрет-бетона. |
104
Укрепление откосов земляного полотна бетонными, железобе тонными и асфальтобетонными плитами из-за довольно высо кой стоимости (5—10 руб/м2) находит ограниченное применение на небольших участках в особо ответственных местах при боль шой скорости течения и высоте волн.
Уменьшить стоимость укрепления позволят сборные решетча
тые конструкции из бетонных |
и железобетонных |
элементов |
1, 2, |
||||||
3 или |
готовых |
ячеек |
4 |
(рис. |
51). |
Н а |
откосах элементы разме |
||
щ а ю т |
в клетку |
или |
под |
острым |
углом |
к бровке |
земляного |
по |
лотна и з а к р е п л я ю т в узлах металлическими анкерами . Про
странство ячеек заполняют |
растительным |
грунтом с |
посевом |
||
трав, |
грунтом, |
укрепленным |
в я ж у щ и м и м а т е р и а л а м и , |
монолит |
|
ным |
бетоном. |
|
|
|
|
Укрепление |
откосов земляного полотна |
из грунтов, |
склонных |
к оплыванию, позволяет увеличить крутизну откосов и умень шить объем земляных работ .
|
|
Глава |
IV |
|
|
|
|
|
УСТРОЙСТВО ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД |
|
|
||||
|
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД |
|
|
||||
К л а с с и ф и к а ц и я лесовозных |
|
д о р о ж н ы х покрытий зависит от |
|||||
назначения |
лесовозной |
дороги, |
объема перевозок, типа обра |
||||
щ а ю щ е г о с я |
подвижного |
состава, |
срока |
действия (табл . 20). |
|
||
|
Классификация |
дорожных |
покрытий |
Таблица |
20 |
||
|
|
|
|||||
Группа покрытий |
Тип |
покрытий |
|
Рекомендуется |
для |
||
|
категории дорог |
||||||
|
|
|
|
|
|
Усовершенство ванные капи тальные
Облегченные
Переходные
Низшие
Сезонные
Цементнобетонные |
и |
асфальтобе |
I |
|||||||
тонные; |
щебеночные, |
укрепленные |
|
|||||||
вяжущими материалами в установ |
|
|||||||||
ке; |
гравийные, |
вяжущими матери |
|
|||||||
алами |
в |
установке |
|
|
вяжущи |
I — I I |
||||
Гравийные, |
укрепленные |
|||||||||
ми |
на |
дороге; |
щебеночные, укреп |
|
||||||
ленные |
вяжущими |
на дороге; |
грун |
|
||||||
ты, |
укрепленные |
вяжущими; |
гра |
|
||||||
вийные |
|
и |
щебеночные |
колейные |
|
|||||
железобетонные |
|
|
|
|
|
|
||||
Грунтогравийные; |
грунтощебеноч- |
I I — I I I , |
||||||||
ные; |
грунты, |
укрепленные |
вяжу |
ветки |
||||||
щими на |
дороге |
|
|
|
|
|
||||
Грунтовые |
оптимальные; |
колейные |
I I — I I I , |
|||||||
гравийные; колейные из укреплен |
ветки |
|||||||||
ных грунтов; дерево-грунтовые |
|
|||||||||
Снежные, ледяные, снежно-ледя |
I I — I I I , |
|||||||||
ные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ветки |
105
В |
связи |
со сравнительно небольшими годовыми грузооборо |
||||
тами |
дорог |
(50—150 тыс. м3) в лесной |
промышленности |
строи |
||
лись дороги с переходными и низшими |
покрытиями |
(грунтовыми |
||||
и г р а в и й н ы м и ) . О д н а к о |
в связи с повышением грузоподъемности |
|||||
автопоездов, |
а т а к ж е |
повышением грузооборота |
дорог |
грунто |
вые покрытия начали перестраивать и заменять гравийными, ще
беночными, укрепленными |
в я ж у щ и м и . |
||
Освоение |
многолесных |
районов |
Сибири и Д а л ь н е г о Востока |
потребовало |
создания нового вида |
дорог — грузосборочных, об |
с л у ж и в а ю щ и х несколько лесозаготовительных предприятий и
имеющих |
годовой грузооборот 500 тыс. м3 и более. В |
районе |
оз. Б а й к а л |
была построена Б а р г у з и н с к а я грузосборочная |
дорога |
с покрытием из щебня и гравия, обработанных битумом. Опыт эксплуатации этой дороги п о к а з а л эффективность применения грузосборочных дорог. Бетонные и асфальтобетонные покрытия
д о л ж н ы применяться |
на грузосборочных дорогах, имеющих гру |
зообороты от 500 тыс. до 1 млн. м3 в год. |
|
Транспортная сеть |
в б л и ж а й ш е е время существенно не изме |
нится и будет состоять из магистралей, веток и временных до рог (усов) . В д а л ь н е й ш е м предусматривается строительство гру зосборочных автомобильных дорог, по которым будут вывозить
древесину из нескольких |
лесозаготовительных |
предприятий . |
||||||||
|
РАСЧЕТ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД |
|
|
|||||||
Т р е б у е м а я |
прочность |
|
нежесткой |
д о р о ж н о й |
о д е ж д ы |
опреде |
||||
ляется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ = 1 , 6 9 ^ ^ - , |
|
|
|
(31) |
||||
где £ Т р — требуемый |
эквивалентный |
модуль д е ф о р м а ц и и |
д о р о ж |
|||||||
ной одежды, |
кг/см2; |
|
|
|
|
|
|
|||
Ii — коэффициент |
з а п а с а |
на неоднородность |
условий ра |
|||||||
боты |
о д е ж д ы ; |
принимается |
р а в н ы м : дл я покрытий, ук |
|||||||
репленных |
в я ж у щ и м и в установке, |
1,1; |
при укрепле |
|||||||
нии |
в я ж у щ и м и |
способом |
смещения |
на |
д о р о г е — 1 , 2 ; |
|||||
д л я гравийных, щебеночных, грунтощебеночных, грун- |
||||||||||
тогравийных — 1,05; |
|
|
|
|
|
|
||||
Р — удельное |
давление |
колеса |
расчетного |
автомобиля |
||||||
(прицепа), кгс/см2; принимается 5,5 |
кгс/см2; |
|
||||||||
К* — коэффициент, |
учитывающий |
повторяемость |
воздей |
|||||||
ствия и спаренность осей нагрузок при движении; оп |
||||||||||
ределяется |
по формуле |
|
|
|
|
|
||||
|
|
К = |
0,5 + |
0,65 lg yN, |
|
|
(32) |
|||
* Величина коэффициента К принимается по приложению 5. |
|
106
здесь у — коэффициент, |
о т р а ж а ю щ и й |
степень |
повторяемости |
|||||||||||
|
нагрузок |
в зависимости |
от числа |
полос движения, |
рав |
|||||||||
|
ный 1 при двухполосном |
движении, |
2 при |
однополос |
||||||||||
|
ном |
движении, 1 дл я дорог (веток) |
кратковременного |
|||||||||||
|
действия |
(до 5 лет) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
N— расчетная интенсивность движения . |
|
|
|
|
||||||||||
Q — у с и л и е воздействия |
колеса автомобиля |
(прицепа) на |
||||||||||||
|
дорожное покрытие, |
кгс; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(33) |
где QK |
— расчетная |
нагрузка |
на |
колесо |
автомобиля |
(прицепа) |
||||||||
|
кгс; |
принимается: для автопоездов З И Л 2550 кгс |
(рас |
|||||||||||
|
чет |
ведется |
по прицепу); |
дл я |
|
автопоездов |
МАЗ - 509 |
|||||||
|
4500 кгс; дл я автопоездов КрАЗ - 255Л 5500 |
кгс |
(рас |
|||||||||||
Kjx |
чет ведется по прицепу) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
— коэффициент, |
учитывающий динамическое воздействие |
|||||||||||||
|
колеса на |
дорожную |
одежду, |
вызванное |
неровностью |
|||||||||
|
покрытия |
при движении |
автомобиля; принимается: дл я |
|||||||||||
|
автопоездов |
К р А З - 2 5 5 Л |
и |
М А З - 5 0 9 — 1,2; |
дл я |
авто |
||||||||
|
поездов З И Л - 1 3 1 — 1 , 3 ; |
|
|
|
|
|
|
см. |
|
|||||
/• — величина |
допускаемого |
прогиба |
покрытия, |
|
||||||||||
Д л я |
покрытий из гравия или щебня, |
обработанных вязкими |
||||||||||||
в я ж у щ и м и в установке |
дл я дорог |
первой |
категории |
/=1,36 см, |
второй категории 1=1,53 см, дл я гравийных, щебеночных или
грунтощебеночных |
покрытий, обработанных органическими вя |
ж у щ и м и способом |
смешения на дороге дл я дорог первой кате |
гории /=1,53 см, второй категории /=1,70 см, дл я гравийных и
грунтощебеночных покрытий / = 2,35 |
см, |
дл я |
грунтовых, |
улуч |
|
шенных минеральными д о б а в к а м и /=2,36 см. |
|
|
|||
Н а расчет требуемой |
толщины |
дорожной |
о д е ж д ы |
влияет |
|
принятая конструкция. |
В многослойных |
конструкциях |
расчет |
ведется только дл я одного слоя, толщина остальных слоев при нимается конструктивно. Расчет ведется снизу вверх. М о д у л ь деформации земляного полотна Е0 принимается в зависимости от типа грунта и местности, дорожной климатической зоны, вы
соты |
земляного |
полотна. Модули д е ф о р м а ц и и |
конструктивных |
||||||
слоев |
принятой дорожной о д е ж д ы берутся в зависимости от |
||||||||
вида |
материалов |
слоя |
[16]. В зависимости |
от |
модуля |
Е0 |
и мо |
||
дуля |
м а т е р и а л а |
слоя по г р а ф и к а м находят |
эквивалентный |
(об |
|||||
щий) |
модуль по |
верху |
к а ж д о г о слоя. Д л я |
верхнего |
слоя, |
зная |
|||
Етр и модуль упругости по верху подстилающего слоя Ев, |
опреде |
||||||||
л я ю т |
требуемую |
толщину этого слоя. Пр и отсутствии |
графиков |
||||||
толщина слоя h определяется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
к |
,2,5 |
|
|
|
|
|
|
|
h |
РРцКР' |
|
|
|
|
(34) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
107
где Е0(Етв)—модуль |
деформации основания (или н и ж е л е ж а |
щего |
с л о я ) , кгс/см2; |
здесь Еі — модуль |
деформации |
слоя, л е ж а щ е г о |
на |
слое |
с |
моду |
||||||||||||
|
лем Е0, |
|
кгс/см2; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
D — диаметр |
круга, |
равновеликого отпечатку следа ко |
||||||||||||||||
|
леса |
расчетного |
автомобиля; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
D = l , 08 1 / - ^ — ; |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Po — давление в шинах, |
кгс/см2; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
h — толщина |
слоя, см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
УСТРОЙСТВО |
ГРАВИЙНЫХ, ЩЕБЕНОЧНЫХ И ГРУНТОЩЕБЕНОЧНЫХ |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ПОКРЫТИЙ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Устройство |
гравийного |
покрытия |
|
|
|
|
|
||||||||
П р и устройстве однослойного гравийного покрытия с присы |
||||||||||||||||||
панными обочинами (рис. 52) гравийный |
материал, в котором не |
|||||||||||||||||
д о л ж н о с о д е р ж а т ь с я |
каменных включений |
крупнее 70 |
мм, от |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сыпается |
из |
самосвалов |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на |
подготовленное |
земляное |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полотно |
и |
|
разравнивается |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
слоем |
требуемой |
толщины |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
автогрейдером |
или |
бульдо |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зером . |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Величину |
|
|
поперечных |
|||||
Рис. 52. Однослойное |
гравийное |
покры |
уклонов |
земляного |
|
полотна |
||||||||||||
|
|
тие: |
|
|
|
|
|
рационально |
|
|
|
увеличить |
||||||
/ — гравий; |
2 — земляное |
полотно |
|
до |
40—50%о, |
что |
улучшает |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
отвод воды, которая проса |
|||||||||
чивается |
через |
покрытие; |
кроме |
того, |
при |
сохранении |
|
уклонов |
||||||||||
покрытия |
в |
пределах |
30%о получается |
наиболее |
рациональ |
|||||||||||||
ное распределение гравийной смеси в покрытии. В |
этом |
случае |
||||||||||||||||
расчетная толщина дорожной о д е ж д ы |
получается |
в |
|
местах |
||||||||||||||
прохода |
колес |
автопоезда, |
а не по центру, что |
имеет |
|
место |
||||||||||||
при серповидном |
профиле |
дороги. К р а я |
д о р о ж н о й |
о д е ж д ы уси |
||||||||||||||
ливаются, |
что обеспечивает |
возможность |
проезда |
колес |
по |
к р а ю |
||||||||||||
покрытия, |
не |
вызывая |
его |
разрушения . |
Пр и серповидном |
про |
филе края дорожной одежды очень ослаблены и при проходе
колес автопоезда они разрушаются . |
Б л а г о д а р я большому коэф |
фициенту трения м е ж д у гравийным |
(или песчаным) материалом |
и грунтом земляного полотна сползание дорожной о д е ж д ы исключается.
108