ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
Слой гравийного м а т е р и а л а уплотняется прицепным пневмошинным катком и планируется автогрейдером д л я придания по крытию необходимых поперечных уклонов.
Устройство однослойных гравийных покрытий нерационально,
потому |
что. нижний слой |
гравийного м а т е р и а л а |
быстро заили |
вается |
и теряет свою |
несущую способность. |
Это приводит |
к уменьшению модуля деформации дорожной о д е ж д ы и соот ветственно к уменьшению ее работоспособности. Такие д о р о ж ные о д е ж д ы можно устраивать только для легких лесовозных
автопоездов на |
базе |
автомобиля З И Л - 1 5 7 или З И Л - 1 3 1 . |
|
Технологический |
процесс устройства |
однослойной дорожной |
|
о д е ж д ы состоит |
из следующих операций. |
Н а уплотненное до оп- |
Рис. |
53. Двухслойное |
гравийное |
покры |
|
тие: |
|
|
а — с |
обочинами; б — без |
обочин; в — корыст |
|
ного |
профиля; / — гравии; 2 — песок; |
3 — зем |
ляное полотно
тимальной плотности и спланированное земляное полотно выво зят автосамосвалами гравийный материал и у к л а д ы в а ю т кучами,
расстояние м е ж д у которыми зависит |
от требуемой |
толщины |
покрытия. Р а ц и о н а л ь н а длина захватки |
400 м. З а т е м |
автогрей |
дер распределяет гравийную смесь в призму и при необходимо
сти перемешивает гравийные |
м а т е р и а л ы с гранулометрическими |
д о б а в к а м и и профилирует |
приготовленную смесь, после чего |
в работу включают пневмошинный прицепной каток, который укатывает гравийную смесь до плотности не ниже 0,96—0,98 оп
тимальной |
плотности. |
|
|
|
|
|
Двухслойное гравийное покрытие (рис. 53) следует устраи |
||||||
вать на магистралях и ветках лесовозных |
дорог, |
предназначен |
||||
ных |
д л я |
пропуска т я ж е л ы х |
лесовозных |
автопоездов. |
Н и ж н и й |
|
слой устраивают из песчаных материалов . |
Основное назначение |
|||||
песчаного слоя заключается в уменьшении |
капиллярного |
подня |
||||
тия |
влаги |
из н и ж е л е ж а щ и х |
слоев, особенно, если |
земляное по |
лотно устроено пз пылеватых или суглинистых грунтов; сокра
щении фильтрации влаги, поступающей |
из нижних слоев и через |
|
покрытие на обочины; предохранении |
от |
заиливания нижних |
слоев гравийного м а т е р и а л а ; уменьшении |
толщины гравийного |
109
м а т е р и а л а , у к л а д ы в а е м о г о |
в |
покрытие, |
а т а к ж е стоимости |
по |
||||||
крытия |
за счет применения |
менее |
дорогих материалов без сни |
|||||||
ж е н и я прочности и работоспособности дорожной |
о д е ж д ы . |
|
||||||||
Толщина песчаной прослойки зависит от ее фильтрационных |
||||||||||
свойств |
и д о л ж н а |
быть для |
I I климатической зоны |
(на основа |
||||||
нии исследований |
Ц Н И И М Э ) |
не |
менее |
толщины, |
приведенной |
|||||
в табл . 21. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
21 |
|
|
|
Толщина |
дренирующего |
слоя |
|
|
|||
|
|
|
|
|
Толщина слоя, см, для типов местности |
|||||
Тип песка и коэффициент фильтрации, |
|
|
|
|
|
|
||||
|
м в сутки |
|
|
|
|
|
I I I |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очень мелкий |
песок, |
/С=1-:-3 |
|
|
15—10 |
28—17 |
40—25 |
|||
|
|
21—14 |
31 — 18 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Мелкий |
песок, |
/(=3-^-6 |
|
|
10—8 |
17—10 |
25 - 17 |
|||
|
|
14—9 |
18—12 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Средний |
песок, |
/С = 6-:-10 |
|
|
8 - 5 |
10—8 |
17—12 |
|||
|
|
9—7 |
11—9 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
П р и м е ч а н и е . |
В числителе |
дана |
толщина песчаных |
слоев для зем |
||||||
ляного полотна из пылеватых суглинков |
и пылеватых глин, |
в знаменателе |
||||||||
— для земляного полотна из суглинков |
и |
глин. |
|
|
|
Технология устройства двухслойного гравийного покрытия со стоит в следующем . Н а уплотненное и спланированное земляное
полотно р а с п р е д е л я ю т автогрейдером песчаный м а т е р и а л |
на тол |
щину 15—25 см и уплотняют пневмошинным прицепным |
катком . |
П р и устройстве полукорытного п р о ф и л я в уплотненном песча ном слое автогрейдером н а р е з а ю т корыто, а вынутый из корыта песчаный грунт у к л а д ы в а ю т на обочины и планируют . Гравийный
м а т е р и а л , у л о ж е н н ы й |
кучами |
в подготовленное |
корыто, р а з р а в |
нивают автогрейдером |
с таким |
расчетом, чтобы |
была обеспечена |
необходимая толщина гравийного слоя на обочинах, затем уплот няют прицепными пневмошинными к а т к а м и .
Устройство |
корытного |
профиля |
двухслойных |
гравийных |
|||||||
о д е ж д |
целесообразно проводить |
только при сооружении |
земля |
||||||||
ного полотна |
из дренирующих |
грунтов. При у к л а д к е |
песчаных |
||||||||
материалов |
в |
корыто |
минимальная |
толщина |
песчаного |
слоя |
|||||
д о л ж н а |
быть |
увеличена |
по |
сравнению с д а н н ы м и табл . |
21 на |
||||||
25—30%. В этом случае часть влаги, поступающей с |
н и ж е л е ж а |
||||||||||
щих слоев, |
через |
покрытие р а з м е щ а е т с я в порах |
песчаного слоя. |
||||||||
Н а |
земляном |
полотне шириной 8—10 м при устройстве |
маги |
||||||||
стралей 1 и 2-й |
категорий |
целесообразно применять |
конструк |
||||||||
цию дорожной |
одежды, |
показанную |
на рис. 54. Т а к а я |
конструк- |
110
ция дорожной о д е ж д ы обусловлена |
тем, что лесовозные |
дороги |
||||
имеют односторонний |
грузооборот. |
Поэтому |
нецелесообразно |
|||
устраивать по всей ширине проезжей части толщину |
дорожной |
|||||
одежды, |
рассчитанную |
на пропуск |
груженых |
лесовозных |
авто |
|
поездов. |
Т а к а я конструкция дорожной о д е ж д ы дает |
возмож |
ность на 30—35% сократить расход гравийных м а т е р и а л о в и
соответственно стоимость |
строительства |
в |
этом случае сни |
||
ж а е т с я . Д л я |
устройства |
такой |
о д е ж д ы |
на |
спланированном и |
уплотненном |
земляном полотне |
автогрейдером делается выемка |
на полосе грузового движения глубиной 15—20 см, куда песок завозится а в т о с а м о с в а л а м и и распределяется автогрейдером. Уплотнение выполняют пневмошинным катком . Аналогично устраивают покрытия при корытном комбинированном профиле .
|
Рис. 54. Дорожная одежда с усилением проезжей части |
||
Н а |
основании исследований, проведенных |
Ц Н И И М Э , Гипро- |
|
лестрансом, ЛТА, в нижние слои гравийных |
покрытий |
рекомен |
|
дуется |
у к л а д ы в а т ь несортированную гравийную смесь, |
имеющую |
крупные каменные включения р а з м е р о м до 150 мм, что значи тельно с о к р а щ а е т трудоемкость и стоимость работ.
По существующим техническим условиям в гравийных сме сях, предназначенных дл я укладки в верхние и нижние слои до рожных о д е ж д допускаются каменные включения р а з м е р о м до 70 мм. Каменные включения гравийных смесей большинства об
следованных |
карьеров |
(98%) |
имеют |
р а з м е р ы свыше |
70 мм. |
От |
|
сортировка |
крупных |
каменных включений |
обедняет |
смесь, |
т а к |
||
к а к не используется |
с а м а я |
ценная |
часть |
ее — каменные мате |
риалы . Д р о б л е н и е каменных материалов приводит к у д о р о ж а
нию гравийного |
м а т е р и а л а |
в 2—3 |
р а з а . |
|
Гравийные |
покрытия с |
крупными |
каменными включениями |
|
более устойчивы (в 1,2—1,5 р а з а ) |
и |
имеют повышенные проч |
ностные показатели по сравнению с покрытиями из мелкозерни стых смесей. Это обусловлено лучшим распределением напря жений на подстилающие слои, резким уменьшением колебатель
ных движений |
гравийных |
частиц |
(крупные |
включения с л у ж а т |
|
центрами гашения к о л е б а н и й ) , в |
результате |
чего |
распределяю |
||
щ а я способность гравийной |
смеси при проходе многоосных лесо |
||||
возных автопоездов практически |
не уменьшается . |
Конструкция |
|||
такой дорожной |
о д е ж д ы показана |
на рис. 55. |
|
|
111
П р и м е н е н ие несортированных гравийных |
смесей в |
д о р о ж |
ном строительстве значительно упрощает |
карьерные |
работы, |
дает возможность почти полностью использовать весь карьерный
материал, с о к р а щ а е т расстояние перевозки гравийных |
материа |
||||||||||||
лов |
(при использовании в |
строительстве |
дорог |
мелких |
притрас - |
||||||||
совых |
к а р ь е р о в ) . |
Верхний |
|
слой |
покрытия |
необходимо |
устраи |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
вать |
из |
гравийной |
смеси, |
|||
|
|
|
|
|
|
|
имеющей |
каменные |
вклю |
||||
|
|
|
|
|
|
|
чения |
не свыше 70 |
мм, |
|
для |
||
|
|
|
|
|
|
7 |
обеспечения |
нормальной |
|||||
|
|
|
|
|
|
работы |
грейдеров |
при |
вы |
||||
|
|
|
|
|
|
•г |
равнивании |
покрытия. |
От |
||||
|
|
|
|
у / / / |
—-3 |
||||||||
|
|
|
|
сортировка |
крупных |
вклю |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
чений |
для |
верхнего |
|
слоя |
||
Рис. |
55. |
Двухслойное гравийное |
|
покры- |
может быть проведена про |
||||||||
|
стыми |
средствами |
при |
по |
|||||||||
тие |
с |
крупными |
каменными |
|
включе |
||||||||
|
мощи |
|
наклонных |
решеток. |
|||||||||
|
|
ниями: |
|
|
|
||||||||
1. 2 — отсортированная |
и неотсортированная |
При |
устройстве |
лесовоз |
|||||||||
гравийные смеси; |
3 — земляное полотно |
ных |
магистральных |
дорог |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
грузооборотом от 300 тыс. м3 |
||||||
и выше целесообразно применять трехслойные конструкции |
|
гра |
|||||||||||
вийных дорог с присыпными обочинами и |
без |
них, к а к |
пока |
||||||||||
зано |
на рис. 56. |
Технико-экономические |
расчеты, а т а к ж е |
|
опыт |
строительства показывают, что применение многослойных кон струкций д о р о ж н ы х о д е ж д экономически целесообразно . З а счет
Рис. |
56. Трехслойное гравийное |
покрытие с крупными каменными включе |
|||||
|
|
|
ниями: |
|
|
|
|
а — с |
присыпными обочинами; |
б — без |
обочин; 1,2 |
— отсортированная и неотсортирован |
|||
|
ная гравийные смеси; 3— песок; |
4 — земляное |
полотно |
|
|||
применения в конструктивных слоях |
менее дорогостоящих строи |
||||||
тельных материалов стоимость покрытия с н и ж а е т с я на |
15—20% |
||||||
по |
сравнению с однослойными гравийными |
покрытиями . |
|||||
При строительстве лесовозных веток, земляное полотно кото |
|||||||
рых |
имеет ширину 5,5 |
м, а |
грузооборот не |
п р е в ы ш а е т |
40 тыс . м3 |
||
в год, целесообразно |
устраивать колейные |
гравийные |
покрытия . |
Это обусловлено тем обстоятельством, что при движении автопо ездов по узкому земляному полотну колеса автопоезда д в и ж у т с я только по определенной полосе, поэтому нет необходимости укла -
112