Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Слой гравийного м а т е р и а л а уплотняется прицепным пневмошинным катком и планируется автогрейдером д л я придания по­ крытию необходимых поперечных уклонов.

Устройство однослойных гравийных покрытий нерационально,

потому

что. нижний слой

гравийного м а т е р и а л а

быстро заили ­

вается

и теряет свою

несущую способность.

Это приводит

к уменьшению модуля деформации дорожной о д е ж д ы и соот­ ветственно к уменьшению ее работоспособности. Такие д о р о ж ­ ные о д е ж д ы можно устраивать только для легких лесовозных

автопоездов на

базе

автомобиля З И Л - 1 5 7 или З И Л - 1 3 1 .

Технологический

процесс устройства

однослойной дорожной

о д е ж д ы состоит

из следующих операций.

Н а уплотненное до оп-

Рис.

53. Двухслойное

гравийное

покры­

 

тие:

 

 

а — с

обочинами; б — без

обочин; в — корыст­

ного

профиля; / — гравии; 2 — песок;

3 — зем­

ляное полотно

тимальной плотности и спланированное земляное полотно выво­ зят автосамосвалами гравийный материал и у к л а д ы в а ю т кучами,

расстояние м е ж д у которыми зависит

от требуемой

толщины

покрытия. Р а ц и о н а л ь н а длина захватки

400 м. З а т е м

автогрей­

дер распределяет гравийную смесь в призму и при необходимо­

сти перемешивает гравийные

м а т е р и а л ы с гранулометрическими

д о б а в к а м и и профилирует

приготовленную смесь, после чего

в работу включают пневмошинный прицепной каток, который укатывает гравийную смесь до плотности не ниже 0,96—0,98 оп­

тимальной

плотности.

 

 

 

 

Двухслойное гравийное покрытие (рис. 53) следует устраи­

вать на магистралях и ветках лесовозных

дорог,

предназначен ­

ных

д л я

пропуска т я ж е л ы х

лесовозных

автопоездов.

Н и ж н и й

слой устраивают из песчаных материалов .

Основное назначение

песчаного слоя заключается в уменьшении

капиллярного

подня­

тия

влаги

из н и ж е л е ж а щ и х

слоев, особенно, если

земляное по­

лотно устроено пз пылеватых или суглинистых грунтов; сокра­

щении фильтрации влаги, поступающей

из нижних слоев и через

покрытие на обочины; предохранении

от

заиливания нижних

слоев гравийного м а т е р и а л а ; уменьшении

толщины гравийного

109



м а т е р и а л а , у к л а д ы в а е м о г о

в

покрытие,

а т а к ж е стоимости

по­

крытия

за счет применения

менее

дорогих материалов без сни­

ж е н и я прочности и работоспособности дорожной

о д е ж д ы .

 

Толщина песчаной прослойки зависит от ее фильтрационных

свойств

и д о л ж н а

быть для

I I климатической зоны

(на основа­

нии исследований

Ц Н И И М Э )

не

менее

толщины,

приведенной

в табл . 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

21

 

 

 

Толщина

дренирующего

слоя

 

 

 

 

 

 

 

Толщина слоя, см, для типов местности

Тип песка и коэффициент фильтрации,

 

 

 

 

 

 

 

м в сутки

 

 

 

 

 

I I I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Очень мелкий

песок,

/С=1-:-3

 

 

15—10

28—17

40—25

 

 

21—14

31 — 18

 

 

 

 

 

 

 

 

Мелкий

песок,

/(=3-^-6

 

 

10—8

17—10

25 - 17

 

 

14—9

18—12

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний

песок,

/С = 6-:-10

 

 

8 - 5

10—8

17—12

 

 

9—7

11—9

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е .

В числителе

дана

толщина песчаных

слоев для зем­

ляного полотна из пылеватых суглинков

и пылеватых глин,

в знаменателе

— для земляного полотна из суглинков

и

глин.

 

 

 

Технология устройства двухслойного гравийного покрытия со­ стоит в следующем . Н а уплотненное и спланированное земляное

полотно р а с п р е д е л я ю т автогрейдером песчаный м а т е р и а л

на тол­

щину 15—25 см и уплотняют пневмошинным прицепным

катком .

П р и устройстве полукорытного п р о ф и л я в уплотненном песча­ ном слое автогрейдером н а р е з а ю т корыто, а вынутый из корыта песчаный грунт у к л а д ы в а ю т на обочины и планируют . Гравийный

м а т е р и а л , у л о ж е н н ы й

кучами

в подготовленное

корыто, р а з р а в ­

нивают автогрейдером

с таким

расчетом, чтобы

была обеспечена

необходимая толщина гравийного слоя на обочинах, затем уплот­ няют прицепными пневмошинными к а т к а м и .

Устройство

корытного

профиля

двухслойных

гравийных

о д е ж д

целесообразно проводить

только при сооружении

земля ­

ного полотна

из дренирующих

грунтов. При у к л а д к е

песчаных

материалов

в

корыто

минимальная

толщина

песчаного

слоя

д о л ж н а

быть

увеличена

по

сравнению с д а н н ы м и табл .

21 на

25—30%. В этом случае часть влаги, поступающей с

н и ж е л е ж а ­

щих слоев,

через

покрытие р а з м е щ а е т с я в порах

песчаного слоя.

Н а

земляном

полотне шириной 8—10 м при устройстве

маги­

стралей 1 и 2-й

категорий

целесообразно применять

конструк­

цию дорожной

одежды,

показанную

на рис. 54. Т а к а я

конструк-

110


ция дорожной о д е ж д ы обусловлена

тем, что лесовозные

дороги

имеют односторонний

грузооборот.

Поэтому

нецелесообразно

устраивать по всей ширине проезжей части толщину

дорожной

одежды,

рассчитанную

на пропуск

груженых

лесовозных

авто­

поездов.

Т а к а я конструкция дорожной о д е ж д ы дает

возмож ­

ность на 30—35% сократить расход гравийных м а т е р и а л о в и

соответственно стоимость

строительства

в

этом случае сни­

ж а е т с я . Д л я

устройства

такой

о д е ж д ы

на

спланированном и

уплотненном

земляном полотне

автогрейдером делается выемка

на полосе грузового движения глубиной 15—20 см, куда песок завозится а в т о с а м о с в а л а м и и распределяется автогрейдером. Уплотнение выполняют пневмошинным катком . Аналогично устраивают покрытия при корытном комбинированном профиле .

 

Рис. 54. Дорожная одежда с усилением проезжей части

Н а

основании исследований, проведенных

Ц Н И И М Э , Гипро-

лестрансом, ЛТА, в нижние слои гравийных

покрытий

рекомен­

дуется

у к л а д ы в а т ь несортированную гравийную смесь,

имеющую

крупные каменные включения р а з м е р о м до 150 мм, что значи­ тельно с о к р а щ а е т трудоемкость и стоимость работ.

По существующим техническим условиям в гравийных сме­ сях, предназначенных дл я укладки в верхние и нижние слои до­ рожных о д е ж д допускаются каменные включения р а з м е р о м до 70 мм. Каменные включения гравийных смесей большинства об­

следованных

карьеров

(98%)

имеют

р а з м е р ы свыше

70 мм.

От­

сортировка

крупных

каменных включений

обедняет

смесь,

т а к

к а к не используется

с а м а я

ценная

часть

ее — каменные мате­

риалы . Д р о б л е н и е каменных материалов приводит к у д о р о ж а ­

нию гравийного

м а т е р и а л а

в 2—3

р а з а .

Гравийные

покрытия с

крупными

каменными включениями

более устойчивы (в 1,2—1,5 р а з а )

и

имеют повышенные проч­

ностные показатели по сравнению с покрытиями из мелкозерни­ стых смесей. Это обусловлено лучшим распределением напря ­ жений на подстилающие слои, резким уменьшением колебатель ­

ных движений

гравийных

частиц

(крупные

включения с л у ж а т

центрами гашения к о л е б а н и й ) , в

результате

чего

распределяю ­

щ а я способность гравийной

смеси при проходе многоосных лесо­

возных автопоездов практически

не уменьшается .

Конструкция

такой дорожной

о д е ж д ы показана

на рис. 55.

 

 

111


П р и м е н е н ие несортированных гравийных

смесей в

д о р о ж ­

ном строительстве значительно упрощает

карьерные

работы,

дает возможность почти полностью использовать весь карьерный

материал, с о к р а щ а е т расстояние перевозки гравийных

материа ­

лов

(при использовании в

строительстве

дорог

мелких

притрас -

совых

к а р ь е р о в ) .

Верхний

 

слой

покрытия

необходимо

устраи ­

 

 

 

 

 

 

 

вать

из

гравийной

смеси,

 

 

 

 

 

 

 

имеющей

каменные

вклю­

 

 

 

 

 

 

 

чения

не свыше 70

мм,

 

для

 

 

 

 

 

 

7

обеспечения

нормальной

 

 

 

 

 

 

работы

грейдеров

при

вы­

 

 

 

 

 

 

•г

равнивании

покрытия.

От­

 

 

 

 

у / / /

-3

 

 

 

 

сортировка

крупных

вклю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чений

для

верхнего

 

слоя

Рис.

55.

Двухслойное гравийное

 

покры-

может быть проведена про­

 

стыми

средствами

при

по­

тие

с

крупными

каменными

 

включе­

 

мощи

 

наклонных

решеток.

 

 

ниями:

 

 

 

1. 2 отсортированная

и неотсортированная

При

устройстве

лесовоз­

гравийные смеси;

3 — земляное полотно

ных

магистральных

дорог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузооборотом от 300 тыс. м3

и выше целесообразно применять трехслойные конструкции

 

гра­

вийных дорог с присыпными обочинами и

без

них, к а к

пока­

зано

на рис. 56.

Технико-экономические

расчеты, а т а к ж е

 

опыт

строительства показывают, что применение многослойных кон­ струкций д о р о ж н ы х о д е ж д экономически целесообразно . З а счет

Рис.

56. Трехслойное гравийное

покрытие с крупными каменными включе­

 

 

 

ниями:

 

 

 

 

а — с

присыпными обочинами;

б — без

обочин; 1,2

отсортированная и неотсортирован­

 

ная гравийные смеси; 3— песок;

4 — земляное

полотно

 

применения в конструктивных слоях

менее дорогостоящих строи­

тельных материалов стоимость покрытия с н и ж а е т с я на

1520%

по

сравнению с однослойными гравийными

покрытиями .

При строительстве лесовозных веток, земляное полотно кото­

рых

имеет ширину 5,5

м, а

грузооборот не

п р е в ы ш а е т

40 тыс . м3

в год, целесообразно

устраивать колейные

гравийные

покрытия .

Это обусловлено тем обстоятельством, что при движении автопо­ ездов по узкому земляному полотну колеса автопоезда д в и ж у т с я только по определенной полосе, поэтому нет необходимости укла -

112