ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 0
воронок их |
засыпают гравийным м а т е р и а л о м с а м о с в а л а м и , |
рас |
|
пределение |
гравийного |
м а т е р и а л а производится автогрейдером, |
|
уплотнение |
гравийного |
слоя — прицепным пневмошинным |
кат |
ком. Покрытие колейного типа м о ж н о устраивать при помощи автогрейдера (рис. 59).
Устройство колейного гравийного покрытия дает |
возмож |
|||
ность сократить расход гравийных м а т е р и а л о в до |
30%, |
не умень |
||
ш а я прочностных свойств покрытия. Лесовозные |
ветки с таким |
|||
типом покрытия успешно |
эксплуатируются в течение |
4 |
лет в Мо- |
|
стовском леспромхозе Ц |
Н И И М Э (здесь применяют |
лесовозные |
Рис. 59. |
Колейное гравийное покрытие, устраиваемое автогрейдером |
||
автопоезда |
КрАЗ - 255Л + Т М З - 8 0 3 ) , а т а к ж е |
в Крестецком лес |
|
промхозе Ц Н И И М Э и |
в Горяче - Ключевском |
леспромхозе (здесь |
|
применяют |
автопоезда |
М А З - 5 0 9 + Т М З - 8 0 3 ) . |
|
Устройство щебеночных покрытий
В районах, где имеются каменные м а т е р и а л ы , наиболее эко номичными я в л я ю т с я щебеночные покрытия . Принцип создания
щебеночного покрытия состоит в следующем . Щебень, |
имею |
щий более или менее однообразную форму, р а с п р е д е л я ю т |
рав |
номерным слоем по всей ширине проезжей части при устройстве серповидного профиля или рассыпают в корыте слоем в две-
четыре щебенки по |
высоте |
и у к а т ы в а ю т |
катком . Д л я подвижно |
||
сти и лучшей связи |
у к а т ы в а е м ы й щебень |
поливают водой и |
рас |
||
сыпают каменную |
мелочь, |
в результате чего в щебеночном |
слое |
||
окончательно |
заполняются |
пустоты и создается сцепление м е ж д у |
|||
отдельными |
щебенками . |
|
|
|
Щебеночное покрытие необходимо у с т р а и в а т ь на песчаном и гравийном основании. Толщина подстилающего слоя зависит от грунтовых условий и колеблется от 15 до 30 см. Она устанав ливается расчетным путем по методике расчета нежестких до рожных одежд .
Используемый для устройства покрытия щебень из твердых
пород |
д о л ж е н |
иметь |
р а з м е р ы 60—25 |
мм, |
а из |
мягких — 70— |
|
25 мм. |
Количество клинца и мелочи по |
объему д о л ж н о |
быть не |
||||
более |
10—12%, |
в том |
числе глины не |
более |
5%. |
При |
большом |
114
различии в р а з м е р а х |
щебня |
более |
крупный слой у к л а д ы в а ю т |
в нижние слои, мелкий — в верхние. |
|
||
Последовательность |
работ |
при |
механизированной постройке |
щебеночных покрытий |
и оснований |
аналогична последовательно |
|
сти, применяемой при |
строительстве гравийного покрытия. |
|
Устройство |
грунтощебеночных покрытий |
||
П о д грунтощебнем понимают строительный материал, состоя |
||||
щий из |
смеси |
щебня |
и грунта |
в соответствующей пропорции. |
Щебень |
в этой |
смеси |
образует |
скелет, а грунт выполняет роль |
связующего м а т е р и а л а . |
|
Грунтощебень целесообразно |
применять в местах, где есть |
|||||
природный щебень или крупные |
каменные м а т е р и а л ы и камне |
|||||
дробилки, на которых их м о ж н о |
измельчать . |
Такие |
условия |
|||
имеются в Карельской А С С Р , |
на |
Д а л ь н е м |
Востоке и в |
горных |
||
лесозаготовительных районах . |
К р о м е того, |
в |
отдельных райо |
нах привозной щебень обходится дешевле, чем местные гравий ные материалы, поэтому там д л я строительства покрытий лесо возных дорог целесообразнее использовать грунтощебень.
Грунтощебень дает возможность более широкого применения слабых каменных материалов, поскольку щебень под защитой грунта значительно меньше подвергается износу. В грунтощебне
могут |
быть |
использованы |
плохо поддающиеся укатке кварциты |
и кварцевые |
песчаники, |
остеклованные разности металлургиче |
|
ских |
шлаков . |
|
Состав грунтощебня колеблется в широких пределах и зави сит от глубины р а с п о л о ж е н и я слоя в покрытии, интенсивности
движения, гидрологических |
условий и прочности щебня . |
||
Оптимальным составом |
грунтощебеночной |
смеси считается |
|
тот, |
в котором отдельные |
щебенки соприкасаются друг с дру |
|
гом |
и частично заклиниваются . Грунт д о л ж е н |
заполнять пустоты |
м е ж д у щебенками, обеспечивая связность покрытия. П р и излиш
нем |
количестве грунта |
в |
смеси щебенки не |
соприкасаются друг |
||||||
с другом и т а к а я смесь |
становится |
пластичной. |
|
|
|
|||||
|
В зависимости |
от с о д е р ж а н и я |
в |
смеси |
щебня и |
грунта, |
от |
|||
их |
гранулометрического |
состава |
и |
дополнительной |
обработки |
|||||
в я ж у щ и м и можно |
создать грунтощебеночный материал |
с |
ши |
|||||||
роким диапазоном |
физико-механических свойств. Д л я |
изготовле |
||||||||
ния |
грунтощебеночного |
|
покрытия |
|
следует |
применять |
щебень |
с размером фракций не более половины толщины слоя грунто щебня в плотном теле.
Во в л а ж н ы х |
местностях |
и |
особенно на дорогах |
с интенсив |
||
ным движением |
во |
в л а ж н ы й |
период |
следует уменьшать содер |
||
ж а н и е грунта во и з б е ж а н и е |
пластичного состояния |
грунтощебня . |
||||
В сухих местностях |
и на |
дорогах |
с интенсивным |
движением, |
главным образом в сухой период, содержание грунта в грунто щебне следует увеличивать .
5* |
115 |
В з а и м о д е й с т в ие щебня и |
грунта |
и механические |
свойства |
|
смеси зависят от количества |
составляющих . |
|
|
|
Минимально эффективным количеством считается такое, при |
||||
котором часть формаций щебня соприкасается |
друг с |
другом . |
||
В таком случае щебень начинает играть роль жесткого |
скелета. |
|||
Сдвиги в такой смеси ограничиваются сопротивлением |
передви |
|||
жению отдельных щебенок . В такой смеси сдвигу |
сопротивляется |
|||
л и ш ь грунт, а передвижению |
грунта |
по поверхности скольжения |
препятствуют отдельные щебенки, сдвинуть которые можно, если преодолеть сопротивление сдвигу большой массы грунта, в кото рую упираются щебенки.
При содержании в смеси 20% щебня грунтощебень по проч
ности близок к уплотненному |
грунту. Пр и д а л ь н е й ш е м |
увеличе |
|
нии с о д е р ж а н и я |
щебня прочность смеси увеличивается . |
Пр и со |
|
д е р ж а н и и щебня |
свыше 60% |
б о л ь ш а я часть щебенок |
заклини |
вается, а грунт з а п о л н я е т пустоты в щебеночной коре. Пока не
происходит |
заклинивания, |
давление |
на поверхность |
|
щебенок |
||||||||||
в грунтощебне не превосходит удельного д а в л е н и я |
пневмоколес |
||||||||||||||
на поверхности |
покрытия по его следу и составляет |
5—6 |
кгс/см2. |
||||||||||||
Д л я |
покрытий лесовозных |
дорог |
с о д е р ж а н и е |
щебня д о л ж н о со |
|||||||||||
ставлять 50—70%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Во |
и з б е ж а н и е р а з д а в л и в а н и я |
щебенок при у к а т к е |
их |
мак |
|||||||||||
симальные |
р а з м е р ы д о л ж н ы составлять |
г/2—Ѵз |
|
общей |
толщины |
||||||||||
слоя |
в |
плотном |
теле. П л о т н а я у к а т к а |
в о з м о ж н а |
на |
уплотнен |
|||||||||
ном грунтовом основании, а не на песке. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Слой грунтощебня имеет достаточно высокий модуль д е ф о р |
|||||||||||||||
мации |
(600—1000 кгс/см2), |
но не о б л а д а е т хорошим |
сопротив |
||||||||||||
лением |
износу, |
а поэтому при у к л а д к е в верхние |
конструктивные |
||||||||||||
слои |
д о р о ж н ы х |
о д е ж д |
требует |
поверхностной |
обработки . |
Рас |
|||||||||
чет |
толщины д о р о ж н о й |
о д е ж д ы |
дл я |
грунтощебня |
производится |
||||||||||
по методике дл я нежестких д о р о ж н ы х |
одежд . |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Устройство грунтощебеночного покрытия может быть осу |
|||||||||||||||
ществлено |
следующим |
образом . |
Н а |
плотно |
укатанное |
земля |
|||||||||
ное |
полотно рассыпают |
и профилируют |
щебень, а |
сверху — оп |
ределенное количество грунта. Толщина рыхлого слоя дл я
перемешивания не д о л ж н а превышать |
20—25 |
см. П р и м е н я е м ы й |
||||||||
щебень |
не д о л ж е н р а з м о к а т ь при насыщении |
водой |
и |
д о л ж е н |
||||||
быть достаточно морозостойким. Конструкция д о р о ж н о й |
о д е ж д ы |
|||||||||
может |
быть |
серповидного, корытного |
и полукорытного |
профи |
||||||
лей. Грунт и щебень перемешивают |
автогрейдерами |
|
на |
всю |
||||||
толщину слоя, затем |
уплотняют |
шестью-восемью |
проходами |
|||||||
катка |
весом 8—10 т. Грунтощебень |
м о ж н о считать уплотнен |
||||||||
ным, если плотность грунта в нем достигла |
стандартной . Ко |
|||||||||
эффициент |
уплотнения |
рассчитывают |
по уплотнению |
грунта, и |
||||||
он д о л ж е н |
составлять |
0,96—0,98 |
стандартной |
плотности. |
|
|||||
Д л я |
устройства покрытия лесовозной дороги |
необходимо |
при |
|||||||
менять щебень прочностью не менее 300 кгс/см2. |
Грунт, входя |
|||||||||
щий в |
состав грунтощебня, выполняет |
роль в я ж у щ е г о , |
если |
его |
116
относительная в л а ж н о с т ь не ниже |
0,4—0,5. Д л я поддержания |
этой влажности и для сохранения |
упрутопластичных свойств |
грунтощебня следует д о б а в л я т ь хлористый кальций в количестве около 1 —1,5% веса грунта. Хлористый кальций не только сохра няет определенную влажность, а следовательно, и связность
грунта, но и понижает температуру з а м е р з а н и я . |
|
|
Грунтощебень можно значительно усилить обработкой |
грунта |
|
органическими |
в я ж у щ и м и , дл я чего в суглинистый и тяжелосуг |
|
линистый грунт |
достаточно ввести 5—7% в я ж у щ е г о . Поскольку |
|
водонасыщение |
грунта после его обработки резко падает, |
модуль |
деформации о б р а б а т ы в а е м о г о грунтощебня значительно повы
шается |
по сравнению с необработанным . При отсутствии органи |
|||||||||||
ческих |
в я ж у щ и х |
материалов |
для |
устройства |
верхнего |
слоя |
||||||
покрытия подбирают плотную оптимальную смесь |
из |
щебня, гра |
||||||||||
вия и песка и в нее вводят глинистый |
грунт в |
качестве |
в я ж у |
|||||||||
щего |
с |
небольшой |
добавкой |
хлористого кальция |
(примерно |
|||||||
1 кг/м2) |
дл я уменьшения высыхания и пылимости |
глинобетона |
||||||||||
летом и разрушения при промерзании |
зимой. |
|
|
|
|
|
||||||
В |
качестве |
скелета подбирают гравий |
и песок |
0,5—2 |
мм, |
|||||||
а в качестве в я ж у щ е г о — глину, лёсс, |
речной |
ил с частицами ме |
||||||||||
нее 0,5 |
мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составные м а т е р и а л ы перемешивают в смесителе или бето |
||||||||||||
номешалке, д о б а в л я я воду дл я достижения |
оптимальной |
в л а ж |
||||||||||
ности. Смесь рекомендуется уплотнять слоями толщиной 5—7 |
см |
|||||||||||
в рыхлом теле |
пневмошинными |
к а т к а м и |
весом 5—8 т. |
|
|
|||||||
При |
достаточно |
прочном основании |
толщина |
верхнего |
слоя |
глинобетона в плотном теле составляет 8—9 см, а модуль де
формации оценивается величиной 1200—1500 кгс/см2. |
В период |
||||||
эксплуатации ежегодно вводят 0,3—0,4 кг/м2 |
хлористого |
каль |
|||||
ция, |
рассыпая его по дороге |
на в л а ж н у ю |
поверхность. |
|
|||
|
УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ |
|
|
|
|
||
В |
районах, где отсутствуют местные каменные |
м а т е р и а л ы |
|||||
или |
где их перевозка связана с большими транспортными |
рас |
|||||
ходами, д о р о ж н ы е о д е ж д ы |
целесообразно |
устраивать из |
мест |
||||
ных |
грунтов, укрепленных |
в я ж у щ и м и м а т е р и а л а м и . |
Большин |
||||
ство |
в я ж у щ и х материалов, применяемых дл я укрепления |
грун |
|||||
тов, |
дефицитно и дорого. Д л я строительства |
лесовозных |
дорог |
||||
наиболее экономичными в я ж у щ и м и |
м а т е р и а л а м и |
являются |
|||||
портландцемент марки 400 и выше и битумные эмульсии. |
|
||||||
Конструктивные слои из |
грунтов, |
укрепленных портландце |
ментом или цементом с гранулометрическими или активизи
рующими |
д о б а в к а м и |
(известью, ж и д к и м стеклом, поверхностно- |
активными |
веществами и др . ) , рекомендуется применять: |
|
для верхних и нижних слоев д о р о ж н ы х покрытий на маги |
||
стралях лесовозных |
автомобильных дорог с устройством защит |
|
ного слоя |
износа; |
|
117
д л я оснований |
под бетонные |
(монолитные) |
покрытия и под |
покрытия из сборного железобетона ( п л и т ы ) ; |
|
||
д л я покрытий |
на м а г и с т р а л я х |
и ветках лесовозных дорог; |
|
для покрытий на хозяйственных и лесохозяйственных до |
|||
рогах. |
|
|
|
П р и использовании цементогрунта в качестве основания под |
|||
железобетонные |
(сборные) покрытия нужно |
предусматривать |
д л я в ы р а в н и в а н и я устройство прослойки толщиной 3—5 см из
цементогрунтовой |
или |
|
черной |
смеси |
или |
крупнозернистого |
||||||
песка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
зависимости |
от |
назначения |
конструктивного |
слоя |
и дру |
||||||
гих условий в |
качестве |
расчетного |
модуля |
д е ф о р м а ц и и |
прини |
|||||||
м а ю т |
(кгс/см2): |
1500 |
(для I |
класса |
прочности), |
1000 |
(для I I |
|||||
класса |
прочности), |
500 |
(для |
I I I класса |
прочности) . Пр и необ |
ходимости допускается принимать промежуточные значения мо
дуля д е ф о р м а ц и и и соответствующие им показатели |
физико-ме |
|||||
ханических свойств укрепленных |
цементом |
грунтов. |
|
|
||
Н а автомобильных лесовозных |
дорогах |
цементогрунты с |
рас |
|||
четными модулями д е ф о р м а ц и и 1500—1000 кгс/см2 |
следует |
при |
||||
менять дл я устройства слоев покрытий |
и оснований |
на дорогах |
||||
I — I I категорий, а при 1000—500 кгс/см2 |
— в качестве |
оснований |
||||
покрытий на дорогах 3-й категории и ветках. |
|
|
|
|||
Н а и б о л е е пригодными дл я укрепления цементом |
я в л я ю т с я |
|||||
крупнообломочные гравелистые или щебенистые |
грунты, супеси |
и легкие суглинки, близкие к оптимальному составу, с числом
пластичности |
от 3 до 12. Н а и б о л ь ш а я прочность |
покрытия при |
||||||
наименьшем |
расходе |
цемента |
достигается |
при укреплении |
грун |
|||
тов гранулометрическими д о б а в к а м и . |
|
|
|
|||||
Д л я |
укрепления |
цементом |
ж е л а т е л ь н ы |
к а р б о н а т н ы е |
разно |
|||
видности |
грунтов, д а ю щ и е более |
высокие |
показатели прочности |
|||||
по сравнению с некарбонатными . |
Глины с числом |
пластичности |
от 17 до 27 допускается укреплять цементом только с примене
нием |
химических |
добавок |
и |
поверхностно-активных веществ . |
|||
Глины с числом |
пластичности |
более |
27 для укрепления цемен |
||||
том |
непригодны. К а р б о н а т н ы е |
глины с числом пластичности до |
|||||
22 м о ж н о укреплять цементом |
после |
введения у л у ч ш а ю щ и х гра |
|||||
нулометрических |
добавок |
(песка |
всех разновидностей, |
супесей |
|||
и гравийных м а т е р и а л о в ) . |
Чистые |
пески или мелкозернистые |
|||||
гравийные смеси, |
не с о д е р ж а щ и е |
пылевато-глинистых |
фракций, |
рекомендуется укреплять цементом после предварительного вве
дения в них суглинистых |
грунтов. Не р а з р е ш а е т с я |
укреплять це |
|||||||
ментом |
грунты, |
с о д е р ж а щ и е более |
6% по |
весу |
гумусовых ве |
||||
ществ, |
а т а к ж е |
грунты, |
с о д е р ж а щ и е |
более |
10% |
гипса. |
Укреп |
||
л я е м ы е |
цементом |
грунты д о л ж н ы |
иметь |
в л а ж н о с т ь не |
выше |
||||
45% границы текучести. |
|
|
|
|
|
|
|||
При |
у к л а д к е цементогрунта в нижний слой в |
I V и V д о р о ж - |
|||||||
но-климатических |
зонах |
допускается |
применять портландце - |
||||||
менты |
марки от 300 и выше. В этих ж е зонах дл я устройства по- |
118