Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

л я ю т

по центру пня и, действуя,

как

было

у к а з а н о

выше,

 

уда­

л я ю т

его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м)

 

 

 

 

 

Корни крупных

иней

(диаметром

свыше

0,4

 

 

о б р ы в а ю т

со всех сторон или такие

пни р а с к а л ы в а ю т

и корчуют

по частям .

Д л я р а с к а л ы в а н и я

при

движении м а ш и н ы

крайние

зубья

на­

п р а в л я ю т в

верхнюю часть

пня

так,

чтобы

передняя

 

р е ж у щ а я

к р о м к а

зуба

полностью

входила

в пень.

П е н ь р а с к а л ы в а е т с я

лучше,

если

линия

р а с к о л а

проходит

м е ж д у боковыми

корнями .

В р я д е

случаев

положение

боковых

 

корней

просматривается

в виде

бугров и

в ы б р а т ь

правильное

н а п р а в л е н и е

не

представ -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ляет

труда;

если

пень

не

 

рас ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к а л ы в а е т с я ,

к

нему

 

подходят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с другой

стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корчеватели

 

с

 

активным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рабочим органом (К-2А,

Л К - 7 ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л Д - 9 )

при

небольшом

 

диа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

метре

пней

(до

0,2

м) у д а л я ю т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пни при поступательном дви­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жении

т р а к т о р а .

Когда

ж е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

силы тяги недостаточно, кор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чеватель

заглубляют,

подводят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зубья под пень и включают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гидроцилиндры

поворота

зубь­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ев, р а м а

при

этом

 

опускается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

грунт

 

и,

я в л я я с ь

опорой,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспринимает

на

себя

все

воз­

Рис. 9.

Технологическая

схема

работы

 

н и к а ю щ и е при корчевке

 

уси­

 

лия. П р и

повороте

зубьев

 

пень

 

 

корчевателя

 

 

 

выдирается из грунта и уда ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ляется . П р и широко

развет-

вленной корневой

системе концы

зубьев

не

достают

центра

 

пня,

и при их повороте

пень отрывается только с одной стороны, тогда

р а м у поднимают и поступательным д в и ж е н и е м

т р а к т о р а

опроки­

д ы в а ю т пень. В некоторых случаях при корчевке крупных

 

пней

(диаметром

0,8—1

м) за

1 раз

не удается

оторвать

все

корни и

необходимо подходить к пню с нескольких сторон,

после

 

чего

пень сдвигают в сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корчеватели с шириной з а х в а т а , равной или большей

ши­

рины гусеничного хода, позволяют одновременно с

корчевкой

пней

 

у д а л я т ь

растительный

слой,

 

кустарник,

 

порубочные

остатки. П р и этом работы целесообразно вести по технологиче­

ской

схеме

(рис.

9), когда корчеватель д в и ж е т с я под

углом а

к

оси дороги,

поочередно сдвигая древесно - грунтовую массу

то

в

одну,

то в

другую сторону к г р а н и ц а м просеки.

Величина

угла зависит от мощности (тягового усилия) базового трактора,

ширины

просеки,

густоты

н а с а ж д е н и й , д и а м е т р а пней,

количе­

ства порубочных

остатков.

Д л я т р а к т о р а Д Э Т - 2 5 0 он

равен

45—50°,

д л я тракторов Т-100 около 65—70°.

 

18


Р а б о т у корчевателей с малой

шириной

з а х в а т а

по такой

схеме организовать трудно, та к ка к одна гусеница

будет

дви­

гаться по очищенному участку,

вторая ж е

д о л ж н а

идти

по

нераскорчеванному участку с пнями, кустарником, в а л е ж о м ,

что

практически невозможно . Кроме того, з а щ и т н ы й козырек у кор­ чевателей установлен только в районе зубьев, поэтому при ма­

лой

ширине

з а х в а т а

создается

опасность п о в р е ж д е н и я

капота

д в и г а т е л я

и

кабины

порубочными

остатками

и

мелколесьем .

Эти

корчеватели используют только дл я корчевки

и транспорти ­

ровки

пней. Растительный

слой

и

кустарник

у д а л я ю т в

этом

случае

бульдозером .

 

 

 

 

 

 

 

Иногда

корчевку

пней

в лесозаготовительных

предприятиях

выполняют бульдозером . П р и е м ы корчевки пней и технологиче­ ские схемы работы примерно такие же , ка к и дл я корчевателей с пассивным рабочим органом типа КБК - 2А, за исключением

операции по

р а с к а л ы в а н и ю пня.

О д н а к о

 

производительность

м а ш и н ы и ее

н а д е ж н о с т ь (бульдозерный

отвал

не

рассчитан

на

постоянное

действие

сосредоточенных

нагрузок)

ниже, чем

у

корчевателей .

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я у д а л е н и я крупных пней

используют

взрывной

способ,

у к л а д ы в а я взрывчатые

вещества

(аммонит)

сбоку

пня или под

ним. Ориентировочно принимают

20 г взрывчатых

веществ на

1 см д и а м е т р а

пня.

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и расчистке д о р о ж н о й полосы предусматривается

т а к ж е

удаление поверхностных

валунов

д и а м е т р о м

более 0,3 м

корче­

в а т е л я м и и бульдозерами; на залесенных участках эти работы

выполняют одновременно с

корчевкой пней. Крупные

валуны

д р о б я т н а к л а д н ы м и з а р я д а м и .

 

При расчистке д о р о ж н о й

полосы необходимо следить

за тем,

чтобы в местах установки створных столбов, отметок углов по­ ворота трассы и других закрепительных знаков, вынесенных за пределы полосы отвода, были оставлены открытые места, не за­

валенные пнями и снятым растительным

слоем.

 

 

 

 

 

 

О б ъ е м работ по очистке

п л о щ а д е й

от кустарника

и

мелко ­

лесья, характеристика

которых

принимается

в

соответствии

с главой IV-10 С Н и П ,

исчисляется в

гектарах .

О б ъ е м ы

 

работ

по

корчевке

пней подсчитывается

в гектарах с у к а з а н и е м

их ко­

личества и

д и а м е т р а

на 1 га

п л о щ а д и .

О б ъ е м

з е м л я н ы х

 

работ

на

засыпку

ям после

корчевки

определяют

по ф о р м у л е

 

 

 

 

 

 

 

W = 0,7SWnM3,

 

 

 

 

 

 

 

(11)

где

0,7 —• коэффициент,

учитывающий

площадь,

 

з а н я т у ю

 

осно­

 

ванием

насыпи;

 

 

 

 

 

 

 

 

м2;

 

 

 

5 — п л о щ а д ь

корчевки

на

участках

насыпи,

 

 

 

W — объем земли

дл я

засыпки одной

ямы,

м3;

при

диа­

 

метре пней более 24 см

W=0ß

м3, при меньшем

диа­

 

метре W = 0,4

м3;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ri — количество пней на 1 га,

шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

2*

19



Д а л ь н о с т ь

перемещения грунта б у л ь д о з е р а м и

дл я засыпки

подкорневых

ям при определении стоимости работ

принимается

80 м [38].

 

 

 

 

ОСУШИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

 

В основных лесозаготовительных р а й о н а х страны, особенно

северных, дорожно - строительный сезон в теплый

период

года

весьма короток. Его продолжительность ограничивается

скоро­

стью оттаивания грунта и количеством благоприятных в клима ­ тическом отношении рабочих дней.

С о к р а щ е н и я сроков и снижения стоимости строительства ле­ совозных дорог м о ж н о достигнуть за счет более широкого при­

менения

дл я возведения

насыпей

местных

грунтов

(в том числе

и

глинистых) .

О д н а к о их в л а ж н о с т ь

часто

п р е в ы ш а е т

допусти­

мую, и

они

могут

быть

использованы

дл я с о о р у ж е н и я

з е м л я ­

ного полотна только после предварительного осушения.

 

В л а ж ­

ность грунта

о к а з ы в а е т

влияние

не только

на качество

насыпи,

но

и на устойчивость

работы м а ш и н

и

их

производительность.

М а к с и м а л ь н а я

в л а ж н о с т ь , при которой

допускается

 

сооружение

земляного

полотна

по условиям

возможности

применения зем-

леройно - транспортных и смесительных

машин,

р а в н а

[57]: дл я

п ы л е в а т ы х

песков

и

легких

супесей

1,7—1,5

от

оптимальной

в л а ж н о с т и

W0

или 1,0—0,9

от

предела

текучести WT, дл я пы­

леватых

 

и

 

т я ж е л ы х

супесей

 

и

легких

суглинков

1,6—1,4

W0

(0,9—0,8

WT), дл я т я ж е л ы х

 

и

пылеватых

суглинков

и

глин

1,5—1,4

W0

 

(0,7 WT). При сочетании

д о р о ж н ы х

и

мелиоратив ­

ных р а б о т

и

устройстве

к а н а л о в

э к с к а в а т о р а м и

работы

 

м о ж н о

выполнять

при больших

значениях

влажности .

 

 

 

 

 

 

 

 

Н е о б х о д и м у ю в л а ж н о с т ь

грунта, при которой

обеспечивается

удовлетворительная работа м а ш и н

и его уплотнение

до

требуе­

мой плотности, м о ж н о получить естественным осушением

грунта,

с м е ш и в а н и е м п е р е у в л а ж н е н н ы х

 

грунтов

с грунтами или другими

инертными

 

м а т е р и а л а м и

пониженной

влажности,

 

введением

активных

д о б а в о к

(негашеной

извести

или ц е м е н т а ) ,

 

которые

у л у ч ш а ю т

не

только

испарение

и с в я з ы в а н и е

части

 

избы ­

точной

воды, но и физико - механические

свойства

грунтов

 

(повы­

шение предела прочности, водоустойчивости, снижение

лип­

кости, набухаемости и др . ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

естественного

просыхания

грунта наиболее

 

э ф ф е к т и в н ы

з а б л а г о в р е м е н н а я

прорубка

просеки, снятие

в

резервах

мохо-

растительного

слоя,

обеспечение

н а д е ж н о г о

отвода

воды

от

земляного

полотна

системой

водоотводных

и

осушительных

к а н а л о в . Так, если

при сохранении

растительного

слоя

 

в л а ж ­

ность грунта

 

на просеке

п р е в ы ш а е т

оптимальную

на

55—60%

и в этих условиях затруднена работа землеройных машин,

то

после расчистки дорожной полосы в летний период

в л а ж н о с т ь

грунта

в резерве с н и ж а е т с я

на 10% и более и п р е в ы ш а е т

опти­

мальные

значения

всего на 30—35%. Пр и этой

в л а ж н о с т и

плот-

20


ность легкого суглинка

 

м о ж е т быть доведена до 0,95

от

опти­

мального .

Омским

ф и л и а л о м

 

С о ю з д о р Н И И

установлено,

что

при устройстве

нагорных

и водоотводных

к а н а в

и снятии

расти­

тельного слоя

с п л о щ а д и

резервов

за год до р а з р а б о т к и

грунта

в л а ж н о с т ь

его до глубины

1 м с н и ж а е т с я

 

на 0,2—0,25 от

опти­

мальной .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В л а ж н о с т ь

 

грунта

в

значительной мере зависит от количе­

ства

и частоты

выпадения

осадков . При значительных

осадках

грунт

 

п е р е у в л а ж н я е т с я

и

проведение

земляных

 

работ

затруд ­

няется. У супесей и легких

суглинков

в л а ж н о с т ь

верхнего

слоя

превышает допустимую при выпадении 5 мм осадков

интенсив­

ностью

1 мм/ч,

т я ж е л ы е

суглинки

и

глины

п е р е у в л а ж н я ю т с я

после

 

выпадения

более

8 мм

осадков. Тем

не

менее

следует

иметь в виду, что около

40%

территории

I

д о р о ж н о - к л и м а т и ч е -

ской

зоны,

х а р а к т е р и з у ю щ е й с я

наиболее

трудными

условиями

строительства,

имеет

недостаточное

у в л а ж н е н и е

за

счет

 

осад­

ков в безморозный

период и в этой

зоне при обеспеченном

водо­

отводе

в л а ж н о с т ь

грунта

м о ж е т

быть понижена способом

радиа ­

ционного осушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р о с ы х а н и е грунта в теплый период

происходит

интенсивно

за счет поверхностного испарения влаги. Пр и этом

образуется

тонкий

поверхностный

слой ( к о р к а ) ,

н и ж е л е ж а щ и е слои

просы­

хают

значительно

медленнее,

та к как д в и ж е н и е

влаги,

происхо­

д я щ е е

под действием

сил

поверхностного

н а т я ж е н и я

воды и

д и ф ф у з и и

водяного

пара,

невелико.

Н а и б о л ь ш е е

просыхание

происходит в первые 2—3 дня после выпадения

осадков, по­

этому

дл я ускорения

процесса

 

просыхания

небходимо

р а з р у ш е ­

ние поверхностного слоя. О д н а к о технически

это трудно

выпол­

нимо,

поэтому

о ж и д а ю т ,

пока

грунт

просохнет

до

допустимой

в л а ж н о с т и

на

глубину

15—25 см (табл . 1), при которой

стано­

вится

 

целесообразным

 

снятие

верхнего

слоя

с

подачей

его

в н а с ь

ш

ь -

 

 

 

 

Сроки

просыхания

грунта

 

 

Таблица

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влажность после

 

Время на просуши­

 

 

 

 

Вид

грунта

 

 

 

выпадения

осадков

вание слоя толщи­

 

 

 

 

 

 

 

в долях от опти­

 

ной 0,2 м до допусти­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мальной

 

 

мой влажности, сутки

 

 

Суглинок

легкий . . .

 

 

 

1,3—1,5

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

То же

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5—2,0

 

 

 

2—6

 

 

 

 

 

Суглинок

тяжелый . .

 

 

 

1,4—1,8

 

 

 

7—9

 

 

 

 

 

Глина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,8—2,0

 

 

 

9—10

 

 

 

 

Таким образом, с целью увеличения рабочего времени ма­

шин

р а з р а б о т к у грунта

в

боковых

резервах

следует

выполнять

послойно.

Производительность

дорожно - строительной

техники

м о ж н о повысить за счет

увеличения продолжительности

работы

машин в сутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21