ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Д л я |
устройства |
водоотводных |
и осушительных |
к а н а в |
при |
|||||||||
меняют |
д в у х о т в а л ы і ы е |
(прицепные |
КМ-800, |
КМ-1200, |
ЛК - 2А, |
|||||||||
навесные |
КОР - 700, |
агрегата |
К Б К - 2 А |
и др.) |
и одноотвальные |
|||||||||
навесные |
(НОК - 800, |
ЛК - 8 ) |
канавокопатели |
(рис. 10), одноков |
||||||||||
шовые э к с к а в а т о р ы |
(ТЭ-ЗМ, |
Э-652) |
и специальные |
землеройные |
||||||||||
м а ш и н ы |
(ЭР-7А, ЭР - 25 |
и др . ) . Э к с п л у а т а ц и я |
этих |
машин |
тре |
|||||||||
бует перед отрывкой |
к а н а в |
подготовки |
трассы — корчевки |
пней, |
||||||||||
у д а л е н и я |
кустарника, в а л е ж н и к а , |
валунов . |
К р о м е |
того, |
необхо |
|||||||||
д и м а нивелировка трассы |
канав, расстановка по их оси |
вешек |
||||||||||||
с отметками |
необходимой |
глубины |
|
отрывки |
|
канав . |
|
|
||||||
|
|
РАЗБИВКА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ |
|
|
|
|
||||||||
Р а з б и в к у |
з е м л я н ы х |
работ |
проводят |
с |
учетом |
поперечного |
||||||||
профиля |
земляного полотна и принятого способа |
производства |
||||||||||||
работ. В состав разбивочных работ входят: |
|
|
|
|
|
|||||||||
установка |
высотников и |
повторителей; |
|
|
|
|
|
|
Рис. 11. Схема установки высотников и повторителей |
|
|
|
|||||||||||
обозначение |
границ |
насыпей, |
выемок, |
боковых |
резервов |
и |
|||||||||
к а в а л ь е р о в |
и положения |
откосов; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
установка через 20—30 м к о л ы ш к о в |
в наиболее х а р а к т е р н ы х |
||||||||||||||
местах |
выемок (по оси дороги, |
на д линиями н а р у ж н ы х |
|
бровок |
|||||||||||
канав) |
и резервов с |
у к а з а н и е м |
глубины р а з р а б о т к и |
грунта; |
|
||||||||||
р а з б и в к а |
трассы |
водоотводных |
сооружений |
с отметками |
на |
||||||||||
к о л ы ш к а х их глубины; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
р а з м е т к а линии хода некоторых землеройных машин |
(авто |
||||||||||||||
грейдера, канавокопателей и др . ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Высотники у с т а н а в л и в а ю т |
в |
местах |
переломов |
продольного |
|||||||||||
проектного |
профиля |
дороги, |
а |
т а к ж е |
на |
биссектрисах |
верти |
||||||||
кальных кривых. И х положение |
(высоту) |
определяют |
с по |
||||||||||||
мощью |
нивелира, п р и в я з ы в а я с ь |
к б л и ж а й ш е м у |
реперу. В |
местах |
|||||||||||
перелома поверхности грунта |
(черной л и н и и ) , |
а т а к ж е |
в |
проме |
|||||||||||
жуточных точках через 20—30 м высотники |
у с т а н а в л и в а ю т с по |
||||||||||||||
мощью |
визирок. |
Н а и б о л е е |
х а р а к т е р н ы е |
высотники, |
особенно |
||||||||||
нивелировочные, |
з а к р е п л я ю т |
за |
зоной |
работы |
машин, |
устанав |
|||||||||
л и в а я |
повторители (рис. 11). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23
П ри р а з б и в к е невысоких насыпей |
(до 2 м) |
высотники |
в виде |
|||||
вех с прибитой к ним |
горизонтальной планкой, |
верх |
которой |
|||||
соответствует отметке |
насыпи, |
у с т а н а в л и в а ю т |
по |
оси |
дороги |
на |
||
пикетах и необходимых п р о м е ж у т о ч н ы х точках. П р и более |
вы |
|||||||
соких насыпях высотники |
у с т а н а в л и в а ю т |
большей |
частью |
|||||
во время проведения |
работ, |
по |
обеим б р о в к а м |
земляного |
||||
полотна . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
12. Схема разбивки земляного полотна: |
|
|
|
|
|||||||||
а — выемок; б — насыпей; |
Я — высота |
насыпи |
(глубина |
выемки); |
В — ширина |
|||||||||||
земляного |
полотна; |
1 : п — уклон |
местности; |
1 ; m — крутизна |
откосов |
насыпи |
||||||||||
(выемки); |
I : к — заложение |
откосов |
резерва; |
d — ширина |
резерва; |
с—расстоя |
||||||||||
|
|
ние от подошвы насыпи до |
бровки |
|
резерва |
|
|
|
|
|
||||||
П р и р а з б и в к е |
насыпей |
необходимо предусмотреть з а п а с |
по |
|||||||||||||
высоте на осадку (табл . 2) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
П р и проведении работ |
бульдозерами, |
|
э к с к а в а т о р а м и |
и дру |
||||||||||||
гими |
м а ш и н а м и |
поперечного |
перемещения |
грунта, |
а |
т а к ж е |
при |
|||||||||
подвозке |
грунта |
в насыпь |
а в т о с а м о с в а л а м и |
или |
другими |
ма |
||||||||||
ш и н а м и положение подошвы откоса насыпей и |
|
к а в а л ь е р о в , |
||||||||||||||
бровок выемок и |
других точек |
(рис. |
12) |
отмечают |
|
к о л ы ш к а м и . |
||||||||||
П р и использовании машин, |
д в и ж у щ и х с я |
вдоль |
насыпи |
(скрепе |
||||||||||||
ров, грейдеров и |
грейдеров - элеваторов, универсальных бульдо |
|||||||||||||||
зеров, |
к а н а в о к о п а т е л е й ) , |
у с т а н а в л и в а т ь |
разбивочные |
знаки |
24
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
||
|
|
|
|
Запас |
на осадку насыпей до 4 м |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Запас на осадку, %, при возведении |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
насыпей |
|
|
|
|
|
Грунт земляного |
полотна |
|
бульдозера |
|
|
|
|
из привозно |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
ми, скрепе |
|
грейдерами |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
го |
грунта |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
рами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Песчаный |
|
|
|
|
|
|
1,5 |
|
|
|
4 |
|
|
|
3 |
|
Супесчаный |
и суглинистый . . . |
. |
2,0 |
|
|
|
12 |
|
|
|
8 |
|
||||
Глинистый |
и пылеватый |
|
|
3,0 |
|
|
|
15 |
|
|
|
12 |
|
|||
у подошвы откосов нецелесообразно, та к |
к а к они |
будут |
сбиты |
|||||||||||||
при первых |
ж е |
проходах . В |
этих |
случаях |
положение |
|
подошвы |
|||||||||
насыпи или бровки выемки фиксируют |
бороздой, |
отрываемой |
||||||||||||||
грейдером |
или |
канавокопателем . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
У подошвы откосов насыпей и бровок |
выемок у с т а н а в л и в а ю т |
|||||||||||||||
откосники |
(рис. 12, а), |
о б о з н а ч а ю щ и е |
н а п р а в л е н и е |
|
откосов. |
|||||||||||
К р о м е того, |
дл я |
контроля |
правильности |
з а л о ж е н и я |
|
откосов |
||||||||||
используют |
переносные |
ш а б л о н ы |
(для |
основных |
углов |
зало |
||||||||||
ж е н и я ) с уровнем |
и отвесом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
П е р е д |
н а ч а л о м работ обозначают |
линии |
первого |
|
хода |
дл я |
||||||||||
грейдеров |
и |
автогрейдеров, |
универсальных |
бульдозеров |
или |
|||||||||||
оси канав, траншей при использовании |
дл я |
устройства |
з е м л я |
|||||||||||||
ного полотна |
канавокопателей, |
многоковшовых |
экскаваторов . |
|||||||||||||
Р а з м е т к у |
осуществляют |
в соответствии |
с |
положением |
|
рабочего |
||||||||||
органа по отношению к оси |
м а ш и н ы |
и |
р а з м е р а м и |
|
земляного |
|||||||||||
полотна. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В ходе работы и особенно |
на заключительной стадии |
следует |
подновлять и уточнять разбивочные знаки дл я соблюдения проектных р а з м е р о в и дл я контроля выполнения работ.
Глава И
ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
Стоимость возведения земляного полотна постоянных лесо
возных |
дорог в равнинных |
условиях |
(недренирующие |
грунты |
|
и заболоченность |
до 20%) |
составляет |
20—30% общей |
строи |
|
тельной |
стоимости |
гравийной дороги [7]. С увеличением |
заболо |
ченности доля стоимости земляного полотна возрастает д о 35—40% и более. Ч т о б ы снизить стоимость з е м л я н ы х работ, проектирование земляного полотна лесовозных дорог в равнин ной и слабохолмистой местности выполняют по та к н а з ы в а е -
25
м о му |
о б е р т ы в а ю щ е м у |
профилю — в виде небольших |
насыпей |
||
высотой 0,7—1,2 м с небольшими |
удельными |
о б ъ е м а м и работ |
|||
(5—12 |
т ы с мп на 1 км) |
и только |
при пересечениях |
оврагов, |
|
пойм рек и других п р е г р а д объем |
возрастает |
до 20—30 тыс. м3 |
|||
на 1 км. |
|
|
|
|
|
З е м л я н о е полотно я в л я е т с я одним из в а ж н е й ш и х |
элементов |
дороги, прочность и устойчивость которого предопределяют ра
ботоспособность |
и срок |
с л у ж б ы |
д о р о ж н ы х |
о д е ж д . |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
Прочность и устойчивость земляного полотна з а в и с я т в пер |
|||||||||||||||||||||||
вую |
очередь |
от |
свойств |
грунтов |
и |
степени |
их |
уплотнения, |
|||||||||||||||
эффективности отвода поверхностных и п о н и ж е н и я уровня |
грун |
||||||||||||||||||||||
товых вод, от возвышения |
насыпей |
на д уровнем |
стояния |
|
воды, |
||||||||||||||||||
выбора |
крутизны |
откосов насыпей |
и выемок и др . |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
Пригодность грунтов дл я сооружения земляного |
полотна |
||||||||||||||||||||||
определяется |
их |
|
физико - механическими |
свойствами . |
|
|
|
|
|
||||||||||||||
К а м е н ь , гравелистые, щебенистые |
грунты |
и |
пески |
|
(кроме |
||||||||||||||||||
пылеватых) |
применяют |
дл я возведения |
насыпей |
без |
ограниче |
||||||||||||||||||
ния. Н а с ы п и |
высотой до 8—10 м м о ж н о |
возводить |
из |
глинистых |
|||||||||||||||||||
грунтов |
(супесей, |
суглинков, |
глин) |
при |
влажности, |
не |
|
превы- |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
3 |
|||
|
Наименьшее возвышение низа дорожной одежды над расчетным |
|
|||||||||||||||||||||
уровнем |
грунтовых |
или длительно стоящих (более 20 суток) |
поверхностных |
||||||||||||||||||||
|
вод и над поверхностью |
земли |
при необеспеченном |
отводе |
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
поверхностных вод |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименьшее |
возвышение низа |
дорожной |
одежды, м |
||||||||||||
Грунты земляного полотна |
|
над уровнем |
воды |
над |
поверхностью земли |
||||||||||||||||||
|
II |
I I I |
|
|
V |
|
|
|
III |
IV |
|
|
V |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
IV |
II |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
зона |
зона |
зона |
зона |
зона |
зона |
зона |
зона |
||||||||
Пески крупные |
|
|
|
|
|
|
|
|
Не |
нормируется |
|
|
|
|
|
||||||||
Пески средние и мелкие, су |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
песи |
легкие |
|
|
|
|
|
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
|
0,2 |
||||||||
Пески пылеватые, супеси тя |
1,2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
желые |
|
|
|
|
|
|
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
|
0,3 |
|||||||||
Супеси |
пылеватые, |
|
тяжелые |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
пылеватые; |
суглинки |
лег |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
кие, |
легкие |
|
пылеватые и |
1,9 * |
|
|
1,4* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
тяжелые пылеватые |
. . . . |
1,7* |
1,3 * |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
|
0,4 |
|||||||||||||||
Суглинки |
тяжелые, |
|
глины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
пылеватые, |
песчанистые и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
жирные |
|
|
|
|
|
|
1,9* |
1,4 * |
1,1 |
|
1,1 |
0,7 |
0,6 |
0,4 |
|
0,4 |
|||||||
П р и м е ч а н и я : |
|
1. |
Высокие |
насыпи |
из |
грунтов, отмеченных |
|
звездоч |
|||||||||||||||
кой, допускается возводить в исключительных |
случаях, |
с |
технико-эконо |
||||||||||||||||||||
мическим |
обоснованием. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2. |
Д л я веток |
летнего |
действия |
и лесохозяйственных |
дорог |
допускается |
|||||||||||||||||
значение |
возвышений |
принимать |
с |
коэффициентом |
0,7 — 0,8. |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
3. |
Приведенные |
значения |
являются |
минимальными |
и |
их следует |
при |
||||||||||||||||
нимать |
только |
при |
высокой |
стоимости |
земляных работ |
или в других |
ис |
||||||||||||||||
ключительных |
случаях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26
ш а ю щ е й |
оптимальную |
при |
стандартном |
уплотнении |
более чем |
на 10%- |
Л е г к и е пылеватые |
суглинки |
и т я ж е л ы е |
пылеватые |
|
супеси в |
сырых местах |
I I и |
I I I климатических зон |
на дорогах |
с усовершенствованным к а п и т а л ь н ы м типом покрытия допуска ются только д л я отсыпки нижней части насыпи н и ж е 1,2 л (считая от поверхности покрытия) при цементно-бетонном по
крытии |
и |
1 м |
при |
асфальтобетонном |
покрытии |
во |
I I |
зоне; |
|||||||
в I I I зоне |
соответственно |
ниже — 1 и 0,8 |
м. |
|
|
|
|
||||||||
Д л я |
отсыпки |
насыпи |
з а п р е щ а е т с я |
|
применять: |
илистые |
|||||||||
грунты |
(ил, мелкий песок с примесью торфа или |
ила, |
ж и р н ы е |
||||||||||||
глины с |
примесью |
и л а ) ; |
засоленные |
грунты, с о д е р ж а щ и е |
легко |
||||||||||
растворимые соли в количестве более 8% |
при хлоридном |
и |
бо |
||||||||||||
лее |
5% |
при с у л ь ф а т н о м |
засолении; |
т о р ф ; |
ж и р н ы е |
глины, |
мело |
||||||||
вые |
и т а л ь к о в ы е грунты |
и |
трепелы |
при |
наличии грунтовых |
вод |
|||||||||
на глубине менее |
1 ж и на |
поймах рек. |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Высоту насыпей принимают в соответствии с п р и м е н я е м ы м и |
|||||||||||||||
грунтами |
и уровнем |
грунтовых и поверхностных |
вод (табл . |
3). |
|||||||||||
Д л я |
з а щ и т ы земляного |
полотна |
дорог |
зимнего |
и круглогодо |
||||||||||
вого |
действия |
от |
|
снежных заносов |
необходимо: |
оставлять |
|||||||||
с обеих |
сторон дороги полосы леса шириной не менее |
60 |
м; |
||||||||||||
исключить отсыпку к а в а л ь е р о в вдоль выемок глубиной д о 2 |
м; |
||||||||||||||
проектировать |
земляное |
полотно в |
виде |
насыпей |
высотой |
более |
расчетной толщины снежного покрова, но не менее 0,6 м д л я
магистралей, |
веток |
и хозяйственных |
дорог. |
|
|
|
||||
Проектирование |
земляного |
полотна |
производится |
по |
типо |
|||||
вым |
поперечным |
п р о ф и л я м , |
р а з р а б о т а н н ы м |
применительно |
||||||
к грунтовым |
и климатическим |
условиям (приложение I ) . Основ |
||||||||
ные р а з м е р ы |
земляного |
полотна регламентируются |
«Техниче |
|||||||
скими |
у к а з а н и я м и |
по |
проектированию лесозаготовительных |
|||||||
предприятий» |
Гипролестранса |
и С Н и П . |
|
|
|
|
||||
|
|
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ |
|
|
||||||
Строительство лесовозных |
дорог |
происходит |
в с а м ы х |
разно |
||||||
образных грунтовых |
и климатических |
условиях . |
Д о р о г и |
строят |
в равнинной местности и в горах, на участках с устойчивыми
грунтами и |
по болотам, |
летом и зимой. Все это предопределяет |
|||||
выбор способа проведения з е м л я н ы х работ и |
м а ш и н д л я р а з р а |
||||||
ботки и перемещения грунта . |
|
|
|
|
|||
Р а з л и ч а ю т три основных |
способа |
р а з р а б о т к и |
грунтов при |
||||
сооружении |
земляного полотна: машинный, |
гидромеханический |
|||||
и взрывной. |
|
|
|
|
|
|
|
М а ш и н н ы й |
с п о с о б |
п р е д у с м а т р и в а е т |
непосредственное |
||||
взаимодействие рабочего органа или оборудования |
землеройных |
||||||
машин с грунтом, в процессе которого он в |
той или иной сте |
||||||
пени р а з р ы х л я е т с я и перемещается в н у ж н о м |
направлении . М а |
||||||
шинный способ |
является |
основным |
при строительстве лесовоз |
||||
ных дорог. |
Н а |
р а з р а б о т к е |
и перемещении |
грунта |
используют |
27