Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д л я

устройства

водоотводных

и осушительных

к а н а в

при­

меняют

д в у х о т в а л ы і ы е

(прицепные

КМ-800,

КМ-1200,

ЛК - 2А,

навесные

КОР - 700,

агрегата

К Б К - 2 А

и др.)

и одноотвальные

навесные

(НОК - 800,

ЛК - 8 )

канавокопатели

(рис. 10), одноков­

шовые э к с к а в а т о р ы

(ТЭ-ЗМ,

Э-652)

и специальные

землеройные

м а ш и н ы

(ЭР-7А, ЭР - 25

и др . ) . Э к с п л у а т а ц и я

этих

машин

тре­

бует перед отрывкой

к а н а в

подготовки

трассы — корчевки

пней,

у д а л е н и я

кустарника, в а л е ж н и к а ,

валунов .

К р о м е

того,

необхо­

д и м а нивелировка трассы

канав, расстановка по их оси

вешек

с отметками

необходимой

глубины

 

отрывки

 

канав .

 

 

 

 

РАЗБИВКА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

 

 

 

 

Р а з б и в к у

з е м л я н ы х

работ

проводят

с

учетом

поперечного

профиля

земляного полотна и принятого способа

производства

работ. В состав разбивочных работ входят:

 

 

 

 

 

установка

высотников и

повторителей;

 

 

 

 

 

 

Рис. 11. Схема установки высотников и повторителей

 

 

 

обозначение

границ

насыпей,

выемок,

боковых

резервов

и

к а в а л ь е р о в

и положения

откосов;

 

 

 

 

 

 

 

 

установка через 20—30 м к о л ы ш к о в

в наиболее х а р а к т е р н ы х

местах

выемок (по оси дороги,

на д линиями н а р у ж н ы х

 

бровок

канав)

и резервов с

у к а з а н и е м

глубины р а з р а б о т к и

грунта;

 

р а з б и в к а

трассы

водоотводных

сооружений

с отметками

на

к о л ы ш к а х их глубины;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р а з м е т к а линии хода некоторых землеройных машин

(авто­

грейдера, канавокопателей и др . ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

Высотники у с т а н а в л и в а ю т

в

местах

переломов

продольного

проектного

профиля

дороги,

а

т а к ж е

на

биссектрисах

верти­

кальных кривых. И х положение

(высоту)

определяют

с по­

мощью

нивелира, п р и в я з ы в а я с ь

к б л и ж а й ш е м у

реперу. В

местах

перелома поверхности грунта

(черной л и н и и ) ,

а т а к ж е

в

проме ­

жуточных точках через 20—30 м высотники

у с т а н а в л и в а ю т с по­

мощью

визирок.

Н а и б о л е е

х а р а к т е р н ы е

высотники,

особенно

нивелировочные,

з а к р е п л я ю т

за

зоной

работы

машин,

устанав ­

л и в а я

повторители (рис. 11).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23


П ри р а з б и в к е невысоких насыпей

(до 2 м)

высотники

в виде

вех с прибитой к ним

горизонтальной планкой,

верх

которой

соответствует отметке

насыпи,

у с т а н а в л и в а ю т

по

оси

дороги

на

пикетах и необходимых п р о м е ж у т о ч н ы х точках. П р и более

вы­

соких насыпях высотники

у с т а н а в л и в а ю т

большей

частью

во время проведения

работ,

по

обеим б р о в к а м

земляного

полотна .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

12. Схема разбивки земляного полотна:

 

 

 

 

а — выемок; б — насыпей;

Я — высота

насыпи

(глубина

выемки);

В — ширина

земляного

полотна;

1 : п — уклон

местности;

1 ; m — крутизна

откосов

насыпи

(выемки);

I : к — заложение

откосов

резерва;

d — ширина

резерва;

с—расстоя­

 

 

ние от подошвы насыпи до

бровки

 

резерва

 

 

 

 

 

П р и р а з б и в к е

насыпей

необходимо предусмотреть з а п а с

по

высоте на осадку (табл . 2) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и проведении работ

бульдозерами,

 

э к с к а в а т о р а м и

и дру ­

гими

м а ш и н а м и

поперечного

перемещения

грунта,

а

т а к ж е

при

подвозке

грунта

в насыпь

а в т о с а м о с в а л а м и

или

другими

ма­

ш и н а м и положение подошвы откоса насыпей и

 

к а в а л ь е р о в ,

бровок выемок и

других точек

(рис.

12)

отмечают

 

к о л ы ш к а м и .

П р и использовании машин,

д в и ж у щ и х с я

вдоль

насыпи

(скрепе­

ров, грейдеров и

грейдеров - элеваторов, универсальных бульдо­

зеров,

к а н а в о к о п а т е л е й ) ,

у с т а н а в л и в а т ь

разбивочные

знаки

24


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

 

 

Запас

на осадку насыпей до 4 м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запас на осадку, %, при возведении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

насыпей

 

 

 

 

 

Грунт земляного

полотна

 

бульдозера­

 

 

 

 

из привозно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми, скрепе­

 

грейдерами

 

 

 

 

 

 

 

 

го

грунта

 

 

 

 

 

 

 

рами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Песчаный

 

 

 

 

 

 

1,5

 

 

 

4

 

 

 

3

 

Супесчаный

и суглинистый . . .

.

2,0

 

 

 

12

 

 

 

8

 

Глинистый

и пылеватый

 

 

3,0

 

 

 

15

 

 

 

12

 

у подошвы откосов нецелесообразно, та к

к а к они

будут

сбиты

при первых

ж е

проходах . В

этих

случаях

положение

 

подошвы

насыпи или бровки выемки фиксируют

бороздой,

отрываемой

грейдером

или

канавокопателем .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У подошвы откосов насыпей и бровок

выемок у с т а н а в л и в а ю т

откосники

(рис. 12, а),

о б о з н а ч а ю щ и е

н а п р а в л е н и е

 

откосов.

К р о м е того,

дл я

контроля

правильности

з а л о ж е н и я

 

откосов

используют

переносные

ш а б л о н ы

(для

основных

углов

зало ­

ж е н и я ) с уровнем

и отвесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П е р е д

н а ч а л о м работ обозначают

линии

первого

 

хода

дл я

грейдеров

и

автогрейдеров,

универсальных

бульдозеров

или

оси канав, траншей при использовании

дл я

устройства

з е м л я ­

ного полотна

канавокопателей,

многоковшовых

экскаваторов .

Р а з м е т к у

осуществляют

в соответствии

с

положением

 

рабочего

органа по отношению к оси

м а ш и н ы

и

р а з м е р а м и

 

земляного

полотна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе работы и особенно

на заключительной стадии

следует

подновлять и уточнять разбивочные знаки дл я соблюдения проектных р а з м е р о в и дл я контроля выполнения работ.

Глава И

ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Стоимость возведения земляного полотна постоянных лесо­

возных

дорог в равнинных

условиях

(недренирующие

грунты

и заболоченность

до 20%)

составляет

20—30% общей

строи­

тельной

стоимости

гравийной дороги [7]. С увеличением

заболо ­

ченности доля стоимости земляного полотна возрастает д о 35—40% и более. Ч т о б ы снизить стоимость з е м л я н ы х работ, проектирование земляного полотна лесовозных дорог в равнин ­ ной и слабохолмистой местности выполняют по та к н а з ы в а е -

25


м о му

о б е р т ы в а ю щ е м у

профилю — в виде небольших

насыпей

высотой 0,7—1,2 м с небольшими

удельными

о б ъ е м а м и работ

(5—12

т ы с мп на 1 км)

и только

при пересечениях

оврагов,

пойм рек и других п р е г р а д объем

возрастает

до 20—30 тыс. м3

на 1 км.

 

 

 

 

З е м л я н о е полотно я в л я е т с я одним из в а ж н е й ш и х

элементов

дороги, прочность и устойчивость которого предопределяют ра­

ботоспособность

и срок

с л у ж б ы

д о р о ж н ы х

о д е ж д .

 

 

 

 

 

 

Прочность и устойчивость земляного полотна з а в и с я т в пер­

вую

очередь

от

свойств

грунтов

и

степени

их

уплотнения,

эффективности отвода поверхностных и п о н и ж е н и я уровня

грун­

товых вод, от возвышения

насыпей

на д уровнем

стояния

 

воды,

выбора

крутизны

откосов насыпей

и выемок и др .

 

 

 

 

 

Пригодность грунтов дл я сооружения земляного

полотна

определяется

их

 

физико - механическими

свойствами .

 

 

 

 

 

К а м е н ь , гравелистые, щебенистые

грунты

и

пески

 

(кроме

пылеватых)

применяют

дл я возведения

насыпей

без

ограниче­

ния. Н а с ы п и

высотой до 8—10 м м о ж н о

возводить

из

глинистых

грунтов

(супесей,

суглинков,

глин)

при

влажности,

не

 

превы-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

3

 

Наименьшее возвышение низа дорожной одежды над расчетным

 

уровнем

грунтовых

или длительно стоящих (более 20 суток)

поверхностных

 

вод и над поверхностью

земли

при необеспеченном

отводе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поверхностных вод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименьшее

возвышение низа

дорожной

одежды, м

Грунты земляного полотна

 

над уровнем

воды

над

поверхностью земли

 

II

I I I

 

 

V

 

 

 

III

IV

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зона

зона

зона

зона

зона

зона

зона

зона

Пески крупные

 

 

 

 

 

 

 

 

Не

нормируется

 

 

 

 

 

Пески средние и мелкие, су­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

песи

легкие

 

 

 

 

 

0,7

0,6

0,5

0,4

0,5

0,4

0,3

 

0,2

Пески пылеватые, супеси тя­

1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

желые

 

 

 

 

 

 

0,8

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

 

0,3

Супеси

пылеватые,

 

тяжелые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пылеватые;

суглинки

лег­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кие,

легкие

 

пылеватые и

1,9 *

 

 

1,4*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тяжелые пылеватые

. . . .

1,7*

1,3 *

0,8

0,6

0,5

 

0,4

Суглинки

тяжелые,

 

глины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пылеватые,

песчанистые и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жирные

 

 

 

 

 

 

1,9*

1,4 *

1,1

 

1,1

0,7

0,6

0,4

 

0,4

П р и м е ч а н и я :

 

1.

Высокие

насыпи

из

грунтов, отмеченных

 

звездоч­

кой, допускается возводить в исключительных

случаях,

с

технико-эконо­

мическим

обоснованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Д л я веток

летнего

действия

и лесохозяйственных

дорог

допускается

значение

возвышений

принимать

с

коэффициентом

0,7 — 0,8.

 

 

 

 

 

3.

Приведенные

значения

являются

минимальными

и

их следует

при­

нимать

только

при

высокой

стоимости

земляных работ

или в других

ис­

ключительных

случаях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26


ш а ю щ е й

оптимальную

при

стандартном

уплотнении

более чем

на 10%-

Л е г к и е пылеватые

суглинки

и т я ж е л ы е

пылеватые

супеси в

сырых местах

I I и

I I I климатических зон

на дорогах

с усовершенствованным к а п и т а л ь н ы м типом покрытия допуска ­ ются только д л я отсыпки нижней части насыпи н и ж е 1,2 л (считая от поверхности покрытия) при цементно-бетонном по­

крытии

и

1 м

при

асфальтобетонном

покрытии

во

I I

зоне;

в I I I зоне

соответственно

ниже — 1 и 0,8

м.

 

 

 

 

Д л я

отсыпки

насыпи

з а п р е щ а е т с я

 

применять:

илистые

грунты

(ил, мелкий песок с примесью торфа или

ила,

ж и р н ы е

глины с

примесью

и л а ) ;

засоленные

грунты, с о д е р ж а щ и е

легко­

растворимые соли в количестве более 8%

при хлоридном

и

бо­

лее

5%

при с у л ь ф а т н о м

засолении;

т о р ф ;

ж и р н ы е

глины,

мело­

вые

и т а л ь к о в ы е грунты

и

трепелы

при

наличии грунтовых

вод

на глубине менее

1 ж и на

поймах рек.

 

 

 

 

 

 

Высоту насыпей принимают в соответствии с п р и м е н я е м ы м и

грунтами

и уровнем

грунтовых и поверхностных

вод (табл .

3).

Д л я

з а щ и т ы земляного

полотна

дорог

зимнего

и круглогодо­

вого

действия

от

 

снежных заносов

необходимо:

оставлять

с обеих

сторон дороги полосы леса шириной не менее

60

м;

исключить отсыпку к а в а л ь е р о в вдоль выемок глубиной д о 2

м;

проектировать

земляное

полотно в

виде

насыпей

высотой

более

расчетной толщины снежного покрова, но не менее 0,6 м д л я

магистралей,

веток

и хозяйственных

дорог.

 

 

 

Проектирование

земляного

полотна

производится

по

типо­

вым

поперечным

п р о ф и л я м ,

р а з р а б о т а н н ы м

применительно

к грунтовым

и климатическим

условиям (приложение I ) . Основ­

ные р а з м е р ы

земляного

полотна регламентируются

«Техниче­

скими

у к а з а н и я м и

по

проектированию лесозаготовительных

предприятий»

Гипролестранса

и С Н и П .

 

 

 

 

 

 

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

 

 

Строительство лесовозных

дорог

происходит

в с а м ы х

разно ­

образных грунтовых

и климатических

условиях .

Д о р о г и

строят

в равнинной местности и в горах, на участках с устойчивыми

грунтами и

по болотам,

летом и зимой. Все это предопределяет

выбор способа проведения з е м л я н ы х работ и

м а ш и н д л я р а з р а ­

ботки и перемещения грунта .

 

 

 

 

Р а з л и ч а ю т три основных

способа

р а з р а б о т к и

грунтов при

сооружении

земляного полотна: машинный,

гидромеханический

и взрывной.

 

 

 

 

 

 

 

М а ш и н н ы й

с п о с о б

п р е д у с м а т р и в а е т

непосредственное

взаимодействие рабочего органа или оборудования

землеройных

машин с грунтом, в процессе которого он в

той или иной сте­

пени р а з р ы х л я е т с я и перемещается в н у ж н о м

направлении . М а ­

шинный способ

является

основным

при строительстве лесовоз­

ных дорог.

Н а

р а з р а б о т к е

и перемещении

грунта

используют

27