Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н а

земляных

р а б о т а х

необходимо

соблюдать

следующие

п р а в и л а

техники

безопасности. Рытье

котлованов

без креплений

р а з р е ш а е т с я

только на

глубину

(м):

в

песчаных

 

и

гравелистых

г р у н т а х — 1 ,

в с у п е с я х — 1 , 2 5 ,

в

суглинках, г л и н а х — 1 , 5 , в

осо­

бо плотных

грунтах — 2.

П р и

рытье

т р а н ш е й и

 

котлованов

на

глубину, п р е в ы ш а ю щ у ю

у к а з а н н у ю , необходимо

соблюдать кру­

тизну [54] (табл.

35).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустимые величины

откосов

при рытье

траншей

и

котлованов

 

Грунт

Насыпной естественной

Песчаный и гравийный

влажный, но не насы­ щенный

Глинистый естественной

влажности:

супесь

глина Лёссовидный сухой , . .

Угол между откосом и горизонталью, град

Отношение высоты откоса к его зало­ жению

Угол между откосом и горизонталью, град

Отношение высоты откоса к заложению

Угол между откосом и горизонталью, град

Отношение высоты откоса к заложению

 

при

глубине

выемок,

и

 

до

1,5

от 1,5

до 3

от

3 до 5

76

1

:

0,25

45

1

:

1,00

38

1

:

1,25

63

1 :

0,50

45

1 :

1,0

45

1

:

1,0

76

1

:

0,35

56

1

:

0,67

50

1

:

0,85

90

1

:

0,00

63

1

:

0,50

53

1 :

0,75

90

1

:

0,00

76

1

:

0,25

63

1

:

0,50

90

1

:

0,00

63

1

:

0,50

63

1

:

0,50

Р а б о т а т ь в

к о т л о в а н а х и т р а н ш е я х

без креплений

м о ж н о

только

после

осмотра их

производителем

работ или мастером,

а т а к ж е

после

необходимого

уменьшения

крутизны откосов.

Э к с п л у а т а ц и я м а ш и н

и

механизмов

на

строительстве

лесо­

возных дорог требует соблюдения следующих основных правил

безопасности и охраны

труда .

 

 

 

Все

м а ш и н ы

и м е х а н и з м ы д о л ж н ы быть

в

исправном

состоя­

нии и иметь разрешение Гостехнадзора на

эксплуатацию . Р а б о ­

тать на

м а ш и н а х могут

только те лица, которые сдали э к з а м е н ы

и имеют удостоверения

на право у п р а в л е н и я .

 

 

М а ш и н а м и

м о ж н о

выполнять только

те

работы,

которые

у к а з а н ы

в инструкциях

по эксплуатации и

в

условиях,

обеспе­

чивающих безопасность труда . Так, корчевание б у л ь д о з е р а м и су­

хих деревьев

не р а з р е ш а е т с я ;

р а з р а б а т ы в а т ь

грунт бульдозерами

з а п р е щ а е т с я

на подъеме

или

уклоне более

30°;

скреперам

зап­

рещается

п р и б л и ж а т ь с я

к откосу выемки б л и ж е

0,5

м и р а з р а ­

батывать

грунт на косогорах

с поперечным

уклоном

свыше

30°.

197


Н а в е с н ые

дорожно - строительные м а ш и н ы м о ж н о осматри ­

вать только при опущенном рабочем органе.

 

Д л я нормальной

работы

дорожно - строительной

м а ш и н ы не­

обходимо проверить

ее

проходимость по слабым грунтам, д л я

чего

определяют м а к с и м а л ь н о е давление

на грунт и

с р а в н и в а ю т

его

с допускаемым д л я

данного грунта. При работе

э к с к а в а т о р а

высчитывают

давление

как

при стреле,

расположенной вдоль

машины, т а к

и поперек

[47]:

 

 

 

 

 

 

 

 

Q

 

 

 

 

 

(48)

 

 

 

 

 

36г (0,5/

т)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(49)

где Q — о б щ а я

 

нагрузка

на грунт

от

э к с к а в а т о р а

и грунта в

ковше,

кгс;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЬГ — ширина гусеницы, м;

 

 

 

 

 

 

I — длина

 

опорной части гусеницы,

м;

 

 

 

 

m — расстояние

от оси до равнодействующей, м.

 

 

 

К р о м е того,

необходимо

соблюдать

условия, способствующие

устойчивости

машины .

Э к с к а в а т о р

д о л ж е н

перемещаться

по

ровной площадке . П е р е д в и ж е н и е с ковшом,

наполненным

грун­

том, не р а з р е ш а е т с я . Н а

участке проведения

механизированных

строительных

работ

не

д о л ж н ы находиться

посторонние

люди .

Д л я уменьшения

числа

несчастных

случаев необходимо,

что­

бы инженерные

работники

п р и д е р ж и в а л и с ь

требований охраны

труда на строительстве и систематически проводили

и н с т р у к т а ж

сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IX

ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВИДЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

П р и строительстве лесовозных автомобильных дорог в основ­

ном сталкиваются

с двумя

видами

измерительно - лабораторных

работ:

 

 

 

 

с определением

местоположения и закрепления на местности

х а р а к т е р н ы х

точек

земляного полотна, д о р о ж н ы х покрытий,

искусственных

сооружений

и других

элементов дороги;

с определением основных физико - механических свойств грун­

тов и других дорожно - строительных

м а т е р и а л о в

д л я установ­

ления их

пригодности в элементах д о р о ж н ы х

конструкций и вы­

явления

наиболее благоприятных

условий

их

использования

198


Д л я

выполнения первой группы

работ пользуются геодезиче­

скими

инструментами и

приборами,

второй — д о р о ж н о - л а б о р а -

торным

оборудованием,

приборами

и

приспособлениями .

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИБОРЫ

Р а б о т ы по восстановлению и закреплению трассы и н а х о ж ­ дению рабочих и проектных отметок д о р о ж н ы х конструкций сводятся к измерению расстояний и углов в горизонтальной (углов поворота в плане, азимутов и румбов) и вертикальной

(превышения одних точек на д другими)

плоскостях.

 

 

П р и строительстве дорог в первую очередь необходимо обес­

печить

перенесение на местность и закрепление

п р я м ы х

линий.

П р о к л а д к у их на местности

выполняют

с помощью

деревянных

вешек с ж е л е з н ы м наконечником длиной 2—3

м,

окрашенных

через 10 см в красный и белый цвет. Установка

их в створе (на

одной

п р я м о й ) , н а з ы в а е м а я

вешением,

производится на

глаз,

с помощью бинокля или теодолита .

 

 

 

 

Д л я

непосредственного

измерения

расстояний

используют

20-метровые стальные ленты

с шестью

ш п и л ь к а м и ,

10—20-мет­

ровые полотняные или металлические рулетки, мерные прово­

локи .

Точность

 

измерения

штриховой

лентой

(деления через

10 см) составляет 1:2000, шкаловой

(на крайних

дециметрах

нанесены

м и л л и м е т р о в ы е деления) — 1 : 15 000.

 

 

 

К р о м е

этого, дл я измерения расстояний применяют специаль­

ные

д а л ь н о м е р ы

или д а л ь н о м е р н ы е

н а с а д к и

к

геодезическим

инструментам

(теодолитам,

нивелирам,

к и п р е г е л я м ) .

Д а л ь н о ­

м е р а м и

расстояния н а х о д я т

не непосредственным

измерением,

а косвенным

путем, в ы р а ж а я

искомое расстояние через углы, или

расстояния

на

дальномерной

рейке

(оптические

д а л ь н о м е р ы ) ,

или

через

время

прохождения света измеряемого объекта

(элект­

ронно-оптические

с в е т о д а л ь н о м е р ы ) .

 

 

 

 

 

П р и строительстве лесовозных дорог применяют только опти­ ческие д а л ь н о м е р ы , большей частью встроенные в геодезические

инструменты

(теодолиты, н и в е л и р ы ) .

Современные теодолиты

выпускают с нитяным оптическим

дальномером,

относительная

ошибка которого р а в н а 1 : 200 —

1 :400 измеряемого

расстояния . Д л я более точных измерений мо­

жет

быть использована д а л ь н о м е р н а я

н а с а д к а Д Н Т - 2

к

теодо­

литу

ТТ-5 со специальными комплектными

 

рейками, позволяю ­

щ а я

измерять

расстояния от 50

до 700 м

с

точностью

1 : 1500.

Отечественная

промышленность

выпускает

т а к ж е насадки: Д Д - 3

к теодолитам

ТТ-5, ТТ П и др . (позволяющие измерять

расстоя­

ния от 20 до 180 м со среднеквадратической

ошибкой

1 :2000);

Д Д - 5 к теодолиту

ТО М с д и а п а з о н о м

измерений 40—200 м при

средних ошибках

1:2000; Д Н - 0 4 , Д Н Р - 0 6 .

О ш и б к а измерения

расстояний последними двумя

н а с а д к а м и

соответственно

равна

4 и 6 см на 100 м.

 

 

 

 

 

 

 

199



П р о с т е й ш им прибором

д л я измерения вертикальных

углов

по отношению к горизонту

(углов н а к л о н а ) , по которым

м о ж н о

вычислить превышения, является эклиметр . Он состоит из пу­

стотелой

зрительной

трубки с глазным и

предметным

д и о п т р а м и

и подвижного отградуированного диска

с грузом в нижней

ча­

сти. П о д

действием

груза нулевой д и а м е т р диска

з а н и

м а е т

всегда горизонтальное положение независимо от положения трубки, и по нему делается отсчет угла поворота трубки по от­

ношению к горизонту

(диску) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р е в ы ш е н и я близко р а с п о л о ж е н н ы х

точек

(на крутых

скло­

нах) м о ж н о

найти, воспользовавшись н а к л а д н ы м уровнем

 

(ватер­

 

 

 

 

 

п а с о м ) ,

рейками и л и н е й к а м и .

 

 

 

 

 

 

Д л я

 

н а х о ж д е н и я

 

верти­

 

 

 

 

 

кальных

превышений

 

одних

 

 

 

 

 

точек над другими при рассто­

 

 

 

 

 

янии

м е ж д у

ними с в ы ш е

10—

 

 

 

 

 

15

ж

и

вычисления

высотных

 

 

 

 

 

отметок используют

нивелиры

 

 

 

 

 

и нивелирные рейки. Нивелир

 

 

 

 

 

представляет

собой

оптический

 

 

 

 

 

прибор

со

зрительной

трубой,

 

 

 

 

 

поворотной

в

горизонтальной

 

 

 

 

 

плоскости

вокруг

вертикаль ­

 

 

 

 

 

ной

оси. Последовательно

на­

Рис. 93. Нахождение высотных от

водя

трубу с сеткой на

 

ниве­

лировочные

рейки,

 

установ­

меток с

помощью

визирок:

 

а — конструктивные

размеры

визирок б -

ленные

в

разных

точках,

и

способ

визирования

производя

отсчет,

вычисляют

 

 

 

 

 

превышения .

 

 

 

 

 

 

 

П р и нивелировании применяют

деревянные

р а з д в и ж н ы е

 

или

р а с к л а д н ы е

рейки

сечением

1 0 X 2

см

длиной

2 м.

Н а

белом

поле рейки

черной

и

красной

к р а с к а м и

нанесены

деления

 

через

1 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные нивелиры бывают

глухие

(НГ,

Н В - 1 ) ,

с

само­

у с т а н а в л и в а ю щ е й с я в горизонтальное положение визирной осью

(НСМ - 2)

и с наклонным лучом визирования

( Н Л - 3 ) .

 

С помощью нивелира высотные отметки во

время разбивки

земляного

полотна определяют д л я наиболее

х а р а к т е р н ы х

то­

ч е к — переломов местности, продольного п р о ф и л я и др . Д л я

на­

хождения отметок насыпей промежуточных точек на прямых

участках м о ж н о использовать визирки. С этой целью

применяют

три

Т - образные

визирки, одна

из

которых

имеет

за­

темненную

полосу

( рис.

9 3 , а ) .

Высота всех визирок, не счи

тая

черной

полосы,

применяется

одинаковой (0,75—1 м).

Визир ­

ку

с полосой ставят

на

дальний,

а в т о р у ю — н а ближний

колыш ­

ки,

установленные

по

нивелиру.

Третью визирку

у с т а н а в л и в а ю т

в промежуточных

точках

так,

чтобы

верхняя

горизонтальная

кромка двух визирок

совпадала

с нижней

кромкой

черной

по-

200