ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Н а |
земляных |
р а б о т а х |
необходимо |
соблюдать |
следующие |
||||||||
п р а в и л а |
техники |
безопасности. Рытье |
котлованов |
без креплений |
|||||||||
р а з р е ш а е т с я |
только на |
глубину |
(м): |
в |
песчаных |
|
и |
гравелистых |
|||||
г р у н т а х — 1 , |
в с у п е с я х — 1 , 2 5 , |
в |
суглинках, г л и н а х — 1 , 5 , в |
осо |
|||||||||
бо плотных |
грунтах — 2. |
П р и |
рытье |
т р а н ш е й и |
|
котлованов |
на |
||||||
глубину, п р е в ы ш а ю щ у ю |
у к а з а н н у ю , необходимо |
соблюдать кру |
|||||||||||
тизну [54] (табл. |
35). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
35 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Допустимые величины |
откосов |
при рытье |
траншей |
и |
котлованов |
|
Грунт
Насыпной естественной
Песчаный и гравийный
влажный, но не насы щенный
Глинистый естественной
влажности:
супесь
глина Лёссовидный сухой , . .
Угол между откосом и горизонталью, град |
Отношение высоты откоса к его зало жению |
Угол между откосом и горизонталью, град |
Отношение высоты откоса к заложению |
Угол между откосом и горизонталью, град |
Отношение высоты откоса к заложению |
|
при |
глубине |
выемок, |
и |
|
до |
1,5 |
от 1,5 |
до 3 |
от |
3 до 5 |
76 |
1 |
: |
0,25 |
45 |
1 |
: |
1,00 |
38 |
1 |
: |
1,25 |
63 |
1 : |
0,50 |
45 |
1 : |
1,0 |
45 |
1 |
: |
1,0 |
||
76 |
1 |
: |
0,35 |
56 |
1 |
: |
0,67 |
50 |
1 |
: |
0,85 |
90 |
1 |
: |
0,00 |
63 |
1 |
: |
0,50 |
53 |
1 : |
0,75 |
|
90 |
1 |
: |
0,00 |
76 |
1 |
: |
0,25 |
63 |
1 |
: |
0,50 |
90 |
1 |
: |
0,00 |
63 |
1 |
: |
0,50 |
63 |
1 |
: |
0,50 |
Р а б о т а т ь в |
к о т л о в а н а х и т р а н ш е я х |
без креплений |
м о ж н о |
||||
только |
после |
осмотра их |
производителем |
работ или мастером, |
|||
а т а к ж е |
после |
необходимого |
уменьшения |
крутизны откосов. |
|||
Э к с п л у а т а ц и я м а ш и н |
и |
механизмов |
на |
строительстве |
лесо |
возных дорог требует соблюдения следующих основных правил
безопасности и охраны |
труда . |
|
|
|
||
Все |
м а ш и н ы |
и м е х а н и з м ы д о л ж н ы быть |
в |
исправном |
состоя |
|
нии и иметь разрешение Гостехнадзора на |
эксплуатацию . Р а б о |
|||||
тать на |
м а ш и н а х могут |
только те лица, которые сдали э к з а м е н ы |
||||
и имеют удостоверения |
на право у п р а в л е н и я . |
|
|
|||
М а ш и н а м и |
м о ж н о |
выполнять только |
те |
работы, |
которые |
|
у к а з а н ы |
в инструкциях |
по эксплуатации и |
в |
условиях, |
обеспе |
чивающих безопасность труда . Так, корчевание б у л ь д о з е р а м и су
хих деревьев |
не р а з р е ш а е т с я ; |
р а з р а б а т ы в а т ь |
грунт бульдозерами |
|||||
з а п р е щ а е т с я |
на подъеме |
или |
уклоне более |
30°; |
скреперам |
зап |
||
рещается |
п р и б л и ж а т ь с я |
к откосу выемки б л и ж е |
0,5 |
м и р а з р а |
||||
батывать |
грунт на косогорах |
с поперечным |
уклоном |
свыше |
30°. |
197
Н а в е с н ые |
дорожно - строительные м а ш и н ы м о ж н о осматри |
||||||
вать только при опущенном рабочем органе. |
|
||||||
Д л я нормальной |
работы |
дорожно - строительной |
м а ш и н ы не |
||||
обходимо проверить |
ее |
проходимость по слабым грунтам, д л я |
|||||
чего |
определяют м а к с и м а л ь н о е давление |
на грунт и |
с р а в н и в а ю т |
||||
его |
с допускаемым д л я |
данного грунта. При работе |
э к с к а в а т о р а |
||||
высчитывают |
давление |
как |
при стреле, |
расположенной вдоль |
|||
машины, т а к |
и поперек |
[47]: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Q |
|
|
|
|
|
(48) |
|
|
|
|
|
36г (0,5/ |
— т) |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(49) |
где Q — о б щ а я |
|
нагрузка |
на грунт |
от |
э к с к а в а т о р а |
и грунта в |
|||||
ковше, |
кгс; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЬГ — ширина гусеницы, м; |
|
|
|
|
|
|
|||||
I — длина |
|
опорной части гусеницы, |
м; |
|
|
|
|
||||
m — расстояние |
от оси до равнодействующей, м. |
|
|
|
|||||||
К р о м е того, |
необходимо |
соблюдать |
условия, способствующие |
||||||||
устойчивости |
машины . |
Э к с к а в а т о р |
д о л ж е н |
перемещаться |
по |
||||||
ровной площадке . П е р е д в и ж е н и е с ковшом, |
наполненным |
грун |
|||||||||
том, не р а з р е ш а е т с я . Н а |
участке проведения |
механизированных |
|||||||||
строительных |
работ |
не |
д о л ж н ы находиться |
посторонние |
люди . |
||||||
Д л я уменьшения |
числа |
несчастных |
случаев необходимо, |
что |
|||||||
бы инженерные |
работники |
п р и д е р ж и в а л и с ь |
требований охраны |
||||||||
труда на строительстве и систематически проводили |
и н с т р у к т а ж |
||||||||||
сотрудников. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава IX
ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ВИДЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНО-ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
П р и строительстве лесовозных автомобильных дорог в основ
ном сталкиваются |
с двумя |
видами |
измерительно - лабораторных |
|
работ: |
|
|
|
|
с определением |
местоположения и закрепления на местности |
|||
х а р а к т е р н ы х |
точек |
земляного полотна, д о р о ж н ы х покрытий, |
||
искусственных |
сооружений |
и других |
элементов дороги; |
с определением основных физико - механических свойств грун
тов и других дорожно - строительных |
м а т е р и а л о в |
д л я установ |
||
ления их |
пригодности в элементах д о р о ж н ы х |
конструкций и вы |
||
явления |
наиболее благоприятных |
условий |
их |
использования |
198
Д л я |
выполнения первой группы |
работ пользуются геодезиче |
||
скими |
инструментами и |
приборами, |
второй — д о р о ж н о - л а б о р а - |
|
торным |
оборудованием, |
приборами |
и |
приспособлениями . |
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИБОРЫ
Р а б о т ы по восстановлению и закреплению трассы и н а х о ж дению рабочих и проектных отметок д о р о ж н ы х конструкций сводятся к измерению расстояний и углов в горизонтальной (углов поворота в плане, азимутов и румбов) и вертикальной
(превышения одних точек на д другими) |
плоскостях. |
|
|
|||
П р и строительстве дорог в первую очередь необходимо обес |
||||||
печить |
перенесение на местность и закрепление |
п р я м ы х |
линий. |
|||
П р о к л а д к у их на местности |
выполняют |
с помощью |
деревянных |
|||
вешек с ж е л е з н ы м наконечником длиной 2—3 |
м, |
окрашенных |
||||
через 10 см в красный и белый цвет. Установка |
их в створе (на |
|||||
одной |
п р я м о й ) , н а з ы в а е м а я |
вешением, |
производится на |
глаз, |
||
с помощью бинокля или теодолита . |
|
|
|
|
||
Д л я |
непосредственного |
измерения |
расстояний |
используют |
||
20-метровые стальные ленты |
с шестью |
ш п и л ь к а м и , |
10—20-мет |
ровые полотняные или металлические рулетки, мерные прово
локи . |
Точность |
|
измерения |
штриховой |
лентой |
(деления через |
||||||
10 см) составляет 1:2000, шкаловой |
(на крайних |
дециметрах |
||||||||||
нанесены |
м и л л и м е т р о в ы е деления) — 1 : 15 000. |
|
|
|
||||||||
К р о м е |
этого, дл я измерения расстояний применяют специаль |
|||||||||||
ные |
д а л ь н о м е р ы |
или д а л ь н о м е р н ы е |
н а с а д к и |
к |
геодезическим |
|||||||
инструментам |
(теодолитам, |
нивелирам, |
к и п р е г е л я м ) . |
Д а л ь н о |
||||||||
м е р а м и |
расстояния н а х о д я т |
не непосредственным |
измерением, |
|||||||||
а косвенным |
путем, в ы р а ж а я |
искомое расстояние через углы, или |
||||||||||
расстояния |
на |
дальномерной |
рейке |
(оптические |
д а л ь н о м е р ы ) , |
|||||||
или |
через |
время |
прохождения света измеряемого объекта |
(элект |
||||||||
ронно-оптические |
с в е т о д а л ь н о м е р ы ) . |
|
|
|
|
|
П р и строительстве лесовозных дорог применяют только опти ческие д а л ь н о м е р ы , большей частью встроенные в геодезические
инструменты |
(теодолиты, н и в е л и р ы ) . |
|
Современные теодолиты |
выпускают с нитяным оптическим |
|
дальномером, |
относительная |
ошибка которого р а в н а 1 : 200 — |
1 :400 измеряемого |
расстояния . Д л я более точных измерений мо |
||||||||
жет |
быть использована д а л ь н о м е р н а я |
н а с а д к а Д Н Т - 2 |
к |
теодо |
|||||
литу |
ТТ-5 со специальными комплектными |
|
рейками, позволяю |
||||||
щ а я |
измерять |
расстояния от 50 |
до 700 м |
с |
точностью |
1 : 1500. |
|||
Отечественная |
промышленность |
выпускает |
т а к ж е насадки: Д Д - 3 |
||||||
к теодолитам |
ТТ-5, ТТ П и др . (позволяющие измерять |
расстоя |
|||||||
ния от 20 до 180 м со среднеквадратической |
ошибкой |
1 :2000); |
|||||||
Д Д - 5 к теодолиту |
ТО М с д и а п а з о н о м |
измерений 40—200 м при |
|||||||
средних ошибках |
1:2000; Д Н - 0 4 , Д Н Р - 0 6 . |
О ш и б к а измерения |
|||||||
расстояний последними двумя |
н а с а д к а м и |
соответственно |
равна |
||||||
4 и 6 см на 100 м. |
|
|
|
|
|
|
|
199
П р о с т е й ш им прибором |
д л я измерения вертикальных |
углов |
по отношению к горизонту |
(углов н а к л о н а ) , по которым |
м о ж н о |
вычислить превышения, является эклиметр . Он состоит из пу
стотелой |
зрительной |
трубки с глазным и |
предметным |
д и о п т р а м и |
|
и подвижного отградуированного диска |
с грузом в нижней |
ча |
|||
сти. П о д |
действием |
груза нулевой д и а м е т р диска |
з а н и |
м а е т |
всегда горизонтальное положение независимо от положения трубки, и по нему делается отсчет угла поворота трубки по от
ношению к горизонту |
(диску) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
П р е в ы ш е н и я близко р а с п о л о ж е н н ы х |
точек |
(на крутых |
скло |
|||||||||||||
нах) м о ж н о |
найти, воспользовавшись н а к л а д н ы м уровнем |
|
(ватер |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
п а с о м ) , |
рейками и л и н е й к а м и . |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
Д л я |
|
н а х о ж д е н и я |
|
верти |
||||||
|
|
|
|
|
кальных |
превышений |
|
одних |
||||||||
|
|
|
|
|
точек над другими при рассто |
|||||||||||
|
|
|
|
|
янии |
м е ж д у |
ними с в ы ш е |
10— |
||||||||
|
|
|
|
|
15 |
ж |
и |
вычисления |
высотных |
|||||||
|
|
|
|
|
отметок используют |
нивелиры |
||||||||||
|
|
|
|
|
и нивелирные рейки. Нивелир |
|||||||||||
|
|
|
|
|
представляет |
собой |
оптический |
|||||||||
|
|
|
|
|
прибор |
со |
зрительной |
трубой, |
||||||||
|
|
|
|
|
поворотной |
в |
горизонтальной |
|||||||||
|
|
|
|
|
плоскости |
вокруг |
вертикаль |
|||||||||
|
|
|
|
|
ной |
оси. Последовательно |
на |
|||||||||
Рис. 93. Нахождение высотных от |
водя |
трубу с сеткой на |
|
ниве |
||||||||||||
лировочные |
рейки, |
|
установ |
|||||||||||||
меток с |
помощью |
визирок: |
|
|||||||||||||
а — конструктивные |
размеры |
визирок б - |
ленные |
в |
разных |
точках, |
и |
|||||||||
способ |
визирования |
производя |
отсчет, |
вычисляют |
||||||||||||
|
|
|
|
|
превышения . |
|
|
|
|
|
|
|
||||
П р и нивелировании применяют |
деревянные |
р а з д в и ж н ы е |
|
или |
||||||||||||
р а с к л а д н ы е |
рейки |
сечением |
1 0 X 2 |
см |
длиной |
2 м. |
Н а |
белом |
||||||||
поле рейки |
черной |
и |
красной |
к р а с к а м и |
нанесены |
деления |
|
через |
||||||||
1 см. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Современные нивелиры бывают |
глухие |
(НГ, |
Н В - 1 ) , |
с |
само |
у с т а н а в л и в а ю щ е й с я в горизонтальное положение визирной осью
(НСМ - 2) |
и с наклонным лучом визирования |
( Н Л - 3 ) . |
|
С помощью нивелира высотные отметки во |
время разбивки |
||
земляного |
полотна определяют д л я наиболее |
х а р а к т е р н ы х |
то |
ч е к — переломов местности, продольного п р о ф и л я и др . Д л я |
на |
хождения отметок насыпей промежуточных точек на прямых
участках м о ж н о использовать визирки. С этой целью |
применяют |
|||||||||||
три |
Т - образные |
визирки, одна |
из |
которых |
имеет |
за |
||||||
темненную |
полосу |
( рис. |
9 3 , а ) . |
Высота всех визирок, не счи |
||||||||
тая |
черной |
полосы, |
применяется |
одинаковой (0,75—1 м). |
Визир |
|||||||
ку |
с полосой ставят |
на |
дальний, |
а в т о р у ю — н а ближний |
колыш |
|||||||
ки, |
установленные |
по |
нивелиру. |
Третью визирку |
у с т а н а в л и в а ю т |
|||||||
в промежуточных |
точках |
так, |
чтобы |
верхняя |
горизонтальная |
|||||||
кромка двух визирок |
совпадала |
с нижней |
кромкой |
черной |
по- |
200