ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Непоточпый метод организации строительных работ встре чается редко, как правило, при строительстве дороги большой протяженности. На строительном объекте создают ряд участков и рассредоточивают на них всю технику. П о сравнению с поточ
ным методом непоточный имеет множество отрицательных |
ка |
честв (в частности, трудность в управлении и контроле) . |
|
При смешанном методе производства работ часть из |
них |
выполняется поточным методом, часть непоточным. |
|
ВЫБОР КОМПЛЕКТОВ МАШИН ДЛЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В настоящее время почти все работы на строительстве дорог механизированы . П о данным Союзлесстроя, з е м л я н ы е работы,
устройство д о р о ж н ы х |
покрытий, добыча |
и переработка |
камня, |
щебня, гравия и песка |
механизированы на |
96—98%. С |
к а ж д ы м |
годом растет коэффициент механизации работ. Появились и хо рошо себя зарекомендовали системы автоматизации работы ма шин. М е х а н и з и р о в а н н ы е работы выполняются либо отдельными машинами, либо комплектами машин . В приложении 6 пред
ставлены комплекты машин |
для возведения земляного полотна. |
П р и выборе комплекта |
машин д л я дорожно - строительных |
работ вначале необходимо |
определить объемы работ д л я к а ж |
дого отряда машин: подготовительные, земляные, по созданию покрытия, по возведению искусственных сооружений, по обуст ройству дороги. Количество машин к а ж д о г о типа определяют по формуле [17]
|
N = -2—, |
|
|
|
|
(41) |
||
|
|
пт |
|
|
|
|
' |
|
где Q — объем работ, выполняемый данной машиной; |
|
|||||||
Я —производительность |
одной |
м а ш и н ы |
или |
целого |
комп |
|||
лекта; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Т—количество |
рабочих |
смен |
д л я данного |
вида |
работ, |
опре |
||
деляемое |
в соответствии |
с |
з а д а н н ы м и |
сроками |
строи |
|||
тельства, |
климатическими |
условиями, |
коэффициентом |
|||||
сменности |
и др . |
|
|
|
|
|
|
|
После подсчета |
объема |
работ |
подсчитывают |
производитель |
ность машины, сравнивая несколько в о з м о ж н ы х вариантов ис пользования различных типов и м а р о к машин, чтобы на произ
водство |
единицы |
работ |
были получены |
минимальные з а т р а т ы . |
||||
Н а п р и м е р , |
стоимость |
разработки |
1 м3 |
грунта с е д |
определяется |
|||
зависимостью |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
С е д = ^ |
, |
|
(42) |
где см .см — стоимость |
машино - смены машины, руб.; |
|
||||||
Псм |
— |
сменная |
производительность |
машины, |
м3. |
|||
При выборе однотипных машин разной производительности |
||||||||
следует |
иметь в |
виду, что |
увеличение производительности повы- |
187
ш а ет стоимость машино-смены. Следовательно, нужно опреде
лить, |
д л я какой |
марки |
машины |
стоимость разработки |
единицы |
||||
продукции будет минимальной. Подобранную |
таким |
образом |
|||||||
величину производительности нужно подставить |
в формулу |
(41) |
|||||||
д л я |
определения |
числа |
машин |
данного |
типа. Н а й д е н н а я |
вели |
|||
чина |
N д о л ж н а быть скорректирована с |
учетом |
того, |
что |
объем |
||||
работ Q выполняется в определенный срок Т |
при |
|
постоянно |
||||||
работающих машинах . |
Однако |
часть машин в |
хозяйстве |
нахо |
|||||
дится |
на техническом обслуживании или |
в ремонте. |
И с п р а в н ы е |
м а ш и н ы называют рабочим парком . О б щ е е число машин в хо
зяйстве (исправных |
и неисправных) называют |
списочным |
|
парком . |
|
|
|
Отношение числа исправных машин к списочному |
называют |
||
коэффициентом технической готовности. |
|
||
|
*т = |
- ^ - , - ; |
(43) |
где Nv—количество |
рабочего |
парка машин; |
|
/Ѵс — количество списочного парка машин .
Среднегодовой коэффициент технической готовности плани руется заранее . З н а я численность рабочего парка машин и плановый коэффициент технической готовности Іг"л можно опре
делить количество |
списочного |
парка |
машин в |
хозяйстве |
|||||
|
|
|
Nc |
= - ^ Р - . |
|
|
|
(44) |
|
|
|
|
|
ft™ |
|
|
|
|
|
Кроме |
простоев |
по |
технической |
неисправности, существуют |
|||||
другие виды простоев |
машин |
(по метеорологическим |
условиям, |
||||||
выходные |
дни, технологические простои, |
административные про |
|||||||
стои и д р . ) . Д л я оценки использования |
машин в хозяйстве су |
||||||||
ществует |
коэффициент |
использования |
машин, |
определяемый |
|||||
отношением числа рабочих машино-дней |
Мя.ѵ |
к |
числу |
машино - |
|||||
дней списочного состава парка |
MÄ. с |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
£ и п = |
= ! ^ Д Л . |
|
|
|
(45) |
При нормальных условиях эксплуатации машин и их ремонте &т в некоторых хозяйствах достигает 0,85—0,95, коэффициент
использования парка машин ниже: £ и . п = |
0,3 -f- 0,5. |
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ |
||
Д о |
начала дорожно-строительных работ |
необходимо опреде |
лить и |
утвердить проект их производства, |
оформить подрядные |
договоры, отвод земель для строительства дороги и размещения производственных предприятий строительства, осуществить снос помещений и переселение жителей с отведенных земель. Этот период не входит в срок строительства. П о с л е его з а в е р ш е н и я
188
м о ж но |
начинать подготовительные работы, которые включены |
в сроки |
продолжительности строительства. В подготовительные |
работы входит расчистка дорожной полосы от леса, пней и кам ней. При выборе технологии строительства и сроков различных видов работ необходимо учитывать гидрогеологические и кли матические условия местности. Вся территория С С С Р разделена на пять дорожно - климатических зон. Основной объем строи
тельства лесовозных дорог проводят |
в |
I и |
I I зонах. I |
зона |
(веч |
||||
ной мерзлоты) |
характеризуется |
вечномерзлыми |
грунтами, |
||||||
сильно |
у в л а ж н я е м ы м и |
при оттаивании, |
незначительным испаре |
||||||
нием, коротким летом, длительными малоснежными |
суровыми |
||||||||
зимами, |
тундровыми |
почвами; |
I I |
зона (избыточного |
у в л а ж н е |
||||
ния) — большим |
количеством |
в ы п а д а ю щ и х |
осадков, |
малой ис |
|||||
паряемостью, близким |
от поверхности |
грунта залеганием |
грун |
товых вод, большой глубиной промерзания, подзолистыми поч вами .
По климатологическим справочникам или по р е з у л ь т а т а м
наблюдений гидро- и агрометеорологических |
станций |
д л я |
||||
района |
строительства |
составляют |
дорожно - климатический |
|||
график |
(рис. 91). На графике |
показаны |
значения |
температуры |
||
воздуха |
/ в , продолжительность |
светового дня Тс, |
глубина |
про |
||
мерзания грунта /гг .Р и осадки в |
виде снега С и д о ж д я А. Стрел |
|||||
ками показано направление |
ветра. |
|
|
|
Внизу графика приведена таблица возможности проведения определенных работ по времени. Так, в период весенней и осен ней распутицы невозможно проводить работы в связи с ухудше нием проходимости машин . Поэтому этот период в ы п а д а е т из
сроков |
проведения работ . З е м л я н ы е линейные |
работы |
проводить |
||||||||||||||||
в зимний |
период |
т а к ж е |
нежелательно |
в связи |
с большими |
за |
|||||||||||||
тратами . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
И м е я расчет |
объемов |
всех видов |
строительных |
работ, |
темпа |
||||||||||||||
потока, |
состава |
|
механизмов |
и |
числа рабочих, |
а т а к ж е |
график |
||||||||||||
по срокам проведения работ, составляют |
технологические |
карты |
|||||||||||||||||
на строительные |
процессы и организацию |
труда. П р и |
р а з р а б о т к е |
||||||||||||||||
карт |
необходимо |
руководствоваться |
строительными |
нормами |
и |
||||||||||||||
правилами |
( С Н и П ) , |
едиными |
нормами |
и |
расценками |
на |
строи |
||||||||||||
тельные |
и |
монтажные |
работы |
( Е Н и Р ) , |
типовыми |
технологи |
|||||||||||||
ческими |
картами |
и |
п р а в и л а м и |
[56], |
д а н н ы м и |
х р о н о м е т р а ж н ы х |
|||||||||||||
наблюдений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Технологическая |
карта |
включает |
наименование |
рабочих |
|||||||||||||||
операций |
и |
марки |
машин, |
объем |
работ, |
производительность |
|||||||||||||
машин |
и |
количество |
машино-смен |
д л я |
выполнения нужного |
||||||||||||||
объема |
работ, |
а т а к ж е технологическую |
схему |
проведения |
работ. |
||||||||||||||
Так, на строительстве одного из участков |
Усть - Баргузинской |
||||||||||||||||||
грузосборочной |
дороги, |
расположенного |
|
в низинной |
местности, |
||||||||||||||
грунт |
д л я |
создания |
земляного |
полотна |
|
р а з р а б а т ы в а л и |
скрепе |
ром Д - 357М с толкачом в карьере и транспортировали к месту отсыпки. Н а планировке грунта использовали автогрейдер Д-557,
189
а на уплотнении — каток на пневматических шинах. Технологи ческая карта проведения этих работ представлена ниже.
Рис. 91. Дорожно-климатический график в районе |
строительства |
Разработка и перемещение грунта скрепером |
Д-357М |
I. Область применения. Для возведения насыпей из |
карьера (резервов), |
а также на разработке выемок в насыпь при строительстве земляного полотна
автомобильной |
лесовозной |
дороги. |
|
|
|
П. Состав |
работ: |
1) |
резание грунта в карьере (резерве |
или выемке); |
|
2) перемещение грунта |
в |
насыпь; 3) выгрузка и послойное |
разравнивание |
||
грунта в насыпи с последующим уплотнением пневмоколесным |
катком. |
|
|||
III. Подготовка фронта работы. Участок работы скрепера |
должен |
быть |
|||
предварительно |
очищен |
от |
кустарника, пней, камней и растительного |
слоя |
|
грунта. |
|
|
|
|
|
190
IV. Технологические требования и правила приемки. Скреперист должен ознакомиться с рельефом местности и выбрать рациональную схему работы, сохранять неповрежденными расставленные знаки трассы (реперы, угловые столбы и др.); соблюдать правила техники безопасности. Грунт следует наби рать на I скорости при движении скрепера по прямой и под уклон. Не до пускается делать повороты в период резания грунта. Зарезание в грунт может быть прямослойным или гребенчатым. Для облегчения работы скрепера на время резания необходимо применять тракторы толкачи. Для лучшего уплот нения отсыпанного грунта груженый скрепер должен проходить по ранее от сыпанному грунту. После отсыпки грунт разравнивается бульдозером, плани руется автогрейдером, уплотняется катком на пневмошинах. Работы прини маются по обмеру объема уплотненного грунта в насыпи.
На рис. 92. приведена технологическая схема производства работ.
Участок разгрузки у
Ч . Ы . І . Ы . І |
H i h i |
I I • • • I • • 11 • 111 • 111 • I • 111M11TTT
' " ' Ч ' п ' п ч ч ч м ч м ч ч ч н
Участок надора грунта
Рис. 92. |
Технологическая схема |
возведения земляного полотна из привозного |
||||||
|
|
|
грунта: |
|
|
|
|
|
/ — схема |
работы |
бульдозера при |
планировании грунта; |
2 —схема работы |
катка; 3 — |
|||
|
схема |
работы автогрейдера; |
4 — скрепер; 5 — бульдозер-толкач |
|
||||
V. Механизмы и инструменты. Потребное количество машин для соору |
||||||||
жения земляного |
полотна: |
|
|
|
|
|
|
|
Скрепер |
Д-357М |
|
4 |
Автогрейдер |
Д-557 |
1 |
||
Бульдозер Д-493 |
|
2 |
Пневыокаток |
Д-472 |
1 |
|||
V I . Состав и расстановка рабочих |
|
|
|
|
|
|||
Машинист-скреперист 6-го раз- |
Машинист |
для |
управления |
авто |
||||
ряда |
|
|
4 |
грейдером |
|
|
1 |
|
Машинист-бульдозерист 6-го раз- |
Машинист |
для |
управления |
кат- |
||||
ряда |
|
|
2 |
ком |
|
|
|
1 |
V I I . Технология выполнения работ. Схемы работы скрепера могут быть эллипсовидной или по «восьмерке». Забой должен быть такой длины, чтобы
191