Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непоточпый метод организации строительных работ встре­ чается редко, как правило, при строительстве дороги большой протяженности. На строительном объекте создают ряд участков и рассредоточивают на них всю технику. П о сравнению с поточ­

ным методом непоточный имеет множество отрицательных

ка­

честв (в частности, трудность в управлении и контроле) .

 

При смешанном методе производства работ часть из

них

выполняется поточным методом, часть непоточным.

 

ВЫБОР КОМПЛЕКТОВ МАШИН ДЛЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В настоящее время почти все работы на строительстве дорог механизированы . П о данным Союзлесстроя, з е м л я н ы е работы,

устройство д о р о ж н ы х

покрытий, добыча

и переработка

камня,

щебня, гравия и песка

механизированы на

96—98%. С

к а ж д ы м

годом растет коэффициент механизации работ. Появились и хо­ рошо себя зарекомендовали системы автоматизации работы ма­ шин. М е х а н и з и р о в а н н ы е работы выполняются либо отдельными машинами, либо комплектами машин . В приложении 6 пред­

ставлены комплекты машин

для возведения земляного полотна.

П р и выборе комплекта

машин д л я дорожно - строительных

работ вначале необходимо

определить объемы работ д л я к а ж ­

дого отряда машин: подготовительные, земляные, по созданию покрытия, по возведению искусственных сооружений, по обуст­ ройству дороги. Количество машин к а ж д о г о типа определяют по формуле [17]

 

N = -2—,

 

 

 

 

(41)

 

 

пт

 

 

 

 

'

где Q — объем работ, выполняемый данной машиной;

 

Я —производительность

одной

м а ш и н ы

или

целого

комп­

лекта;

 

 

 

 

 

 

 

 

Т—количество

рабочих

смен

д л я данного

вида

работ,

опре­

деляемое

в соответствии

с

з а д а н н ы м и

сроками

строи­

тельства,

климатическими

условиями,

коэффициентом

сменности

и др .

 

 

 

 

 

 

 

После подсчета

объема

работ

подсчитывают

производитель­

ность машины, сравнивая несколько в о з м о ж н ы х вариантов ис­ пользования различных типов и м а р о к машин, чтобы на произ­

водство

единицы

работ

были получены

минимальные з а т р а т ы .

Н а п р и м е р ,

стоимость

разработки

1 м3

грунта с е д

определяется

зависимостью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С е д = ^

,

 

(42)

где см .см стоимость

машино - смены машины, руб.;

 

Псм

сменная

производительность

машины,

м3.

При выборе однотипных машин разной производительности

следует

иметь в

виду, что

увеличение производительности повы-

187


ш а ет стоимость машино-смены. Следовательно, нужно опреде­

лить,

д л я какой

марки

машины

стоимость разработки

единицы

продукции будет минимальной. Подобранную

таким

образом

величину производительности нужно подставить

в формулу

(41)

д л я

определения

числа

машин

данного

типа. Н а й д е н н а я

вели­

чина

N д о л ж н а быть скорректирована с

учетом

того,

что

объем

работ Q выполняется в определенный срок Т

при

 

постоянно

работающих машинах .

Однако

часть машин в

хозяйстве

нахо­

дится

на техническом обслуживании или

в ремонте.

И с п р а в н ы е

м а ш и н ы называют рабочим парком . О б щ е е число машин в хо­

зяйстве (исправных

и неисправных) называют

списочным

парком .

 

 

 

Отношение числа исправных машин к списочному

называют

коэффициентом технической готовности.

 

 

*т =

- ^ - , - ;

(43)

где Nv—количество

рабочего

парка машин;

 

с — количество списочного парка машин .

Среднегодовой коэффициент технической готовности плани­ руется заранее . З н а я численность рабочего парка машин и плановый коэффициент технической готовности Іг"л можно опре­

делить количество

списочного

парка

машин в

хозяйстве

 

 

 

Nc

= - ^ Р - .

 

 

 

(44)

 

 

 

 

ft™

 

 

 

 

 

Кроме

простоев

по

технической

неисправности, существуют

другие виды простоев

машин

(по метеорологическим

условиям,

выходные

дни, технологические простои,

административные про­

стои и д р . ) . Д л я оценки использования

машин в хозяйстве су­

ществует

коэффициент

использования

машин,

определяемый

отношением числа рабочих машино-дней

Мя.ѵ

к

числу

машино -

дней списочного состава парка

MÄ. с

 

 

 

 

 

 

 

 

£ и п =

= ! ^ Д Л .

 

 

 

(45)

При нормальных условиях эксплуатации машин и их ремонте в некоторых хозяйствах достигает 0,85—0,95, коэффициент

использования парка машин ниже: £ и . п =

0,3 -f- 0,5.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ И ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

Д о

начала дорожно-строительных работ

необходимо опреде­

лить и

утвердить проект их производства,

оформить подрядные

договоры, отвод земель для строительства дороги и размещения производственных предприятий строительства, осуществить снос помещений и переселение жителей с отведенных земель. Этот период не входит в срок строительства. П о с л е его з а в е р ш е н и я

188


м о ж но

начинать подготовительные работы, которые включены

в сроки

продолжительности строительства. В подготовительные

работы входит расчистка дорожной полосы от леса, пней и кам ­ ней. При выборе технологии строительства и сроков различных видов работ необходимо учитывать гидрогеологические и кли­ матические условия местности. Вся территория С С С Р разделена на пять дорожно - климатических зон. Основной объем строи­

тельства лесовозных дорог проводят

в

I и

I I зонах. I

зона

(веч­

ной мерзлоты)

характеризуется

вечномерзлыми

грунтами,

сильно

у в л а ж н я е м ы м и

при оттаивании,

незначительным испаре­

нием, коротким летом, длительными малоснежными

суровыми

зимами,

тундровыми

почвами;

I I

зона (избыточного

у в л а ж н е ­

ния) — большим

количеством

в ы п а д а ю щ и х

осадков,

малой ис­

паряемостью, близким

от поверхности

грунта залеганием

грун­

товых вод, большой глубиной промерзания, подзолистыми поч­ вами .

По климатологическим справочникам или по р е з у л ь т а т а м

наблюдений гидро- и агрометеорологических

станций

д л я

района

строительства

составляют

дорожно - климатический

график

(рис. 91). На графике

показаны

значения

температуры

воздуха

/ в , продолжительность

светового дня Тс,

глубина

про­

мерзания грунта /гг .Р и осадки в

виде снега С и д о ж д я А. Стрел­

ками показано направление

ветра.

 

 

 

Внизу графика приведена таблица возможности проведения определенных работ по времени. Так, в период весенней и осен­ ней распутицы невозможно проводить работы в связи с ухудше­ нием проходимости машин . Поэтому этот период в ы п а д а е т из

сроков

проведения работ . З е м л я н ы е линейные

работы

проводить

в зимний

период

т а к ж е

нежелательно

в связи

с большими

за­

тратами .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И м е я расчет

объемов

всех видов

строительных

работ,

темпа

потока,

состава

 

механизмов

и

числа рабочих,

а т а к ж е

график

по срокам проведения работ, составляют

технологические

карты

на строительные

процессы и организацию

труда. П р и

р а з р а б о т к е

карт

необходимо

руководствоваться

строительными

нормами

и

правилами

( С Н и П ) ,

едиными

нормами

и

расценками

на

строи­

тельные

и

монтажные

работы

( Е Н и Р ) ,

типовыми

технологи­

ческими

картами

и

п р а в и л а м и

[56],

д а н н ы м и

х р о н о м е т р а ж н ы х

наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая

карта

включает

наименование

рабочих

операций

и

марки

машин,

объем

работ,

производительность

машин

и

количество

машино-смен

д л я

выполнения нужного

объема

работ,

а т а к ж е технологическую

схему

проведения

работ.

Так, на строительстве одного из участков

Усть - Баргузинской

грузосборочной

дороги,

расположенного

 

в низинной

местности,

грунт

д л я

создания

земляного

полотна

 

р а з р а б а т ы в а л и

скрепе­

ром Д - 357М с толкачом в карьере и транспортировали к месту отсыпки. Н а планировке грунта использовали автогрейдер Д-557,

189



а на уплотнении — каток на пневматических шинах. Технологи­ ческая карта проведения этих работ представлена ниже.

Рис. 91. Дорожно-климатический график в районе

строительства

Разработка и перемещение грунта скрепером

Д-357М

I. Область применения. Для возведения насыпей из

карьера (резервов),

а также на разработке выемок в насыпь при строительстве земляного полотна

автомобильной

лесовозной

дороги.

 

 

П. Состав

работ:

1)

резание грунта в карьере (резерве

или выемке);

2) перемещение грунта

в

насыпь; 3) выгрузка и послойное

разравнивание

грунта в насыпи с последующим уплотнением пневмоколесным

катком.

 

III. Подготовка фронта работы. Участок работы скрепера

должен

быть

предварительно

очищен

от

кустарника, пней, камней и растительного

слоя

грунта.

 

 

 

 

 

190

IV. Технологические требования и правила приемки. Скреперист должен ознакомиться с рельефом местности и выбрать рациональную схему работы, сохранять неповрежденными расставленные знаки трассы (реперы, угловые столбы и др.); соблюдать правила техники безопасности. Грунт следует наби­ рать на I скорости при движении скрепера по прямой и под уклон. Не до­ пускается делать повороты в период резания грунта. Зарезание в грунт может быть прямослойным или гребенчатым. Для облегчения работы скрепера на время резания необходимо применять тракторы толкачи. Для лучшего уплот­ нения отсыпанного грунта груженый скрепер должен проходить по ранее от­ сыпанному грунту. После отсыпки грунт разравнивается бульдозером, плани­ руется автогрейдером, уплотняется катком на пневмошинах. Работы прини­ маются по обмеру объема уплотненного грунта в насыпи.

На рис. 92. приведена технологическая схема производства работ.

Участок разгрузки у

Ч . Ы . І . Ы . І

H i h i

I I • • • I • • 11 111 111 • I • 111M11TTT

' " ' Ч ' п ' п ч ч ч м ч м ч ч ч н

Участок надора грунта

Рис. 92.

Технологическая схема

возведения земляного полотна из привозного

 

 

 

грунта:

 

 

 

 

/ — схема

работы

бульдозера при

планировании грунта;

2 —схема работы

катка; 3 —

 

схема

работы автогрейдера;

4 скрепер; 5 — бульдозер-толкач

 

V. Механизмы и инструменты. Потребное количество машин для соору­

жения земляного

полотна:

 

 

 

 

 

 

Скрепер

Д-357М

 

4

Автогрейдер

Д-557

1

Бульдозер Д-493

 

2

Пневыокаток

Д-472

1

V I . Состав и расстановка рабочих

 

 

 

 

 

Машинист-скреперист 6-го раз-

Машинист

для

управления

авто­

ряда

 

 

4

грейдером

 

 

1

Машинист-бульдозерист 6-го раз-

Машинист

для

управления

кат-

ряда

 

 

2

ком

 

 

 

1

V I I . Технология выполнения работ. Схемы работы скрепера могут быть эллипсовидной или по «восьмерке». Забой должен быть такой длины, чтобы

191