Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ковш полностью загружался. Число поворотов скрепера при загруженном дви­ жении должно быть как можно меньше.

V I I I . Технико-экономические показатели на 1000 ж3 грунта I I группы (при дальности перемещения 1000 ж):

Трудоемкость работ при возведении

насыпей скреперами с ковшом

емкостью 8—9 ж3 , чел.-дни

 

3,3

Выработка на одного рабочего в

смену, ж3

300

Затраты при работе скрепера с ковшом емкостью 8—9 ж3 , ма-

шино-смена

 

3,3

Данные расчетов и хронометражных наблюдений по предлагаемому ва­ рианту проведения работ даны в табл. 34.

Таблица 34

Данные расчета потребности в машино-сменах для производства работ

Наименование

рабочих

операций и

марки

дорожных

машин

Возведение насыпи само­ ходными скреперами Г Д-357М с толкачом Д-493

при перемещении

грунта

[ I I группы

из выемки на

расстоянии

1000 ж . . .

Разравнивание

рыхлого

грунта в

насыпи слоем

толщиной 30 см

бульдо­

зером Д-493 при рабочем ходе в обоих направле­ ниях при объеме работ 150000-1,08-1,05 : 0,3 = = 567 000 ж 2

Уплотнение грунта кат­ ками на пневматических шинах Д-625 при семи проходах

Планирование грунта в насыпи автогрейдером Д-557 при ширине отва­ ла 3 ж; грунт I I группы

Единица измерения

Ж3

Ж2

Ж3

Ж2

 

Произ­

Коли­

 

Объем

водитель­

 

чество

Ссылки на нормы

работ

ность

маши-

машин

 

 

но-смен

 

 

в смену

 

150 000

300

500 Хронометр ажные

 

 

наблюдения

567 000

35 000

16,15

Е Н и Р

§

2-1-12В

150 000

1 091

137,5

По

расчету

567 000

29 200

19,4

Е Н и Р

§

2-1-13В

НОРМЫ И РАСЦЕНКИ НА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Все строительные работы независимо от ведомственной под­ чиненности организации выполняются в соответствии со строи­ тельными нормами и правилами ( С Н и П ) . С учетом новых достижений в области науки и техники, а т а к ж е передового опыта строительства нормы систематически пересматриваются .

При создании проекта строительного объекта выявляются объемы и виды работ. В дальнейшем материа л этот исполь­ зуется дл я составления проекта производства работ. В этом

192


проекте

не только у к а з ы в а ю т отобранные технологические

схемы

и карты

выполнения

работ,

но

и

подсчитывают

з а т р а т ы

на

до­

рожно-строительные

работы

по

 

существующим

нормам

и

рас ­

ценкам .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

составлении

норм

выработки

машин

 

проводят

хроно-

м е т р а ж н ы е наблюдения

и

их

обработку .

Н о р м ы

и

расценки

включают все

виды

строительных

работ

на

лесозаготовительных

предприятиях.

«Сборник

норм

и

расценок

на

строительные

ра­

боты в

лесозаготовительной

промышленности»

[34,

42]

о т р а ж а е т

нормы на выполнение определенного объема работы в человеко-

часах

и

расценки

выполненной

работы в рублях. Очень часто

нормы

и расценки

даются в виде отношения — , где H — нормы

времени,

Р—нормы

расценки.

Расценки определялись расчет­

ным путем: умножением индивидуальной тарифной часовой

ставки

рабочего или средней

часовой ставки

рабочего

звена

на норму времени при выполнении данного объема

работ .

 

Труд рабочих оплачивается на основании технического нор­

мирования

и

тарифной системы, с л у ж а щ е й

для

оценки з а т р а т

труда рабочих, их квалификации и учета

вида работ. К в а л и ф и ­

кация

рабочих

учитывается

р а з р я д о м .

Все

строительные

спе­

циальности

квалифицируются

по шести

р а з р я д а м .

Существуют

три формы оплаты труда рабочих: сдельная, повременная и ак­

кордная .

П о р я д о к оформления работы при сдельной

форме

оплаты

труда

состоит

в

следующем .

Н е

менее

чем

за

2

дня

до начала работ бригаде, звену или группе рабочих

выдают

наряд,

в

котором

у к а з ы в а ю т

 

вид

работ,

сроки

их

выполнения,

форму

оплаты

труда, сумму

заработной

 

платы

по

единым

нор­

м а м выработки и расценкам . После окончания

работ

проверен­

ный мастером н а р я д

з а к р ы в а ю т

и

подсчитывают

сумму

зара ­

ботка всей бригаде в целом.

В ы д а ч а з а р п л а т ы

к а ж д о м у

рабо ­

чему производится после подсчета дней его работы .

Фактический

заработок

рабочего

определяют

по

ф о р м у л е [18]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З р

. ф

=

^

*

,

 

 

 

 

 

 

 

(46)

где

Зр. ф,

Зр. о фактическая

з а р п л а т а

 

и з а р п л а т а

по

часовой

 

 

 

 

тарифной

ставке

рабочего;

 

 

 

 

 

 

Бф,

Бс — з а р п л а т а

 

бригады

 

фактическая

и

по

 

часовым

 

 

 

 

ставкам .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аккордная форма оплаты аналогична сдельной, но при этой

форме дается з а д а н и е на выполнение большего

о б ъ е м а

работ,

например

участка дорожной о д е ж д ы , земляного

 

полотна

или

1 км

дороги

в целом

и т. д.

П р и

 

завершении работ при

определении заработной

платы

группы

рабочих учитывают стои­

мость

выполнения

всех

операций. Т а к а я

ф о р м а

оплаты

наиболее

приемлема д л я поточного

способа

проведения

строительных

работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

193


П ри

повременной форме оплаты з а р а б о т н а я

плата опреде­

ляется

произведением

количества отработанных

по т а б е л ю часов

на тарифную часовую

ставку р а з р я д а рабочего. В настоящее

время в лесозаготовительной промышленности широко приме­

няется метод бригадного подряда, т.

е. бригада

работает

по единому наряду . В девятой пятилетке

основное

количество

бригад на строительстве лесозаготовительных дорог будет пере­

ведено

на производство

работ по методу бригадного подряда .

Кроме

заработной платы, рабочие получают премии, выда­

ваемые

на основе типовых

положений.

УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ

В строительных организациях ведется несколько видов учета:

оперативный, статистический и бухгалтерский.

 

Оперативный учет служит для ежедневного учета

состояния

дел

на строительном объекте и д о л ж е н

способствовать

устране­

нию неполадок. На строительстве лесовозных дорог

оператив­

ный

учет ведет мастер. О д н а к о такой

способ учета

неудобен.

Н а и л у ч ш и м способом учета является учет через диспетчерский пункт, осуществляющий постоянную связь со всеми строитель­ ными объектами при помощи телефонов или радио. На диспет­ черском пункте можно установить табло с указанием всех видов

машин строительной организации,

места их работы и

состояния

в данный момент либо диспетчерскую карту контроля

за

рабо­

той дорожно-строительных

машин .

В

течение

смены

диспетчер

в ж у р н а л е

фиксирует состояние всех

работ,

что помогает

ана­

лизу деятельности строительной организации.

 

 

 

Повседневное руководство потоком организуется с помощью

оперативных

календарных

графиков,

составляемых

на

15—

20 дней работы с учетом фактического положения бригад к мо­

менту разработки графика темпов продвижения .

Н а

оператив­

ный график

ежедневно

наносят исполнительный график, кото­

рый

о т р а ж а е т действительное

продвижение

бригад

с

учетом

работы

механизмов. Д о

начала

работ всем

бригадам

Д С О

вы­

дают

технологические

карты

и наряд .

Н а р я д ы

составляют

мастера

на

основании

технологических

карт на срок

не менее

полумесячного объема

работ бригады .

Н а

более

короткие

пе­

риоды выдают наряды тем бригадам, от работы которых

зависят

следующие за ними

бригады. О б ъ е м ы

выполненных

работ

учиты­

вают по справкам о их

стоимости (форма № 3), а

т а к ж е

по

ак­

там приемки выполненных работ (форма №

2).

 

 

 

 

 

Статистический учет предназначен для составления периоди­

ческой

 

отчетности

по определенной

форме

по

всем

объектам

дорожного строительства. В качестве примера такой

отчетности

можно

назвать отчеты о

наличии

и техническом

состоянии меха­

низмов,

представляемые

ежемесячно и

поквартально

строитель­

ными

организациями

в трест

(форма

4 - Л З ) ,

о механизации

194


строительства и использования строительных машин, которые

представляют

поквартально

по форме

1-ІІТ (строительная)

и др .

Бухгалтерский учет служит д л я

строгого

учета

финансово-

материальной

деятельности

строительной

организации .

Очень

в а ж н ы м

является своевременный

и правильный

учет

труда, ко­

торый

ведут в

табеле,

д е л а я

ежедневные

пометки

о

явках

или

неявках работника на работу. П о

наряду на работу м о ж н о

определить

объем

работы

и

ее

вид.

Если

отсутствует

работа

по специальности

и

нет возможности

использования

рабочего

па других работах, заполняют листок

на оплату

простоя.

 

 

Производительность

труда

одного

работающего

 

на

строи­

тельстве

 

определяется

делением

фактически

 

выполненного

объема

работ

с

включением

незавершенного

 

производства

на фактическую среднесписочную численность рабочих.

 

 

Строительные организации ведут две формы отчетности—•

текущую

и

годовую

 

( з а в е р ш а ю щ у ю ) . Д л я

а н а л и з а

деятельности

строительных

организаций

необходимо

использовать

 

все

виды

у ч е т а — б у х г а л т е р с к и й ,

статистический,

 

оперативный,

отчеты

участков,

старших

производителей

работ, мастеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

СДАЧА ДОРОГИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

 

 

 

 

 

 

В

процессе

строительства

дороги

ведется

постоянный

конт­

роль

(текущий

и промежуточный)

качества

выполнения

техноло­

гических операций. Текущий контроль осуществляют

главный

инженер

и

мастера .

Промежуточный

 

контроль

 

проводят

1—

2 раза в месяц при приемке работ от бригад.

 

 

 

 

 

 

При выполнении подготовительных работ контролируют ка­

чество основания под земляное полотно. Качества

грунтов,

песчано-гравийных

смесей

и

других

материалов

 

контролируют

на всех стадиях работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После

возведения

земляного полотна

и устройства

 

дорожной

о д е ж д ы проверяют соответствие фактических геометрических размеров проектным. Допустимые отклонения размеров земля ­ ного полотна, оснований и покрытий от проектных размеров

регламентируются

С Н и П

І І І - Д . 5 — 6 2 * .

 

 

 

 

 

 

З а в е р ш е н и е ряда

работ

д о л ж н о быть

о ф о р м л е н о

актом

(уст­

ройство

земляного

полотна,

подготовка

поверхности

земляного

полотна д л я устройства

д о р о ж н о й о д е ж д ы ,

устройство

и

уплот­

нение слоев

д о р о ж н о й

одежды, элементов

швов,

з а д е л к а

швов

и т. д . ) .

П р и е м к а

дорог

проводится в

соответствии

с

главой

С Н и П III-A.10—62.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и сдаче участка дороги строительная

о р г а н и з а ц и я

д о л ж н а

представить

рабочие

и

 

исполнительные

чертежи

построенных

участков дороги, акты приемки скрытых работ, геодезической разбивки осей и установки реперов, ж у р н а л ы и акты испытаний строительных материалов, по устройству земляного полотна и дорожной о д е ж д ы .

195


А в т о м о б и л ь н ые

дороги м о ж н о

сдать в э к с п л у а т а ц и ю отдель­

ными участками,

если это у к а з а н о

в проекте или з а к а з ч и к о м при

согласовании со

строительной

организацией .

Н е

сданные

в экс­

п л у а т а ц и ю участки

д о л ж н ы

быть

о г р а ж д е н ы

от

въезда

тран ­

спорта. Прием дороги в эксплуатацию осуществляется комиссией,

которая оценивает все элементы дороги по трехбалльной

систе­

ме: удовлетворительно,

хорошо,

 

отлично.

Если о б н а р у ж е н ы

от­

клонения от рабочих чертежей, технических условий,

С Н и П ,

составляют их перечень

с у к а з а н и е м сроков устранения .

П о

ре­

зультатам оценки отдельных видов работ и элементов

д а ю т

средневзвешенную оценку всего

 

объекта

по ф о р м у л е

 

 

СР

ЗМ1

+

 

ШІ

+

3

 

 

 

Я Л

+

I

Л Л

+

I

Л Я

'

 

 

Ѵ *

 

M l

 

M2

 

M3

 

 

 

 

где M j , М 2 , Мз — количество

работ,

 

получивших

оценки

соот­

ветственно 3, 4 и 5.

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ

К а к у ж е отмечалось

ранее,

большинство работ на строитель­

стве лесовозных автомобильных дорог механизированно на

96—

98%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед запуском в серийное

производство все

м а ш и н ы

прохо­

дят государственные испытания, в состав которых входит про­ верка рабочего места оператора на соответствие санитарно-ги­ гиеническим требованиям: удобство управления, усилия на ры­ чагах, шум, вибрация, загазованность [54] .

Техника безопасности при строительстве в целом и на про­ ведении земляных работ и з л о ж е н а в С Н и П Ш - А . 11—62. Здесь рассмотрим вопросы охраны труда на строительном участке лесовозной дороги, проведении р я д а работ и использовании ме­ ханизмов .

Н а строительном участке необходимо соблюдать следующие п р а в и л а по охране труда. Создать безопасные усло­

вия на

рабочем

месте: у б р а т ь зависшие деревья, в к а р ь е р а х об­

рушить

грунт в

опасных

местах,

все

опасные места

обставить

сигналами

или

знаками,

оборудовать

п о ж а р о о п а с н ы е

места

средствами

огнетушения,

все д в и ж у щ и е с я

и в р а щ а ю щ и е с я

дета­

ли оградить к о ж у х а м и , решетками

или

э к р а н а м и .

 

 

 

Н а

проведение в необходимых

случаях

взрывных

работ,

при­

обретение

и хранение ВВ

надо иметь

разрешение .

Д о

проведе­

ния взрывных работ необходимо подсчитать расстояние, на ко­ тором колебания грунта от взрыва не я в л я ю т с я опасными д л я сооружений.

При строительстве дорог в ночное время необходимо обеспе­ чить требуемую освещенность строящегося объекта . В соответ­

ствии

со С Н и П м и н и м а л ь н а я освещенность рабочего места

д о л ж н а

быть не менее 2 лк.

196