Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

зазоров в проточных частях турбины и компрессора. Это вызывает необходимость перецентровки агрегатов вновь.

Основная причина изменения зазоров в проточной части — так называемая неповторяемость установочных баз агрегатов. «Неповторяемость» установочных баз проявляется в том, что при перене­ сении турбинных конструкций со сборочного стенда на фундамент монтажной площадки меняется пространственная форма конструкций и, следовательно, зазоры между неподвижными и вращающимися частями. Причины «неповторяемости» — сочетание нескольких фак­ торов, характерных для современных турбинных конструкций (цилиндров и фундаментных рам):

значительные размеры (например, фундаментные рамы имеют длину 6—10 м, ширину более 3 м);

невысокая жесткость сварных или сварнолитых конструкций (например, упругий прогиб фундаментной рамы турбоблока ГТ-700-5 составляет приблизительно 5 мм, а необходимая точность центровки проточной части агрегатов составляет 0,2—0,3 мм);

статическая неопределимость конструкций: число опор более трех (например, цилиндры турбин и компрессоров имеют, как пра­ вило, четыре—шесть опор, фундаментные рамы шесть—десять опор).

Увеличивать конструктивную жесткость фундаментных рам эко­ номически нецелесообразно, так как в процессе эксплуатации рама, будучи подлитой бетоном, приобретает высокую жесткость, и форма опирающихся на нее корпусных частей турбины и компрессора уже не может произвольно меняться. Уменьшить статическую неопре­ делимость невозможно, поскольку при больших размерах и массе агрегатов число опорных частей и их размеры определяются допу­ стимым удельным давлением на бетон фундамента или на шпонку (в скользящем соединении).

Чтобы устранить «неповторяемость» установочных баз, свойствен­ ную периоду стендовая сборка—монтаж, и обеспечить полное повто­ рение при монтаже заводских установочных данных, применяют способ фиксирования и воспроизведения высотных отметок опор. Он состоит в том, что при стендовой сборке турбогруппы замеряют гидростатическим уровнем высотные отметки опор фундаментной рамы. Данные замеров заносят в формуляр (рис. 96), по этим данным при монтаже выверяют раму. В строку «завышение» заносят показа­ ния переносной головки гидростатического уровня, которую пооче­ редно устанавливают на реперные площадки фундаментной рамы. Строку «репер» составляют показания головки, закрепленной на репере. Строку «разность» получают путем вычитания из показаний строки «завышение» показаний строки «репер» с соответствующим знаком. Для удобства пользования формуляром предназначена последняя его графа «приведено к нулю». Данные этой строки полу­ чают путем вычитания наименьшего показания графы «завышение» из всех других показаний этой строки.

Выверку фундаментной рамы производят при помощи клиповых домкратов или установочных болтов с контролем гидростатическим

166


Рис. 96. Формуляр установки турбогрушш по высотным отметкам опор

Установка газотурбинного агрегата на фундаментной раме

Замеры по фундаментной

 

 

Номера точек

 

 

 

рамс

1

2

3

4

5

6

 

 

к

Замер .........................

11,33

9,82

11,60

10,04

3,69

5,22

те В)

Репер .........................

16,19

17,93

16,02

17,63

24,16

21,04

СВ

Завышение..................

4,86

-8 ,1 1

-4 ,4 2

-7,59

-20,47

-15,82

и

Приведено к нулю . .

15,61

12,36

16,05

12,88

0,00

4,65

ё„

Замер .........................

24.43

22,70

24,83

23,35

16,80

19,16

Я £

Репер .........................

1,29

2,75

1,22

2,85

9,24

6,90

 

Завышение..................

23,14

19,95

23,61

20,50

7,56

12,26

 

Приведено к нулю . .

15,58

12,39

16,05

12,94

0,00

4,70

Проверка повторения стендовой установки агрегата

по высотным отметкам лап цилиндров

На заводе

Замеры по лапам

 

 

 

 

Номера точек

 

 

 

цилиндров:

7

8

9

10

И

12

13

14

15

16

 

Замер .........................

11,15

11,14

11,15

11,54

10,91

11,49

10,37

11,35

11,48

11,36

Репер .........................

16,48

16,11

16,46

16,88

16,12

16,29

15,20

16,13

16,13

16,47

Завы ш ение..............

-5 ,3 3

-4 ,3 7

-5,30

—5,34

-5,21

-4 ,8 0

-4 ,8 3

-5,50

-4 ,6 5

-5,11

Приведено к нулю

0,17

1,13

0,20

0,16

0,29

0,70

0,67

0,00

0,85

0,39

На мон­ таже

Замер .........................

Репер .........................

Завы ш ение..............

Приведено к нулю 0,11 1,10 0,20 0,14 0,24 0,68 0,66 0,00 0,82 0,32

Условия производства замеров:

1. Снятие замеров производить гидростатическим уровнем'. Базовой реперной точкой для замеров на заводе и монтаже является внешний репер, закрепленный на стенде завода

ина фундаменте компрессорной станции.

2.Замеры производят при полностью собранном агрегате до присоединения трубопрово­ дов при незажатых фундаментных болтах.

3. При сборке агрегата раму выверить так, чтобы отклонение плоскости разъема заднего подшипника в поперечпом направлении от горизонтальной плоскости пе превышало 0,3 мм на 1000 мм.

П р и м е ч а н и е . Установка агрегата на стенд для испытания и на монтаже должна производиться по данному формуляру. При атом после затяжки фундаментных болтов поло­ жение рамы должно сохраняться.

167


уровнем высотных отметок реперных площадок рамы по формуляру высотных отметок, строка «приведено к нулю». Причем выверку турбогруппы целесообразно начинать с реперной площадки рамы, имеющей отметку 0,0. Тогда все остальные реперные площадки будут располагаться выше исходной площадки.

Репер, на котором неподвижно установлена одна из головок гидростатического уровня, должен быть жестко закреплен на фун­ даменте, например путем подливки его бетоном. Устанавливать реперную головку гидростатического уровня непосредственно на выверяемую конструкцию нельзя, так как в процессе выверки одной

реперной площадки в ка­

 

кой-то мере меняется по­

 

ложение

всех

реперных

 

площадок

этой

конструк­

 

ции и, следовательно, мо­

 

гут измениться

показания

Рис. 97. Горизонтальные шпонки:

реперной

головки.

Выверку

производят

а — обычная; б — усовершенствованная

методом последовательных

 

приближений,

в два эта­

па: предварительную и окончательную. Предварительную выверку производят с точностью ±0,25 мм по сравнению с данными формуляра высотных отметок; окончательную — с точностью ±0,03 мм. Результаты окончательных замеров заносят в формуляр в рубрику «на монтаже». В процессе предварительной выверки легко (ключом от руки, без применения удлинительной трубы) обтягивают фундаментные болты, при окончательной выверке фундаментные болты окончательно обтягивают либо с применением удлинительной трубы, либо оттарированным пневмоключом.

Окончив выверку турбогруппы, приступают к проверке плот­ ности прилегания лап цилиндров к своим опорам, зазоров проточных частей газовой турбины и компрессора и проверке плотности при­ легания верхних половин цилиндров к нижним.

Поскольку при эксплуатации турбоагрегата цилиндры турбины и компрессора нагреваются и увеличиваются в размерах (расши­ ряются), для сохранения зазоров в проточных частях и предупреж­ дения вибраций агрегатов необходимо, чтобы симметричные стороны цилиндров имели одинаковые тепловые расширения. Это дости­ гается при обеспечении свободы тепловых расширений цилиндров — отсутствии каких-либо препятствий на пути тепловых расширений лап и при равномерности нагружения лап с левой и правой сторон (относительно главных осей).

Беспрепятственность тепловых расширений проверяют по зазорам в шпоночных соединениях лап цилиндров щупами. Зазоры в этих шпоночных соединениях (рис. 97) обычно не превышают 0,1 мм. Равномерность нагружения лап цилиндров проверяют косвенным

путем — по плотности прилегания лап к

шпонкам при помощи

щупа. Предусматривается, чтобы пластина

щупа толщиной 0,05 мм

168


не проходила в зазоре между лапой и шпонкой более чем на 30% площади опирания.

Существуют и более объективные методы контроля равномерности нагружения лап цилиндров, которые применяются, главным образом, при заводской стендовой сборке агрегатов. Это — обеспечение нагрузок при помощи динамометров. Динамометры ввертывают в отверстия в лапах цилиндров и приподнимают лапы, добиваясь их равномерного нагружения. Измеряя микрометрическим нутро­ мером в четырех точках расстояние между лапой и стойкой рамы, определяют размеры шпонки.

В отдельных случаях динамометрический способ применяют и при монтаже турбоагрегатов. Для этого их ввертывают в отверстия лап, приподнимая последние на одинаковую высоту. Контролируют подъем индикатором часового типа с ценой деления 0,01 мм. Если при одинаковой высоте подъема левой и правой лап динамометры будут иметь одинаковые показания, лапы будут иметь равные на­ грузки.

При неравномерном нагружении лап цилиндров производят корректировку, меняя высоту шпонки (путем шабрения или допол­ нительной тщательно пригнанной подкладки).

Вторая контрольная операция, выполняемая по окончании выверки фундаментной рамы, состоит в том, чтобы проверить, сохра­ нились ли зазоры в проточных частях цилиндров т. в. д., т. н. д. и компрессора. Если нет деформаций цилиндров, могущих возникнуть при транспортировке агрегатов с завода на монтажную площадку, длительном хранении перед монтажом (в результате релаксации внутренних напряжений в конструкциях) или вследствие ошибок замеров установочных данных на заводском стенде или монтаже, цифровые значения зазоров проточных частей, зафиксированные формуляром, должны повторяться с точностью ±0,05 мм. В против­ ном случае производят корректировку зазоров.

Получив удовлетворительные результаты по замерам зазоров проточных частей турбины и компрессора, выверку базового агрегата считают законченной и производят прихватку электросваркой клиньев между собой и к фундаментной раме или фиксирование установочных болтов.

Если за базовый агрегат принят редуктор, выверку его про­ изводят с контролем параллельности или скрещивания зубчатых пар. В отдельных случаях, чтобы обеспечить повторение при мон­ таже заводских установочных данных, применяют способ принуди­ тельного приведения установочной базы корпуса к плоскости. Этот способ также является способом повторения высотных отметок опор. Однако в процессе выверки замеры высотных отметок не производят, а заранее подготовляют опорную базу фундамента в виде плоскости, к которой притягивают корпус редуктора. Этим достигается повто­ рение заводской центровки зубчатой пары, которая была достигнута при обкатке зубчатой пары на стенде завода, поскольку сам корпус редуктора был также установлен на плоскости.