Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выверка нагнетателя после придентровки его ротора к ротору т. н. д. или редуктора сводится к закреплению его рамы с устано­ вленным на ней корпусом нагнетателя к опорным подкладкам на фундаменте. Такая простая выверка нагнетателя обусловлена тем, что его корпус представляет собой чрезвычайно жесткую конструкцию (толстостенный литой корпус, предназначенный для работы под высоким внутренним давлением), пространственная форма которой не меняется при изменении высотных отметок опор, а прилегание опор корпуса к фундаментной раме не свободное, корпус жестко присоединяется к раме болтами.

§ 35. ЦЕНТРОВКА ВРАЩАЮЩИХСЯ ЧАСТЕЙ АГРЕГАТОВ

Центровка агрегатов — это обеспечение соосности соединяемых вращающихся частей всех агрегатов, входящих в ГПА, и необхо­ димых зазоров между вращающимися и неподвижными частями каждого агрегата в отдельности.

Центровка вращающихся частей сводится к достижению плав­ ности и непрерывности осей роторов, соединяемых посредством муфты. Плавность и непрерывность осей должны сохраняться при вращении роторов вокруг своей оси. Только тогда нагрузка вклады­ шей подшипников при вращении роторов не будет периодически меняться и, следовательно, не будет одной из важнейших причин возникновения вибраций агрегатов.

Плавность и непрерывность линии осей роторов обеспечивается путем центровки осей вкладышей подшипников — опор, на которые опираются роторы.

Центровку вкладышей производят путем перемещения подшип­ ников или цилиндров с прилитыми к ним корпусами подшипников в трех координатных плоскостях до совпадения осей подшипников соединяемых агрегатов. Точность совпадения осей зависит от кон­ струкции муфты, соединяющей роторы, и от предварительной компен­ сации разности тепловых расширений подшипников соединяемых агрегатов.

В процессе работы турбоагрегата из-за разности тепловых рас­ ширений подшипников возникают изменения пространственного положения осей каждого ротора. Для передачи в этих условиях крутящего момента от одного ротора другому предназначены муфты, которые выполняют эту задачу при изменении пространственного положения подшипников по сравнению с их положением во время монтажа *.

В современных ГПА применяются упругие и полужесткие муфты (рис. 98). В первых угловое смещение воспринимается пружинами,

* Вибрации при этом не возникают, так как здесь не периодическое измене­ ние нагрузки вкладышей в процессе одного оборота роторов, а изменение нагрузки постоянного характера, обусловленное упругостью роторов и муфты, что при превышении определенных величин может вызвать перегрев вкладыша и аварийную остановку агрегата.

170


яп

Рис. 98. Муфты роторов газотурбинных агрегатов:

о — упругая; б — полужесткая

во вторых — гофрами компенсатора. Данные о допустимых расцентровках подшипников, полученные на основании исследований, В. С. Полякова, И. Д. Барабаша, А. X. Старостенко, С. Я. Курица, приведены в табл. 22.

Т а б л и ц а 22

Минимальные допустимые расцентровки в направлениях

Муфты

 

тангенциаль­

осевом

угловом,

радиальном

 

 

ном,

(в долях D)

минуты

(в долях Л)

 

 

градусы

 

 

 

 

 

Упругие ...............................

5

0,02

_

0,01

Полужесткие.......................

6

Жесткие (глухие):

. . . .

 

 

0,0005

по вертикали

2

по горизонтали . . . .

 

1

0,0002

D —наружный диаметр муфты

Иногда роторы агрегатов соединяют жесткими (глухими) муф­ тами. Это избавляет от необходимости иметь дополнительный упор­ ный подшипник, что снижает длину и массу агрегата и повышает его эксплуатационную надежность. Такая конструкция муфты при­ менялась в одновалыюй газотурбинной установке ГТ-700-4 (соеди­ нение газовой турбины и осевого компрессора). Компенсация угло­ вых смещений роторов здесь осуществляется за счет упругости самих роторов. Как видно из данных табл. 22, при применении роторов с жесткой муфтой допускается значительно меньшая расцентровка подшипников.

В тех случаях, когда в процессе эксплуатации и полного про­ грева турбоагрегата угловые смещения роторов превосходят ком­ пенсирующую способность муфты или самих роторов, применяют способ предварительной расцентровки подшипников. Для этого в процессе монтажа подшипники того агрегата, в котором после полного прогрева на эксплуатационном режиме они поднимутся выше других, занижают па ту величину, на которую они поднялись. Величины такой предварительной расцентровки значительно пре­ восходят допустимые, указанные в табл. 22; иногда они достигают нескольких десятых долей миллиметра. Схема предварительной расцентровки приведена на рис. 99.

Значения допустимой расцентровки подшипников, а также пред­ варительной расцентровки обычно указываются в монтажных ин­ струкциях заводов-изготовителей или в технических условиях на монтаж агрегатов под названием «Центровка роторов». Здесь не­ соответствие терминологии объясняется тем, что проверку точности центровки подшипников ведут по замерам смещения полумуфты одного ротора относительно полумуфты другого. Однако оно спо­ собно породить серьезные ошибки. Например, в конструкциях

172


агрегатов, роторы которых соединены между собой жесткой (глухой) муфтой, к обычным операциям по центровке подшипников должны добавляться специальные технологические операции по проверке центровки самих роторов, чтобы избежать одностороннего излома осей роторов *.

Рис. 99. Схема предварительной расцентровки роторов

Центровка подшипников, как основная технологическая опера­ ция, обеспечивающая .соосность роторов, выполняется, как и выверка агрегатов, при помощи клиновых или гидравлических домкратов или установочных болтов в два этапа: предварительно и оконча­

тельно.

Предварительно центри­

 

 

 

 

руют

подшипники,

контролируя

 

 

 

 

в горизонтальной плоскости по­

 

 

 

 

ложение расточек вкладышей от­

 

 

 

 

носительно струны. Замеры про­

 

 

 

 

изводят микрометрическим нутро­

 

 

 

 

мером.

Схема

замера центровки

 

 

 

 

расточек приведена на рис. 100.

 

 

 

 

Перед

тем

как

окончательно

 

 

 

 

центровать

подшипники соединя­

Рис. 100. Схема замера

центровки

емых

агрегатов, проверяют со­

 

расточек

 

стояние поверхностей вкладышей,

1 — расточка

уплотнения;

2 — струна;

плотность прилегания шеек ро­

3 — нутромер

(штихмас); 4 — бумага

торов к вкладышам

и вкладышей

 

 

 

 

к посадочным местам корпусов подшипников.

Это

позволит пре­

дупредить

в дальнейшем перецентровку вкладышей

подшипников.

Соосность подшипников при окончательной центровке контро­ лируют, как указывалось, по полумуфтам роторов. Однако в неко­ торых случаях может возникнуть необходимость в проверке точности изготовления самого ротора, его полумуфты и посадки полумуфты на ротор. Такая проверка сводится к определению величин биения упорного диска ротора и полумуфты, насаженной на вал ротора.

Для проверки биения по окружности цилиндрических поверх­ ностей деталей, например полумуфты, индикатор часового типа

* В практике монтажа ГТ-700-4 имелись случаи, когда из-за смешивания терминов не контролировалась центровка роторов, что приводило даже при хо­ рошей центровке подшипников к сильной вибрации.

173


с ценой делений 0,01 мм устанавливают в верхней части цилиндри­ ческой поверхности детали и проверяемую окружность делят мелом или карандашом на несколько равных частей (на рис. 101 указаны цифрами). Вращая ротор, производят запись показаний индикатора в местах отметок. Каждый замер повторяют дважды, смещая инди­ катор от первоначальной точки вдоль оси ротора на 10—15 мм. Изменение в показаниях индикатора по окружности свидетельствуют об эксцентричной посадке детали на вал или о погнутости самого вала.

Для проверки биения торцовых поверхностей ротора (упорного диска) и полумуфты используют два индикатора. Их располагают диаметрально противоположно на разъеме фланца корпуса под­ шипника (рис. 102). Так же, как

Рис. 101. Проверка

эллипсности (бие­

Рис.

102. Проверка

конусности

ния) полумуфты ротора

торцовой поверхности

двумя инди­

 

 

 

каторами

 

и при проверке

биения цилиндрических

поверхностей,

вращают

ротор и против каждой метки записывают показания индикаторов. Разность в показаниях свидетельствует о неправильности торцовых поверхностей полумуфт или упорного диска. Два индикатора уста­

навливают для

учета смещения

ротора в осевом направлении при

его вращении.

Проверку биения

рабочей поверхности торца прово­

дят 2—3

раза

при смещении ножки индикатора на 5—10 мм по

радиусу

торца.

 

 

Для определения биения торцовой поверхности, например по

диаметру

1—5

(см. рис. 102), отмечают показания индикатора А

у точки 1 (4 i)

и одновременно показания индикатора у точки 5 (В ъ).

Поворотом ротора на 180° устанавливают точку 5 против инди­ катора А и точку 1 против индикатора В (показания А ъ и Bj). Если

при повороте ротора нет смещения в осевом направлении, раз­ ности А х —- А 5 и В± В ъ равны по величине и одинаковы по знаку.

В действительности при повороте всегда возникает осевое сме­ щение ротора. Пусть ротор при повороте сместился на величину Ь

по направлению к индикаторам.

В этом случае разность А г А ь даст не величину биения к, а величину D — А г А ъ = к Ь.

174


При этом разность Е = В 1 В ь = к Ь. Если разности О и Е сложить, получим удвоенную величину биения, так как величина осевого смещения Ъ ротора при этом сократится и при проверке

биения двумя индикаторами смещения ротора в осевом направлении

не повлияет на

результат.

Следо­

 

 

 

 

 

вательно,

действительная

величи­

 

 

 

 

 

на биения

будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D + E

 

( А 1 - А ь) + ( В г - В ъ)

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( к + Ъ) + ( к - Ъ )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

23

 

 

 

 

 

Детали турбоагрегата

 

Допустимое

 

 

 

 

 

 

биение,

мм

 

 

 

 

 

Шейки в а л а ....................

 

 

0,03

 

 

 

 

 

 

Втулки уплотнений . .

 

 

0,10

 

 

 

 

 

 

Полумуфты

 

упругие

(по

 

 

0,06

 

 

 

 

 

 

окружности и по торцу)

 

 

 

 

 

 

 

 

Полумуфты жесткие:

 

 

 

0,06

 

 

 

 

 

 

по окружности . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

по торцу ................

 

 

0,03

 

 

 

 

 

 

Упорные диски подшип-

 

 

0,03

 

 

 

 

 

 

ников ............................

 

 

 

 

 

 

 

 

Консоль

ротора . . . .

 

 

0,04

 

 

 

 

 

 

Допустимые

биения указывают­

 

 

 

 

 

ся в заводских инструкциях, при­

 

 

 

 

 

мерные

 

данные

о

 

допустимых

 

 

 

 

 

отклонениях приведены в табл.

23.

 

 

 

 

 

Окончив проверку самих ро­

 

 

 

 

 

торов,

приступают

к

проверке

 

 

 

 

 

центровки

подшипников по полу-

Рис. 103. Проверка центровки под­

муфтам роторов. Центровку про­

шипников по

полумуфтам

роторов:

веряют

 

при

помощи

скобы

с

а — при помощискоб с индикаторами; б —

индикатором,

скобы

 

и

щупа

при помощискобы и щупа; J — индикатор;

 

з ,

3 —крепления держателя;

2 , i

(рис. 103).

Для

роторов,

соеди­

держатель

индикатора; в — крепление

ненных

 

муфтой

со

змеевидной

индикатора;

7,

9 — скобы; s

— планки

 

для

проверки

радиального

смещения;

пружиной,

применяют центровоч­

 

 

 

Ю — щуп

 

ную проставку.

Проверку центровки осей подшипников начинают с того, что роторы укладывают в подшипники, на полумуфты наносят метки. Одну из меток, располагаемую в вертикальной плоскости, принимают за начальное положение роторов. Поворачивая одновременно оба

ротора

от первоначального положения, принятого

за нулевое,

на 90,

180 и 270° по направлению вращения роторов,

замеряют при

175