Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 0
Фильтры снабжены элеваторным устройством для удаления шлама, механизмом промывки сеток и змеевиками для подогрева масла.
После сборки воздухозаборного устройства налаживают меха низмы передвижения сеток и уплотняют неподвижные соединения.
Воздухозаборное устройство поставляется на площадку в виде деталей и узлов. Сборку его можно производить как непосред ственно на постаменте, так и на сборочной площадке с последующим подъемом на постамент (рис. 130). Последний способ более рациона лен, так как позволяет совмещать сборку устройства со строитель ными работами по подготовке постамента, что сокращает общую про должительность монтажа и время пребывания рабочих на высоте.
Г Л А В А Д В Е Н А Д Ц А Т А Я
МОНТАЖ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ
Технологические трубопроводы на КС и НС предназначены для перекачки по магистралям газа и нефти, а также для транспорти ровки участвующих в технологических процессах рабочих агентов: масла, топлива, воды, пара, воздуха и отработавших в системах выхлопных газов. На КС такие трубопроводы связывают магистраль ный газопровод через систему пылеочистки с компрессорным цехом и отдельные компрессорные агрегаты между собой, а также газо проводы системы топливного и пускового газа, маслопроводы системы масляного хозяйства, водопроводы (или воздуховоды) системы охлаждения масла, газовоздуховоды системы регенерации отходя щих газов. Кроме того, на КС магистральных газопроводов имеются трубопроводы, обеспечивающие работу электростанции собственных нужд и газораспределительной станции бытовых нужд жилого по селка.
На НС магистральных нефтепроводов в состав технологических трубопроводов входят камера приема и пуска скребка, трубопроводы, соединяющие резервуарный парк, камеру фильтров и насосы между собой и с магистральным нефтепроводом, а также трубопроводы масляной системы, системы охлаждения масла и обдува электро двигателя.
Общая протяженность технологических трубопроводов на совре менной КС или НС превышает 10 км.
Монтаж трубопроводов — это комплекс трудоемких операций по сборке и в некоторых случаях изготовлению отдельных деталей, по установке и закреплению трубопровода на опорах, обработке и подготовке внутренних и наружных поверхностей, гидравличе скому или пневматическому испытанию. В связи с конструктивными особенностями большинства трубопроводов (большие габаритные размеры и малая жесткость) степень их сборности значительно ниже, чем степень сборности оборудования. Поэтому трудоемкость монтажа
228
трубопроводов довольно велика: доля трудовых затрат на монтаж трубопроводов составляет примерно 1/3 всех трудозатрат, расходу емых на монтаж оборудования и трубопроводов КС.
§52. КОНСТРУКЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ II ПРИМЕНЯЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для транспортировки жидкостей и газов обычно применяют трубы круглого сечения. Диаметры и толщины стенок труб выбирают с уче том параметров транспортируемых рабочих агентов: давления, тем пературы п скоростей протекания. В некоторых случаях для транс портировки больших объемов рабочих агентов, имеющих невысокое давление и сравнительно малые скорости (например, выхлопные газы после газовой турбины), применяют трубопроводы коробчатого сечения.
Для предотвращения излишней передачи тепла от рабочего агента внешней среде и наоборот служит тепловая изоляция, кото рой покрывают трубопровод с наружной или внутренней стороны. Теплоизоляционный слой покрывают защитным кожухом. Причем с внутренней стороны применяют металлический кожух, герметично перекрывающий рабочему агенту доступ к теплоизоляционному слою, который обладает малой конструктивной прочностью. С наружной стороны теплоизоляционный слой покрывают тканью и иногда сверху защищают легким металлическим кожухом.
В помещениях, где размещается эксплуатационный персонал, для снижения уровня шума, возникающего, например, при больших скоростях протекания воздуха в трубопроводе к всасывающему патрубку осевого воздушного компрессора, применяют звукоизо ляцию. В качестве звукоизоляции используют специальную мастику, которой покрывают поверхность трубопровода с наружной стороны под теплоизоляционным слоем.
Чтобы масло не попадало на горячие части оборудования и от этого не возникали пожары, участки маслопроводов повышенного давления, проходящие вблизи нагретых частей, помещают в защит ные кожухи. Кожух представляет собой отрезок трубы большего диаметра, приваренный с торцов к маслопроводу. В кожухе преду смотрено отверстие для слива масла в дренажную систему. В случав утечки масла через неплотности трубных соединений или разрыва трубопровода масло по внутренней полости попадает в дренаж.
Собранный трубопровод устанавливают на опоры пли подвеши вают на подвески. Конструкции опор и подвесок (рис. 131) выби рают в зависимости от массы единицы длины трубопровода, формы его сечения, температуры транспортируемого по трубопроводу рабочего агента. Неподвижные опоры и жесткие подвески полностью исключают (или ограничивают) степень свободы движения трубо провода. Такие конструкции применяют, когда необходимо пред отвратить смещение трубопровода в нежелательном направлении.
229
г
а
Рис. 131. Опоры и подвески для трубопроводов:
о — опора неподвижная; б ■— опора подвижная (скольжения); в — подвеска жесткая; г — подвеска пружинная
Чтобы исключить излишние напряжения в трубопроводе (возни кающие при нагреве) и тепловые расширения, применяют подвиж ные опоры и пружинные подвески. При весьма больших нагрузках и значительных тепловых деформациях (например, для регенера тора газотурбинной установки) применяют подвижные опоры с ша риковой пятой. Для снижения тепловых напряжений в трубопро водах и газоходах служат линзовые компенсаторы (рис. 132). Путем предварительного натяга трубопровода с вваренным в него линзо вым компенсатором (трубопровод изготовляют несколько меньшей длины необходимо) растягивают линзы компенсатора на величину,
Рис. 132. Линзовый компенсатор
указанную в заводском формуляре. После нагрева оба участка тру бопровода с обеих сторон компенсатора удлинятся и сожмут растя нутые ранее линзы. В результате этого линзовый компенсатор при рабочем режиме будет иметь меньшие напряжения. Чтобы компен сатор не разрушался при предварительном натяге, имеются стяжки.
В трубопроводах высокого давления, как правило, предусматри вается самокомпенсация тепловых расширений (рис. 133), тепловые расширения направляются в изогнутые части трубопровода, благо даря чему расстояние между двумя фиксированными точками остается неизменным. При способе самокомпенсации применяют тот же прием предварительного натяга.
Максимальное давление, при котором работают трубопроводы, составляет: на КС — 75 кгс/см3, на НС — 64 кгс/см2. В дальнейшем предусматривается увеличение давления газа, что позволит повы сить пропускную способность газопроводов. Для трубопроводов, работающих при таких давлениях, необходимы стальные бесшовные и электросварные трубы. Бесшовные трубы в настоящее время вы пускаются горячекатанными диаметром от 57 до 426 мм; сварные — диаметром от 529 до 1220 мм. Для максимальных значений давления, применяемого ныне на КС, используют трубы с толщиной стенки до 20 мм (на магистральных газопроводах у труб диаметром 720— 1020 мм толщина стенок не превышает 14 мм). Такие трубы изгото вляют из стали 20К.
231
Если необходимо изменить направление трубопровода, приме няют способ гнутья труб (см. § 53) или используют фасонные детали — крутозагнутые отводы (уголь ники), разнопроходные тройни ки и развилки, переходники (конусообразные патрубки для перехода с одного диаметра на другой) и отбортованные днища (сферические заглушки).
Рис. 134. |
Фасонные детали трубопро |
Рис. 135. Разъемные соединения |
|
|
водов: |
|
трубопроводов: |
1 — крутозагнутые отводы |
(угольники); б — |
а — фланцевое; б — ниппельное |
|
тройник равнопроходный; в — тройник разно- |
|
||
проходный; |
г — переход |
концентрический |
|
сварной; д — дншце отбортованное (сфериче |
|
||
|
ская заглушка). |
|
Такие детали (рис. 134) из низколегированных и углеродистых сталей диаметром от 500 до 1200 мм рассчитаны на давление до 64 кгс/см2 и изготовляются по нормалям газовой промышленности.
233
Соединяют трубопроводы между собой и с оборудованием неразъ емными (сварными) или разъемными соединениями. Разъемные со единения выполняются фланцевыми или ниппельными (рис. 135).
Для уплотнения разъемных соединений между фланцами при меняют различные прокладки (табл. 29), иногда соединение уплот няют мастикой. Фланцевые соединения маслопроводов перед сбор кой тщательно шабрят.
Наиболее надежным типом разъемного соединения является ниппельное (см. рис. 135), для которого не требуется прокладок и которое может быть несколько раз без ущерба для плотности ра зобрано и вновь собрано. Недостаток ниппельного соединения в том, что оно в настоящее время может быть использовано на трубопро
воде малого диаметра |
(до 1 0 0 мм). |
§ 53. |
МОНТАЖ ТРУБОПРОВОДОВ |
Работы по монтажу трубопроводов весьма трудоемки, и их вы полнение связано с тяжелым физическим трудом. Поэтому с целью снижения затрат ручного труда и общей трудоемкости монтажа трубопроводов стремятся возможно больше применять индустриаль ные методы. Как указывалось выше, наибольший эффект может быть достигнут при монтаже трубопроводов, поставляемых на строитель ную площадку в виде узлов или секций с арматурой и в комплекте с гарнитурой и обслуживающими конструкциями (площадками, лестницами, мостками). В этом случае после контроля качества при бывших узлов и секций остается лишь соединить их между собой, а также с опорами и подвесками. Трудоемкость монтажа трубопро водов снижается также при укрупнительной их сборке на специаль ном участке на базе монтажной организации (обслуживающей не сколько строительно-монтажных площадок) или непосредственно на строительно-монтажной площадке. В данном случае, кроме чисто монтажных процессов, требуется организовать сборку трубо проводов, а иногда и изготовление (гнутье, резку) трубных загото вок. Вместе с тем, благодаря улучшению условий труда, удобствам выполнения работ (например, отказа от сварки неповоротных сты ков), наличию специализированных механизмов и приспособлений повышаются производительность труда и качество монтажных ра бот. Важное преимущество укрупнительной сборки — сокращение сроков строительства КС или НС, так как при этом возможно совме щение монтажных работ со строительными (изготовление и сборку трубопроводов можно вести до окончания устройства фундаментов и опор).
При организации укрупнительной сборки трубных узлов и бло ков стремятся к тому, чтобы увеличить массу монтажной единицы. Однако этому препятствует увеличение размеров узлов и блоков, сопровождающееся снижением жесткости конструкций, а также тех
нические |
возможности средств транспортировки и такелажа узлов |
и блоков. |
В связи с указанным массу и размеры узлов и блоков вы |
234