Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 1
Т А Б Л И Ц А 18. |
П Р И М Е Р Н О Е Р А С П Р Е Д Е Л Е Н И Е |
Ч И С Л А Р А Б О Ч И Х |
МЕСТ |
|
|
ПО Т О В А Р Н Ы М Г Р У П П А М В П Р Е Д П Р И Я Т И Я Х Р О З Н И Ч Н О Й Т О Р Г О В Л И |
|||||
|
Количество рабочих |
мест |
на 1000 |
ж и т е л е й |
|
|
|
|
в предприятиях |
||
Группа |
товаров |
|
|
|
|
|
всего |
микрорайон |
районного |
городского |
|
|
|
ного значения |
значения |
значения |
А. Продовольственные |
товары |
|
|
|
|
|||
Х л е б о б у л о ч н ы е изделия . . |
0,6 |
0,45 |
0,1 |
0,05 |
||||
Молочные продукты . . . . |
0,6 |
0,4 |
0,17 |
0,03 |
||||
Овощи, фрукты |
(без |
учета |
0,4 |
0,25 |
0,1 |
0,05 |
||
сезона) |
|
|
|
|
||||
Мясо |
|
|
|
|
0,32 |
0,2 |
0,1 |
0,02 |
Рыба |
|
|
|
|
0,15 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Гастрономия и винно-водоч |
0,6 |
0,2 |
0,25 |
0,15 |
||||
ные изделия |
|
|
|
|
||||
Бакалея |
|
|
|
|
0,3 |
0,2 |
0,06 |
0,04 |
Кондитерские |
изделия . . . |
0,2 |
0,05 |
0,1 |
0,05 |
|||
Прочие товары |
|
|
|
|
0,03 |
|
0,02 |
0,01 |
В с е г о |
|
|
|
3,2 (100%) |
1,8 (55%) |
0,95 (30 %) |
0,45 (15%) |
|
Б. Промышленные |
товары |
|
|
|
|
|||
Швейные изделия |
|
|
|
0,55 |
— |
0,35 |
0,2 |
|
Головные уборы, |
меха . . |
0,1 |
— |
0,05 |
0,05 |
|||
Ткани |
|
|
|
|
0,3 |
— |
0,2 |
0,1 |
Обувь |
|
|
|
|
0,4 |
— |
0,2 |
0,2 |
Галантерея, трикотаж, |
пар |
0,7 |
0,2 |
0,35 |
0,15 |
|||
фюмерия |
|
|
|
|
||||
Посудохозяйственные |
това |
0,4 |
0,1 |
0,15 |
0,15 |
|||
ры |
|
|
|
|
||||
Культтовары, |
спорттовары . |
0,4 |
— |
0,2 |
0,2 |
|||
Книги |
|
|
|
|
0,25 |
— |
0,15 |
0,1 |
Мебель |
|
|
|
|
0,1 |
— |
— |
0,1 |
Строительные |
материалы . . |
0,1 |
— |
— |
0,1 |
|||
Прочие товары |
|
|
|
0,1 |
— |
0,05 |
0,05 |
В с е г о |
3,4(100% ) 0,3 (10%) |
1,7 (50 %) 1,4 (40%) |
группам на 1000 жителей в магазинах микрорайонного, районного и го родского значения.
Типы магазинов розничной торговли определяются их товарным про филем и специализацией, формой торговли, мощностью (количество ра бочих мест), условиями размещения и др.
По товарному профилю магазины делятся на: специализированные- и неспециализированные продовольственные; специализированные и не специализированные промышленных товаров; универмаги; по продажескупленных вещей; комиссионные; смешанные.
По форме торговли существуют магазины с обычной торговлей, с продажей товаров по образцам, с открытой выкладкой товаров, с само обслуживанием, с продажей товаров через автоматы и др.
Специализированные магазины имеют в своем ассортименте товары, только одной какой-нибудь группы (например, мясной, овощной, готовой одежды, тканей и др.). Количество условных рабочих мест колеблется в. продовольственных магазинах в пределах 2—10 и промтоварных магази нах — 2—40.
Узкоспециализированные магазины имеют в продаже товары опре деленной группы (например, хлеб, женские головные уборы, детскуюодежду, пуговицы и др.). Их вместимость колеблется от 2 до 10 рабочих мест.
Комбинированные магазины сочетают родственные по общностиспроса товары (бакалейно-гастрономические, вино, кондитерские изде лия, хлеб). Вместимость комбинированных магазинов колеблется в зави симости от ассортимента товаров в пределах 3—20 рабочих мест.
В зависимости от градостроительных условий торговые предприятия размещаются в отдельно стоящих зданиях, в комплексе торговых центров, или в первых этажах жилых домов высотой не менее пяти этажей.
Торговое предприятие любого профиля состоит из следующих групппомещений: торгового зала, где совершается продажа товаров покупате лям; подсобных помещений, где производятся операции по приему, хра нению и подготовке товара к продаже; служебных помещений.
Взаимосвязь отдельных групп помещений магазина определяетсятехнологическим процессом его работы, что иллюстрируется схемой на рис. 225.
Площади торговых залов, подсобных и административно-бытовых, помещений приведены в приложениях 4, 5, 6 и 7.
Возможные варианты размещения торговых предприятий в сочета нии с жилой застройкой, выходящей на магистраль, показаны на рис.226.
Однако это не означает, что магазины должны быть сосредоточены, только на главных улицах и магистралях. Их размещение должно обес печивать равномерный охват и нормальное обслуживание всей террито рии жилого района и города.
Размещение торговых предприятий в жилых домах несколько сни жает санитарно-гигиенические условия последних, затрудняет использо вание индустриальных методов строительства и не позволяет полноценно организовать внутреннее пространство торгового предприятия. Однако в ряде случаев такое размещение часто обусловливается архитектурно-
Рис. 225. Общая функцио нальная схема торгового предприятия
То в а р
Пе р с о н а л
По к у п а т е л и
• о 3 G D O
J ^ : | ® o | ^ | | б ) | : icigf
— ж и л а я з а с т р о й к а т о р г о в л е з д а н и я
' C G D
Рис. 226. Схемы возможно го размещения торговых зданий в жилой застройке
а — рядовое; |
б — ленточное; |
в, |
||
г — пристроенное; |
д, |
е — |
угло |
|
вое; ж — |
вставка |
|
|
|
градостроительными соображениями, учитывая то, что витрины и рек ламные устройства торговых предприятий играют немаловажную роль в -общем решении магистрали или площади.
Наиболее целесообразно встраивать торговые предприятия в кар касные жилые дома, так как железобетонные опоры позволяют освобо-
Рис. 227. |
Проект |
девятн- |
||
этажного |
жилого |
дома |
се |
|
рии |
11-29 |
с магазином |
па |
|
первом э т а ж е |
|
|
||
а — фасад; |
б — план |
первого |
||
этажа; |
1 — торговый зал; 2—ка |
|||
фе; 3 — стол |
заказов |
|
|
i n и HUT а л а паї
пп n T & g T t i n n n T s y ^ • • о і п • • g n f T D п ппхЙЫго: а п ах
а а а гашхо а а ащщв а а о
д п р Н п ^ п д п п ^ ш р п п д ^
а о • ; п ? і ™ д д п ' п 8 п і д а о п п і
• • п р я т у т д д п і і і JuSjM а п п і а а п ш м Л п d n m a n i a d n i
З ] — П — П — П — Т И
Рис. 228. Схема расположения торговых предприятий в ж и л о м д о м е в зависимости от грузооборота
Ежедневный грузооборот
Рис. 229. Планировка торговых залов
а — фронтальная; |
б — глубинная; |
в — |
комбиниро |
Периодический |
грузооборот |
ванная; г — с дополнительными |
залами |
|
Эпизодический |
грузооборот |
^2.8 ^? . 8|32 j , 2 g j ? 8 | 3 2 |28|2 . 8 |
2.8 |2 8j3 . 2 j 2 . 8 j ? 8 j 3.212 8 | 2 8 |
|
дить основное пространство для торговых операций, что видно по проекту
девятиэтажного |
пятисекциоиного жилого дома |
серии П-29 МИТЭП |
(рис. 227). |
|
|
В основу проекта здесь принята унифицированная схема плани |
||
ровки здания с |
взаимозаменяемыми технологическими процессами. |
|
В пятисекционном доме могут быть размещены |
продовольственный ма |
газин на 40 рабочих мест или промтоварный магазин на 45 рабочих мест.
Проектом предусматривается редкое расположение несущих желе зобетонных колонн и глубинное решение торговых залов (12 м). По фасаду вместо традиционных витрин с ограниченными габаритами за проектировано сплошное двойное остекление в виде витражей, выне сенное вперед на 1,2 м от несущих железобетонных колонн. Этим до стигается увеличение площади торгового зала и его глубины, создает ся оптимальная освещенность зала и улучшается видимость с улицы всего пространства магазина.
Чтобы не ухудшать условий проживания в этих домах, грузовые операции производятся в их торцах. Здесь следует отметить, что рас положение торговых предприятий в здании должно производиться по принципу: чем больше грузооборот магазина, тем ближе к выезду из жилой зоны должен быть расположен магазин (рис. 228).
Торговые залы должны обладать предельно четкой формой. По своей композиции они бывают: фронтальными, глубинными, комбини
рованными |
и с дополнительными |
залами |
(рис. 229). |
|
|
|
Жилые |
дома с поперечными |
несущими |
стенами |
крайне |
затрудня |
|
ют планировку торговых залов. |
Поэтому |
в |
данном |
случае |
на уровне |
первого этажа к жилому дому пристраивается торговый зал. В габа ритах же первого и подвального этажей дома размещаются подсобные помещения предприятия.
По проекту девятиэтажного жилого дома серии 11-18-01 /МИ МИТЭП (рис. 230) пристроенный торговый зал хорошо связан с зда нием и удачно обогащает его общий силуэт.
Общий вид пристроенного магазина показан на рис. 231.
Взависимости от потребности к жилому дому могут быть пристро ены магазины различной мощности на 15, 21 и 30 условных рабочих мест.
Впрактике последних лет широкое распространение получило раз мещение торговых предприятий в специальных отдельно стоящих зда ниях. В таких зданиях могут кооперироваться несколько различных торговых предприятий, например продовольственный магазин и столо вая, промтоварный магазин и ремонтные мастерские и т. д. При этом хозяйственный двор и подсобно-технические помещения могут быть об щими для всех предприятий. Совмещение в одном здании нескольких видов торговли удобно и для населения.
Существует два приема блокирования кооперированных предпри ятий: по горизонтали (одноэтажные кооперированные здания) и по вер тикали (двух- и трехэтажные кооперированные здания).
Примером первого приема может быть одноэтажное здание, в ко-
Рис. 230. Проект девятиэтажиого жилого дома серии
11-18-01 / М И |
с магазином на |
|||
первом |
э т а ж е |
|
|
|
а — фасад; |
|
б — план |
первого |
|
этажа; 1—торговый |
зал; |
2—лет |
||
няя площадка; |
3—стол |
заказов; |
||
4 — отдел |
торговли |
с |
прилавка |
тором кооперируются продовольственный магазин и столовая. |
Загру |
||
зочные люки — самостоятельные для |
каждого |
предприятия. |
Админи |
стративные помещения магазина и столовой |
являются общими (про |
||
ект Гипроторга; рис. 232). |
|
|
|
Примером второго приема может быть двухэтажное здание, в ко |
|||
тором продовольственный магазин на |
первом |
этаже кооперируется с |
промтоварным магазином на втором этаже. Здесь предусмотрена само стоятельная загрузка товара для каждого торгового предприятия. Кон торские и бытовые помещения также имеются при каждом предприя тии (проект Гипроторга; рис. 233).
Торговое здание может быть двухпролетным (в этом случае тор говый зал имеет естественное освещение с двух сторон) и трехпролетным (когда естественный свет поступает только с одной стороны).
Совершенствование форм торговли привело к увеличению фронта продажи, упразднению барьеров между покупателями и товаром (са мообслуживание) .
13* |
195 |