Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 1
Дополнительным звеном школы-интерната являются спальные ком
наты. Их взаимосвязь с классными |
|
помещениями |
имеет |
существенное |
|
значение в общем композиционном |
|
решении комплекса |
школы-интер |
||
ната и решается разными приемами. |
|
|
|
|
|
Первый прием — когда классные |
помещения |
расположены на пер |
|||
вом и втором этажах, а спальные |
комнаты — на |
верхних |
этажах. В |
||
этом случае принцип возрастного разделения учащихся |
осуществляет |
||||
ся только поэтажно, а связь между |
группами помещений |
происходит |
|||
по вертикали (рис. 217, а) . |
|
|
|
|
|
Второй прием предусматривает |
|
размещение |
классов |
и |
спальных |
комнат в одном корпусе поэтажно, |
когда классы |
и спальные комнаты |
находятся на одном этаже. Связь между группами помещений проис ходит по горизонтали (рис. 217, б).
Третий прием — когда классные и спальные помещения размеща ются в различных корпусах. Спальные комнаты размещаются в одном
или нескольких |
корпусах, а |
возрастное |
разделение происходит или |
|
поэтажно, или по отдельным |
корпусам (рис. 217,в). |
|
||
При первом приеме рациональнее решаются связи между класса |
||||
ми, гардеробом |
и площадками отдыха; это объясняется |
расположени |
||
ем классов только на первых |
этажах. Этот прием наиболее характерен |
|||
для блочной композиции. Второй прием |
предопределяет |
централизо |
ванную композицию, а третий прием позволяет проектировать школуинтернат как блочную, так и павильонную.
Жилой корпус школы-интерната состоит из спальных комнат, са нитарных узлов (включающих уборные, умывальные и душевые), ком нат дежурных воспитателей, изолятора для заболевших учеников и ряда хозяйственных помещений (кладовые, склады и другие подсобные по мещения).
Спальные комнаты проектируются из расчета 4 м2 на одно место.. Спальни для учащихся старшего возраста проектируются на 4—6 че
ловек, |
а для младшего возраста — на 12—17 человек (рис. 218). |
В |
каждой спальной комнате должны быть встроенные, шкафчики |
для одежды из расчета числа проживающих, тумбочки для книг и об щий стол.
Спальные комнаты занимают большой объем в комплексе школыинтерната. Поэтому расположение в них коек должно быть хорошо про думано, а планировка должна способствовать более универсальному
использованию |
этого |
помещения |
для различных |
мероприятий. |
На |
||
рис. 219 показан пример различного использования |
отдельных |
зон |
|||||
спальни, а на рис. 220 |
и 221 — универсальное использование |
обеденно |
|||||
го и спортивного залов. |
|
|
|
|
|
|
|
Помещения |
школы |
и школы-интерната должны |
иметь |
непосред |
|||
ственное естественное |
освещение. |
Шлюзы-умывальные, |
уборные |
для |
|||
персонала и кладовые допускается освещать вторым светом. |
|
|
|||||
Состав и площади десятилетних общеобразовательных школ при |
|||||||
водятся в приложении 3. |
|
|
|
|
|
||
Наименьшая высота основных школьных помещений |
принимается |
||||||
по табл. 16 |
|
|
|
|
|
|
|
При проектировании зданий школы или школы-интерната |
в соста |
|
ве комплексной серии с жилыми домами в целях унификации |
конструк |
|
тивных элементов допускается снижение высоты помещений |
(в |
зависи |
мости от высоты этажей в жилых домах). В этом случае |
|
площадь |
классных и спальных комнат должна быть увеличена на 20% |
против |
|
нормируемой. |
|
|
Рис. 220. Универсальное использование обеденного зала
/ — кино; 2 — сбор |
совета |
школы; |
3 — лекция; |
4 — общие |
игры; |
5 — обед |
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
16. |
Н А И М Е Н Ь Ш А Я ВЫСОТА |
О С Н О В Н Ы Х |
Ш К О Л Ь Н Ы Х |
П О М Е Щ Е Н И И |
|
|||
|
|
|
Наименование помещений |
|
|
Высота от |
пола |
||
|
|
|
|
|
д о потолка |
в м |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
3,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3,3—4,2 |
|
Спортивный зал |
|
|
|
|
|
5 - 6 |
|
||
Учебно-вспомогательные |
и обслуживающие |
помещения (кроме |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
П р и м е ч а н и е . |
В I V |
климатическом районе высота жилых, уч ебно-вспомога- |
|||||||
тельных и |
обслуживающих |
помещений д о л ж н а |
быть не менее |
3,3 м. |
|
Р и с . 221. Универсальное использование |
спортивного |
зала |
|
|
|
|
|
|||||
1 — гимнастика |
при |
зрителях; |
2 — лекции |
с |
диапозитивами; |
3 — гимнастические |
занятия; |
4 — спор |
||||
тивные игры; |
5 — общий вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Школьные здания оборудуются: водопроводом, канализацией, цен |
||||||||||||
тральным отоплением и вытяжной вентиляцией. |
|
|
|
|
|
|||||||
Расчетная температура в школьных помещениях |
и кратность |
обме |
||||||||||
на воздуха принимаются согласно табл. 17. |
|
|
|
|
|
|||||||
Санитарные узлы в школах должны проектироваться из расчета: |
||||||||||||
для мальчиков — один унитаз |
и 0,4 м лоткового писсуара |
на 40 человек |
||||||||||
и один умывальник |
на 60 человек; для девочек — один |
унитаз |
на 30 |
|||||||||
человек и один умывальник на 60 человек; |
|
|
|
|
|
|
||||||
для учителей — две уборные на один |
унитаз |
с умывальником каж |
||||||||||
дая . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Санитарные узлы для учеников устраиваются |
в каждом этаже, име |
|||||||||||
ющем классные помещения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Конструктивные схемы зданий общеобразовательных школ много |
||||||||||||
образны. Это объясняется большим |
разнообразием |
объемно-планиро |
||||||||||
вочных параметров, конструкций и материалов, |
которые |
применя |
||||||||||
лись в проектах школ. Поэтому признано целесообразным |
провести |
|||||||||||
унификацию |
объемно-планировочных |
параметров |
зданий |
культурно- |
||||||||
бытового назначения, в категорию которых входят и школы. |
|
|
Т А Б Л И Ц А 17. Т Е М П Е Р А Т У Р А И КРАТНОСТЬ О Б М Е Н А В О З Д У Х А В Ш К О Л Ь Н Ы Х
П О М Е Щ Е Н И Я Х
|
Внутрен |
|
|
няя |
рас |
Наименование |
четная |
|
помещений |
т е м п е р а |
|
|
тура |
|
|
в |
град |
Классное |
помеще- |
16 |
||
|
|
|
|
|
Химическая |
лабо |
|
||
ратория |
и |
«жи |
|
|
вой уголок» |
. . |
16 |
||
Прочие |
лаборато |
16 |
||
рии |
|
|
|
|
Рекреационное |
по |
|
||
мещение . |
. . |
16 |
||
Актовый |
з а л . |
. . |
16 |
Гимнастический зал 15
Библиотека . . . 18
Кратность
обмена
в о з д у х а
в 1 ч (по
вытяжке)
1 — 1,5
3
1
—
3
0,5
|
Внутренняя |
Кратность |
|
Наименование |
расчетная |
обмена |
воз |
помещений |
.•емпература |
д у х а |
в 1 ч |
|
в град |
(по вытяжке) |
Канцелярия . |
. . |
18 |
0,5 |
|
Кабинет |
директо |
18 |
0,5 |
|
ра |
|
|
||
Учительская. |
. . |
18 |
1 |
|
Кабинет |
врача |
. . |
20 |
1 |
Буфетная . . |
. . |
16 |
1,5 |
|
, Кубовая |
. . |
. . |
16 |
3 |
Умывальная |
. . |
18 |
1 |
|
Д у ш е в а я |
. . |
. . |
25 |
1,5 |
Раздевальная |
при |
22 |
|
|
душевой . |
. . |
1,5 |
||
Вестибюль . |
. . |
16 |
2 |
В проектах зданий общеобразовательных школ применяются раз личные конструктивные схемы: каркасная с полным каркасом и сеткой колонн 6X6 или 6X9 м, с поперечными крупнопанельными несущими •стенами; с продольными несущими кирпичными стенами.
В проекте здания школы на 960 учащихся (рис. 222) несущей конст рукцией, воспринимающей все нагрузки, является сборный железобетон ный каркас с сеткой опор 6X6 м. Пролет каркаса учебного корпуса 6+6 и 6 + 3 + 6 м, боковых крыльев 6+ 6 м, переходных помещений 6+3 и
.залов 12 м. Продольный шаг колонн каркаса 6 м. Высота этажей 3,3 м, залов 6,5 м. Отметка уровня пола первого этажа на высоте 1,1 м от земли. Каркас состоит из стоек сечением 30X30 см, высотой 2,95 м. Со пряжение элементов каркаса выполнено путем платформенного опирання прогонов между торцами стоек с обваркой контура примыкания металли ческих закладных деталей (рис. 223). Жесткость узлов каркаса обеспе
чивается сварными швами. Для этой цели стойки имеют по |
обоим |
кон |
цам металлические штампованные оголовки размером в |
плане |
270Х |
Х270 мм. Оголовок надет на арматурный каркас стойки и |
приварен к |
|
нему угловыми швами. |
|
|
Поперечная устойчивость каркаса обеспечивается жесткостью узло вых сопряжений. В продольном направлении рамы связаны между собой панелями перекрытий. В трех пролетах по средней оси корпуса установ лены вертикальные диафрагмы жесткости из плит, которые обеспечива ют продольную устойчивость каркаса. Диафрагмы жестко свариваются с каркасом и между собой.
Рис. 222. Унифицированный сбо рн ы й ж е л е з о бетон н ы ft: каркас школьного здания на 960 учащихся
а — поперечный |
разрез; |
б—про |
|
дольный |
ратоет; |
в —- |
фрагмент |
плана |
|
|
|
В
I |
п шп |
|
— 1 |
ь |
' і |
|
—.—1-
Рис. 223. Платформенный стык унифицированного сборного железобетонного каркаса
а — план; |
б — разрез 1—1; |
в — разрез |
2—2 |
чРигель
Технико-экономические показатели проекта данного школьного зда ния приводятся в сопоставлении с показателями действующих типовых проектов.
Кі по типовым проектам (в среднем) при наиболее рациональных объемно-планировочных решениях составляет 0,93—0,95; /C2 = 5-f-5,2. При этом следует учитывать, что более экономичными будут проекты более крупных школьных зданий.