Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 231
Скачиваний: 1
Объемно-планировочная структура торгового здания должна быть предельно простой и лаконичной. Внешний облик торгового здания с большими остекленными плоскостями и красочными рекламами на фоне общей городской застройки приобретает важное композиционное значение.
При размещении торговых предприятий, встроенными или пристро енными к жилым и общественным зданиям, специальной территории обычно не предусматривается. Это отрицательно сказывается на об щих санитарно-гигиенических условиях последних, загрязняет терри торию жилых дворов.
При отдельно стоящих и кооперированных зданиях |
минимальные |
||||||||||
размеры |
хозяйственного |
двора |
определяются |
условиями разворота ав |
|||||||
томашин, доставляющих |
товар |
(рис. 237). Хозяйственный |
двор должен |
||||||||
иметь уклон в сторону от здания, что |
обеспечивает |
сток |
ливневых вод |
||||||||
на улицу. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентировочные размеры территории участков для |
магазинов, |
||||||||||
расположенных |
в отдельно стоящих |
зданиях, |
принимаются |
по табл. 19. |
|||||||
Т А Б Л И Ц А |
19. О Р И Е Н Т И Р О В О Ч Н Ы Е |
Р А З М Е Р Ы |
Т Е Р Р И Т О Р И И |
УЧАСТКОВ |
М А Г А З И Н О В |
||||||
|
В З А В И С И М О С Т И |
от их мощности |
|
|
|
|
|||||
Мощность |
магазина, |
П л о щ а д ь у ч а с т к а |
на 1 |
Мощность |
магазина, |
П л о щ а д ь у ч а с т к а |
|||||
рабочих |
мест/л? |
объект в м' |
|
|
|
рабочих |
мест/мг |
|
на |
1 объект в м* |
|
6/90 |
750—900 |
|
|
|
16/240 |
|
1100—1300 |
||||
8/120 |
|
800—1000 |
|
|
|
20/300 |
|
1100—1400 |
|||
10/150 |
|
900—1100 |
|
|
|
24/360 |
|
1200—1500 |
|||
12/180 |
1000—1200 |
|
|
|
30/450 |
|
1300—1600 |
||||
Отдельно стоящие магазины необходимо отодвигать от красной |
|||||||||||
линии застройки |
не менее чем на 2 ж в целях |
более удобного оборудо |
|||||||||
вания витрин и лучшей |
организации |
потоков |
покупателей. |
|
|||||||
В жилых домах запрещается размещать овощные магазины раз |
|||||||||||
мерами больше, |
чем на четыре |
рабочих места, |
специализированные |
рыбные магазины, магазины строительных и москательно-химических товаров, магазины с огнеопасными товарами, а также магазины, в ко торых могут возникнуть сотрясения и шум, превышающие предельно допустимые для жилых домов, или вредные выделения. Люки для за грузки продовольственных товаров и люки для загрузки топлива тре буется располагать по возможности с разных сторон зданий. Не до пускается устройство таких люков под окнами квартир первого этажа.
Служебные входы |
и люки для загрузки |
товаров в магазины необхо |
||||
димо располагать |
со стороны двора |
или |
внутриквартальных |
проездов, |
||
как правило, в торцах |
домов. |
|
|
|
|
|
Размещение торговых залов допускается в первых |
и |
цокольных |
||||
этажах, заглубленных |
не более чем |
на 1,5 м от уровня |
тротуара или |
|||
отмостки, при наличии |
естественного |
освещения. |
|
|
14—795 |
201 |
Площадь торговых залов определяется длиной фронта, глубиной торговых мест и шириной проходов для покупателей в торговом зале.
Длина фронта торгового места должна быть не менее:
впродовольственных магазинах—2 м, за исключением овощных, для которых—2,5 м;
впромтоварных магазинах: для готового платья—4—6 м; для посудохозяйственных товаров, строительных материалов, спорттоваров, радио- и электротоваров, шерстяных тканей—3 м; для музыкальных инструментов, бумажных тканей, писчебумажных товаров, игрушек, обуви, головных уборов—2,5 м; для галантереи, трикотажа, парфюме рии, фотооптических товаров, мехов, белья —2 м.
При наличии в магазине только одного рабочего места по какойлибо товарной группе длина фронта увеличивается на 0,5 м.
При объединении на одном рабочем месте двух товарных групп фронт его принимается по большей норме +0,5 м. Глубина рабочего места продавцов зависит от применяемого оборудования; глубина при
стенного оборудования — от 0,4 до |
0,9 иг; |
глубина |
прилавков — от |
0,6 |
||||||||
до 1,1 м. Ширина прохода для продавцов |
между |
пристенным |
оборудо |
|||||||||
ванием и прилавком принимается: для отделения |
обуви—1,4 |
м; мяса |
||||||||||
и овощей— 1,2 м; остальных товаров — 0,9 |
м. Ширина |
прохода для |
по |
|||||||||
купателей должна приниматься по табл. 20. |
|
|
|
|
|
|
||||||
Т А Б Л И Ц А |
20. Ш И Р И Н А П Р О Х О Д О В Д Л Я П О К У П А Т Е Л Е Й П Р И |
З А К Р Ы Т Ы Х |
Р А Б О Ч И Х |
|||||||||
|
МЕСТАХ П Р О Д А В Ц О В |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
П р о х о д ы |
|
|
|
|
Ширина |
прохода |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
М е ж д у |
прилавками и наружной стеной с количеством |
торговых |
|
|
|
|||||||
мест (считая |
на |
каждый зал в отдельности) |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,5 |
|
|
от б /эо |
д о |
1 2 /ieo включительно |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
||
более |
|
1 2 /іво |
|
|
|
|
|
|
3,5 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
М е ж д у |
прилавком и тамбуром с поворотным входом |
|
|
|
2,5 |
|
||||||
Площадь административно-бытовых помещений |
|
(конторы, |
комна |
|||||||||
ты отдыха |
и др.) |
принимается 3 м2 |
на одно рабочее |
место. |
|
|
|
|||||
Количество |
кассовых аппаратов |
определяется |
из |
расчета |
один |
ап |
парат на 3—4 рабочих места в продовольственных магазинах нефасо ванных товаров; на 2—3 рабочих места в хлебо-кондитерских магази нах и на 2 рабочих места — в продовольственных магазинах фасованных товаров и промтоварных магазинах.
При планировке торговых залов необходимо исходить из следую щих размеров проходов для покупателей: главные проходы 2,4—3,8 м;
второстепенные |
проходы 1,2—1,7 м; проход у рабочего места контроле |
ра-кассира—0,7 |
м\ проход между местами контролеров-кассиров и |
оборудованием, установленным посреди торгового зала,—1,5 м. |
|
Площадь кладовых для хранения товаров в продовольственных |
магазинах принимается 0,8—0,9 к площади торгового зала. Площадь охлаждаемых кладовых должна составлять 25—35% общей площади кладовых.
Площадь кладовых |
в хлебных магазинах рассчитывается по нор |
ме 15 м2 на одно место |
контролера-кассира. |
Площадь кладовых для хранения промышленных товаров в рас чете на одно место контролера-кассира принимается: по тканям—20 м2\
по обуви—25 м2\ по посудохозяйственным товарам—45 |
м2. |
|
Площадь по подготовке товаров к продаже—б м2 |
на одно |
место |
фасовщика. |
|
|
Площадь административно-бытовых помещений—7 м2 на одно ме |
||
сто контролера-кассира. |
|
|
Кладовые для товаров в продовольственных магазинах—5 м2 на |
||
одно место контролера-кассира, но не менее 8 м2. |
|
|
Ширина коридора в складских помещениях должна быть |
не ме |
|
нее: при длине коридора 10 м—1,25 м; при длине коридора |
более |
|
10 м —1,5 м. |
|
|
В остальном руководствуются нормами для магазинов с продав
цами. |
|
|
|
|
|
|
Высота торгового зала |
магазина от пола до низа |
выступающих |
||||
конструкций должна быть не менее 3 м, а в зданиях |
I класса по СНиП |
|||||
1I-A.3-62 — не менее 4 м. |
|
|
|
|
|
|
В IV климатическом районе высота |
торгового |
зала |
в |
зданиях |
I I |
|
и I I I степени огнестойкости |
должна быть |
не менее |
3,2 м. |
Высота |
ад |
министративно-бытовых помещений не менее 2,8 м (для антресольного этажа высота может быть 2,6 м).
Высота складских помещений — не менее 2,6 м (в подвале и цо кольном этаже высота может быть 2,4 м).
Коэффициент естественной освещенности торговых предприятий принимается в пределах 0,75—1,5.
В магазинах, рассчитанных на строительство в районах южнее 45° северной широты, естественная освещенность торговых залов мо жет быть снижена на 25%.
Ширина лестничных маршей и входов для покупателей принима ется исходя из расчетного количества покупателей и персонала мага зина, одновременно находящихся в торговом зале, по норме 1,35 лг2 на одного покупателя (включая площадь, занятую оборудованием).
Данные о температуре воздуха в различных торговых помещениях приводятся в табл. 21.
Конструктивные схемы торговых зданий зависят во многом от раз мещения торговых предприятий в районах сложившейся застройки или в районах нового строительства. В первом случае торговые предприя тия чаще всего размещаются в нижних этажах многоэтажных жилых домов и конструкции магазинов определяются конструкциями этих до-
|
Помещения |
Температура воз |
|
д у х а в нерабочее |
|
|
|
время в град |
Торговые залы продовольственных магазинов |
5 |
|
Торговые залы промтоварных магазинов |
10 |
|
Помещения |
для обработки промтоваров |
10 |
Помещения для обработки продовольственных товаров . |
8 |
|
Кладовые |
(неохлаждаемые) |
5 |
мов. Во втором случае торговые |
предприятия располагаются в специ |
||
альных |
отдельно стоящих или |
в |
кооперированных зданиях. |
Во |
встроенных магазинах |
размер и форма витрин предопределя |
ются архитектурным и конструктивным решением здания в целом. Устройство крупных витрин в плоскости фасада вызывает конструктив ные осложнения, поэтому их чаще выносят из плоскости стены. На ружная стена проходит в зале, а за ее плоскостью устраиваются вит рины в виде сплошной остекленной ленты. Крупные витрины позволя ют хорошо организовать выставку товаров, способствуют раскрытию интерьера и одновременно придают архитектуре здания большую вы разительность.
Глубины выносных витрин для продовольственных магазинов ус танавливаются в 1—1,2 м; для промтоварных магазинов—1,4—1,8 м.
Наружные переплеты витрин выполняются из металла и заполня ются зеркальным стеклом. Во избежание блеска витринных стекол витраж устанавливается с наклоном вперед на 10—15° к плоскости фа сада или устраивается комбинированное остекление.
Для торговых предприятий, размещаемых в отдельно стоящих зданиях, принимают конструктивные схемы с полным каркасом.
Сетка колонн торговых зданий принимается 6X6 м. В связи с об щей тенденцией укрупнения сетки колонн в последнее время применя ют сетку колонн 9X9 и даже 12X12 м.
При выборе конструкций со сборными элементами всегда нужно помнить, что их размеры определяются весом сборной железобетонной единицы, а также габаритами подвижного состава. Обычно вес сбор ного железобетонного элемента бывает около 3 т.
Для наружных стен торговых зданий применяются |
самонесущие |
или навесные панели различных типов: сплошные панели |
из материала |
весом около 600 кг/мъ (например, керамзитобетон, ячеистый бетон), затем слоистые панели с обшивкой листами плоского или волнистого профиля из алюминия, анодированной стали или пластмассы, иногда с воздушной прослойкой, экранированной алюминиевой фольгой, а так же в виде тонких стенок из железобетона, виброкирпичных и других стенок с утеплителем. Применяют также светопрозрачные панели из стеклоблоков, стеклопакетов из обычного стекла, из пластмассы.
В качестве утеплителя можно применять плиты |
минераловатные |
|||||
полужесткие (300—400 кг/м3), из ячеистого |
бетона (600 кг/м3), |
из пе |
||||
ностекла |
(200—400 кг/м3), |
из пенокералита |
(250—400 кг/м3), |
камыши |
||
товые (250—400 кг/м3), |
фибролитовые (250—400 кг/м3), |
из пенопласта |
||||
ПХВ-1 (90—130 кг/м3). |
|
|
|
|
||
Перекрытия помещений торговых зданий могут подвергаться на |
||||||
грузкам |
в пределах 400 (торговые залы) —1000 кг/м2 |
(склады). Су |
||||
ществуют |
различные |
типы |
междуэтажных |
перекрытий, применяемых |
для торговых зданий.
На рис. 238 показана конструктивная схема междуэтажного пере крытия балочного типа, состоящая из расположенных в поперечном направлении тавровых ригелей, на выступающие полки которых опи раются ребристые панели с продольными ребрами.
Междуэтажное балочное перекрытие может быть и с применением многопустотных панелей (рис. 239).
Т А Б Л И Ц А |
22. П О Л Е З Н А Я П Л О Щ А Д Ь И |
О Б Ъ Е М |
З Д А Н И Я |
ТОРГОВОГО П Р Е Д П Р И Я Т И Я |
||
|
В З А В И С И М О С Т И от их М О Щ Н О С Т И И П Р О Ф И Л Я |
|
||||
|
НА О Д Н О Р А Б О Ч Е Е МЕСТО |
|
|
|
|
|
|
|
|
В магазина>" мощностью |
|
||
Товарный |
профиль магазинов |
|
от |
»/„ |
от •"/,» |
|
|
до |
V . i |
более ; %о о |
|||
|
До |
'«/і». |
До |
Группа А: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полезная |
площадь |
в м2 |
. . |
2 7 — 2 5 |
2 6 — 2 5 |
|
25 |
25 |
|||
|
|
|
|
|
|
122 — 11 3 |
112 — 107 |
|
105 |
100 |
|
Группа Б : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полезная |
площадь |
в м2 |
. . |
3 3 — 3 0 |
3 2 — 3 0 |
3 0 — 2 6 |
3 0 — 2 6 |
||||
|
|
|
|
|
|
148 — 13 5 |
137 — 12 9 |
126 — 10 9 |
120 — 104 |
||
Группа В : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полезная площадь в м2 |
. . |
3 9 — 3 3 |
3 6 — 3 2 |
3 2 — 3 0 |
3 2 — 3 0 |
||||||
объем в м3 |
|
|
|
175 — 14 8 |
155 — 137 |
134 — 12 6 |
128 — 120 |
||||
Группа |
Г: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полезная |
площадь |
в м2 |
. . |
4 5 — 3 9 |
4 2 — 3 8 |
3 9 — 3 7 |
3 9 — 3 7 |
||||
|
|
|
|
|
|
202 — 17 5 |
180 — 163 |
164 — 15 5 |
156 — 148 |
||
П р и м е ч а й |
и е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Группа А — магазины |
(хлебо-булочные |
и молочные) с |
площадью |
складов 5 м2 |
|||||||
на одно рабочее место. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Группа |
Б — магазины |
(мяса, |
рыбы, гастрономии, большей |
частью |
промтовар |
||||||
ные) с площадью |
складов |
6 — 10 м2 |
на одно |
рабочее место. |
|
|
|
||||
Группа |
В — магазины |
(бакалеи, фруктов, строительных материалов, готового |
|||||||||
платья, |
игрушек, |
спорттоваров |
и |
посудохозяйственные) |
с |
площадью складов |
|||||
11—15 н2 на одно |
рабочее |
место. |
|
|
|
|
|
|
|||
Группа |
Г — магазины |
(овощные) |
с площадью складов |
16—20 м2 |
на одно ра |
||||||
бочее место. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|