Файл: Проворов К.Л. Радиогеодезия учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ции (А, В, С, D) расположить в вершинах квадрата и принять в ка­ честве базисов при построении гипербол диагонали этого квадрата, то изолинии сумм (или разностей) будут почти прямолинейными и параллельными между собой. Лишь у краев участка эти линии при­ обретают некоторую кривизну (рис. 172). В аппаратуре, рассчитан­ ной для аэрофотосъемки по этому способу, при помощи специального устройства выводятся на счетчики величины суммы и разности пока­ заний основных счетчиков, по которым и осуществляют самолето­ вождение. При некоторой тренировке экипажа самолета вождение по намеченному маршруту (по линиям положения или по суммарноразностным линиям) осуществляется с ошибкой до 50 м.

Для повышения точности само­

 

летовождения

в некоторых радио­

 

геодезических

системах

(англий­

 

ская Декка, советская Поиск и др.)

 

имеются

специальные устройства,

 

автоматически

вычерчивающие на

 

полетной

карте курс

самолета.

 

В радиогеодезическом

проклад­

 

чике, работающем совместно с фа­

 

зовой системой Поиск, по преобра­

 

зованным

приращениям

гипербо­

 

лических координат график вычер­

 

чивается

на бумажной ленте, пере­

 

мещающейся

пропорционально

 

приращению фазовых циклов од­

 

ного из каналов. На ленте предва-

Рис . 172

рительно

вычерчивают проектные

 

маршруты, по отклонениям от которых

исправляют курс самолета.

Точность самолетовождения при помощи описанного прибора состав­ ляет 10—15 м.

Большой эффект при аэрофотосъемке дает применение аэронави­ гационных систем, основанных на допплеровском изменении частоты. Применение таких систем в комплекте с радиовысотомером и счетнорешающим устройством позволяет определять в полете путевую ско­

рость с ошибкой до 0,2%,

угол сноса до 0,1° и расстояние по

трассе

с ошибкой около 1 : 1000,

а также текущие координаты и

высоту

самолета. У некоторых таких систем курс самолета автоматически

вычерчивается на полетной карте. Отклонения от намеченного

курса

с помощью электрических сигналов передаются на автопилот для корректировки маршрута. Система работает автономно и не требует наземных станций. Она позволяет не только с высокой точностью вы­ держивать намеченные маршруты, но и обеспечивает заданное про­ дольное и поперечное перекрытия аэрофотоснимков.

Система основана на следующем принципе. Пусть с самолета в четырех симметричных относительно продольной оси направлениях излучаются с частотой / радиоволны, пересекающие поверхность земли в точках 1, 2,3 м. 4 (рис. 173). Если путевая скорость самолета

313;


W, то радиальные скорости каждой из точек относительно самолета будут

 

 

Wx

= W cos (г|) — ср);

W2

= W cos (ф + ф);

 

 

И/3

=

И7

cos (ф — ф);

W 4 = — W cos (і|з H- ф),

 

где ij) углы

между

радиолучами и

продольной осью

самолета,

а

ф — угол между продольной

осью

и линией пути (угол сноса).

 

 

 

 

 

 

Соответствующие

допплеров-

 

 

 

 

 

 

ские частоты для лучей 1 и 2 по

 

 

 

 

 

 

формуле (212) составят

 

 

 

 

 

 

 

 

2W

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/ д , = = — c o s (г|)-ф);

 

 

 

 

 

 

 

2W

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 = co s

(г|з-ф),

 

 

 

 

 

 

а

разность

этих

частот будет

 

Р и с . 1 7 3

 

 

 

/„„ =

-^-sini|jsm<p.(341)

 

Следовательно,

/ Д і 2

= 0 при

ф = О, т. е. при отсутствии угла

сноса. При помощи специального

устройства величина / Д і г

сводится

к

нулю путем поворота общей для лучей 1 и 2 антенной

системой

в направлении линии пути. По этому углу поворота можно опреде­ лить угол сноса. Одновременно величина угла при помощи электри­ ческих сигналов передается в кабину пилота (или на автопилот) для корректировки положения самолета. Приведенные рассуждения справедливы только при горизонтальном полете самолета. Наличие четырех лучей позволяет учитывать и определять кроме скорости и угла сноса также угол крена и вертикальную составляющую ско­ рости. Расстояние по курсу и текущие координаты получаются по измеренным величинам при помощи счетно-решающего устройства.

Из других применений радиоэлектроники в аэрофотосъемке можно упомянуть об опытах получения радиолокационного изображения перекрывающихся участков местности на индикаторе кругового обзора самолета (США). Изображение по/іучается путем последова­ тельного облучения земной поверхности импульсами электромагнит­ ных волн. Изображение, полученное на индикаторе, фотографируется на пленку. Оно искажено за счет кривизны Земли, экрана, рельефа местности и атмосферной рефракции и других факторов. Поэтому способ пригоден лишь для картографирования в масштабе не круп­ нее 1 : 250 000.

С большим успехом применяются радио- и светодальномеры при построении рабочего геодезического обоснования топографических съемок наземным способом. Обоснование создается в виде отдельных

ходов и полигонов полигонометрии, а также различных систем ана­

314

литической сети с измеренными сторонами. Углы в полигонометрии


измеряют обычно с ошибкой около 5", а стороны — с относитель­ ными ошибками 1 : 10 000—1 : 50 000. В особенности целесообразно применение радиодальномеров в залесенных районах со слабо выра­ женным рельефом. В этих условиях во многих случаях необяза­ тельна оптическая видимость между точками, что особенно важно при обновлении топографических карт, когда часть знаков геодезиче­ ской основы утрачена. Применение радиодальномеров с выносным приемо-передающим блоком расширяет возможности этого метода. При привязке аэрофотоснимков в масштабе 1 : 5000 и мельче весьма

эффективно использование радио-

и светодальномеров

совместно

с гиротеодолитом, обеспечивающим

автономное измерение

азимутов

с ошибкой около 10". Применение радиоэлектронных средств измере­ ния расстояний для топографической съемки в 1,5—2 раза повышает производительность труда и дает значительный экономический эффект. Достаточно сказать, что на измерение одной линии радио­ дальномером (тремя приемами), вместе с установкой прибора на пункте, затрачивается лишь 20—30 мин.

Большое применение получили электронные дальномеры в при­ кладной геодезии. Можно сказать, что эти дальномеры с успехом заменяют другие средства линейных измерений почти во всех слу­ чаях. Исключение составляют высокоточные измерения при разбивке некоторых специальных, чаще всего небольших сооружений. Поэтому описание областей применения радио- и светодальномеров потребо­ вало бы рассмотрения всех отраслей инженерной геодезии. Укажем лишь главные.

В последние годы при изыскании инженерных сооружений стали широко применяться геодезические построения с измеренными сто­ ронами: полигонометрия, линейная триангуляция, линейные геоде­ зические засечки А. И. Дурнева. При построении планового обосно­ вания специальных съемок применяется полярный способ с измере­ нием расстояний радиодальномером, при котором можно с одного геодезического пункта определить большое число точек. При изыска­ нии линейных сооружений (дорог, линий электропередачи и др.) эффективно применение маршрутной аэрофотосъемки с использова­ нием радиопрофилографа и радиодальномера.

Особенно выгодно применение радио- и светодальномеров при перенесении проектов строящихся инженерных сооружений в натуру. Высокая точность и большая дальность действия дальномеров (в осо­ бенности радиодальномера) позволяют строить точную геодезическую основу для любых целей даже при значительном удалении от пунктов государственной геодезической сети. При этом целесообразное сочета­ ние линейных и угловых измерений дает возможность строить сети с заданной точностью и с расположением пунктов в заданных местах почти при любой форме фигур.

При построении геодезической строительной сетки наряду с поли-

гонометрией применяют четырехугольники с измеренными

сторонами

и одной или двумя диагоналями (рис. 174, а),

линейные

цепочки

геодезических засечек А. И. Дурнева (см. рис.

174, б),

а также

315


полярный способ (см. рис. 174, в). Последние два способа применялись, в частности, на площадке Волжского автомобильного завода. Для уменьшения поперечного сдвига при построении сетки указанными способами необходимо измерять также поворотные углы по централь­ ному ходу (на рис. 174 отмечены дугами). При построении особо точных сеток целесообразно предварительно строить линейно-угло­ вую сеть, от пунктов которой затем выносить углы сетки.

Малые и средние светодальномеры успешно применяются при вы­ несении на местность осей сооружений, мостовых опор и других проектных линий и точек. В особенности выгодно применение в этих случаях лазерных светодальномеров, позволяющих измерять с вы­ сокой точностью короткие линии. Электронные дальномеры широко применяют при трассировании дорог, каналов и других аналогичных

объектов, что позволяет увеличить

продвиг

работ

вдвое по

сравне­

 

нию с

трассированием

при

по­

 

мощи мерных

лент.

 

 

 

Применение

светодальноме-

 

ров в

городах

позволяет

со­

 

здавать

главную геодезическую

 

основу в виде линейной и ли­

 

нейно-угловой триангуляции и

 

значительно расширить возмож­

 

ности полигонометрип. При этом

 

значительно

упрощается изме­

 

рение расстояний по сравнению

Рис . 174

с измерением

проволоками

и

 

лентами; упрощается также при­

вязка полигонометрии к пунктам триангуляции.

 

 

 

 

Высокую точность обеспечивает

применение

свето дальномеров

и специальных лазерных устройств при монтаже специального и вну­

тризаводского оборудования (мостовых кранов, конвейеров и

др.),

а также при исследованиях сдвигов и деформаций механизмов

и ин­

женерных сооружений.

 

Средние и малые светодальномеры нашли применение при подзем­ ных геодезических работах, в частности при строительстве тоннелей. Применение радиодальномеров при подземных работах не обеспечи­ вает необходимой точности главным образом из-за влияния отражен­ ных радиоволн.

Значительное повышение производительности труда (в 1,5—2 раза) дает применение электронных дальномеров при обеспечении геодези­ ческими данными землеустроительных и мелиоративных работ.

Геодезические радиодальномеры и специальные радиогеодезиче­ ские системы получили большое распространение при различных геолого-геофизических работах. Здесь они применяются как при на­ земных геодезических работах в залесенной и труднодоступной местности для определения положения специальных пунктов и про­ филей, так и при морских и аэрогеофизических работах для проложения специальных маршрутов и определения высот и планового поло-

316


жения точек. Для выполнения этих работ кроме общегеодезических приборов сконструированы специальные системы. К ним относятся фазовая система Поиск, импульсная система Мир (СССР) и др. ВоВНИИГеофизике создан оригинальный баропрофилограф с радио­ телеметрической системой, предназначенный для наземных работ. Датчиком давления служит струнный микробарометр, устанавлива­ емый как на топопривязчике, следующем по заданному маршруту, так и на опорной станции. Радиосигналы, содержащие информацию о давлении, пройденном расстоянии и речевом пояснении наблюда­ теля, поступают с передвижной станции на опорную. Здесь давление автоматически исправляется за изменение его во времени по показа­ ниям прибора опорной станции. По исправленному давлению при помощи самописца строится профиль маршрута. Профиль строится в заданном масштабе на бумажной ленте, протяжка которой регули­ руется в соответствии с полученной информацией о пройденном по маршруту расстоянии. Ошибка определения превышений при слабом рельефе и при удалении до 2,5 км составила ±0,15 м.

Г л а в а X I I

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАДИОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

§ 45. В Ы Ч И С Л Е Н И Е КООРДИНАТ

Измерение расстояний и углов радиоэлектронными методами применяется главным образом для определения местоположения точек на поверхности земного эллипсоида или в пространстве. Местополо­ жение точки по данным радиогеодезических измерений можно полу­ чить как графическим построением на карте — по углам, расстояниям или линиям положения (см. § 46), так и аналитически — путем мате­ матической обработки измеренных величин. В обоих случаях для однозначного определения положения точки на поверхности эллип­ соида достаточно двух измеренных независимых величин. Д л я опре­ деления положения точки в пространстве необходимо измерить не менее трех величин *.

Точное измерение радио- и светодальномерами сравнительно небольших расстояний (до 40—60 км) производится при построении государственных геодезических сетей и при различных инженерногеодезических работах. Способы вычисления и уравнивания таких се­ тей рассматриваются в курсе высшей геодезии. Особенности обработки результатов радиоэлектронных измерений возникают только при построении радиогеодезических сетей или при решении специальных

* Под измеренными величинами при дальнейшем изложении будем пони­ мать расстояния или направления, а т а к ж е разности их, полученные радио­ электронным методом и отнесенные к поверхности эллипсоида.

317