ции (А, В, С, D) расположить в вершинах квадрата и принять в ка честве базисов при построении гипербол диагонали этого квадрата, то изолинии сумм (или разностей) будут почти прямолинейными и параллельными между собой. Лишь у краев участка эти линии при обретают некоторую кривизну (рис. 172). В аппаратуре, рассчитан ной для аэрофотосъемки по этому способу, при помощи специального устройства выводятся на счетчики величины суммы и разности пока заний основных счетчиков, по которым и осуществляют самолето вождение. При некоторой тренировке экипажа самолета вождение по намеченному маршруту (по линиям положения или по суммарноразностным линиям) осуществляется с ошибкой до 50 м.
|
|
|
|
|
Для повышения точности само |
|
летовождения |
в некоторых радио |
|
геодезических |
системах |
(англий |
|
ская Декка, советская Поиск и др.) |
|
имеются |
специальные устройства, |
|
автоматически |
вычерчивающие на |
|
полетной |
карте курс |
самолета. |
|
В радиогеодезическом |
проклад |
|
чике, работающем совместно с фа |
|
зовой системой Поиск, по преобра |
|
зованным |
приращениям |
гипербо |
|
лических координат график вычер |
|
чивается |
на бумажной ленте, пере |
|
мещающейся |
пропорционально |
|
приращению фазовых циклов од |
|
ного из каналов. На ленте предва- |
Рис . 172 |
рительно |
вычерчивают проектные |
|
маршруты, по отклонениям от которых |
исправляют курс самолета. |
Точность самолетовождения при помощи описанного прибора состав ляет 10—15 м.
Большой эффект при аэрофотосъемке дает применение аэронави гационных систем, основанных на допплеровском изменении частоты. Применение таких систем в комплекте с радиовысотомером и счетнорешающим устройством позволяет определять в полете путевую ско
рость с ошибкой до 0,2%, |
угол сноса до 0,1° и расстояние по |
трассе |
с ошибкой около 1 : 1000, |
а также текущие координаты и |
высоту |
самолета. У некоторых таких систем курс самолета автоматически |
вычерчивается на полетной карте. Отклонения от намеченного |
курса |
с помощью электрических сигналов передаются на автопилот для корректировки маршрута. Система работает автономно и не требует наземных станций. Она позволяет не только с высокой точностью вы держивать намеченные маршруты, но и обеспечивает заданное про дольное и поперечное перекрытия аэрофотоснимков.
Система основана на следующем принципе. Пусть с самолета в четырех симметричных относительно продольной оси направлениях излучаются с частотой / радиоволны, пересекающие поверхность земли в точках 1, 2,3 м. 4 (рис. 173). Если путевая скорость самолета
W, то радиальные скорости каждой из точек относительно самолета будут
|
|
Wx |
= W cos (г|) — ср); |
W2 |
= W cos (ф + ф); |
|
|
И/3 |
= |
— И7 |
cos (ф — ф); |
W 4 = — W cos (і|з H- ф), |
|
где ij) — углы |
между |
радиолучами и |
продольной осью |
самолета, |
а |
ф — угол между продольной |
осью |
и линией пути (угол сноса). |
|
|
|
|
|
|
Соответствующие |
допплеров- |
|
|
|
|
|
|
ские частоты для лучей 1 и 2 по |
|
|
|
|
|
|
формуле (212) составят |
|
|
|
|
|
|
|
|
2W |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ д , = = — c o s (г|)-ф); |
|
|
|
|
|
|
|
2W |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/д2 = — co s |
(г|з-ф), |
|
|
|
|
|
|
а |
разность |
этих |
частот будет |
|
Р и с . 1 7 3 |
|
|
|
/„„ = |
-^-sini|jsm<p.(341) |
|
Следовательно, |
/ Д і 2 |
= 0 при |
ф = О, т. е. при отсутствии угла |
сноса. При помощи специального |
устройства величина / Д і г |
сводится |
к |
нулю путем поворота общей для лучей 1 и 2 антенной |
системой |
в направлении линии пути. По этому углу поворота можно опреде лить угол сноса. Одновременно величина угла при помощи электри ческих сигналов передается в кабину пилота (или на автопилот) для корректировки положения самолета. Приведенные рассуждения справедливы только при горизонтальном полете самолета. Наличие четырех лучей позволяет учитывать и определять кроме скорости и угла сноса также угол крена и вертикальную составляющую ско рости. Расстояние по курсу и текущие координаты получаются по измеренным величинам при помощи счетно-решающего устройства.
Из других применений радиоэлектроники в аэрофотосъемке можно упомянуть об опытах получения радиолокационного изображения перекрывающихся участков местности на индикаторе кругового обзора самолета (США). Изображение по/іучается путем последова тельного облучения земной поверхности импульсами электромагнит ных волн. Изображение, полученное на индикаторе, фотографируется на пленку. Оно искажено за счет кривизны Земли, экрана, рельефа местности и атмосферной рефракции и других факторов. Поэтому способ пригоден лишь для картографирования в масштабе не круп нее 1 : 250 000.
С большим успехом применяются радио- и светодальномеры при построении рабочего геодезического обоснования топографических съемок наземным способом. Обоснование создается в виде отдельных
ходов и полигонов полигонометрии, а также различных систем ана
314
литической сети с измеренными сторонами. Углы в полигонометрии
измеряют обычно с ошибкой около 5", а стороны — с относитель ными ошибками 1 : 10 000—1 : 50 000. В особенности целесообразно применение радиодальномеров в залесенных районах со слабо выра женным рельефом. В этих условиях во многих случаях необяза тельна оптическая видимость между точками, что особенно важно при обновлении топографических карт, когда часть знаков геодезиче ской основы утрачена. Применение радиодальномеров с выносным приемо-передающим блоком расширяет возможности этого метода. При привязке аэрофотоснимков в масштабе 1 : 5000 и мельче весьма
эффективно использование радио- |
и светодальномеров |
совместно |
с гиротеодолитом, обеспечивающим |
автономное измерение |
азимутов |
с ошибкой около 10". Применение радиоэлектронных средств измере ния расстояний для топографической съемки в 1,5—2 раза повышает производительность труда и дает значительный экономический эффект. Достаточно сказать, что на измерение одной линии радио дальномером (тремя приемами), вместе с установкой прибора на пункте, затрачивается лишь 20—30 мин.
Большое применение получили электронные дальномеры в при кладной геодезии. Можно сказать, что эти дальномеры с успехом заменяют другие средства линейных измерений почти во всех слу чаях. Исключение составляют высокоточные измерения при разбивке некоторых специальных, чаще всего небольших сооружений. Поэтому описание областей применения радио- и светодальномеров потребо вало бы рассмотрения всех отраслей инженерной геодезии. Укажем лишь главные.
В последние годы при изыскании инженерных сооружений стали широко применяться геодезические построения с измеренными сто ронами: полигонометрия, линейная триангуляция, линейные геоде зические засечки А. И. Дурнева. При построении планового обосно вания специальных съемок применяется полярный способ с измере нием расстояний радиодальномером, при котором можно с одного геодезического пункта определить большое число точек. При изыска нии линейных сооружений (дорог, линий электропередачи и др.) эффективно применение маршрутной аэрофотосъемки с использова нием радиопрофилографа и радиодальномера.
Особенно выгодно применение радио- и светодальномеров при перенесении проектов строящихся инженерных сооружений в натуру. Высокая точность и большая дальность действия дальномеров (в осо бенности радиодальномера) позволяют строить точную геодезическую основу для любых целей даже при значительном удалении от пунктов государственной геодезической сети. При этом целесообразное сочета ние линейных и угловых измерений дает возможность строить сети с заданной точностью и с расположением пунктов в заданных местах почти при любой форме фигур.
При построении геодезической строительной сетки наряду с поли-
гонометрией применяют четырехугольники с измеренными |
сторонами |
и одной или двумя диагоналями (рис. 174, а), |
линейные |
цепочки |
геодезических засечек А. И. Дурнева (см. рис. |
174, б), |
а также |
полярный способ (см. рис. 174, в). Последние два способа применялись, в частности, на площадке Волжского автомобильного завода. Для уменьшения поперечного сдвига при построении сетки указанными способами необходимо измерять также поворотные углы по централь ному ходу (на рис. 174 отмечены дугами). При построении особо точных сеток целесообразно предварительно строить линейно-угло вую сеть, от пунктов которой затем выносить углы сетки.
Малые и средние светодальномеры успешно применяются при вы несении на местность осей сооружений, мостовых опор и других проектных линий и точек. В особенности выгодно применение в этих случаях лазерных светодальномеров, позволяющих измерять с вы сокой точностью короткие линии. Электронные дальномеры широко применяют при трассировании дорог, каналов и других аналогичных
|
|
|
|
|
|
|
объектов, что позволяет увеличить |
продвиг |
работ |
вдвое по |
сравне |
|
нию с |
трассированием |
при |
по |
|
мощи мерных |
лент. |
|
|
|
Применение |
светодальноме- |
|
ров в |
городах |
позволяет |
со |
|
здавать |
главную геодезическую |
|
основу в виде линейной и ли |
|
нейно-угловой триангуляции и |
|
значительно расширить возмож |
|
ности полигонометрип. При этом |
|
значительно |
упрощается изме |
|
рение расстояний по сравнению |
Рис . 174 |
с измерением |
проволоками |
и |
|
лентами; упрощается также при |
вязка полигонометрии к пунктам триангуляции. |
|
|
|
|
Высокую точность обеспечивает |
применение |
свето дальномеров |
и специальных лазерных устройств при монтаже специального и вну
тризаводского оборудования (мостовых кранов, конвейеров и |
др.), |
а также при исследованиях сдвигов и деформаций механизмов |
и ин |
женерных сооружений. |
|
Средние и малые светодальномеры нашли применение при подзем ных геодезических работах, в частности при строительстве тоннелей. Применение радиодальномеров при подземных работах не обеспечи вает необходимой точности главным образом из-за влияния отражен ных радиоволн.
Значительное повышение производительности труда (в 1,5—2 раза) дает применение электронных дальномеров при обеспечении геодези ческими данными землеустроительных и мелиоративных работ.
Геодезические радиодальномеры и специальные радиогеодезиче ские системы получили большое распространение при различных геолого-геофизических работах. Здесь они применяются как при на земных геодезических работах в залесенной и труднодоступной местности для определения положения специальных пунктов и про филей, так и при морских и аэрогеофизических работах для проложения специальных маршрутов и определения высот и планового поло-
жения точек. Для выполнения этих работ кроме общегеодезических приборов сконструированы специальные системы. К ним относятся фазовая система Поиск, импульсная система Мир (СССР) и др. ВоВНИИГеофизике создан оригинальный баропрофилограф с радио телеметрической системой, предназначенный для наземных работ. Датчиком давления служит струнный микробарометр, устанавлива емый как на топопривязчике, следующем по заданному маршруту, так и на опорной станции. Радиосигналы, содержащие информацию о давлении, пройденном расстоянии и речевом пояснении наблюда теля, поступают с передвижной станции на опорную. Здесь давление автоматически исправляется за изменение его во времени по показа ниям прибора опорной станции. По исправленному давлению при помощи самописца строится профиль маршрута. Профиль строится в заданном масштабе на бумажной ленте, протяжка которой регули руется в соответствии с полученной информацией о пройденном по маршруту расстоянии. Ошибка определения превышений при слабом рельефе и при удалении до 2,5 км составила ±0,15 м.
Г л а в а X I I
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАДИОГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
§ 45. В Ы Ч И С Л Е Н И Е КООРДИНАТ
Измерение расстояний и углов радиоэлектронными методами применяется главным образом для определения местоположения точек на поверхности земного эллипсоида или в пространстве. Местополо жение точки по данным радиогеодезических измерений можно полу чить как графическим построением на карте — по углам, расстояниям или линиям положения (см. § 46), так и аналитически — путем мате матической обработки измеренных величин. В обоих случаях для однозначного определения положения точки на поверхности эллип соида достаточно двух измеренных независимых величин. Д л я опре деления положения точки в пространстве необходимо измерить не менее трех величин *.
Точное измерение радио- и светодальномерами сравнительно небольших расстояний (до 40—60 км) производится при построении государственных геодезических сетей и при различных инженерногеодезических работах. Способы вычисления и уравнивания таких се тей рассматриваются в курсе высшей геодезии. Особенности обработки результатов радиоэлектронных измерений возникают только при построении радиогеодезических сетей или при решении специальных
* Под измеренными величинами при дальнейшем изложении будем пони мать расстояния или направления, а т а к ж е разности их, полученные радио электронным методом и отнесенные к поверхности эллипсоида.