Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 432

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 9.9.

Э Л Е К Т РО Д В И ГА ТЕ Л И С Ф РИ К Ц И О Н Н Ы М И МУФТАМИ

387

тромагнитной

муфты показана на рис. 9.9.2. При подаче' тока

в обмотку 1 электромагнита возникает магнитный поток, который создает усилие, перемещающее якорь 2 и прижимающее фрик­ ционное кольцо 3 к вращающемуся кольцу 6. В результате тре­ ния между кольцами 3 и 6 вращение передается от шестерни 4 к шестерне 5.

Рассмотрим динамику разгона выходного вала муфты при включении электромагнита. От момента приложения напряже­ ния на обмотку электромагнита до момента соприкосновения фрик­

ционных дисков

проходит время Т?ѵ +

определяемое про­

цессами нарастания тока в

 

обмотке и движения якоря

 

электромагнита. При со­

 

прикосновении фрикцион­

 

ных дисков возникает мо­

 

мент трения,

равный

 

Мтр =

/ ^ э ,

(9 .9 .1 )

 

где Fa— сила притяжения электромагнита, / — коэф­

фициент трения, I — средний радиус фрикционного кольца. Когда момент трения превысит момент нагрузки ikfH, приложенный к вы­ ходному валу, последний начинает вращаться. Движение выход­

ного вала описывается уравнением

 

J Q = Мтр — М н,

(9.9.2)

где й — угловая скорость выходного вала,

/ — приведенный

момент инерции выходного вала.

 

При постоянных значениях момента трения и момента нагруз­ ки скорость вращения выходного вала нарастает по линейному закону до тех пор, пока не достигнет значения, при котором про­ скальзывание фрикционных колец 5 и б прекратится. Постоянное значение скорости Q0 определяется оборотами двигателя и переда­ точным отношением от вала двигателя к выходному валу. В суще­ ствующих конструкциях электромагнитных муфт время разгона при отсутствии нагрузки с учетом времени срабатывания реле составляет 10~3-f- 5 ПО-3 с.

При отклонении муфты и малом моменте нагрузки возможно

длительное вращение

выходного вала по инерции (выбег).

Для предотвращения

выбега применяются специальные тор­

мозные муфты, включающиеся при отключении фрикционных дисков.

Вследствие малости времени разгона выходного вала часто можно считать двигатель с фрикциопной муфтой безынерционным звеном с релейной характеристикой (рис. 9.9.3). Если желательно

25*


3 8 8 ГЛ . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А В ТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

учесть время разгона выходного вала, то можно считать дви­ гатель с фрикционной муфтой последовательным соединением идеального запаздывающего звена и звена с релейной характери­ стикой, изображенной на рис. 9.9.3.

Порошковые фрикционные муфты бывают двух типов: диско­ вые и цилиндрические. Конструкция дисковой муфты изображена

£2

Рис. 9.9.3. Рис. 9.9.4.

на рис. 9.9.4. В пространстве между ведущим 1 и ведомым 2 дис­ ками находится ферромагнитная масса, которая может иметь жидкую или твердую основу.

Ферромагнитная масса на жидкой основе представляет собой смесь порошка железа с маслом. Ферромагнитная масса на твер­ дой основе представляет собой смесь порошков железа и графита или

талька.

При отсутствии тока в обмотке 3 на ведомый диск передается только малый момент, обуслов­ ленный трением в ферро­ магнитной массе. Если в обмотке муфты течет ток, то между дисками возни­ кает магнитное поле и свойства ферромагнитной

массы резко изменяются. Частицы железа, располагаясь по сило­ вым линиям поля (пунктирная линия на рис. 9.9.4), образуют цепочки. Смесь как бы загустевает, связывая в единое целое массу и диски. В результате возникает значительный момент трения, определяемый напряженностью магнитного поля.

Конструкция цилиндрической порошковой муфты изображена на рис. 9.9.5. Стальной цилиндр 1 связан с ведущим валом, а тон­

§ 9.9. Э Л Е К Т РО Д В И ГА ТЕ Л И С Ф РИ К Ц И О Н Н Ы М И МУФТАМИ

389

костенный стакан 2 — с ведомым. С ведущей частью жестко свя­ заны торцевые крышки 3 из немагнитного материала и магнитопровод 4, в котором уложена управляющая обмотка 5. Питание на обмотку подается через контактные кольца 6. Ферромагнитная масса заполняет объем между цилиндром 1, стаканом 2 и магнитопроводом 4. За счет такой конструкции удается увеличить рабо­ чую поверхность фрикционной муфты вдвое.

Схема включения порошковых муфт может быть релейной (рис. 9.9.1) или линейной (рис. 9.9.6). Возможность использо­ вания линейной схемы основана на пропорциональной зависимо­ сти момента трения муфты от управляющего тока. Если токи в об­

мотках электромагнитов

муфт г’і

и

і2 равны, то

моменты

трения

муфт одинаковы,

противоположны

по

знаку и выходной вал не вра­

щается. Когда токи іі и г2 не равны, возникает момент пропорциональ­ ный разности токов М = к (ііі2).

Порошковые муфты более эко­ номичны и малогабаритны по сравнению с электромагнитными. Так, например, при одинаковом токе управления порошковые муф­ ты обеспечивают момент трения в полтора раза больший, чем элек­

тромагнитные.

Рис. 9.9.6.

Основными

преимуществами

электродвигателей

с фрикцион­

ными муфтами являются малая инерционность и малая потребляе­ мая мощность сигнала управления. Повышение быстродействия достигается, во-первых, тем, что управление осуществляется дис­ ками муфт, моменты инерции которых значительно меньше, чем моменты инерции роторов двигателей. Во-вторых, двигатель непре­ рывно вращается, имея большую кинетическую энергию, вслед­ ствие чего присоединение к валу двигателя неподвижного выход­ ного вала муфты не оказывает существенного влияния на режим его работы. Небольшие массы подвижных частей муфт не требуют большой мощности управляющего сигнала. Поэтому быстродей­ ствие передачи с фрикционными муфтами в десятки и сотни раз больше, чем передачи с реверсивным двигателем.

Для сравнения приведем следующие цифры. Электродвига­ тель ДИД-0,5, широко применяемый в маломощных следящих системах, имеет электромеханическую постоянную времени 0,1 с. Если использовать этот двигатель с электромагнитными фрикцион­ ными муфтами, то запаздывание исполнительного устройства может быть доведено до 0,005 с.



390 ГЛ . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

§9.10. Электродвигатели с редукторами

Вследящих системах электродвигатели обычно имеют редук­ тор с зубчатой передачей. В системе электродвигатель — редук­ тор наблюдаются нелинейные явления. Из них наиболее харак­ терны: насыщение в магнитной системе двигателя, нелинейное трение и люфт в механической передаче.

Вдвигателях постоянного тока зависимость между током управления и магнитным потоком линейна только в небольшом диа­ пазоне, за пределами которого, вследствие явления насыщения стальной части магнитопровода, характеристика носит ярко выра­ женный нелинейный характер. С увеличением тока управления, или, что то же, управляющего напряжения и, в случае двигателя

суправлением через обмотку якоря магнитный поток, а следова­ тельно, и вращающий момент линейно возрастает. Затем насту­ пает насыщение магнитопровода и характеристика принимает вид ограничителя. Учитывая это, уравнение движения выходного вала двигателя постоянного тока с управлением через обмотку якоря

(3.13.7) необходимо записать в виде

TQ + й = ер (и) ксМс,

(9.10.1)

где ф (и) — нелинейная функция управляющего напряжения (ограничитель). В установившемся режиме при больших значе­ ниях управляющего напряжения угловая скорость £2 постоянна и не зависит от управляющего напряжения. Таким образом, насы­ щение магнитопровода приводит к ограничению угловой скоро­ сти вращения выходного вала двигателя. Трение в механической передаче создает момент сопротивления Мс:

м с = Мі + М г,

(9.10.2)

где М 1 = М 0sgn й — момент сухого трения, М 2 = к $ г — мо­ мент вязкого трения, который при малых скоростях имеет линей­ ный характер (г = 1), а при больших — квадратичный (г = 2).

Сухое трение не зависит от величины скорости и определяется лишь ее знаком. Важной особенностью сухого трения является то, что при равенстве нулю скорости момент трения может при­ нимать любое значение в пределах — М 0 ^ Мі М 0, причем в каждый данный момент времени момент трения равен сумме всех других моментов, включая момент сил инерции. Поэтому, если скорость стала равной нулю и сумма других моментов ока­ жется по абсолютной величине меньше М 0, то система остано­ вится. Застой будет продолжаться до тех пор, пока сумма момен­ тов не превысит величину М 0, после чего снова начнется движе­ ние системы. Если в процессе движения системы при й = 0 всегда оказывается, что сумма всех моментов больше момента трения, то застоев не будет.


§ 9.10. Э Л Е К Т РО Д В И ГА ТЕ Л И С РЕД У К Т О РА М И

391

Исследование работы электродвигателя с редуктором в общем случае с улетом силы сухого трения чрезвычайно затруднено. Значительного упрощения можно достигнуть, если считать двига­ тель безынерционным. Полагая в (9.10.1) Т = 0, учитывая только сухое трение Мс — М і = М 0sgn £2 и рассматривая линейную часть характеристики момента управления ср (и) = ки, получим

£2 + jkf§sgn£2 = &u

при

£ 2^0,

|

Г9 Ю 3)

— М о ^ к и ^ іМ о

при

£2 = 0,

J

 

где М* = ксМ 0. Отсюда определяется угловая скорость £2 как нелинейная функция управляющего напряжения и:

ки М% при

и>Мо//с,

 

0

при

\и\^.М о/к,

(9.10.4)

{ки-\-Мо

при

u ^ - M t / k -

 

Из этой формулы следует, что сухое трение приводит к возникно­ вению зоны нечувствительности. Совместное действие двух фак­ торов: насыщения в магнитной системе двигателя и сухого трения

в механической передаче (без учета инерционности двигателя) — приводит к нелинейной зависимости £2 = £2 (и), изображенной на рис. 9.10.1.

Рассмотрим теперь влияние люфта. При наличии люфта, т. е. зазора в механической передаче, перемещение ведущего звена не вызывает перемещения ведомого звена до тех пор, пока не будет выбран зазор. Связь между входной и выходной переменными со­ ответствует прямой AB на рис. 9.10.2, где через 2d обозначена величина зазора, отнесенная к ведущему звену, а через у = tg а — передаточное отношение. При перемене знака производной входной величины ведомое звено как бы отключается от ведущего, пока последнее не выберет зазор; при этом зависимость между входной и выходной переменными теперь описывается прямой CD на рис. 9.10.2.