ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 430
Скачиваний: 15
§ 9.12. |
П Н ЕВ М А ТИ Ч ЕС К И Е Д В И Г А Т Е Л И |
397 |
Таким образом, |
если объединить ограничение |
величины х |
с ограничением величины у и не учитывать нагрузку (G — 0), то гидравлический двигатель можно приближенно представить в ви де последовательного соединения идеального запаздывающего звена, нелинейного звена с характеристикой типа ограничения с зоной нечувствительности, интегрирующего звена и нелиней ного звена типа ограничения. Такая приближенная структурная схема гидравлического двигателя изображена на рис. 9.11.4.
-У
Рис. 9.11.4,
Если учесть в уравнении (9.11.17) еще сопротивление нагрузки
G, зависящее от перемещения поршня у, то величина у будет функ цией не только X , но и у. Иными словами, характеристика первого
нелинейного звена на структурной схеме на рис. 9.11.4 у = <р (х) будет зависеть еще от у, как от параметра. В соответствии с этим на структурной схеме гидродвигателя (рис. 9.11.4) добавится обратная связь выхода с первым нелинейным звеном. Эта обрат ная связь имеет сложный нелинейный характер, так как сигнал обратной связи у не суммируется со входным сигналом х, а изме няет саму форму характеристики звена. Нелинейное звено в этом случае имеет два входа, на один из которых подается входной сигнал X, а на другой — сигнал обратной связи у.
Заметим, что сопротивление нагрузки (т. е. силы сопротивле ния, действующие на приводимое исполнительным устройством в движение звено объекта управления) всегда можно рассматри вать как сигнал обратной связи.
§9.12. Пневматические двигатели
Вавтоматических системах в качестве исполнительных устройств часто используются пневматические двигатели. Принципиальные схемы пневматических двигателей мало от личаются от схем гидравлических двигателей. В качестве распре делительных устройств применяются золотниковые и струйные схемы. На рис. 9.12.1 приведена схема пневматического двига теля, имеющего распределительное устройство в виде струйной трубки. Это устройство, отличающееся простотой, малыми габа ритами, экономичностью изготовления и высокой надежностью, имеет хорошие динамические свойства. Струйная трубка 1 может перемещаться относительно нейтрального положения, например,
398 |
ГЛ . 9. |
Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ |
|
с |
|
помощью |
магнитоэлектрического устройства, рассмотренного |
в |
§ 3.7, на |
ограниченный угол. Трубка шарниром 2 соединена |
с магистралью высокого давления. Воздух или какой-нибудь дру гой газ, используемый в качестве рабочего тела, проходя через внутреннюю полость трубки и сопло, ударяется о пластинку 3, имеющую два приемных отверстия, которые соединены с поло стями силового цилиндра 4. Если сопло расположено симметрично относительно приемных отверстий, то давление в обеих полостях цилиндра одинаково и пор шень находится в покое.
При смещении трубки от носительно отверстий дав ление в одной полости ста новится больше, чем в дру гой, и поршень приходит в движение.
Динамические свойства пневматического двигате ля определяются уравне нием движения струйной трубки, уравнением дви
жения поршня и уравнением, определяющим зависимость пере пада давлений в полостях цилиндра от угла поворота трубки. Входной переменной пневматического двигателя является напря жение ивх на катушке магнитоэлектрического устройства. За выходную переменную пневматического двигателя примем вели чину у — перемещение поршня в цилиндре.
Движение струйной трубки описывается уравнением колеба
тельного звена (см. § 3.7): |
|
Тііа + 2£Т1а + а = к1ивх, |
(9.12.1) |
где а — угол поворота трубки, Ті — постоянная времени, £ — коэффициент затухания, кj — коэффициент усиления.
Движение поршня в цилиндре описывается уравнением
ту = (рі — р 2) S — R — G (I у I < Ушах), (9.12.2)
аналогичным уравнению движения поршня в гидродвигателе. Ос новными особенностями работы пневматических двигателей по сравнению с гидравлическими являются сжимаемость рабочего тела и нелинейная зависимость силы трения от скорости движения. Перепад давлений р = pt — р 2 в цилиндре пневматического дви гателя вследствие сжимаемости рабочего тела определяется не
§ 9.12. П Н ЕВМ А ТИ Ч ЕСК И Е Д В И ГА Т ЕЛ И |
399 |
только потерями давления вследствие внутреннего трения, мест ных сопротивлений и утечек, но и сжимаемостью рабочего тела. Что касается силы трения R, то для пневматических двигателей ее можно представить в виде суммы силы вязкого трения, при ближенно характеризуемой кубичной зависимостью от скорости движения поршня, и силы сухого трения:
R (у) = Сіу+ с2у3+ N sgn у , |
(9.12.3) |
где через N обозначена величина силы сухого трения. Сопротив ление нагрузки Gзависит от перемещения поршня у и может также
зависеть от его скорости у.
Определим зависимость перепада давлений р от угла поворота а струйной трубки. При отклонении струйной трубки в отводящих
штуцерах 5 |
и |
6 |
(рис. 9.12.1) |
устанавливаются |
давления р 1ш, |
||||||||
р2ш, линейно зависящие от угла |
|
|
|
|
|
||||||||
поворота |
трубки |
а. Зависимости |
|
Ры Pßiu |
|
|
|||||||
Ріш («)> |
Ргт (а) |
представлены |
|
|
|
||||||||
|
|
Po |
S |
|
|||||||||
графически |
на |
рис. |
9.12.2. |
При |
|
|
|
||||||
отклонении |
струйной |
трубки |
на |
|
|
|
|
|
|||||
максимальный |
угол |
атах |
весь |
|
|
|
|
|
|||||
воздух, |
вытекающий |
из |
сопла |
|
|
|
|
|
|||||
(без учета потерь), попадает в ка |
|
|
|
|
|
||||||||
кой-нибудь один отводящий шту |
|
|
|
|
|
||||||||
цер, и давление |
в нем соответст |
|
|
|
|
|
|||||||
вует максимальному давлению |
р0, |
|
|
Ра |
|
ас |
|||||||
подводимому из магистрали высо |
~атах |
О |
&тах |
||||||||||
1 |
|||||||||||||
кого давления. Минимальное давле |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
ние равно |
атмосферному ра. |
|
|
Рис. 9.12.2. |
|
|
|||||||
Для |
упрощения |
дальнейших |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
выкладок |
будем |
|
считать, что |
ат |
|
|
|
|
|
мосферное давление равно нулю (ра = 0). Это допущение равно ценно тому, что за начало отсчета давлений принимается атмо
сферное |
давление. |
В |
соответствии с |
зависимостями |
р1ш(а) |
||
и Ргт (а ) |
и сделанным допущением (ра = |
0) запишем соотноше |
|||||
ния (рис. 9.12.2) |
|
|
|
|
|
(9.12.4) |
|
|
|
Ріш "I" Ргт — £іРо> |
|
||||
где |
|
Ріт |
Ргт = СіРоФ (в), |
(9.12.5) |
|||
|
|
— 1 |
при |
сс< — атах, |
|
||
|
|
|
|
||||
|
Ф (е) = ^ |
е |
при |
I а | < |
атах, |
(9.12.6) |
|
|
|
|
1 |
при |
а > а тах, |
|
|
е = а /атах — относительный |
угол |
поворота струйной |
трубки, |
||||
Сі — коэффициент, |
учитывающий потери давления в сопле и от |
400 Г Л . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ
водящих штуцерах. Эти потери в зависимости от температуры ок ружающей среды составляют от 5 до 25%. Следовательно, коэф
фициент |
имеет значение £і = 0,95 Н- 0,75. Давления р ІШ и |
|
р2ш в отводящих штуцерах и давления |
р 2 в полостях цилиндра |
различаются незначительно. Поэтому весовые расходы рабочего тела в отводящих штуцерах с достаточной точностью можно опре делить линейными соотношениями
|
Gim = к2 (ріш |
Рі)> |
^2ш = ^-2 (Ргш |
РІ)і |
(9.12.7) |
где |
к2 — коэффициент |
пропорциональности. |
Весовые |
расходы |
|
в полостях цилипдра выражаются формулами |
|
|
|||
|
|
|
|
|
(9.12.8) |
где Ѵі, Ѵг — удельные |
веса рабочего тела в полостях цилиндра, |
||||
Ѵі = |
S (утих + у), |
ѵ 2 = S (г/тах — у) — объемы |
полостей, |
||
Ушах — максимальное |
перемещение поршня цилиндра от сред |
||||
него положения, S — площадь поршня. Выразим удельные веса |
|||||
Уі> ? 2 |
через давления, принимая, |
что процессы сжатия и разреже |
|||
ния |
рабочего тела являются изотермическими. Фактически эти |
процессы являются политропическими, больше приближаясь при быстром наполнении и истечении рабочего тела к адиабатическим, чем к изотермическим (которые характерны для медленных про цессов). Для быстродействующих пневматических двигателей процессы наполнения и истечения рабочего тела с высокой точ ностью можно считать адиабатическими. Однако описание работы пневматического двигателя при адиабатическом процессе зна чительно сложнее, чем при изотермическом. Как показывают экспе рименты и расчеты, вполне допустимо считать, что процессы в пневматическом двигателе являются изотермическими. Так, расчеты показывают, что при сделанном допущении расчетное время нарастания давления в полостях цилиндра увеличивается на Юн20% по сравнению с истинным [6]. Это можно учесть в дальнейшем введением поправочного коэффициента. Как из вестно, для изотермического процесса имеет место соотношение
Подставляя выражения удельных весов ylt у 2 и объемов Ѵи Ѵ2 в уравнения (9.12.7), получим
(9.12.9)
Условие сохранения весовых расходов в отводящих штуцерах и полостях пневмоцилиндра позволяет записать следующие