Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 430

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 9.12.

П Н ЕВ М А ТИ Ч ЕС К И Е Д В И Г А Т Е Л И

397

Таким образом,

если объединить ограничение

величины х

с ограничением величины у и не учитывать нагрузку (G — 0), то гидравлический двигатель можно приближенно представить в ви­ де последовательного соединения идеального запаздывающего звена, нелинейного звена с характеристикой типа ограничения с зоной нечувствительности, интегрирующего звена и нелиней­ ного звена типа ограничения. Такая приближенная структурная схема гидравлического двигателя изображена на рис. 9.11.4.

Рис. 9.11.4,

Если учесть в уравнении (9.11.17) еще сопротивление нагрузки

G, зависящее от перемещения поршня у, то величина у будет функ­ цией не только X , но и у. Иными словами, характеристика первого

нелинейного звена на структурной схеме на рис. 9.11.4 у = <р (х) будет зависеть еще от у, как от параметра. В соответствии с этим на структурной схеме гидродвигателя (рис. 9.11.4) добавится обратная связь выхода с первым нелинейным звеном. Эта обрат­ ная связь имеет сложный нелинейный характер, так как сигнал обратной связи у не суммируется со входным сигналом х, а изме­ няет саму форму характеристики звена. Нелинейное звено в этом случае имеет два входа, на один из которых подается входной сигнал X, а на другой — сигнал обратной связи у.

Заметим, что сопротивление нагрузки (т. е. силы сопротивле­ ния, действующие на приводимое исполнительным устройством в движение звено объекта управления) всегда можно рассматри­ вать как сигнал обратной связи.

§9.12. Пневматические двигатели

Вавтоматических системах в качестве исполнительных устройств часто используются пневматические двигатели. Принципиальные схемы пневматических двигателей мало от­ личаются от схем гидравлических двигателей. В качестве распре­ делительных устройств применяются золотниковые и струйные схемы. На рис. 9.12.1 приведена схема пневматического двига­ теля, имеющего распределительное устройство в виде струйной трубки. Это устройство, отличающееся простотой, малыми габа­ ритами, экономичностью изготовления и высокой надежностью, имеет хорошие динамические свойства. Струйная трубка 1 может перемещаться относительно нейтрального положения, например,


398

ГЛ . 9.

Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

с

 

помощью

магнитоэлектрического устройства, рассмотренного

в

§ 3.7, на

ограниченный угол. Трубка шарниром 2 соединена

с магистралью высокого давления. Воздух или какой-нибудь дру­ гой газ, используемый в качестве рабочего тела, проходя через внутреннюю полость трубки и сопло, ударяется о пластинку 3, имеющую два приемных отверстия, которые соединены с поло­ стями силового цилиндра 4. Если сопло расположено симметрично относительно приемных отверстий, то давление в обеих полостях цилиндра одинаково и пор­ шень находится в покое.

При смещении трубки от­ носительно отверстий дав­ ление в одной полости ста­ новится больше, чем в дру­ гой, и поршень приходит в движение.

Динамические свойства пневматического двигате­ ля определяются уравне­ нием движения струйной трубки, уравнением дви­

жения поршня и уравнением, определяющим зависимость пере­ пада давлений в полостях цилиндра от угла поворота трубки. Входной переменной пневматического двигателя является напря­ жение ивх на катушке магнитоэлектрического устройства. За выходную переменную пневматического двигателя примем вели­ чину у — перемещение поршня в цилиндре.

Движение струйной трубки описывается уравнением колеба­

тельного звена (см. § 3.7):

 

Тііа + 2£Т1а + а = к1ивх,

(9.12.1)

где а — угол поворота трубки, Ті — постоянная времени, £ — коэффициент затухания, кj — коэффициент усиления.

Движение поршня в цилиндре описывается уравнением

ту = (рі — р 2) S — R G (I у I < Ушах), (9.12.2)

аналогичным уравнению движения поршня в гидродвигателе. Ос­ новными особенностями работы пневматических двигателей по сравнению с гидравлическими являются сжимаемость рабочего тела и нелинейная зависимость силы трения от скорости движения. Перепад давлений р = pt р 2 в цилиндре пневматического дви­ гателя вследствие сжимаемости рабочего тела определяется не


§ 9.12. П Н ЕВМ А ТИ Ч ЕСК И Е Д В И ГА Т ЕЛ И

399

только потерями давления вследствие внутреннего трения, мест­ ных сопротивлений и утечек, но и сжимаемостью рабочего тела. Что касается силы трения R, то для пневматических двигателей ее можно представить в виде суммы силы вязкого трения, при­ ближенно характеризуемой кубичной зависимостью от скорости движения поршня, и силы сухого трения:

R (у) = Сіу+ с2у3+ N sgn у ,

(9.12.3)

где через N обозначена величина силы сухого трения. Сопротив­ ление нагрузки Gзависит от перемещения поршня у и может также

зависеть от его скорости у.

Определим зависимость перепада давлений р от угла поворота а струйной трубки. При отклонении струйной трубки в отводящих

штуцерах 5

и

6

(рис. 9.12.1)

устанавливаются

давления р 1ш,

р2ш, линейно зависящие от угла

 

 

 

 

 

поворота

трубки

а. Зависимости

 

Ры Pßiu

 

 

Ріш («)>

Ргт (а)

представлены

 

 

 

 

 

Po

S

 

графически

на

рис.

9.12.2.

При

 

 

 

отклонении

струйной

трубки

на

 

 

 

 

 

максимальный

угол

атах

весь

 

 

 

 

 

воздух,

вытекающий

из

сопла

 

 

 

 

 

(без учета потерь), попадает в ка­

 

 

 

 

 

кой-нибудь один отводящий шту­

 

 

 

 

 

цер, и давление

в нем соответст­

 

 

 

 

 

вует максимальному давлению

р0,

 

 

Ра

 

ас

подводимому из магистрали высо­

~атах

О

&тах

1

кого давления. Минимальное давле­

 

 

 

 

 

 

ние равно

атмосферному ра.

 

 

Рис. 9.12.2.

 

 

Для

упрощения

дальнейших

 

 

 

 

 

 

 

 

выкладок

будем

 

считать, что

ат­

 

 

 

 

 

мосферное давление равно нулю (ра = 0). Это допущение равно­ ценно тому, что за начало отсчета давлений принимается атмо­

сферное

давление.

В

соответствии с

зависимостями

р1ш(а)

и Ргт (а )

и сделанным допущением (ра =

0) запишем соотноше­

ния (рис. 9.12.2)

 

 

 

 

 

(9.12.4)

 

 

Ріш "I" Ргт — £іРо>

 

где

 

Ріт

Ргт = СіРоФ (в),

(9.12.5)

 

 

— 1

при

сс< — атах,

 

 

 

 

 

 

Ф (е) = ^

е

при

I а | <

атах,

(9.12.6)

 

 

 

1

при

а > а тах,

 

е = а /атах — относительный

угол

поворота струйной

трубки,

Сі — коэффициент,

учитывающий потери давления в сопле и от­



400 Г Л . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

водящих штуцерах. Эти потери в зависимости от температуры ок­ ружающей среды составляют от 5 до 25%. Следовательно, коэф­

фициент

имеет значение £і = 0,95 Н- 0,75. Давления р ІШ и

р2ш в отводящих штуцерах и давления

р 2 в полостях цилиндра

различаются незначительно. Поэтому весовые расходы рабочего тела в отводящих штуцерах с достаточной точностью можно опре­ делить линейными соотношениями

 

Gim = к2 (ріш

Рі)>

^2ш = ^-2 (Ргш

РІ)і

(9.12.7)

где

к2 — коэффициент

пропорциональности.

Весовые

расходы

в полостях цилипдра выражаются формулами

 

 

 

 

 

 

 

(9.12.8)

где Ѵі, Ѵг — удельные

веса рабочего тела в полостях цилиндра,

Ѵі =

S (утих + у),

ѵ 2 = S (г/тах — у) — объемы

полостей,

Ушах — максимальное

перемещение поршня цилиндра от сред­

него положения, S — площадь поршня. Выразим удельные веса

Уі> ? 2

через давления, принимая,

что процессы сжатия и разреже­

ния

рабочего тела являются изотермическими. Фактически эти

процессы являются политропическими, больше приближаясь при быстром наполнении и истечении рабочего тела к адиабатическим, чем к изотермическим (которые характерны для медленных про­ цессов). Для быстродействующих пневматических двигателей процессы наполнения и истечения рабочего тела с высокой точ­ ностью можно считать адиабатическими. Однако описание работы пневматического двигателя при адиабатическом процессе зна­ чительно сложнее, чем при изотермическом. Как показывают экспе­ рименты и расчеты, вполне допустимо считать, что процессы в пневматическом двигателе являются изотермическими. Так, расчеты показывают, что при сделанном допущении расчетное время нарастания давления в полостях цилиндра увеличивается на Юн20% по сравнению с истинным [6]. Это можно учесть в дальнейшем введением поправочного коэффициента. Как из­ вестно, для изотермического процесса имеет место соотношение

Подставляя выражения удельных весов ylt у 2 и объемов Ѵи Ѵ2 в уравнения (9.12.7), получим

(9.12.9)

Условие сохранения весовых расходов в отводящих штуцерах и полостях пневмоцилиндра позволяет записать следующие