Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 428

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

392 ГЛ . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

Причиной люфта являются неточность изготовления и одно­ стороннее соприкосновение зубьев шестерен. Так, например, для двигателя ДИД-0,5 с редуктором, имеющим передаточное отно­ шение Y = гр/cp = 0,002, величина люфта на выходе редуктора составляет 0,032 рад.

Нелинейность типа люфта оказывает существенное влияние на характер работы динамической системы, вызывая статические ошибки и автоколебания. При изготовлении редуктора прини­ маются меры к тому, чтобы люфт был меньше, чем половина ошиб­ ки, допускаемой для автоматической системы. В прецизионных системах обычно применяются различные способы устранения люфта.

Структурная схема системы электродвигатель — редуктор с учетом инерционности двигателя, насыщения магнитной системы

 

1

£2

1

У

Ь ' .

9

■ J F

T s + 1

 

S

 

 

 

 

 

Рис. 9.10.6.

 

 

 

двигателя, нелинейного трения и люфта приведена на рис. 9.10.3. Эта схема является типичной для различных исполнительных устройств и широко используется при расчетах автоматических систем.

§ 9.11. Гидравлические двигатели

Гидравлические исполнительные устройства имеют ряд важ­ ных преимуществ перед электрическими, а именно они обладают большей мощностью и большим быстродействием, чем электро­ двигатели, при тех же габаритах и весах. Это объясняется высо­ ким коэффициентом использования веса конструкции (напряжен­ ность силы в гидравлических двигателях достигает 200

300 кгс/см2, а в электрических двигателях магнитное поле соз­ дает напряженность силы порядка 4-=- 6 кгс/см2).

Существует много конструкций гидродвигателей [40]. Рас­ смотрим широко распространенную схему с золотниковым распре­ делителем (рис. 9.11.1). Гидравлический шестеренчатый насос 1 постоянной производительности обеспечивает подачу жидкости с постоянной скоростью в аккумулятор давления 3. Давление рабочей жидкости составляет 150-=- 280 ат. После того как дав­ ление в аккумуляторе достигает определенной величины, клапан 2 переключает насос на резервуар 4. Из аккумулятора 3 рабочая жидкость поступает в золотниковый распределитель 6. При отсут­ ствии входного сигнала ивх, подаваемого на обмотку электромаг­ нита 7, якорь 8 находится в нейтральном положении и золотник 9


§ 9.11. ГИ Д РА В Л И Ч Е С К И Е Д В И Г А Т ЕЛ И

393

закрывает доступ жидкости в рабочий цилиндр 10. При наличии входного сигнала электромагнит поворачивает якорь 8, переме­ щая золотник 9. Смещение золотника вправо открывает доступ для рабочей жидкости через канал 11 в рабочий цилиндр. Одно­ временно открывается доступ для рабочей жидкости, находя­ щейся справа от поршня, в канал 12 и далее на слив в ре­ зервуар 4. Под действием раз­ ности давлений рабочей жид­ кости поршень 5 перемеща­ ется вправо. Выходной вели­ чиной гидродвигателя явля­ ется перемещение у штока рабочего цилиндра.

Для исследования динами­ ческих свойств гидродвига­ теля составим уравнения движения поршня в рабочем цилиндре:

••

ту = (рі — р 2) S R G

(I У К Ушах). (9.11.1)

где т — приведенная масса поршня с учетом присоеди­ ненных к нему масс, у — пере­

мещение поршня, (рір 2) S — сила давления жидкости, R — сила сопротивления, G — сопротивление нагрузки, і/тах — максималь­ ное перемещение поршня от среднего (нулевого) положения. Сила сопротивления R создается за счет трения. В реальных системах сила трения может быть представлена в виде суммы жидкого и сухого трения:

R = су + N sgn у,

(9.11.2)

где су — сила жидкого (вязкого) трения, N sgn у — сила

сухого

трения. Сопротивление нагрузки зависит от перемещения поршня у. Эту зависимость часто можно считать линейной.

Определим разность давлений pt р 2. Очевидно, что при сме­ щении золотника вправо от нейтрального положения х > О и давление Рі равно разности давления в аккумуляторе р 0 и пере­ падов давлений за счет потерь в трубопроводах и отверстиях зо­ лотника:

Рі = Po — &Pi — ЬРг-

(9.11.3)

Давление р 2, при условии равенства нулю давления в резер­ вуаре 4, равно перепаду давления за счет потерь в трубопроводах


394 Г Л . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ

Ар3 и в отверстиях золотника Др4:

Р г = Арз + Ар 4.

(9.11.4)

Как известно из гидродинамики, потери давления для несжи­ маемой жидкости происходят за счет трения в жидкости и местных гидравлических сопротивлений. При малой длине трубопроводов, что обычно имеет место в гидродвигателях рассматриваемого типа, потери на трение незначительны и их можно не учитывать. Потери давления за счет местных сопротивлений пропорциональны ско­ ростному напору жидкости:

 

 

П

 

 

 

 

Ар2 + Арз= 2 &

 

 

(9.11.5)

 

І=1

 

 

 

где

— коэффициенты местных

сопротивлений,

wt — скорости

потока

жидкости, у — удельный

вес

жидкости.

В

соответствии

с условием неразрывности жидкости

скорость ее

истечения wt

в произвольном і-м сечении гидросистемы можно выразить через

скорость движения поршня у и отношение площадей поршня S и отверстия Si в г'-м сечении:

іѴі = -щу.

Исключая величины wt из уравнений (9.11.5)

П

 

 

yS2

\

2g

АРг + Арз = 2

ti

2gSt У -

 

 

 

 

(9.11.6)

и (9.11.6), получим

\

* '

(9.11.7)

І= 1

71

где r = 2 Si!S\. Потери давления в отверстиях золотника пропор-

 

І= 1

скоростному напору

жидкости:

 

циональны

 

 

 

 

Api + Ap4 = 2 - J и>1,

(9.11.8)

где

w3 — скорость

истечения

в

отверстии

золотника, равная

 

 

 

 

 

 

(9Л1-9)

В

формуле

(9.11.9)

/ — полная

площадь отверстия золотника,

Ф (х) — нелинейная

функция,

определяющая

зависимость отно­

сительной площади открытой части отверстия от перемещения зо­ лотника. Эта функция, конечно, зависит от формы отверстия. На рис. 9.11.2 приведены графики функции ф (х) для случая прямо­ угольного отверстия и ширины буртика золотника, равной ширине отверстия (рис. 9.11.2, а), и большей ширины буртика (рис. 9.11.2, б), а также для отверстия круглой формы


§ 9. 11. Г И Д РА В Л И Ч Е С К И Е Д В И ГА ТЕЛ И

395

(рис. 9.11.2, в). Исключая из уравнений (9.11.8) и

(9.11.9) ско­

рость истечения w3, получим

ѴУ2

 

 

 

+ АР4: gf2ф2 (х)■у

( 9 .1 1 .1 0 )

 

 

Таким образом, разность давлений

р 2 равна

 

Pi — Pz — Po— J * 2{x) У2- ^ У * - .

(9.11.11)

При X < 0 давления рі и р 2 поменяются местами, вследствие чего

Рис. 9.11.2.

изменится знак разности Рі р2. Поэтому можно написать сле­ дующую формулу:

P i - P z = { p o - y- j -

+ т ] »' }

х • (9-11•12)

Подставляя выражения (9.11.2) и (9.11.12) в уравнение (9.11.1), получим дифференциальное уравнение, связывающее перемещещение золотника х и перемещение поршня гидродвигателя у:

my + cy + Nsgay + y- ^ [

(g) + y ] y2sgnx = Sp0sgnx— G.

(9.11.13)

К уравнению (9.11.13) следует добавить дифференциальное уравнение движения поршня золотника

n iiX ^ F ^ — R i

(I ж I < Жщах),

(9 .1 1 .1 4 )

где 7М] — приведенная масса поршня золотника с присоединен­ ными к нему деталями, FM— сила, развиваемая электромагни­ том, і?! — сила трения, Жщах — максимальное по абсолютной величине перемещение поршня золотника, при котором рычаг 8 (рис. 9.11.1) доходит до упора. Сила FM, создаваемая электромаг­ нитом, зависит от тока іу в его обмотке и перемещения золотни­ ка х:

F м. = F u (х, іу).

( 9 .1 1 .1 5 )


396 ГЛ . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А ВТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

В свою очередь ток іу в обмотке электромагнита связан с прило­ женным к нему входным напряжением ивх дифференциальным уравнением

 

+ h — ~jf и

Ь_

(9.11.16)

 

R '

где R и

L — сопротивление и индуктивность

обмотки электро­

магнита

соответственно.

 

 

Система трех уравнений (9.11.13), (9.11.14) и (9.11.16) полно­ стью определяет динамические свойства гидродвигателя. Эти урав­ нения показывают, что гидродвига­ тель является сложной нелинейной системой. Предоставляем читателю самостоятельно представить эту си­ стему структурной схемой, состав­ ленной из элементарных линейных

 

звеньев и безынерционных нелиней­

 

ных звеньев.

исследования

 

Для

упрощенного

 

динамических свойств гидродвигате­

ции,

ля заметим, что обычно силы инер­

силы вязкого трения и сила нагрузки G малы

по сравнению

с силой давления (рі р2) S. Поэтому, пренебрегая силами инер­

ции

ту, силами вязкого трения су

и нагрузки G, получим из

уравнения (9.11.13) приближенное уравнение

 

N sgny + ^ p [т ^ Т Д + т ] y2sgnx = Sp0sgnz. (9.11.17)

Принимая во внимание, что знак у всегда совпадает со знаком х :

sgn у = sgn X ,

и решая уравнение (9.11.17) относительно у, по­

лучим

___________

Определяемая этой формулой зависимость скорости движения пор­

шня у от перемещения золотника х (сплошная линия на рис. 9.11.3) близка к нелинейности типа ограничения с зоной нечув­ ствительности [(пунктирная линия на рис. 9.11.3). Зона нечув­ ствительности возникает вследствие того, что ширина буртика поршня золотника больше ширины отверстия золотника, что обычно всегда делается для обеспечения надежного перекрытия отверстия.

Что касается зависимости перемещения золотника х от вход­ ного напряжения нвх, то ее можно приближенно представить в форме последовательного соединения идеального запаздываю­ щего звена, безынерционного линейного усилителя и ограничителя.