Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кие Xj, при которых для перевозоки груза Qj потребовалось бы наименьшее количество вагонов. Задача может быть сформулирована в эквивалентной форме: требуется найти такие Xj, которые бы максимизировали суммарное количество груза в вагоне. В такой формулировке она более удобна для решения и может быть записана следующим образом:

R* = m ax 2 Xj,

(П .2)

Xj /= 1 если на Х) наложены следующие ограничения:

 

 

X j ^

0;

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

(ІІ.З)

 

m

 

 

 

 

_

/ =

1

т

т

 

2 Q j — Q j 2 x j ,

(11.4)

QJ

т

X j

 

 

 

/ = і

/ = і

 

1j

/= I

где Р — грузоподъемность вагона; V — вместимость вагона;

Уі — объемный вес груза /.

Первое ограничение системы (ІІ.З ) Еытекает из физического смысла задачи. Второе и третье соответственно означают, что суммарное количест­ во груза должно быть не больше грузоподъемности и вместимости вагона; и, наконец, ( I I .4) имеет тот смысл, что общее количество груза, погружен­

ное

в вагоны, равно его наличию на грузовом пункте. Д ва последних усло­

вия

(ІІ.З ) в некоторых случаях альтернативны и могут быть заменены ра­

венствами. Задача решается

методами линейного программирования.

 

V =

Пример. На грузовой пункт подают четырехосные крытые вагоны вместимостью

120

ж3

и грузоподъемностью Р = 62 т. Удельная грузоподъемность

вагона

^ в =

=

0,51 m/ж3.

 

 

 

На складе в наличии <?г =

150 т груза с объемным весом у, = 0,3 т/м3, 0 2 =

180 т

с объемным весом у2 = 0,45 т/м3, Q3 — 300 т c y s = 0,6 т/м3. Требуется найти такие Xj (j = 1, 2, 3), чтобы при совместной перевозке всех трех родов груза в одном вагоне максимизировать функционал (П.2). После подстановки числовых значений в формулы (II.2)—(II.4) получим

R = Хі^[-Х2-)гХз,

(11.5)

Хх-ф-лга-ф-Хз 62;

(11.6)

Ü2


* L +

_ 5 L +

_ 5 L < 1 2 0 или

2хх 1,3х2ф-х3 <

72.

(ІІ.7)

0 , 3

0 , 4 5 ^ 0 , 6

 

 

 

 

6 3 0 х і =

1 5 0

(хх~ р х2 р х3)

»

3 , 2 л,'і — ,ѵ2 ]*з =

0 ;

 

630х2=

1 8 0

(ххФ - *2+ * з )

»

2 , 5 х , — * і — * з =

0 ;

(II .8)

6 3 0 * з =

3 0 0

( * і + * 2 + * з )

»

1 , 1 х 3 — х2—* і = 0 ;

 

 

 

 

* і , 2 ,3

^

0 .

 

 

где хх, х2, х3 — соответственно количество грузов с объемным весом уі, у2, 7з.

погру­

женных в один вагон.

Последнее равенство системы (II.8) излишне, так как оно является линейной ком­

бинацией первых двух. Таким образом остаются следующие условия

 

2.ѵ'і -(-1, Зх2-ф-*3

С 72;

 

3 ,2х3

х2

х3=

[0,

 

2 ,5X2 —ххх30;

(ІІ.9)

х2-\-х3 < 62;

 

 

* 1 .2 .3

^ 0 -

 

 

Найти оптимальные значения

хх, х2

и х3, максимизирующих линейную

форму

(II.5) с учетом ограничений (II.6)—(И .8), относительно просто. Можно дать и графи­ ческую интерпретацию процесса решения.

Из равенств (II.9) получим, что х2 = 1,2 хх. Воспользовавшись последним соотно­ шением, запишем:

R — 2 , 2 x x - j - x 3\

11 10

(

. )

3 , 56л; L -[■-T;j '5 72;

 

 

2 х х — х 3 =

0;

(11,11)

2 , 2 х х ± х 3 < 62;

 

 

* і . * з <

0 .

 

 

Третье условие системы (11.11) менее сильное, чем остальные два, и его можно

опустить. Теперь процесс поиска изобразим на фазовой плоскости хх, ох3

(рис.

1),

где показаны проекции горизонтальных сечений поверхности R = 2,2 хх +

х3 и ли­

ний ограничения

 

 

 

3,56 хх-±-х3< 72

( 11. 12)

и

 

 

 

2 *і—* 3 = 0;

(11.13)

* і , з

0 .

 

 

Так как по условию функция цели возрастает с увеличением хх и х3, одной из линий ограничения является прямая 3,56 хх + х3 = 72. Таким образом, точка, коор­ динаты которой представляют оптимальные значения хх и х3, принадлежит линиям

23


2xt — х3 =

0 и 3,56 л*]-1- л'з = 72,

т.

е. находится на их

пересечении. Решая совмест­

но два последних уравнения, получим:

 

 

 

X*! =

12,8 т, х*3 = 25,6 m и х*2 =

1,2 х*г =

15,4 т, откуда R* = 53,8 т.

Потребное число вагонов:

 

 

 

 

 

при совместной перевозке легковесных и тяжеловесных грузов

 

д,С _

Q1 + Q2 + Q3 _ 630

^

 

 

1

 

R*

53,8

при раздельной перевозке

 

 

 

 

 

 

Л'Р =

Уі

У

Уз > V

£е?

13.

 

 

 

 

Экономия вагонов

NP—N\ 13—12

£*8,3% .

12

Задача 2. Д анная задача от предыдущей отличается более общей по­ становкой: на грузовой пункт подается несколько і (і = 1, 2, ..., п) типов вагонов. Необходимо найти такие = 1, 2, ..., т), которые минимизи­ ровали бы количество вагонов для перевозки заданного количества груза.

Естественно, если объемный вес грузов равен или больше удельной грузоподъемности вагонов, т. е. грузоподъемность вагонов используется полностью в любом случае, выбор оптимальной схемы загрузки теряет вся ­ кий смысл. Когда общее количество порожних вагонов вполне достаточно для перевозки имеющихся грузов, но накладываются ограничения на число вагонов каждого типа nlt поставленная задача математически формулирует­ ся следующим образом:

 

 

п

т

 

=

ш ах

2 2 х и,

(11.14)

если

xij

 

 

 

 

 

 

 

1,

2.

. л;

/= 1, 2, .. . , m);

(11.15)

 

т

 

 

 

 

/= I

 

 

(11.16)

 

 

 

 

 

т X-

 

 

(11.17)

 

 

 

 

 

п

 

 

 

2 ІЦ х и >

Q).

(И -18)

і= 1

 

 

 

24


Задача

сформулирована в тер­

 

 

 

 

 

 

 

минах

линейного

программирова­

 

 

 

 

 

 

 

ния. Заклю чается она в поиске оп­

 

 

 

 

 

 

 

тимальных

значений хң,

максими­

 

 

 

 

 

 

 

зирующих

линейный

функционал

 

 

 

 

 

 

 

(11.14)

при

соблюдении

ограниче­

 

 

 

 

 

 

 

ний (11.15)— (11.18).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысл

 

ограничений

(11.16),

 

 

 

 

 

 

 

(11.17) указан ранее. У словие (11.18)

 

 

 

 

 

 

 

означает что количество груза /,

Рис.

1.

Графическая модель

поиска

опти­

которое

может

быть

погружено в

мальной

схемы загрузки вагона

при доста­

вагоны

всех

і

типов, больше

или

точном

количестве порожних

вагонов

 

 

 

 

 

 

 

равно наличию этого груза на

 

 

 

 

налагаемых

складе.

Чтобы

уточнить

вид

функционала

и

ограничений

на Xjj, воспользуемся следующими исходными данными.

 

 

 

Пусть

имеется

количество порожних вагонов

грузоподъемностью

Я, 62 т

и вместимостью

Ѵі =

90 м3, пг =

3 единицы; грузоподъемностью Р2 =

62 т, вмести­

мостью Ѵ2 =

108 м3, п2 =

8 единиц. Количество груза с объемным весом ^

= 0,3

т/м3

Qi = 150 т, у 2 =

0,75 т/м3

Q2 =

300 т. Подставив числовые значения в выражения

(II .14)—(11.18),

после преобразований получим

 

 

 

 

 

если

 

 

 

 

 

 

R —Хц 4-XJ2 -ф"Х2і -\-х22,

 

 

(11.19)

 

 

 

 

 

* ,/ > 0;

Qij > 0 (г =

1,2;

/= 1 ,2 );

 

(11.20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хц

 

62,

х2і~\~х2п

62;

 

(11.21)

 

 

 

 

~ : - Ь

 

< 90

или

2 ,5 х и +Хіг < 67,5;

 

 

 

 

 

 

 

0,3

0,7о

 

 

 

 

 

 

 

 

(11.22)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—^ -4 -—— < 1 0 8

или

2,5*21.+*оо < 81;

 

 

 

 

 

 

 

0,3

0,75

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ъхц 4-8.ѵ21 >

150;

 

 

(И.23)

 

 

 

 

 

 

 

 

3*12+8*,2 >

300.

 

 

(11.24)

Так как объемный вес груза (?2, равный у 2 =

0,75 т/м3, больше удельной грузо­

подъемности

вагонов того и другого

типа (он

равен

соответственно 0,68

и 0,58), то

чтобы не перегрузить последние, в системе ограничений целесообразно сохранить усло­ вия (11.21) и (11.22). Функционал (11.19) и условие (II.24) линейны, поэтому задача решается методами линейного программирования. Если ограничений на количество вагонов каждого типа нет, из системы ограничений исключают условия (11.23) и (11.24). В этом случае, чтобы лучше использовать грузоподъемность и вместимость, подби­ рают такой тип вагона, удельная грузоподъемность Р которого приближается к сред­ невзвешенному объемному весу грузов уср, т. е. уср > Р.

25


. Содержание данной задачи сходно с задачей 1. Отличием ж е является фиксированное число вагонов, подаваемых на грузовой пункт, которое может быть недостаточно для погрузки. Поэтому вместо ограниче­ ний вида

тт

%і 2

Qi —Q} £ х]

(11.25)

/= 1

 

/= 1

 

вводится условие

 

 

 

 

nxj

Qj.

(11.26)

Это условие означает, что наличие на грузовом фронте груза Qj больше или равно количеству груза /, погруженного в поданные вагоны. Ограниче­ ние полностью соответствует реальным условиям работы грузовой станции. Чтобы решить числовой пример, воспользуемся исходной информацией задачи 1. Дополнительная информация — число поданных вагонов на гру­ зовой пункт п = 7. Функционал записывается следующим образом:

т

 

R ^ n ' Z t X j .

(11.27)

/= 1

 

Т ак как в условии задачи нет дополнительных ограничений в отноше­ нии приоритета при отправлении какого-либо груза из трех родов, имею­ щ ихся на грузовом пункте, для увеличения R целесообразно вагоны исполь­ зовать под грузы с наибольшим объемным весом Qx и Q2. Однако при реали­ зации такой схемы загрузки и использовании вместимости возможна пере­ грузка вагона. Поэтому, кроме условия (11.7), необходимо сохранить огра­ ничения вида ( I I .6) и условие

nxj ^

Qj.

(11.28)

Подставив числовые значения в выражения (II.3),

(11.27), (11.28), получим

R = 7 (А-'і+^гД-Хз)'

(11.29)

если хЬі!із > 0 ;

 

 

*

 

 

^ 62;

(11.30)

2х± -f- 1, 33х2

£ 3 ^ 72;

(11.31)

х± <

21,4;

(11.32)

х2 <

26;

(И .33)

*з «

43.

(11.34)

Найти оптимальные значения хі (/ =

1, 2, 3), которые максимизируют линейную

форму (11.29), можно методами линейного программирования. Графическая интерпре-

26