Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тация решения

задачи

показана на

рис. 2. Из него

следует,

что оптималь­

ное решение следует искать в наиболее удаленной от начала координат точке— одной из вершин многогранника М. Эта

точка лежит

на пересечении плоскостей

*і + * 2

+

*з =

62,

2*! +

1,33 * 2

 

х3=

72

и

*з =

43.

 

Уменьшим

размер­

ность

задачи,

исключив

из

системы

(11.29)—(11.31)

переменную х х.

 

 

Тогда

 

7 (36 + 0,34х2 +

0,5х3),

(11.35)

Р =

если

 

 

 

*2,

*3 > 0;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* ,< 2 6 ;

 

(11.36)

 

 

 

 

*з <

43;

 

(11.37)

 

 

 

0,67*2+

*з = 52.

(11.38)

Заметим,

что

условия *а + *з

<

62 и

1,33 * 2

+

<

72

менее

сильные,

чем

остальные,

и

поэтому их можно опус­

тить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 3 в координатах *2, *3 по­ строены проекции линий равных сечений

функционала

(11.32)

и ограничиваю­

щие прямые,

определяемые условиями

(11.36)—(11.38). Так

как с увеличением

* 2 и *з возрастает R,

оптимальные зна­

чения х* 2 и х*з следует искать в грани­

цах .многоугольника

МгМ 2М 3 М4М6 в

точке, расположенной

на наиболее уда­

ленной от начала координат горизонта­ ли. Нетрудно заметить, что такой точкой является ЛД. Для решения задачи необ­

ходимо совместно

решить

уравнения

0,67 * 2

+

*з =

52

и *з = 43. В резуль­

тате чего получим х*2 =

13,5, х*3 =

43,

**} =

5,5. При

этом легковесного груза

будет

перевезено

7 - 5 , 5 =

38,5 гп и

13,5-7 =

94,5 т, тяжеловесного 7-43 =

= 300 т.

Остаток

на

складе составит

(150 — 38,5) +

(180 — 94,5) = 196

т.

При раздельной

загрузке тяжеловесных

и легковесных грузов для перевозки

394,5

т потребовалось

бы 8 вагонов

( 300

,

94,5 ,

38,5)

^

^-ß2 ~

+

5 4 ~ "г

"Зб/ -

Экономия соста­

вит 14%,

Задача 4. Данная задача отли­ чается от задачи 2 фиксированным

Рис. 2. Графическая модель поиска опти­ мальной схемы загрузки вагона в трехмер­ ном пространстве

Рис. 3. Графическая модель поиска опти­ мальной схемы загрузки вагона

27


числом вагонов каждого типа, общее количество которых может быть недо­ статочно для перевозки всех грузов. Функционал — количество груза, погруженного в поданные вагоны, — записывается следующим образом:

п т

Я =

2 «г

2

х и .

 

(11.39)

Ограничения: х и ^ 0 ;

і= і

/=1

 

 

 

 

 

 

 

п

щ х и <

Qj.

 

 

2

 

(11.40)

«■=1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(11.41)

/'

 

 

 

 

 

где п; представляет собой количество вагонов типа і

= 1, 2,

..., /г). Зада­

ча состоит в том, чтобы найти такие х и ,

которые бы максимизировали ли­

нейную форму (11.39) при соблюдении

ограничений

(11.40) и

(11.41). Опти­

мальные решения находят методом линейного программирования. Допол­ нительное ограничение (11.40) имеет тот смысл, что количество груза, за ­ груженное в поданные вагоны, не должно превосходить наличия гурза на

складе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример. На грузовой

пункт поданы вагоны двух типов (і =

1; 2): четырехосные

грузоподъемностью Рг = 62 т с объемом кузова

Д = 90 м3 в количестве щ =

4 еди­

ниц и четырехосные грузоподъемностью Р2 — 62 т,Ѵ2= 108

м3 в количестве

п2= 3

единиц. На складе имеется Qj = 150 т груза с объемным весом Уі

=

0,3 т/м3 и Р2 =

300 т

груза с объемным весом у2 =

0,6 т/м3 (/ =

1,2). Подставив числовые значения

в вы­

ражения

(11.39)—(11.41),

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

^

4 (хи -)- х 12) -р- 3 (х21 -|- X 22) .

 

 

(11.42)

Ограничения:

 

 

> 0;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4хи -р З.ѵ21 <

150;

*|

 

 

(11.43)

 

 

 

4л'і2 -[- Зх22 <

300:

j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2х„ - j -Л'р2 <

54;

 

 

 

(11.44)

 

 

 

^X2i~juX22 <

64,8;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хп Д а'і2 <

62;

 

 

 

(11.45)

 

 

 

 

x2j -j^ x22 <

62.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из двух

ограничений Хц +

 

х12 <

62 и 2хп + х12 < 54 второе

более сильное. По­

этому остается следующая

система

ограничений:

 

 

 

 

28


4'^ц~Ф" 3j^2i

150; 1

 

(11.46)

4x^2-ф-ЗлГчо ^ 300; )

(11.47)

< 64,8; J

^ 2 1 "Ф^"22 ^ 62; "I

(II .48)

хіі ^ 0. J

Для решения поставленной задачи воспользуемся симплекс-методом и для этого приведем ее к виду основной задачи линейного программирования, заменив неравен­ ства (11.46)—(11.48) равенствами:

Уі = — 4*ц — 3*2і + 150;

 

у%— —

“Н 300;

(11.49)

У з ~ — 2*п — *12 + 54,0;

Уі = — 2*2і —*,2 + 64,8;

 

 

 

Уъ— — *21— *22+ 62;

 

 

 

 

 

max R =

4 (*ц +

*і2) +

3 (*2і + * 2 2 ),

 

 

(11.50)

где ух у ъ — искусственно введенные в систему (11.49) переменные:

 

 

ух и у 2 — остаток

груза

на

складе

после

загрузки

вагонов;

 

 

Уз и ft — недоиспользованные

объемы вагонов;

 

 

 

у ъ — недоиспользованная часть грузоподъемности вагона.

 

 

Число неизвестных

системы т =

9; ранг

системы г =

5. При т^> г совместная

система имеет

бесчисленное множество

решений, среди

которых требуется

найти

оптимальное,

максимизирующее

R.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выберем начальное базисное решение. В качестве его примем такое решение,

базис которого состоит из единичных векторов. В

матрице

базисными

неизвестными,

отвечающими

принятому

условию,

соответствуют

переменные ух, у 2,

.... Уз-

Коэф­

фициенты при этих неизвестных образуют отличный от нуля базисный минор

 

 

 

 

(

1

0

0

0

0

4

 

 

 

 

 

 

 

 

0

1

0

 

0

0

1

 

 

 

 

 

 

 

0

0

1

 

0

0

= 1.

 

 

 

 

 

 

 

0

0

0

 

1

0

/

 

 

 

 

 

 

 

0

0

0

 

0

1 /

 

 

 

Перепишем систему (11.49) и функционал (11.50) в табл. 1, которая дает опорное

решение.

Чтобы

отыскать оптимальное решение, следует преобразовывать таблицу до

тех пор,

пока все коэффициенты Д-строки будут неотрицательны. На первом

шаге:

в качестве

разрешающего выбираем столбец, содержащий наибольший по

абсо­

лютной величине отрицательный коэффициент Д-строки: [—*і2 — столбец]; отбираем все положительные коэффициенты этого столбца и делим на них соот­

ветствующие свободные члены; строка у 3 с наименьшим по величине отношением будет разрешающей:

54 < 75;

29



Т а б л и ц а 1

Дополнитель­

 

Коэффициенты при переменных

 

Свободные

ные перемен­

 

 

 

 

члены урав­

ные

Г ц

— А '1 В

— А 'а і

----- * 2 Я

нений (11.49)

 

1

4

0

3

0

150

У

 

 

 

 

 

Уг

0

4

0

3

300

Уз

2

ш

0

0

54

Уі

0

0

2

1

64,8

Уъ

0

0

1

1

62

R

—4

—4

—3

—3

0

элемент, находящийся одновременно в разрешающих столбце и строке, является разрешающим. В табл. 1 он обозначен так Ш. После первого шага знак коэффициента /^-строки разрешающего столбца станет положительным, так как при преобразовании

таблицы по правилам

модифицированного Жорданова исключения:

 

 

 

разрешающий элемент

заменяется единицей;

 

 

 

 

 

остальные элементы разрешающей строки остаются без изменения;

 

 

остальные элементы разрешающего столбца меняют знаки.

 

принадлежащие

Все эти преобразования отражены в табл. 2. Элементы öj;-, не

к разрешающей строке г и

столбцу s в

табл. 1, вычисляют,

используя

данные

табл. 2,

по формуле

a-tj ars a.isarj. Пример расчета показан

в табл. 3

и 4.

В результате таких расчетов

получаем табл. 5. Все элементы ее делим на разре­

шающий элемент ars и после первого

шага получаем табл. 6. Описанным

выше

способом

выполняем

второй

шаг (табл.

7.) После второго

шага

получим

таблицу

8. Процедура третьего шага расчетов показана в табл. 9.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

 

 

 

 

 

 

П ер е м е н н ы е

— А'і !

— А3

— А'зі

— Л*22

С во б о д н ы е

 

член ы

Уі

0

 

 

 

У г

—4

 

 

 

х и

2

1

0

0

 

 

54

 

Уі

0

 

 

 

Уъ

0

 

 

 

R

 

4

 

 

 

 

 

.30