Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л [ ц а 3

 

 

Т а б л и ц а 4

 

Переменные

—*и

—*12

Дополпнтель-

*11

ные перемен-

 

 

 

 

ные

 

Уі

 

4

0

Уі

4-1—0-2=4

Уі

 

0

4

У1

0-1—4 2 = —8

г— строка

у з

2

1

 

 

Т а б л и ц а

5

 

 

 

 

Перемен­

ные

Уі

Уі

*12

Уі

Уь

R

—*11

4-1—0-2=4

о

cs J,

00 1 II

2

0

0

—1.4—(2) X X (—4)=4

У э

0

—4

1

0

0

4

—*21

3-1—0 = 3

0

0

2-1—0= 2

1-1—0=1

CO

Г

0 II

со

1

 

 

1

--*22

Свободные члены

l-o —0= 0

150-1—0-54=150

3-1—4-0=3

300-1—54-4=84

0

54

1-1—0=1

64,8-1—0= 64,8

1-1—0=1

62

- 3 -1 —г—4 -0 )= —3 0-1—(—4-54)=216

Т а б л и ц а

6

 

 

 

 

Переменные

—*11

—Уг

—*21

—*22

Свободные

члены

У

4

 

3

0

150

Уг

—8

—4

 

3

84

*12

2

1

0

0

54

Уі

0

0

м

1

64,8

Уь

0

0

1

1

62

R

4

4

—3

—3

216

31


Т а б л и ц а 7

Перемен­ ные

—Х н

 

—Уъ

 

 

У і

8 - 0 = 8

0 -2 — 3 - 0 = 0

Уз

- ( - 1 6 —0 )= 1 6

1

со 1 IIО 1 сч

х 13

2 -2 — 0 = 4

 

1 -2— 0 = 2

Л^21

0

 

0

Уь

0 -2 — 1 - 0 = 0

0

ю 1 о о

 

 

 

II

R

2 -4 — (3 - 0 )= 8 2 -4 — (0-3) = 8

—У і

3

0

0

1

1

3

 

Xtt

 

 

 

1

1

д

д

со 1

 

6

0

1

1

- 6 - ( — 3 - 1 ) = — 3

Свободные члены

300— 1 9 4 ,4 = 1 0 5 ,6 84-2 54-2

6 4 ,8 62 -2 — 6 4 - 8 = 2 9 ,6 - 2

216 -2 — ( - 3 - 6 4 , 8 )= 6 2 6 ,4

Т а б л и ц а

8

 

 

 

 

 

Переменные

 

 

 

 

—Хгі

Свободные

—Х11

—У>

—у*

 

члены

У і

4

0

- 1,5

- 1,5

52,8

Уз

8

— 4

0

 

|3|

84

*іа

2

1

0

 

0

54

*21

0

0

0,5

 

0,5

32,4

Уь

0

0

0,5

 

0,5

29,6

R

4

4

1,5

1,5

313,2

Т а б л и ц а

9

 

 

 

 

 

Перемен­

—xl1

—Уі

—Уі

—Уі

 

Свободные члены

ные

 

Уі

_

_

_

1,5 52,83=(— 1,584)= 94,83

 

 

 

Х%2

8

4

0

1

 

84

*12

0

 

54-3

*21

0,5

32,4-3 42= 18,4-3

Уь

0,5

29,6-3 42= 15,6-3

R

12— [8— (1,5)]=

12— [— 4х

4,50=

1,5 313,2-3 ( - 1,5-84)=

 

= 12+ 12=24

Х ( - 1,5)]=6

= 4,5

 

= ( 313,3+ 42).3= 355,2-3

32


Т а б л и ц а

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переменные

А'і j

— У*

 

— Уі

 

—У і

 

Свободные члены

Уі

 

 

 

 

 

 

94,8

х 22

 

 

 

 

 

 

 

28

* 1 2

 

 

 

 

 

 

 

54

* 3 1

 

 

 

 

 

 

 

18,4

Уъ

 

 

 

 

 

 

15,6

R

 

 

8

2

 

1,5

 

0,5

 

355,2

После третьего шага модифицированного Жорданова исключения получаем

оптимальное решение в табл. 10, так как ./^-строка

не содержит отрицательных коэф-

фциентов.

 

 

 

 

 

0,

х*12 =

54, х*21 =

18,4, х*22 = 28

Оптимальное решение следующее: x*u =

и R = 355,2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, при оптимальной схеме

загрузки

вагоны

первого

типа — вместимостью

90

м3— целесообразно

загрузить

только

грузом

с объемным весом 0 , 6 т/м3, а в вагонах вместимостью 108

м3 перевозить

совместно грузы с объемным весом

0 .3 и

0 ,6

т/м3.

 

 

 

Этот

результат

такж е

отвечает

логическим

представлениям

о наи­

лучшем способе

загрузки

и использования грузоподъемности вагонов.

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРОЖНИХ ВАГОНОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО ГРУЗОВЫМ ПУНКТАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи рассматриваемого типа могут

быть

разделены

 

на две

группы

в зависимости от того, по какому критерию оценивается оптимальный ва ­ риант распределения порожних вагонов:

наилучшее использование грузоподъемности вагонов, причем затраты, связанные с перемещением порожних вагонов между грузовыми пунктами, не учитываются;

суммарные эксплуатационные расходы, связанные с подачей вагонов на грузовые пункты и с перевозкой грузов по железной дороге.

Игнорировать затраты на подачу можно лишь в том случае, если они в различных вариантах распределения порожних вагонов несущественно отличаются друг от друга или незначительны по абсолютной величине. З а ­ метим, что в дальнейшем рассматриваю тся только задачи с фиксированным количеством вагонов.

Задача 5. В простейшем виде задача распределения разнотипных ваго ­ нов по грузовым пунктам в зависимости от статической нагрузки сформу-

2 Зак. 1 1 2 1

33


лирована А. Б . Капланом [1]. В математической формулировке она записы­ вается следующим образом:

 

 

п

m

Ун,

 

Я * =

т іп

2

2

(11.51)

 

« ц

i= i /= I

 

если Уі}> 0 , t = l , 2 , . . . , п\ / = 1 ,

2 , . . . ,

т .

 

П

 

 

 

N

 

2

Угі Рц = QA

 

і=і

 

 

 

 

(I I .52)

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная цель составления оптимального плана распределения состо­ ит в минимизации количества порожних вагонов уц, необходимых для пере­ возки заданного количества груза при ограничениях (11.52). На каждом грузовом пункте имеется лишь один род груза, статическая нагрузка кото­ рого Pi, при перевозке в вагонах типа і задана. Затратами на подачу порож­ них вагонов пренебрегаем. Источниками питания грузовых пунктов порож­ ними вагонами являю тся как пункты выгрузки на станции, так и соседние станции. При недостатке порожних вагонов задачу следует сформулировать иначе:

 

 

 

п т

 

 

 

Я * = т а х

2 2 УиРи,

(П .53)

 

 

«и

'= w = i

 

если у и ^ О, і =

,

2 , . . . , n;

 

 

І =

,

2 , . . . , т.

 

 

 

 

т

Уи = пі\

 

 

 

2

(П .5 4 )

 

 

/=і

 

 

 

 

Ѣ у а Р а « 2 з -

(П .55)

 

 

і= і

 

 

В такой постановке задача состоит в поиске таких у и-, которые бы макси­ мизировали линейную форму (11.53), представляющую собой количество груза, загруженное в щ поданных вагонов. Н а первый взгляд оптимальный вариант распределения порожних вагонов в этом случае такой, в котором на грузовые пункты поступают только вагоны одного типа, в наибольшей степени удовлетворяющ ие требованиям наилучшего использования грузо­ подъемности и вместимости. Однако при значительном количестве грузовых пунктов и недостатке порожних вагонов оптимального типа реализация такого плана невозможна, и тогда задача может быть решена только метода-

34


ми линейного программирования, так как функционалы (11.51) и (11.53)

и ограничения

( I I .52),

(11.54) и (11.55)

линейны.

 

 

 

 

Рассмотрим числовой пример. Станция ощущает недостаток порожних вагонов.

На двух грузовых пунктах имеются грузы

 

=

540 т и (?2 = 620 т, объемный вес

которых составляет ух =

0,3 т/м3 и у2 — 0,75 т/лР. На станцию поступило три

типа

крытых вагонов со следующими характеристиками: первый тип Рх =

62 т, Ѵ1 — 107 м3,

количество 8 единиц;

второй

тип Р2 — 62

т,

 

Ѵ2 =

120 м3, количество 12 единиц;

третий тип Рд = 62 т,

Н3 = 90 м3, количество 6 единиц. Статические нагрузки вагонов

следующие: рп =

32 т, р12 =

62 т, р2 1

 

36 т, р 22 — 62 т, р31 =

27 т и р32 =

62 т.

Поставлено условие обеспечить погрузку всех грузов с объемным весом ух =

0,3 т/лР.

Подставим исходные данные в

выражения (11.53)—(11.55) и после преобразований по­

лучим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р =

1,2ріх-ф-2,3г/і2-|!‘ 1 >Зу2Х+ 2 ,З у 22+

і/зі+ 2,З і/32;

(11.56)

 

 

 

У і}

> 0 (£ =

1, 2 ,

3;

; =

1,

2);

 

 

 

 

 

 

 

1/и+Уі2 = 8;

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1/21 +

1/22=12;

/

 

 

 

(11.57)

 

 

 

 

Узі +

Узз ==6 -

]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,2У п + 1 , 3 у 21 + У зі =

20;

 

 

(11.58)

 

 

 

 

У із +1/22 +1/32 <

10,

 

 

(11.59)

Исключим из выражений

(11.56),

(11.57)

и

(11.59) переменные у 12, у22,

у 31,

узг и

после упрощений получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р і —0,46(/Х1^ 0 ,7 у 21

 

 

(11.60)

 

 

 

 

Уіи г1

>

0;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I >2 г/ц+ 1 ,3у2і •< 2 0 ;

 

 

 

(11.61)

 

 

 

 

0,2ріх+0,3//21 < 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из условий (11.57) также следует:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уі1 <

8;

I

 

 

 

 

 

(11.62)

 

 

 

 

у2і <

12. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо найти такие уп и у21, которые бы максимизировали линейную форму

(11.60). Так как задача свелась к определению

двух переменных, то ее можно решить

графо-аналитическим способом (рис. 4). Направление поиска показано стрелкой, идущей от начала координат, так как по условию необходимо максимизировать функ­ ционал (11.60), который увеличивается с увеличением угі и у 2х. Искомое решение сле­

дует искать в области 5, ограниченной треугольником М3 М 2 М 3. По-видимому, оп­ тимальному решению отвечают координаты точек Мх и М2, наиболее удаленных от на­ чала координат и расположенных на одной горизонтали. Решая совместно уравнения 0,2f/u + 0,3 у 21 = 4 и уп = 8, определим координаты точки М 2: у*и = 8, у*21 = 8.

Это и есть оптимальное решение задачи.

2*

35