Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Воспользовавшись

уравнениями

 

 

(11.57) и (11.58), рассчитываем остальные

 

 

компоненты оптимального

решения:

 

 

У*1 2

= 6

. У*2 2 = 0 . У*зі =

2

и у*32 =

4.

 

 

При

этом

значение

функционала R =

 

 

=

1100

и

остаток

невывезенного

груза

 

 

составит

 

(540 + 620) — 1100 =

60

т .

 

 

 

 

Задача 6 . Эта задача от преды­

 

 

дущей

отличается более общей по­

 

 

становкой — на

каждом

грузовом

 

 

пункте

в наличии несколько родов

 

 

груза,

которые

можно

 

перевозить

 

 

совместно в одном вагоне. По-преж ­

Рис. 4. Графическая модель поиска опти­

нему затраты, связанные с подачей

порожних вагонов,

не

учитывают,

мального

распределения порожних вагонов

а

в

качестве критерия

оптимиза­

при их недостатке

ции принимают суммарную ста­

 

 

 

 

тическую

нагрузку

поданных

ва-

гонов.

Сформулируем поставленную

задачу

математически.

 

П усть

на

каждом из грузовых пунктов г — 1 , 2 ,

 

I грузится / родов груза (/ =

1 ,

2, ..., т) различного объемного веса. То 'да L/ri представляет количество ваго­ нов типа I .которое подают на грузовой пункт г, хгі} — количество груза /, которое погружено на грузовом пункте г в вагон типа і. Функционал запи­ сывается следующим образом:

т

Г= 1

 

У г і

 

(П .63)

І= 1

/ = 1

 

ограничения хгіі ^ 0 ; угі ^ 0 (г =

1 ,

2 , . .

1\ і = 1 , 2 ........

« ; ; = 1 , 2 , . . . . т)

 

 

I

 

(11.64)

« £

= 2

У г ь

 

 

г= 1

 

 

п

 

 

 

 

^2 У г і X Ti j

Q r i 1

(11.65)

 

 

 

 

(11.66)

m

 

 

 

 

2

xru <

P f

(11.67)

Физический смысл ограничений (11.66) и (11.67) в том, что количество грузов при совместной перевозке не должно превышать вместимости и гру-

36


зоподъемности вагона. Условие (11.65) означает, что суммарное количество груза /, погруженное на грузовом пункте г в вагоны типа і, не должно пре­ вышать фактического наличия и, наконец, условие (И .64) имеет тот смысл, что суммарное количество вагонов типа і, загруженное на всех г грузовых пунктах, равно наличию порожних вагонов этого типа на станции. Если на станции есть некоторый резерв порожних вагонов, то условия (П .64)и (11.65) переписывают следующим образом:

 

г2= 1 Ун

(1 1 .6 8 )

 

 

и

 

 

і = і

ти = Qrj-

(11.69)

 

 

Задача заклю чается в поиске оптимальных значений угі и хті]-, которые

приводят нелинейный функционал

(11.63) к максимуму, при наличии огра­

ничений (11.64)— (11.69). Приведя

нелинейную функцию цели

(11.63)

и условия (11.65) к сепарабельным формам и выполнив кусочно-линейную аппроксимацию, задачу (11.63)— (11.69) можно сформулировать в терми­ нах линейного программирования. Заметим, что приведение функции цели (11.63) и условия (11.65) к сепарабельной форме трубует введения дополни­ тельных переменных и условий. Кусочно-линейная аппроксимация такж е увеличивает число переменных — в результате резко увеличивается раз­ мерность задачи и объем вычислительных работ 1 2 ].

Задача 7. Данная задача характеризуется тем, что оптимизация процес­ са распределения порожних вагонов осущ ествляется по критерию эксплуа­

тационных

затрат, связанных с по­

 

 

дачей вагонов

на грузовые пункты

И с то ч н и к и питания

п о р о ж н яко м

и перевозками грузов по железной

(і типов вагонов)

дороге.

Схема

распределения

по­

 

 

рожних

вагонов

представлена

на

 

 

рис. 5.

Система

управления вклю ­

 

 

чает г пунктов

погрузки (г =

1 , 2 ,

 

 

... ,/ ) , на каждом из которых имеет­

 

 

ся /грузов (/ =

1 , 2 , ..., т )

в коли­

 

 

честве Qrj и k источников питания

 

 

порожними

вагонами (k =

1 ,

2 ,

 

 

... ,/ ) ,

на каждом из которых в

 

 

наличии і

типов вагонов

(і — 1 ,

 

 

2, ..., п) в количестве п,п. Задана

 

 

стоимость сп перевозки 1 m грузов

Рис. 5. Схема распределения

порожних

в вагоне типа і.

Ее можно

считать

вагонов по грузовым пунктам

 

37


не зависящей от і .так как в одном вагоне перевозят грузы нескольких наименований, но зависящей от г, поскольку статическая нагрузка вагонов на различных грузовых пунктах неодинакова. Задана стоимость подачи crhi одного порожнего вагона типа і с пункта k на грузовой пункт г. Запи­ шем функционал

I

f п

 

 

 

 

I

in

 

 

I

т

 

^ = S

É 1

I

y rk i Cr k i JT

2 2 cri 2 Угкі

2 Xrhii

(11.70)

r = \ k = \ i =

 

 

r=Ii=I

 

A=1

/=1

 

в ограничения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У г н > o.

 

 

 

 

 

 

 

(11.71)

 

 

 

 

m ..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

xrhij

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m

 

 

 

 

 

 

 

 

(11.72)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 %rh U^

Pi ’

J

 

 

 

 

 

 

 

 

i= 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

/

 

 

щ = 2

2

 

Ум

( или

 

 

 

2 2Угы) ;

(II ./ ,)

 

A= 1 r=I

 

\

 

 

 

. . .

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A=I

1 = 1

 

 

 

 

 

 

 

 

f

 

n

 

 

 

\

(11.74)

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

yrkix,kij = Qri)>

 

 

 

 

 

 

к— I i—l

 

 

/

 

где ym — количество порожних вагонов типа і, поданное с пункта k на грузовой пункт г.

Первый член функционала (11.70) представляет собой затраты на пода­ чу порожних вагонов на грузовые пункты, второй — стоимость перевозки грузов по железной дороге. Физический смысл условий (11.71) очевиден; условия (11.72) имеют такой ж е смысл, что и (11.66) и (11.67) в задаче 6 ; усло­ вие (11.73) аналогично по содержанию условию (11.64), а условие (II. 74) сходно с ограничением (11.65) предыдущей задачи. Таким образом, задача заклю чается в том, чтобы перевезти заданное количество груза с минималь­ ными затратами, связанными с подачей — уборкой вагонов и транспортиро­ ванием груза. Заметим, что при недостатке порожних вагонов целесообраз­ но оптимизировать процесс их распределения по максимальной статической нагрузке, так как для сокращения эксплуатационных расходов может ока­ заться выгодным уменьшать количество перевозимого груза, что совершен­ но неприемлемо. Задача (11.70) — (11.74) поиска оптимальных параметров у*ткі и x*,ki], минимизирующих суммарные эксплуатационные расходы, может быть выполнена методами нелинейного программирования.

38


Задача 8 . В частном случае, когда на каждом из г пунктов (г = 1,2, ....

Г) грузят только один какой-либо груз, размерность задачи существенно

сокращ ается и выражение

эксплуатационных

затрат

принимает

следую­

щий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

f

 

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угкі crhi +

 

 

 

Угкі Prki ^ri>

 

(11.75)

 

Ä =

2

S

1

i

2

-S

[2

 

 

 

 

/= I k= 1 r= ]

 

= 1

k=\ r—1

 

 

 

 

а ограничения:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угкі> 0;

 

 

 

 

 

 

(11.76)

 

 

 

 

f

n

Угкі

/

 

 

 

f

n

yrhi) ;

 

(11.77)

 

 

«

І =

2

2

или

л , >

2

 

2

 

 

 

 

 

й = 1 » = 1

 

 

 

 

& = !/ = !

 

 

 

 

I

 

 

 

 

/ i

 

f

 

 

 

 

\

>

 

 

2 2 УгкіРгкі^^О’Г

(ИЛИ 2

 

Угкі ^ r k i ~ Qr I

(11.78)

 

г = 1 й = 1

 

 

 

V

r = 1 A = 1

 

 

/

 

 

где p rhi

статическая

нагрузка

вагона

типа

і,

поданного с

пункта k на

грузовой

пункт

г

(величина заданная).

Физический

смысл

ограничений

(11.76)— (11.78) такой ж е, как и в предыдущей задаче. Величину prki легко определить, если известен объемный вес груза. Задача заклю чается в поис­ ке таких y rki (количеств порожних вагонов типа г), подаваемых с пункта /г на грузовой пункт г, которые привели бы функционал (11.75) к минимуму. Т ак как и функция цели, и условия (11.76)— (11.78) линейны, задача решает­ ся методами линейного программирования.

ции

Пример. Пусть

количество пунктов

питания

порожними

вагонами на стан­

k — 2; количество пунктов погрузки

г = 2. На

первом

пункте имеются вагоны

типа

1 в количестве пи =

8 единиц, вместимостью 90 м3 и грузоподъемностью 62 т

каждый; на втором пункте вагоны типа 2 в количестве я21 =

6 единиц, вместимостью

120 м3, грузоподъемностью 62 т. На грузовом пункте 1 находится

= 300 т груза

с объемным весом Уі =

0,3

т/м3, на грузовом пункте 2 Q« =

600

т, у2 == 0,6 т/м3.

Стоимости перемещения порожних вагонов при подаче на грузовой пункт составляют

сш =

0,4 руб., сш = 0,5 руб.,

с112 = 0,

с122 =

0, с211 = 0, с221 = 0

(корреспонден­

ций нет), с212 = 0,6 руб., с222 =

0,4 руб. Себестоимость перевозки грузов по железной

дороге

на заданное расстояние в вагонах

типа

1 — 0,3 руб/т, типа

2 —0,25 руб/т.

Составим функционал и запишем ограничения, подставив числовые значения в формѵлы (11.75), (11.77) и (11.78),

'ш + 16-8</і2і + 9,5(/2і2 + 15,9(/222;

(11.79)

 

Угкі ^

Ol

 

8=

(/iii +

(/i2i! 1

(11.80)

6 = ( /2 1 2 + 1/2 2 2 ! J

 

12 >

у m + 1 , 3(/2i2; I

(11.81)

4 >

( / 1 2 1 + 1

, 15(/222. j

 

39