Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 4

Если применение описанных выше методов не приведет к сущ е­ ственному сокращению длины оптимальной последовательности, то можно воспользоваться методом испытаний членов оптимальной последовательности с прогнозированием на несколько шагов вперед. В этом алгоритме процедура выбора членов оптимальной последова­ тельности сохраняется, но на каждом ш аге процесса перед вклю че­ нием в оптимальную последовательность член подвергается проверке на возможность его использования в последующих оптимальных по­ следовательностях с учетом оставш ихся элементов системы. Если хотя бы одна комбинация проверяемого члена с членами, относящи­ мися к оставшимся элементам системы, по своим параметрам (показа­ тель надежности и стоимость) не нарушает ограничений на каждом из всех оставш ихся (или заданном количестве) этапов решения, то этот член запоминается и участвует в решении на следующем этапе. В противном случае он не запоминается, а лишь используется для определения следующ его члена оптимальной последовательности. Такая проверка производится со всеми членами каждой оптималь­ ной последовательности.

В качестве иллюстрации метода рассмотрим приведенный в [10] пример системы, состоящ ей из четырех последовательно соединенных подсистем. Рассмотрение начнем с системы, для которой требуемое значение коэффициента готовности равно 0,99, а фактическое его значение 0,31 . В табл. 4 .17 приведены данные, необходимые для реше­ ния задачи. В последнем столбце указано число устройств внутри каждой подсистемы, которое позволяет получить требуемую вели­ чину коэффициента готовности подсистемы, равную 0,99 . Однако даж е если все четыре подсистемы будут иметь коэффициент готов­ ности, равный 0,99, то и тогда коэффициент готовности системы будет равен (0,99)4 = 0,96 . Поэтому значения, указанные в последнем столбце, являю тся лишь исходными для расчета требуемого значения коэффициента готовности системы, равного 0,99 .

Число резервных элементов т г, необходимых для каждой под­ системы, вычисляется с помощью формулы

т1 - l g ( l - f t r )

I g ( l — A rf) ’

где kvi — коэффициент готовности t'-й подсистемы.

И сходны е данны е для

расчета

с использованием

алго р и тм а ,

Т а б л и ц а 4.17

 

позволяю щ его

с о кр а ти ть число

членов

опти м а льно й последовательности

 

Номер

Стоимость

Коэффициент

Коэффициент

Число

подсистемы

готовности

простоя

резервных

 

 

 

 

 

 

 

элементов

4—

2

-

0,8

0,2

3

 

2

 

3

 

0,7

0,3

4

 

3

 

1,5

 

0,8

0,2

3

 

4

 

1

 

0,7

0,3

4

.1 2 5


МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ готовности

Будем считать, что в каждой подсистеме для повышения надеж ­ ности используется нагруженный резерв, т. е. для коэффициента готовности і-й подсистемы будем иметь

kt-с— I — (1 - Q m,

где k'rj — коэффициент готовности /-го элемента і-й подсистемы. Алгоритм решения заклю чается в следующем. Сначала подсистемы

группируются в пары следующим образом:

Д ля первой пары подсистем составляется матрица, в верхней строке которой проставляю тся числовые значения стоимости и коэффициента простоя, получающиеся в результате увеличения кратности резер­ вирования в первой подсистеме. Аналогичным образом вычисляется левый боковой столбец матрицы, характеризующ ий вторую подси­ стему. Стоимость сц и коэффициент простоя кпц, полученные в ре­ зультате объединения членов і-й строки бокового столбца и /-го столбца верхней строки, соответственно равны

 

 

с і і = с и

+

с\/!

 

 

 

 

I?

. — Ь

_1_ ь

 

 

 

 

Кпіі

і I

 

 

 

 

где с 2і и kn2i

характеристики

второй подсистемы;

с 1;-

и knll-

характеристики

первой подсистемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4.18

Получение членов промежуточной

оптимальной последовательности

 

 

*112

 

0 , 0 0 8

 

0 , 0 0 1 6

0 , 0 0 0 3 2

 

0 , 0 0 0 0 6 4

 

6

 

 

8

1 0

 

12

с2

 

 

 

 

 

 

 

 

0,0081

0,0161

 

0,0097

0,0084

 

0,0082

12

 

18

 

 

20

22

 

24

 

 

 

 

 

 

1

2

 

0,00243

0,0104

 

0,004

0,0027

 

0,0024

15

 

21

 

 

23

25

4

27

 

 

 

 

 

 

3

 

0,0073

0,0087

 

0,0023

0,0011

 

0,00079

18

 

24

 

 

26

28

 

30

 

 

 

 

 

 

5

6

7

126


 

 

 

 

Г Л А В А 4

 

Так как заданный коэффициент готовности системы равен kr =

=

0,99, то ограничение по коэффициенту

простоя

равно kn огр =

=

0,0 1 . Ограничение по стоимости определяется для каждой матрицы

по

формуле

П

 

 

 

 

 

 

 

Согр k =~ ^orp п

Сlint, h

2, 3, . . . ,

tl,

 

 

C=k+ 1

 

 

 

Матрица, вычисленная

в соответствии

с этими правилами, пред­

ставлена табл. 4 .18 . Начинаем вычислять оптимальную последова­

тельность. Первый член ее равен { 0,2 о9 7 }. В соответствии с алго­

ритмом проверки записываем этот член в боковой столбец второй матрицы (табл. 4 .19) и последовательно проверяем все комбинации этого члена с членами последовательности, относящимися к третьей подсистеме, записанными в верхней строке. Характеристики комби­

наций вычисляю тся таким ж е образом, как

и у членов оптимальной

последовательности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЧ=

сз/ “Ь с,,

 

 

 

 

 

 

 

К ч= Кг, + Кі-

 

 

 

 

Здесь / =

1, 2,

. . . —

номера

членов оптимальной последователь­

ности; с,

и knl — характеристики проверяемого члена; с3,- и

kn3j

характеристики

третьей

подсистемы.

 

 

 

 

При проверке должны выполняться условия:

 

 

 

 

 

 

К і ] " К К . огр>

 

 

 

(4.33)

 

 

 

Cfj

С’огр-

 

 

 

 

 

 

 

Табл ица 4.19

 

 

 

 

 

 

Проверка членов промежуточной оптимальной последовательности

 

 

с членами последовательности третьей подсистемы

 

 

 

 

П1, 2

 

С г*пз

0 , 0 0 8

0 , 0 0 1 6

0 , 0

0 0 3 2

0 , 0

0 0 0 6 4

 

 

 

4 , 5

6

7

, 5

 

9

С 1, 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,0097

 

 

 

 

 

0,009764

 

20

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

0,0084

 

 

 

0,00872

0,008464

 

22

 

 

 

29,5

 

31

 

 

 

 

 

 

2

 

3

 

0,0011

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 2 7


МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ готовности

П ервая, вторая и третья комбинации не удовлетворяю т первому

условию . Ч етвертая комбинация { ° ’°2 9 76} удовлетворяет обоим

условиям . Эту комбинацию заносим в левый боковой столбец сле­ дующей матрицы (табл. 4.20) и повторяем процесс проверки. Ч етвер­ тая и пятая комбинации в этой матрице удовлетворяю т обоим ука-

I 0,0097 \

занным условиям и, следовательно, член | 20 1 утверждается

в качестве первого члена оптимальной последовательности.

Т а б л и ц а 4.20

Проверка членов промежуточной оптимальной последовательности с членами последовательности четвертой подсистемы

 

* П 4

0 , 0 0 2 - 1 3

0 , 0 0 0 7 3

0 , 0 0 0 2 2

0 , 0 0 0 0 6 6

 

0 , 0 0 8 1

* П 1 - 3

4

5

6

7

8

С 1 — 3

 

 

 

 

 

0,00976

 

0,00998

0,00982

29

 

36

37

0,00872

0,00945

0,00894

 

29,5

35,5

36,5

 

0,008464

0,00919

 

 

31

37

 

 

[ . . .

В первой матрице (см. табл. 4.18) по алгоритму Кеттела определяем следующий член оптимальной последовательности. Подвергаем его аналогичной проверке. Дальнейш ее рассмотрение членов оптималь-

нои последовательности приведет нас к члену ( 28 |> проверка которого показывает, что ни одна из его комбинаций в матрице с членами, относящимися к третьей и четвертой подсистемам, не удовлетворяет условиям (4.33) и, значит, этот член не должен быть

занесен

в оптимальную

последовательность. Д л я оставш егося члена

Г Г }

тем более

не

будут удовлетворяться условия (4.33), и он

такж е

не заносится

в

оптимальную последовательность.

Такая проверка членов проводится в каждой оптимальной по­ следовательности, что дает сущ ественное сокращение их длин, за ­ висящ ее от глубины проверки, т. е. от того, на сколько матриц вперед идет проверка. При увеличении глубины проверки сокращение увеличивается, но растет и время, необходимое для решения задачи.

В табл. 4.21 приведена сравнительная характеристикарешения задач по алгоритму Кеттела с осуществлением проверки и без нее при различных значениях глубины проверки s.

1 2 8


ГЛАВА 4

 

 

 

 

Таблица

4.21

Сравнительная характеристика решения задач по алгоритму Кеттела

 

 

 

 

 

Максималь­

Сумма длин

Время реше­

Количество

Способ вычисления

ная длина

всех опти­

ния задачи

подсистем

оптимальной

мальных

на ЭВМ

 

 

 

последова­

последова­

«Минск

22»,

 

 

 

тельности

тельностей

м ин

 

 

Без проверки

56

268

1

 

8

С осуществлением

про-

 

 

 

верки:

1

30

154

1

 

 

s =

 

 

s = 6

24

125

1

 

 

Без проверки

69

419

1,5

10

С осуществлением

про-

 

 

 

верки:

1

39

237

1

 

 

s =

 

 

s =

8

26

177

10

 

 

Без проверки

227

2134

10

 

16

С осуществлением

про-

 

 

 

верки:

1

119

1295

5

 

 

s =

 

 

s= 8

67

385

6

 

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ЧИСЛА

 

 

§ 4.6

КОНТРОЛИРУЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ

 

 

 

Сростом сложности задач, решаемых системами судовой автоматики,

иповышением требований к качеству управления резко возрастаю т запросы к уровню готовности всех устройств систем. При ограничен­ ной численности обслуживаю щ его персонала особое значение при­ обретает проблема восстановления отказавш ей аппаратуры. При этом

наибольшую трудность вы зы вает точное определение места появле­ ния отказа, в связи с чем создание средств контроля работоспособ­ ности и поиска места неисправности в различных системах судовой автоматики является чрезвычайно важной задачей. Если функции контроля работоспособности и поиска места неисправностей пере­ дать специальному устройству и обеспечить непосредственный до­ ступ к контролируемым цепям, то эффективность контроля и диагно­ стики значительно повысится.

При проектировании современных систем контроля все чаще возникает необходимость не только оценить количественные хар ак ­ теристики готовности и технической эффективности системы, но и каким-то образом определить ее структуру, наиболее отвечающую выполнению поставленных задач. Задача определения оптимальной структуры автономной системы контроля судовой автоматики может быть сведена к определению оптимального числа контролируемых параметров, для организации проверки которых она предназначена.9

9 А. Г. Варжапетян

129