Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

Анализ выражения (5.59) показы вает, что, не внося значительных погрешностей в результаты вычислений, можно вторым слагаемым в квадратных скобках пренебречь, тогда

 

 

Л м ( і ~ е 5 Ѵ

с* р)

 

 

 

 

 

(5.62)

 

^гхрк(тп) —

 

 

S K xp

 

 

 

 

 

 

(тп + *к + Т ъ )

 

 

 

 

 

 

Расчет периодичности проведения технического обслуж ивания

контролируемой

части

системы

управления исходя из обеспечения

11Гт,

 

 

 

максимального

 

или

 

требуе­

 

 

 

мого

коэффициента

готовно­

 

 

 

 

 

 

 

 

сти

 

при хранении

произво­

 

 

 

 

дится с

использованием

вы ­

 

 

 

 

ражения (5.59) или (5.62)

 

 

 

 

графоаналитическим

 

 

мето­

 

 

 

 

дом.

Рассчиты ваю тся

значе­

 

 

 

 

ния

/еГхрК (тп)

для

несколь-

 

 

 

 

кйх

значений

тп

и строится

 

 

 

 

график

зависимости

 

йг

Рис. 5.22. Зависимость коэффициента готов­

от

тп,

который

имеет

*'хрк

вид,

ности йГхр системы управления от перио­

показанный

на

рис.

5.22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дичности ее обслуживания.

 

С помощью

графика

 

опреде­

 

 

 

 

 

ного значения

kr. хр„

или т ......п

 

ляется

тП0ПТ для

максималь-

Для

требуемого

значения

&ГхрТр.

Если судовая система управления имеет неконтролируемую при обслуживании часть (5 =*= 1), ее коэффициент готовности на интер­ вале от (J 1)-го до /-го обслуж ивания при выбранном значении тп зависит от уровня надежности неконтролируемой части на указан ­ ном интервале, достоверности контроля и определяется выражением

Чр/-і,/=^/нНя (5.6)

где PHj-i,j — среднее значение вероятности исправного состояния неконтролируемой части системы в интервале между (/ — 1)-м и /-м обслуживанием, вычисляемое по формуле

/—1. / ®

(1—S) [(<хро“*_,тп + —5") Цф + ^—9 (н^с]

(5.64)

Анализ выражения (5.63) показы вает, что с возрастанием времени хранения &гх р /- і, / уменьш ается и при постоянной периодичности тп

проведения обслуж ивания имеет вид, показанный на рис. 5 .23 . Если по истечении времени хранения /хр после проведенных / обслуживаний £ Гхр/-_і, / становится меньше заданного АГхрТр, то должны быть приняты меры по проведению контроля и при необходимости — по восстановлению неконтролируемой при обслуживании части системы.

Вероятность исправного состояния неконтролируемой части системы Рн (Т) за период ее хранения Т при условии, что обслужи-

182


 

 

 

 

 

ГЛАВА 5

вания контролируемой части проводятся с

периодичностью тп,

может быть

определена по

формуле

 

 

 

 

П - 5 » {('хро+Г -'|.

4 }

-

т

РАТ) = е

 

(5.65)

 

 

 

 

где .

Тп

обозначение

целой части.

 

График зависимости вероятности исправного состояния некон­ тролируемой части системы к концу периода хранения Т от тп при различных значениях і„ приведен на рис. 5 .24 . Из графика нетрудно

видеть,

что

повышение

 

вероятности

Рн (Т) может быть обеспечено

за счет

уменьшения /н

или дове­ Р„(т)

 

 

дения его до нуля (неконтроли­

 

 

 

руемая часть при проверках не

 

 

 

вклю чается),

а

такж е за

счет вы­

 

 

 

бора оптимальной периодичности

 

 

 

проведения

проверок и

 

обслуж и ­

 

 

 

вания тп. опт.

 

 

 

 

 

 

 

Вероятность

отказа

неконтро­

 

 

 

лируемой части системы управле­

 

 

 

ния qH(тп) за период хранения

 

 

 

между

двумя обслуживаниями и

 

 

 

последующей

проверки

может

Рис. 5.24. Зависимость вероятности

быть определена

выражением

исправного состояния

неконтролируе­

 

 

- (1 - S) ( Ѵ с + ' А )

мой части Р н системы

управления от

 

 

периодичности тп

обслуживания.

Ѵ н(тп) = 1 — в

 

 

 

 

 

(5.66)

'ні <

'на-

 

 

 

 

 

Вы раж ение (5.66) дает возможность определить долю ненадеж ­ ности, вносимую неконтролируемой частью системы в ненадежность всей системы за период тп.

183


ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

 

Алгоритм определения периодичности проведения обслуж ивания

судовых

систем

управления

исходя

из

обеспечения

требуемого

/гГхрТр

или максимального £ г

шах

коэффициента готовности

при хр а­

нении,

реализуемый

с

помощью

машины

Ц ВМ

«Мир»,

приведен

в

приложении

X X I .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д ля

примера

определим

периодичность

проведения

обслуж ива­

ния судовой

системы управления

при ее хранении

в течение

Т —

=

1 год для

обеспечения

&ГхрТр 5 s 0,9 8 ,

если

Хс =

1 0 " 2

ч " 1; АСхр =

=

Ю "5

ч - 1;

5

=

0 ,9 ;

 

гк0 =

2 ч;

tn = tK;

Тв = 2

ч;

^хр0= Ю супц

б

= 0 ,0 1 ; у

=

0,05 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

результате расчета, проведенного на Ц ВМ «Мир», получено, что

В-1 max

=

5,2

мес,

Т п. 0пт

=

7

суш,

при

этом

/еГхрП1ах =

0 ,9 973;

RB^

=

0 ,029; R '

= 0 ,0 2 8 ;

Р0к =

0 ,9989;

=

0,1 2 ч;

tK =

 

2,1

ч.

 

 

В табл. 5 .5 приведены полученные при расчете значения пара­

метров

krxpK,

Ян, R B,

T B,

U, qu (тп)

в

зависимости

от периодич­

ности

обслуж ивания

тп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5. 5

Данные расчета периодичности проведения обслуживания

 

 

 

 

 

судовой системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тп, суш

^гхрк

 

 

 

 

?н (тп)

 

«в

 

К

- 1

 

 

'к-

"

 

1

0,9938

0,4587

 

0,0021

 

0,0279

0,11

 

 

2,1

 

7

0,9973

0,8879

 

0,0023

 

0,0292

0,12

 

 

2,1

 

14

0,9969

0,9380

 

0,0025

 

0,0306

0,12

 

 

2,1

 

21

0,9962

0,9560

 

0,0026

 

0,0321

0,12

 

 

2,1

 

28

0,9954

0,9640

 

0,0028

 

0,0336

0,12

 

 

2,1

 

56

0,9922

0,9763

 

0,0035

 

0,0394

0,14

 

 

2,1

 

84

0,9889

0,9826

 

0,0042

 

0,0452

0,15

 

 

2,1

 

168

0,9790

0,9867

 

0,0062

 

0,0624

0,19

 

 

2,2

 

252

0,9692

0,9888

 

0,0082

 

0,0793

0,22

 

 

2,2

 

336

0,9595

0,9888

 

0,0103

 

0,0958

0,26

 

 

2,3

 

364

0,9563

0,9888

 

0,0109

 

0,1013

0,27

 

 

2,3

Важ ны м параметром, характеризую щ им процесс периодического технического обслуж ивания судовы х систем управления при их хранении, является среднее время іоб, необходимое для проведения одного обслуж ивания. Эта величина определяется выражением

^об = ^п. пр “г

Ң - Т в,

(5.67)

где іп. пр — среднее время подготовки системы к проверке (раскон­ сервация, если система была законсервирована, подключение кон­ трольно-измерительной аппаратуры и другие подготовительные опе­ рации); tK— определяется выражением (5.46), если контроль системы управления после устранения отказов (ремонта) проводится по пол­ ной программе, и tK= ік0, если контроль ранее проверенных и ока-

184



ГЛАВА 5

завш мхся исправными устройств и параметров после устранения отка­

зов

не повторяется;

Т,', — определяется выражением (5.61).

Н апри­

мер,

если R B=

0 ,435;

R B =

0 ,128, qa. K = 0 ,125; q'a, к = 0 ,0 8

8 ;

tKо =

= 5

ч\ Тв — 4

ч; tn, пр = 2

ч и контроль системы управления

после

устранения отказов

проводится по полной программе, то

toQ =

=13,3 ч.

Как было показано выше, если при хранении судовой системы управления проводится периодическое техническое ее обслуживание, при котором обеспечиваются заданные характеристики Р тр или /еГхртр> го включение такой системы в работу в любой момент времени между двумя обслуживаниями производится без предварительного контроля ее исправности. Врем я подготовки системы при этом опре­ деляется временем, необходимым для ее включения в работу. В ероят­

ность Q , _ b

j, того, что при включении в работу система

управления

окаж ется

неисправной в интервале времени от (/ —

1)-го до /-го

обслуж ивания, может быть определена выражениями

 

 

1 —

( 5. 68)

если при выбранной периодичности обслуж ивания системы обеспе­

чивается

заданный

уровень

вероятности

Ртр ее

исправного со ­

стояния,

и

 

 

 

 

 

1

^ г х р / - і , /

Q j - 1 , / ^ 1

^ гх р т Р’

( 5 . 6 9 )

если при выбранной периодичности обслуж ивания системы обеспе­ чивается заданный коэффициент готовности /гГхртр-

Если при хранении системы управления периодическое техни­

ческое обслуж ивание не проводится и в результате этого

в системе

не обеспечиваются заданные характеристики надежности

при хр а ­

нении, то перед включением системы в работу по истечении времени т п

должен проводиться контроль ее исправности. Врем я

подготовки

/„одг такой

системы к работе до истечения времени т п

равно нулю

(/Подг =

0).

а по истечении времени т п определяется

выражением

(5.67).

 

 

Д л я судовых систем управления при их эксплуатации и хранении

можно установить два уровня готовности,

зависящ ие от надежности

и условий использования систем:

(tnодг = 0) без предвари­

1. Немедленная готовность к работе

тельного контроля исправности систем перед использованием. В ос­ новном все судовые системы управления при их эксплуатации нахо­ дятся в состоянии немедленной готовности к работе, что обеспечи­ вается комплексом мероприятий, рассматриваемых в настоящем параграфе.

2. Пониженная, или контролируемая, готовность, при которой

перед использованием системы обязательно проводится

контроль

и в случае необходимости —

восстановление системы. При

этом tn0№

определяется выражением

(5.67).

 

185