Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 5

ность исправного состояния контролируемой части системы после проведенного обслуж ивания будет отлична от единицы (хотя сколь угодно близко может приближаться к ней). Поэтому исправность системы после проведенного обслуж ивания будет определяться в ос­ новном исправностью ее неконтролируемой части, а такж е достовер­ ностью контроля контролируемой части.

Определение периодичности проведения обслуживания системы исходя из обеспечения требуемого уровня вероятности Р тр ее исправ­ ного состояния. Если задана вероятность Ртр, то необходимо, чтобы вероятность Pj исправного состояния судовой системы управления

перед

техническим

обслуживанием

(/ = 1 ,

2 , . . .,

k) удовлетво­

ряла

условию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P j ^ P Tp.

 

 

 

(5.34)

Вероятность

Р,- может быть

\

 

 

 

 

 

определена выражением

 

 

 

 

 

 

^ Р і = Р ( х пі) Р оі_ъ

 

 

 

(5.35)

где

Р

(тп/) —

вероятность безотказного хранения

судовой

системы

за

время т п,- между

(/— 1 )-м

и /-м обслуж иваниями;

і 3 0/ - і—

вероят­

ность

исправного состояния

судовой

системы

после

(j1 )-го обслу­

ж ивания, в результате которого ее контролируемая часть была приз­ нана годной.

Д ля экспоненциального закона надежности при хранении вероят­

ность Р (тп/) определяется выражением

 

Р(*п/) = е~кехѵЪі.

(5.36)

Вероятность Р 0/_г может быть определена

выражением

Роі-гЛ г/-і^Ѵ /-і.

(5-37)

где Дн/_! — вероятность исправного состояния неконтролируемой части системы к концу (/— 1 )-го обслуж ивания; Д 0к/ - і— вероят­ ность исправного состояния контролируемой части системы к концу (/— 1 )-го обслуж ивания, в результате которого она была признана годной.

Вероятность P H/._X может быть определена выражением

 

 

/ - 1

 

 

- ( 1 - S )

^хр<д.2 _тп/) 4 хгд и

1)

Рщ- 1

= е

і=і

(5.38)

 

где 4 ро — время

хранения

неконтролируемой

части системы после

предыдущей ее проверки до начала периода хранения, для которого рассчитывается периодичность обслуж ивания; tn — время работы неконтролируемой части системы в период одного обслуж ивания. Если неконтролируемая часть системы при обслуживании не вклю ­ чается, то 4 = 0 .

173


ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

Д л я определения P 0Kj_1 составим матрицу состояний:

Состояние

контро­

 

Вероятность

заключения

 

о годности

контролируемой части

лируемой

части

Вероятность

системы

после

проведенного

системы к

концу

состояния

обслуживания

(/ — П -го обслу­

 

 

 

 

живания

 

Годна

 

Негодна

 

 

 

 

Исправна

p Kj - 1

1 - 6

6

Неисправна

1 --- Ркі-1

У

1 - у

Величина Р КІ-_і характеризует вероятность исправного состояния контролируемой части системы к концу (/— 1 )-го обслуж ивания с уче­ том ее состояния до начала обслуж ивания; б и у — соответственно вероятности ошибочного забракования исправной 'и ошибочного принятия неисправной контролируемой части системы после ее обслуж ивания. Значения параметров б и у характеризую т достовер­ ность контроля исправности контролируемой части системы в период обслуж ивания.

Вероятность Р к/_і определяется выражением

Ркі-г = PoKi-,e~S^ Xni+^ \

(5.39)

где tK— продолжительность работы контролируемой части системы

управления

при

проведении обслуж ивания;

Р 0 к / - _ 2

вероятность

исправного

состояния контролируемой части

системы

управления

к концу

(/— 2 )-го

обслуж ивания, в результате которого она была

признана

годной.

 

 

 

Всоответствии с матрицей состояний контролируемая часть

системы управления может быть признана годной с вероятностью

А =

PKhl ( 1 - б) +

( 1 - Р кМ ) у.

(5.40)

Вероятность того, что

в результате

обслуж ивания

контролируемая

часть системы управления будет признана годной

и в то ж е время

она исправна, равна

 

 

 

 

Я = Л с ы ( 1 - в ) -

(5.41)

Тогда вероятность Р0кі-і исправного состояния контролируемой части системы управления после обслуж ивания, в результате кото­ рого она считается годной, равна

р

___ В

__ ________ Ру.І-1 (1— б)________

(5.42)

•“ 0К/-1

А

- Р к / _1 ( 1 - 6 ) + ( 1 - Р к/ - 1) ѵ ш

 

И сследования показываю т, что стационарное значение Р 0к в

пре­

делах допустимой погрешности устанавливается после второготретьего обслуж ивания независимо от состояния системы управления

до

ее установки на хранение. Например, при

постоянном

т п ==

=

5000 ч ( ~ 7 мес); Хс = 2 ,5 * 1 0 ~ 2 « г 1; \ хр =

2 , 5 - ІО- 6 « - 1;

5 =

1 7 4



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 5

= 0 ,8 ;

tK — 15 ч\

6 =

0 ,0 5 ;

у — 0,0 5 при ( х р 0

= 10 000

ч стацио­

нарное значение Я 0к можно

считать установивш имся

после второго-

третьего

обслуживании

(табл. 5.3).

 

 

 

Т а б л и ц а 5.3

Вероятность исправного состояния контролируемой части

 

 

 

 

системы

управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вероятность

исправного

состояния

 

 

 

 

 

контролируемо!!

части

системы

 

 

Номер обслуживания

 

 

управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

к /

.

 

 

р л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0к/

 

 

0

 

 

0,6033

 

0,9666

(при

установке

на хранение)

 

 

 

0,9722

 

 

1

 

 

0,6479

 

 

 

2

 

 

0,6517

 

0,9726

 

 

3

 

 

0,6519

 

0,9727

Таким образом, для условий длительного хранения систем на складе или судне, когда число обслуживании больше двух-трех, можно принять, что

 

 

Р(>кІ-2 =

Рокі-І — -^Ок-

 

(5-43)

П одставляя выражение

(5.39) в

(5.42)

с учетом (5.43),

получим

формулу для определения

Р0к,

не зависящ его

от номера

обслуж и ­

вания:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

( 1 -

 

"S(xn;^cxp+ *к^с)

 

 

 

6 ) 8

м

 

— Y

 

\

°К

и

гк I

S(Tn/^cXp4'iK^c)

(5 .44)

 

[1 — (о +

у)] е

ѵ

ХР

'

 

В общем случае вероятность исправного состояния контролируе­ мой части системы управления после единичного обслуж ивания опре­ деляется по формуле (5.42), после многократного обслуж ивания — по формуле (5.44). Зависимость Р0к от величин ошибок б и у приве­ дена на рис. 5.18.

П родолжительность работы tK контролируемой части системы управления при обслуживании может и не быть постоянной величи­ ной. Если при проведении обслуж ивания будут вы явлены отказы системы управления или аппаратуры контроля, то контроль будет прерван для восстановления аппаратуры . При этом возможны два варианта работы после проведенного восстановления:

1 ) контроль приборов, устройств и параметров системы управле­ ния, которые уж е были проверены до вы явления отказов и признаны соответственно исправными или находящ имися в поле допуска, после устранения отказов не повторяется, а контролируются только оставш иеся непроверенными устройства и параметры. В этом случае можно принять, что tK является постоянной величиной;

175


ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

2 ) контроль системы управления после устранения отказов про­ водится по полной программе, когда контролируются повторно и те устройства и параметры, которые были проверены ранее. В этом сл у ­ чае математическое ожидание продолжительности контроля системы управления можно определить, п ользуясь выражением

= ЬіО

^кО ( R B ~ Ь

R a +

R B

-j-

■ •

- j - R ün - j -

• • • ) -|-

“ 1“

b<0 ( QB . к ~ b

9 a . к

" b '

' '

“ b

9 a .

к “ b ' ' ’

( 5 . 4 5 )

где ^Ko — плановая продолжительность контроля системы управле­ ния при обслуживании в соответствии с инструкцией по проведению

 

 

 

 

 

 

 

 

контроля для условия, что система

 

 

 

 

 

 

 

 

управления

и

аппаратура

кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

троля не имеют отказов при обслу­

 

 

 

 

 

 

 

 

живании;

R 0

вероятность

того,

 

 

 

 

 

 

 

 

что

потребуется

восстановление

 

 

 

 

 

 

 

 

системы управления

после ее кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

троля

при

условии,

что

до

кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

троля система управления храни ­

 

 

 

 

 

 

 

 

лась в течение

времени т п в задан ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ных условиях хранения; R'B

 

 

 

 

 

 

 

 

вероятность

того,

что потребуется

 

 

 

 

 

 

 

 

восстановление

системы

управле­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния после ее контроля, которому

 

 

 

 

 

 

 

 

предш ествовало

восстановление;

 

 

 

 

 

 

 

 

9а. к — вероятность

отказа

аппара­

 

 

 

 

 

 

 

 

туры

контроля

при

ее

работе

 

 

 

 

 

 

 

 

в процессе цикла контроля систе­

Рис.

5.18.

Зависимость

вероятности мы

управления;

q'a. к —

вероят­

исправного состояния контролируемой

ность отказа аппаратуры контро­

части

системы

управления Р0к

от

ля

за

время самоконтроля после

 

ошибок контроля б и у.

 

 

 

 

 

восстановления.

 

 

 

 

 

------------

з а в и с и м о с т ь

P QK (6) п р и

ф и к с и ­

 

 

 

 

 

 

Т ак как

проверка

исправности

р о в а н н о м у , ------------

з а в и с и м о с т ь

^ 0к

(V)

 

 

п р и ф и к с и р о в а н н о м

б;

 

 

системы управления и аппаратуры

 

 

 

 

 

 

 

 

контроля проводится после каж до ­

 

 

 

 

 

 

 

 

го восстановления, причем система

управления

и

аппаратура

контроля

могут

отказы вать в

процессе

этих

проверок,

в скобках

выражения (5.45)

стоят суммы

RB и

q'a. к

в степени

от единицы до п, где п

количество проверок

(п —> оо),

т. е. суммы бесконечно убывающих геометрических прогрессий со

знаменателями

R B и

qB. к. Т ак как 0 <

R <

1 и

0 <

qa. к <

1, то

выражение (5.45) приводится к виду

 

 

 

 

 

^кО (

1 + R B + ------ТГТ- +

9 а . к +

Т ---- ^

)

( 5 . 4 6 )

 

V

1 - Я В

 

^а. к /

 

 

1 7 6