Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

ГЛАВА 5

Н а

основе матрицы состоянии, приведенной на стр.

174, RB и R a

могут быть определены

выражениями

 

 

Яв =

-Р к 0 - Н 1 — Р „ ) ( 1 - Ѵ ) ;

(5.47)

 

R'B = PK&+ ( 1 - P ' K) { 1 - V),

(5.48)

где

Рк определяется выражением (5.39), а

 

 

 

Л< = е~ 5 ,іЛ .

(5.49)

Рис. 5.19. График, иллюстрирующий изменение интервала времени между обслуживаниями системы управления, име­ ющей неконтролируемую часть.

Пренебрегая ошибками самоконтроля аппаратуры контроля,

значения

qa. к и q'a. ,< можно

найти, пользуясь выражениями

 

<7а.к =

1 — е~ 5Л :.а.к;

(5.50)

 

q'a. к =

1 — е- , а. Л .а . К

(5.51)

где 4 . к —

продолжительность самоконтроля аппаратуры

контроля;

^с.а. к — интенсивность потока отказов аппаратуры контроля при

проведении обслуж ивания системы управления.

 

Если ошибками самоконтроля аппаратуры контроля пренебречь нельзя, то qa. к и qa. к определяю тся выражениями, аналогичными выражениям (5.47) и (5.48) с учетом присущих аппаратуре контроля

значений Рк, б и у.

 

qa.к на первом ш аге вычислений,

Практически при расчете R B, R B,

когда

tK и Р 0к неизвестны, можно

принять, что tK =

tK0 и

Р 0к =

= 1 —

у. Определив

t* и PöK при

указанны х допущ ениях,

подстав­

ляю т их значения в

выражения (5.39), (5.49) и (5.20)

и находят tK.

При этом в пределах необходимой точности можно ограничиться

двумя шагами

вычислений.

Например,

если R B =

0 ,4 3 5 ; R'B = 0 ,128; qa. K = 0 ,125; q'a.K =

0,088, то при tK0 = 5 я

получаем tK = 9 ч.21

12 А. г. Варжапетяп

177


ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

Врем я т п проведения /-го обслуж ивания после (/— 1)-го рассчи­ ты вается на основании выражений (5.34)— (5.51). Расчеты могут быть проведены вручную или с использованием Ц ВМ .

И сследования показываю т, что для систем управления, имеющих неконтролируемую при обслуживании часть (5 =h 1), нельзя уста­

новить

постоянное

значение интервала времени

между обслуж ива-

ниями т п,

при котором будет обеспечено требуемое значение вероят­

ности

Р тр.

Д ля

указанны х систем управления

интервалы между

обслуживаниями

с

увеличением времени хранения будут умень­

ш аться

(рис. 5 .19).

Необходимо такж е иметь в

виду, что обслужи-

Рис. 5.20. График, иллюстрирующим постоянство интервала времени между обслуживаниями системы управления при полном охвате ее контролем.

вание судовых систем управления, имеющих неконтролируемую часть, может не привести к желаемым результатам, если вероятность исправного состояния их неконтролируемой части к моменту оче­ редного обслуж ивания станет ниже требуемого значения РГр. В ука­ занных условиях для обеспечения заданной величины РГр необхо­ димо предусмотреть возм ож ность проверки исправности неконтро­

лируемой при

обслуживании

части

системы

управления.

В том случае, когда ошибками контроля б и у при обслуживании

можно

пренебречь, интервал

т п

между /-м

и

(/—

1 )-м

обслуж ива­

ниями

системы

управления

при хранении

может

быть

определен

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

тп/= ^ і —

1п Р тр — ( 1 — S)

Ц р О

2] x nl +

 

( /

1) At '

• (5.52)

 

wxp

 

 

 

/ = 1

 

 

'-хр .

Если охват системы управления контролем при каждом обслу­ живании полный (S — 1), интервал времени между обслуживаниями т п при хранении является постоянной величиной (рис. 5.20) и на

178


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 5

основе

выражений (5.34),

(5.35)

и

(5.44)

может

быть

 

определен

из

условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р Ы

Р 0к =

- Ксх р М (1 - 6 )е (ТпЯ,с*Р~Нк*'с) — у]

(5.53)

 

 

т р

:

 

 

 

 

■( Хп^1'

 

-5 Л )

 

 

 

 

 

 

 

 

[1 - ( б

+

ѵ )]е

 

^хр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реш ая

выражение (5.53)

относительно тп,

получим

 

 

 

 

 

 

_ „

_____ 1

in f У + ртр[і — (5 +

ѵ)]р(А<)

)

 

(5.54)

 

 

 

 

nb==

Ч Р

 

I

 

( і - в ) Р « к )

 

 

 

f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

р

(tK) —

вероятность

безотказной

работы

 

системы

управления

за

время ее

обслуж ивания

/к,

определяемая

выражением

 

 

 

 

 

 

 

p ( g

=

< rV ,(.

 

 

 

 

 

 

(5.55)

 

Анализ

выражения (5.54) показы вает, что

интервалы

времени т п

между обслуживаниями судовых систем управления во время их

хранения при условии, что они охвачены

контролем полностью,

с уменьшением р ( tK) и увеличением

б и у

уменьш аю тся. Особенно

чувствительно т п к изменению р (tK)

и у. Увеличение интервала т п

при обеспечении заданного значения Р тр

может быть достигнуто

путем повышения надежности систем управления, уменьшения вре­ мени контроля tK и повышения достоверности контроля (уменьшения ошибок б и у), а такж е путем улучшения условий хранения систем управления.

Если S — 1 (охват контролем полный) и ошибками контроля б и у можно пренебречь, то интервал т п между обслуживаниями судовых систем управления во время их хранения для обеспечения задан ­ ного Р тр определяется по известной формуле

— - Г — 1п / V

(5.56)

ЧР

Рассчитанная по формуле (5.56) величина тп является предельной для условий идеального контроля системы управления при обслу­ живании.

Алгоритм определения периодичности проведения обслуж ивания судовых систем управления исходя из обеспечения заданного уровня вероятности Р тр исправного состояния к началу очередного обслу­ живания и его описание приведены в приложении X X . В отличие от алгоритмов, рассмотренных в § 5 .5 и 5 .6 , в этом приложении при­ водятся алгоритмы не статистического моделирования, а численного

исследования, реализуемые с

помощью

Ц ВМ «Мир».

Д л я примера определим

интервалы

времени между обслуж ива­

ниями судовой системы управления при ее хранении в течение Т =

= 3 года для обеспечения Р тр

0,9 , если К = 1 0 - 2 ч -1 ; ХСхр =

12*

179


ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

_

iQ -'б ц-і. 5

_ о ,9;

ік0 =

tH— 2

<<;

tfx p 0 =

10 сут\ б

= 0,01;

V

= 0,05.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты расчета, проведенного на Ц ВМ «Мир», даны в табл. 5 .4,

в

которой

приведены

такж е

значения

величин

Р0к,

Рк (тп)

и

Рн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5.4

Данные расчета интенсивности проведения обслуживания

 

 

 

 

судовой системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер

V

суп

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2 V

 

 

рок

РА \ і)

 

р п

 

 

проверки /

C,J"'

 

 

 

 

 

 

 

/ = '

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

378

378

0,9947

0,9133

0,9907

 

 

2

 

338

716

0,9952

0,9221

0,9808

 

 

3

 

301

1017

0,9956

0,9303

0,9718

 

Таким образом, в рассматриваемом примере с увеличением вре­ мени хранения системы интервал т п от проверки к проверке умень­ ш ается.

Определение периодичности проведения обслуживания судовых систем управления исходя из обеспечения требуемого Аг тр или максимального kT тлк коэффициентов готовности. Если задан

&ГхрТр, то необходимо, чтобы коэффициент готовности судовой си ­ стемы управления kr (тп), зависящ ий от периодичности обслужи-

вания, удовлетворял условию

^ТХр СО Ss ^гхртр.

(5.57)

Так как при проведении обслуж ивания система не может быть использована для выполнения своих функций (не находится в готов­ ности к действию), то слишком частые обслуж ивания уменьшают ее коэффициент готовности. Если ж е не проводить обслуживаний, то возникш ие при хранении системы отказы такж е могут снизить ее коэффициент готовности. Таким образом, задача заклю чается в опре­ делении оптимальной или необходимой периодичности проведений обслуж ивания систем, при которых будет обеспечен соответственно максимальный или заданный коэффициент готовности.

Вероятностная характеристика исправности системы при хране­ нии и обслуживании имеет вид, показанный на рис. 5.21.

Коэффициент готовности контролируемой части системы управ­ ления krхрк (т ) согласно его определению является постоянной

1 8 0


ГЛАВА 5

величиной и для экспоненциального закона распределения времени безотказной работы может быть найден по формуле

К х р KкѴ

п '

т

Л-t

Л - Т

 

е

-sa,„

t

—SX-

 

J е-5

dx

, (5.58)

 

схр

dt -\-е

 

х р

W

=

-------------

-----------г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

Т к

~

в

 

 

 

 

 

 

 

 

где Та— математическое ожидание среднего времени восстановле­ ния контролируемой части системы, приходящ ееся на одно обслуж и­ вание.

Рис. 5.21. Вероятностная характеристика исправности системы управления при ее периодическом обслуживании в процессе хранения.

П реобразуя уравнение

(5.58),

можно

записать

 

 

 

 

 

 

1 — е

— S T

Я.

5 т" Ч р ([ _ е- 5 '.Л )

К к('гп) =

------— —

 

Х Р

S b с х р

+

SXc

 

хр

Ѵ

 

тп +

/к + Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(5.59)

Величина

Т'а

вычисляется

по

формуле

 

 

 

 

 

Та =

Та {Ra +

RB

RB~"Г ‘ ‘ '

“Ь RB* “ Ь ‘ ' ‘ )і

(5.60)

где Тв

среднее

время восстановления

контролируемой

части си ­

стемы

управления, R B и

R'B определяю тся

выражениями

(5.47) и

(5.48),

а

выражением

(5.46). Вы раж ение

(5.60) можно записать

в виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т в =

Та

R,

1 - Ä .

 

(5.61)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

181