ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
или, с учетом (29),
<0п |
i>c sin ИК |
|
|
*6 |
|
||
|
(30) |
||
со,П2 ' |
vc sin ИК tgcp |
||
|
Перемещаясь по меридиану, судно совершает вращение вокруг ли нии Ost — W наблюдателя, что видно из рис. 39. Величина угловой
скорости сом этого вращения определится из следующего выражения:
или, с учетом (28),
v0 cos ИК |
(31) |
|
Вместе с судном с такой же угловой скоростью вращается в про странстве плоскость истинного горизонта вокруг линии Ost — W на блюдателя.
z
Рис. 37. Вектор угловой скорости соп |
Рис. 38. Горизонтальная (оП| и верти |
|
кальная wn2 составляющие вектора <вп |
Таким образом, в результате движения судна с постоянными ско ростью и курсом плоскость меридиана наблюдателя получает дополни тельное вращение вокруг отвесной линии с угловой скоростью
®2 = wn2 = vc sin ИК tg<P,
R *
58
а плоскость истинного горизонта— вокруг линии N — S c угловой скоростью
ис sin ИК
и вокруг линии Ost — W с угловой скоростью
vc cos ИК
Чтобы получить угловую скорость соз дополнительного вращения плоскости истинного горизонта вокруг оси Y ■— Y чувствительного
Рис. 39. Вектор угловой скорости wM |
Рис. 40. Проекция векторов и П1 и сом |
от движения судна по меридиану |
на ось Y— Y чувствительного элемента |
элемента, спроектируем векторы соп1 и сом на ось Y — Y прибора (рис. 40). Из рисунка имеем:
юз = юп1 sin a -f wMcos а.
Подставив вместо юп1 и юм их значения, получим:
, / |
oc sin ИК ■ , vc cos ИК |
(32) |
||
ю3 = |
_щ _------ |
5 Ш а _р_о__------- |
: cos а . |
R>
Итак, условиями равновесия главной оси гирокомпаса, установ ленного на движущемся судне, являются равенства:
, |
. , |
vc sin ИК . |
|
+ |
= % + |
----- tgq>, |
|
nc sin ИК |
, |
v0 cos ИК |
n |
ю„ 4- -ь-------- sin aT |- |
------ cos ar = 0 |
||
R> |
|
Rt |
|
59
или, с учетом формул (4), |
(8) и (19), |
|
|
|
|
(В—Сы) р,- |
_ |
m |
| |
vc Sin ИК |
|
и |
: cos sin cp |
|
tg ф , |
|
|
|
|
|
R> |
|
|
, w0 sin ИК |
■ |
. |
vc cos ИК |
n |
|
£o4 cos ф sin ar-|—— -----sina,.-!--^—^------ cosar = |
0. |
||||
|
R t |
|
|
R , |
|
(33)
(34)
Решив уравнение (33) относительно (5r, определим положение рав новесия оси гирокомпаса по высоте на движущемся судне:
И ( |
■ |
, vc sin ИК j |
Рг |
(Oj Sin ф - I-- 5— ----- tg ф |
|
В — С, |
|
R> |
Множитель, заключенный в скобки, увеличивает или уменьшает угол Р,. в зависимости от курса судна и широты.
Чтобы определить положение равновесия оси гирокомпаса в азиму те, решим уравнение (34) относительно угла a r. Умножая равенство (34) на R ^ и вынося sin a r за скобки, будем иметь:
(R6 co6 cos ф -j- ис sin ИК) sin а г= — t>0cos # /(c o s a r,
откуда, учитывая, что скоростную погрешность гирокомпаса принято обозначать б„, получим:
LS |
___________ t)c cos ИК |
т,„ |
(35) |
|
п |
. |
|||
|
R |
^ со ^ cos ф -f vc sin ИК |
|
Полученное выражение определяет угол отклонения оси гироком паса от плоскости меридиана наблюдателя, появляющийся вследствие движения судна.
Угол, на который ось гирокомпаса отклоняется от плоскости ме ридиана наблюдателя вследствие движения судна с постоянными ско ростью и курсом, называется скоростной погрешностью гирокомпаса.
Для транспортных судов скоростная погрешность 60 не превышает обычно нескольких градусов, поэтому допустимо считать, что
tg6u = 6u.
Тогда
______ у0 cos ИК______
(36)
R ^ соg cos ф + ис sin ИК
Произведение + есть линейная скорость, с которой движется точка экватора Земли в результате ее суточного вращения. Выражая эту скорость в узлах, получим:
D |
360 ■60 |
onr. |
R s со j = — |
= 900 узлам. |
Поэтому формулу (36) можно переписать в следующем виде:
vc cos ИК |
(37) |
|
900 cos ф + v0 sin ИК |
||
|
60
Скоростная погрешность, вычисленная по формуле (37), будет вы ражена в радианах. Для перевода в градусы надо умножить ее на 57,3°.
Из выражения (37) следует,что при северных курсах судна скорост ная погрешность отрицательна, т. е. имеет западное наименование, при южных ‘— положительна, т. е. имеет восточное наименование. Максимальное значение 8„ будет на курсах 0 и 180°, на курсах же 90 и 270° скоростная погрешность равна нулю.
Чтобы получить формулу скоростной погрешности гирокомпаса в функции гирокомпасного курса, умножим обе части равенства (35) на cos 60 и выразим И К через ККТ и б„, тогда:
s jn g |
_______ Усcos (ККг + 8») cos |
|
0 |
Rfr |
coscp + vc sin (ККг + 8„) |
Перепишем последнее равенство в следующем виде:
R 6 (о6 cos ср sin S0 — —vc [cos (KKV+ б0) cos б„ -f sin ( Щ т+ 6„) sin б„].
Выражение в |
квадратных |
скобках есть косинус разности углов |
|
(ККТ + 6„) и б„, поэтому |
|
|
|
Д 6 ш6 cos ср sin б„ = |
—oc cos [(ККГ + б0)—б0], |
|
|
откуда |
|
|
|
|
sin 8В= |
ус cos ККг |
(38) |
|
R ^ со g cos ф |
||
|
|
|
|
Заменяя sin б„ |
углом бс, что справедливо для малых значений б„, |
||
получим: |
|
|
|
vc cos KKV |
(39) |
|
Rb cos cos ф |
||
|
Сравнивая выражения (36) и (39), видим, что формулы скоростных погрешностей для истинного и компасного курсов отличаются друг от
друга лишь членом vc sin ИК, |
стоящим в знаменателе формулы (36). |
||
Учитывая, |
что |
величина vc sin |
ИК мала по сравнению с другим чле |
ном этого |
же |
знаменателя (900 cos ср), можно считать без большого |
ущерба для точности, что скоростные погрешности для одинаковых истинных и компасных курсов равны. Это означает, что при прибли женных вычислениях скоростных погрешностей можно пользоваться любой из этих формул как для компасных, так и для истинных курсов судна.
Скоростная погрешность гирокомпаса, как это видно из формулы (36), совершенно-не зависит от конструкции гирокомпаса, поэтому она одинакова для гирокомпасов всех систем. Покажем это на примере ги рокомпаса с электромагнитным управлением.
Как известно, для этого гирокомпаса на неподвижном основании условиями равновесия являются (см. § 12):
Wp — 0)2 !
Мд = ®3-
61
Для гирокомпаса на движущемся судне эти равенства должны быть переписаны с учетом дополнительных скоростей вращения плоскости меридиана вокруг отвесной линии и плоскости горизонта вокруг оси Y ■— Y прибора, т. е.
top = ©2 + 0)2,
или
©р = ©й Sin ф - vc sin ИК tgcp
©д = © 5 соэф sin ar |
ос sin ИК |
■ |
vc cos ИК |
cosar. |
R> |
sin aT |
Яд |
||
|
|
|
Подставив вместо ©р и ©д их значения для гирокомпаса с электро магнитным управлением (см. § 12), будем иметь:
|
Сол Pr |
= |
|
, |
ос sin ИК i |
|
|||
|
и |
®6 sm ф~1 |
- |
~------ |
t g ф; |
||||
|
|
|
|
|
к 6 |
|
|
|
|
Dgsi Рг |
|
• |
1 |
tv sin |
ИК |
■ |
+ |
, |
vc cos ИК |
— |
— Wj cos ф sin a r+ |
------sm ar |
|
----- cos a r. |
|||||
H |
|
|
|
R, |
|
|
|
|
R, |
Решим эти уравнения относительно аг и рг. Для этого из первого уравнения определим:
о |
Н / |
• |
, |
ос sin ИК |
\ |
|
= |
|
Ф |
— |
tg ф ' |
Подставив полученное значение рг во второе уравнение, получим:
Dэл / |
|
■ |
| |
vc sin ИК , |
\ |
|
Г53(©6 ЭШф-Ь-^------ ^ ф ) |
= |
|||||
Ьэл i |
|
|
|
И £ |
|
|
:(« |
|
|
|
|
|
|
©6 cos ф |
, |
vc sin ИК \ |
■ |
, vc cos ИК |
||
|
----- ) sin a r + —--------- cos a„. |
|||||
|
|
R* |
j |
|
R> |
|
|
|
'6 |
|
ls6 |
При малых углах ar допустима замена:
|
|
sin a,. = |
a r и cos a r = |
1. |
|
При таком условии |
|
|
> |
||
Dasi |
/ |
. |
oc sin Я К , \ |
wc cos ИК |
|
— |
(Шб.,пф+ - |
— tcp) |
— — |
||
|
|
©A cos Ф + |
uc sin ИК |
vc sin ИК |
|
|
|
|
Ra |
to6 cos(p + — ------ |
|
|
|
|
|
|
62