Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или, с учетом (29),

<0п

i>c sin ИК

 

*6

 

 

(30)

со,П2 '

vc sin ИК tgcp

 

Перемещаясь по меридиану, судно совершает вращение вокруг ли­ нии Ost — W наблюдателя, что видно из рис. 39. Величина угловой

скорости сом этого вращения определится из следующего выражения:

или, с учетом (28),

v0 cos ИК

(31)

 

Вместе с судном с такой же угловой скоростью вращается в про­ странстве плоскость истинного горизонта вокруг линии Ost — W на­ блюдателя.

z

Рис. 37. Вектор угловой скорости соп

Рис. 38. Горизонтальная (оП| и верти­

 

кальная wn2 составляющие вектора <вп

Таким образом, в результате движения судна с постоянными ско­ ростью и курсом плоскость меридиана наблюдателя получает дополни­ тельное вращение вокруг отвесной линии с угловой скоростью

®2 = wn2 = vc sin ИК tg<P,

R *

58

а плоскость истинного горизонта— вокруг линии N — S c угловой скоростью

ис sin ИК

и вокруг линии Ost — W с угловой скоростью

vc cos ИК

Чтобы получить угловую скорость соз дополнительного вращения плоскости истинного горизонта вокруг оси Y ■— Y чувствительного

Рис. 39. Вектор угловой скорости wM

Рис. 40. Проекция векторов и П1 и сом

от движения судна по меридиану

на ось Y— Y чувствительного элемента

элемента, спроектируем векторы соп1 и сом на ось Y Y прибора (рис. 40). Из рисунка имеем:

юз = юп1 sin a -f wMcos а.

Подставив вместо юп1 и юм их значения, получим:

, /

oc sin ИК ■ , vc cos ИК

(32)

ю3 =

_щ _------

5 Ш а _р_о__-------

: cos а .

R>

Итак, условиями равновесия главной оси гирокомпаса, установ­ ленного на движущемся судне, являются равенства:

,

. ,

vc sin ИК .

 

+

= % +

----- tgq>,

 

nc sin ИК

,

v0 cos ИК

n

ю„ 4- -ь-------- sin aT |-

------ cos ar = 0

R>

 

Rt

 

59



или, с учетом формул (4),

(8) и (19),

 

 

 

(В—Сы) р,-

_

m

|

vc Sin ИК

 

и

: cos sin cp

 

tg ф ,

 

 

 

 

R>

 

, w0 sin ИК

.

vc cos ИК

n

£o4 cos ф sin ar-|—— -----sina,.-!--^—^------ cosar =

0.

 

R t

 

 

R ,

 

(33)

(34)

Решив уравнение (33) относительно (5r, определим положение рав­ новесия оси гирокомпаса по высоте на движущемся судне:

И (

, vc sin ИК j

Рг

(Oj Sin ф - I-- 5— ----- tg ф

В — С,

 

R>

Множитель, заключенный в скобки, увеличивает или уменьшает угол Р,. в зависимости от курса судна и широты.

Чтобы определить положение равновесия оси гирокомпаса в азиму­ те, решим уравнение (34) относительно угла a r. Умножая равенство (34) на R ^ и вынося sin a r за скобки, будем иметь:

(R6 co6 cos ф -j- ис sin ИК) sin а г= — t>0cos # /(c o s a r,

откуда, учитывая, что скоростную погрешность гирокомпаса принято обозначать б„, получим:

LS

___________ t)c cos ИК

т,„

(35)

п

.

 

R

^ со ^ cos ф -f vc sin ИК

 

Полученное выражение определяет угол отклонения оси гироком­ паса от плоскости меридиана наблюдателя, появляющийся вследствие движения судна.

Угол, на который ось гирокомпаса отклоняется от плоскости ме­ ридиана наблюдателя вследствие движения судна с постоянными ско­ ростью и курсом, называется скоростной погрешностью гирокомпаса.

Для транспортных судов скоростная погрешность 60 не превышает обычно нескольких градусов, поэтому допустимо считать, что

tg6u = 6u.

Тогда

______ у0 cos ИК______

(36)

R ^ соg cos ф + ис sin ИК

Произведение + есть линейная скорость, с которой движется точка экватора Земли в результате ее суточного вращения. Выражая эту скорость в узлах, получим:

D

360 ■60

onr.

R s со j = —

= 900 узлам.

Поэтому формулу (36) можно переписать в следующем виде:

vc cos ИК

(37)

900 cos ф + v0 sin ИК

 

60


Скоростная погрешность, вычисленная по формуле (37), будет вы­ ражена в радианах. Для перевода в градусы надо умножить ее на 57,3°.

Из выражения (37) следует,что при северных курсах судна скорост­ ная погрешность отрицательна, т. е. имеет западное наименование, при южных ‘— положительна, т. е. имеет восточное наименование. Максимальное значение 8„ будет на курсах 0 и 180°, на курсах же 90 и 270° скоростная погрешность равна нулю.

Чтобы получить формулу скоростной погрешности гирокомпаса в функции гирокомпасного курса, умножим обе части равенства (35) на cos 60 и выразим И К через ККТ и б„, тогда:

s jn g

_______ Усcos (ККг + 8») cos

0

Rfr

coscp + vc sin (ККг + 8„)

Перепишем последнее равенство в следующем виде:

R 6 (о6 cos ср sin S0 — —vc [cos (KKV+ б0) cos б„ -f sin ( Щ т+ 6„) sin б„].

Выражение в

квадратных

скобках есть косинус разности углов

(ККТ + 6„) и б„, поэтому

 

 

Д 6 ш6 cos ср sin б„ =

—oc cos [(ККГ + б0)—б0],

 

откуда

 

 

 

 

sin 8В=

ус cos ККг

(38)

 

R ^ со g cos ф

 

 

 

Заменяя sin б„

углом бс, что справедливо для малых значений б„,

получим:

 

 

 

vc cos KKV

(39)

Rb cos cos ф

 

Сравнивая выражения (36) и (39), видим, что формулы скоростных погрешностей для истинного и компасного курсов отличаются друг от

друга лишь членом vc sin ИК,

стоящим в знаменателе формулы (36).

Учитывая,

что

величина vc sin

ИК мала по сравнению с другим чле­

ном этого

же

знаменателя (900 cos ср), можно считать без большого

ущерба для точности, что скоростные погрешности для одинаковых истинных и компасных курсов равны. Это означает, что при прибли­ женных вычислениях скоростных погрешностей можно пользоваться любой из этих формул как для компасных, так и для истинных курсов судна.

Скоростная погрешность гирокомпаса, как это видно из формулы (36), совершенно-не зависит от конструкции гирокомпаса, поэтому она одинакова для гирокомпасов всех систем. Покажем это на примере ги­ рокомпаса с электромагнитным управлением.

Как известно, для этого гирокомпаса на неподвижном основании условиями равновесия являются (см. § 12):

Wp 0)2 !

Мд = ®3-

61


Для гирокомпаса на движущемся судне эти равенства должны быть переписаны с учетом дополнительных скоростей вращения плоскости меридиана вокруг отвесной линии и плоскости горизонта вокруг оси Y ■— Y прибора, т. е.

top = ©2 + 0)2,

или

©р = ©й Sin ф - vc sin ИК tgcp

©д = © 5 соэф sin ar

ос sin ИК

vc cos ИК

cosar.

R>

sin aT

Яд

 

 

 

Подставив вместо ©р и ©д их значения для гирокомпаса с электро­ магнитным управлением (см. § 12), будем иметь:

 

Сол Pr

=

 

,

ос sin ИК i

 

 

и

®6 sm ф~1

-

~------

t g ф;

 

 

 

 

 

к 6

 

 

 

Dgsi Рг

 

1

tv sin

ИК

+

,

vc cos ИК

— Wj cos ф sin a r+

------sm ar

 

----- cos a r.

H

 

 

 

R,

 

 

 

 

R,

Решим эти уравнения относительно аг и рг. Для этого из первого уравнения определим:

о

Н /

,

ос sin ИК

\

 

=

 

Ф

tg ф '

Подставив полученное значение рг во второе уравнение, получим:

Dэл /

 

|

vc sin ИК ,

\

Г53(©6 ЭШф-Ь-^------ ^ ф )

=

Ьэл i

 

 

 

И £

 

 

:(«

 

 

 

 

 

©6 cos ф

,

vc sin ИК \

, vc cos ИК

 

----- ) sin a r + —--------- cos a„.

 

 

R*

j

 

R>

 

 

'6

 

ls6

При малых углах ar допустима замена:

 

 

sin a,. =

a r и cos a r =

1.

При таком условии

 

 

>

Dasi

/

.

oc sin Я К , \

wc cos ИК

(Шб.,пф+ -

— tcp)

— —

 

 

©A cos Ф +

uc sin ИК

vc sin ИК

 

 

 

Ra

to6 cos(p + — ------

 

 

 

 

 

62