Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из полученных выражений определим значение сигналов коррекции ику и uKZ, при которых а,, и (Зг обращаются в нуль:

(42)

Н vc cos ИК,

По формулам (42) вычислительное устройство гирокомпаса с элект­ ромагнитным управлением вырабатывает сигналы коррекции ы ■и икг. В результате из показаний гирокомпаса исключаются погрешность за­ тухания и скоростная погрешность и положением равновесия оси гиро­ компаса является линия N •— S.

Как следует из выражений (42), для формирования сигналов кор­ рекции в вычислительные устройства необходимо вводить величины широты ср и составляющих скорости судна по меридиану и параллели vc cos И К и vc sin И К- Скорость судна вводится от лага, а курс — от гирокомпаса.

§ 17. ВЛИЯНИЕ УСКОРЕНИИ НА ПОКАЗАНИЯ ГИРОКОМПАСА

При всяком изменении режима движения судна, т. е.при изменении его скорости или курса, а также при одновременном изменении скорости и курса возникают ускорения, которые в свою очередь, порождают си­ лы инерции.

Под действием моментов сил инерции возникает прецессионное дви­ жение чувствительного элемента гирокомпаса, что приводит к уводу его главной оси из меридиана и к появлению погрешностей.

Рассмотрим это явление более подробно. В общем случае вектор ускорения / может -быть направлен, произвольно относительно коор­

динатных осей (рис. 43). Сила инерции Ft, вызываемая ускорением, всегда направлена в сторону, противоположную ускорению, и равна по величине произведению массы тела на ускорение, т. е.

Ft = — mj>

где т — масса чувствительного элемента.

Вектор /, изображенный на рис. 43, расположен горизонтально, так как мы допускаем, что при маневрировании судна ускорения возни­ кают лишь в горизонтальной плоскости.

Разложим вектор j на составляющие и jy по осям X ■— Х и У — Y прибора.

Составляющая / у вызывает силу инерции Fv, которая, как видно из рисунка, вводит момент относительно оси X X прибора и, следова­ тельно, прецессионного движения чувствительного элемента не вы­ зывает.

Составляющая ускорения j x вызывает силу инерции Fx, величина которой будет

Fx

mjx



Сила Fs вводит момент L v относительно оси Y Y (рис. 44) и, следовательно, вызовет прецессионное движение чувствительного эле­

мента вокруг вертикальной оси Z Z.

Прецессия чувствительного элемента, возникающая под действием-

сил инерции, называется и н е р ц и о н н о й

п р е ц е с с и е й .

Как мы только что установили, инерционную прецессию вызывает

только составляющая ускорения, направленная

по оси X X чув­

ствительного элемента. Поэтому в дальнейшем, рассматривая влияние ускорений на гирокомпас, мы бу­ дем принимать во внимание только эту составляющую.

г

Рис. 43. Составляющие Fx и Fсилы инерции по осям X X и Y — Y чув­ ствительного элемента

Определим угловую скорость сои инерционной прецессии. Извест­ но, что угловая скорость прецессионного движения прямо пропор­ циональна моменту силы, вызвавшей прецессию, и обратно пропорцио­ нальна кинетическому моменту чувствительного элемента. Поэтому

Ly

<•>., = — ,

но

Ly = Fx a = mjx а,

где а — метацентрическая высота чувствительного элемента. Тогда

та

© И 1Г Jx'

Умножив и разделив правую часть последнего равенства на g (уско­ рение силы тяжести), получим:

со

 

 

,

(43)

и

н

g

Н g

 

где В — максимальный момент, вводимый силой тяжести чувствитель­ ного элемента.

70

Ускорения, а следовательно, и силы инерции действуют только во время маневра, поэтому инерционная прецессия также совершается только во время маневра, а после окончания маневра прекращается.

Угол, на который чувствительный элемент повернется в горизон­ тальной плоскости в результате инерционной прецессии, называется

и н е р ц и о н н ы м п е р е м е щ е н и е м .

Обозначив инерционное перемещение через Ь, согласно определе­ нию, имеем

(44)

где A t— время маневра.

Установим правило для определения направления инерционной прецессии, для чего рассмотрим несколько частных случаев изменения судном режима движения.

г

Рис. 45. Направления инерционном

Рис. 46.

Направления инерционном

прецессии чувствительного элемента

прецессии

чувствительного элемента

и перемещения гирокомпасного мери­

и перемещения гирокомпасного мери­

диана при увеличении скорости судна

диана при увеличении скорости судна

на северном курсе

 

на южном курсе

1. Судно идет постоянным курсом, который расположен в северной половине горизонта, и увеличивает скорость (рис. 45). При таком ма­

невре составляющая ускорения j x направлена на N и, следовательно, сила инерции Fx — на S (рис. 45, а). Вектор момента Еу этой силы на­ правлен на W, поэтому, согласно правилу полюсов, северный конец

оси гирокомпаса

будет прецессировать к з а п а д у (вектор юн на­

правлен

вверх,

откуда инерционная прецессия усматривается против

часовой

стрелки).

При увеличении скорости судна скоростная погрешность гироком­ паса возрастает (рис. 45, б). На рассматриваемом рисунке бх — ско­ ростная погрешность гирокомпаса до маневра, б2 — после маневра. Из рисунка видим, что в результате маневра гирокомпасиый меридиан переместился к з а п а д у .

71


Сравнивая направление перемещения гирокомпасного меридиана с направлением инерционной прецессии чувствительного элемента, видим, что направления эти совпадают (к з а п а д у ) .

2. Судно идет постоянным курсом, который расположен в южной половине горизонта и увеличивает скорость (рис. 46).

При таком маневре составляющая

ускорения / ж направлена на S

и, следовательно, сила инерции F x — на N (рис. 46, а).

Вектор момента Lv направлен на

О 4, и поэтому северный конец

оси будет прецессировать к в о с т о к у .

Из рис. 46, б видим, что и ги-

рокомпасный

меридиан при данном

маневре перемещается также

к в о сто к у,

т. е. и в этом случае направление перемещения гироком­

пасного меридиана и направление инерционной прецессии совпадают (к в о с т о к у ) .

3. Судно идет постоянной скоростью и совершает поворот с курса N на курс S (рис. 47).

Рис. 47. Направление силы инерции Fx и перемещения гирокомпасного меридиа­ на при повороте судна с курса N на курс 5

Предположим, что судно совершает правый поворот (рис. 47, а)-

На циркуляции судна возникает центростремительное ускорение /, направленное к центру циркуляции, и центробежная сила инерции

Fh направленная в противоположную сторону. Разложим силу Ft на

составляющие Fx и Fv по осям X X и Y — Y чувствительного эле­ мента.

Из рисунка видим, что составляющая F х во всех положениях судна направлена на N, изменяясь от нуля (на курсах N и S) до максимальной величины (на курсе Osl).

Как это видно из рис. 47, а, сила F х, направленная на N, вызывает инерционную прецессию чувствительного элемента к в о с т о к у .

Определим теперь направление перемещения гирокомпасного мери­ диана. До маневра судно шло курсом N, и скоростная погрешность бх имела западное наименование (см. рис. 47, б). После маневра судно идет курсом S, и скоростная погрешность 62 имеет восточное наимено­

72


Рис. 48. Действие ускорений па чув­ ствительный элемент гирокомпаса с гидравлическим маятником

вание. Следовательно, при повороте судна гирокомпасный меридиан переместился к в о с т о к у, т. е. в направлении инерционной прецессии чувствительного элемента.

На основании рассмотренных примеров сделаем вывод: инерцион­ ная прецессия чувствительного элемента, возникающая при маневре судна, всегда совершается в сторону нового гирокомпасного меридиана, т. е. в сторону нового положения равновесия оси гирокомпаса, соответст­ вующего новому режиму движения судна.

В гирокомпасах с гидравлическим маятником (с ртутными сосудами) центр тяжести чувствительного элемента совпадает с точкой его под­ веса, поэтому силы инерции, воз­ никающие при маневре, непосред­ ственного влияния на чувствитель­ ный элемент не оказывают.

Однако составляющая силы

инерции вызывает перетекание ртути из одного сосуда в другой.

Если составляющая ускорения j x направлена на юг (рис. 48), то ртуть под действием сил инерции, приложенных к каждой частице ртути, перетекает в северный сосуд. При этом поверхность ртути будет перпендикулярна равнодействую­ щей, построенной на силе инерции

и силе тяжести P t, приложенных к каждой частице ртути Лг.

Плоскость, в которой устанавливается поверхность ртути под дей­ ствием сил инерции, называется плоскостью динамического горизонта (или кажущимся горизонтом).

У гол 1(5 между плоскостями истинного и динамического горизонтов определится из формулы

tg 1(3 = J l _

m ‘ i x _

J x _

'

Pt

m g

g

 

где mt >— масса частицы A t ртути.

 

 

 

Вследствие малости угла ф можно считать

 

tg ф = ф =

.

 

__

g

 

 

Тогда момент Lv силы тяжести

избытка

ртути, образовавшегося

в южном сосуде (см. § 8), будет иметь величину

Ly — 2SR 2ypT sin ф я* Срт ф = Срт— .

Этот момент вызовет инерционную прецессию чувствительного элемента вокруг оси Z — Z с угловой скоростью

Ру

-рт

ix

~ н

Н

(45)

ё

73