ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 2
Из полученных выражений определим значение сигналов коррекции ику и uKZ, при которых а,, и (Зг обращаются в нуль:
(42)
Н vc cos ИК,
По формулам (42) вычислительное устройство гирокомпаса с элект ромагнитным управлением вырабатывает сигналы коррекции ы ■и икг. В результате из показаний гирокомпаса исключаются погрешность за тухания и скоростная погрешность и положением равновесия оси гиро компаса является линия N •— S.
Как следует из выражений (42), для формирования сигналов кор рекции в вычислительные устройства необходимо вводить величины широты ср и составляющих скорости судна по меридиану и параллели vc cos И К и vc sin И К- Скорость судна вводится от лага, а курс — от гирокомпаса.
§ 17. ВЛИЯНИЕ УСКОРЕНИИ НА ПОКАЗАНИЯ ГИРОКОМПАСА
При всяком изменении режима движения судна, т. е.при изменении его скорости или курса, а также при одновременном изменении скорости и курса возникают ускорения, которые в свою очередь, порождают си лы инерции.
Под действием моментов сил инерции возникает прецессионное дви жение чувствительного элемента гирокомпаса, что приводит к уводу его главной оси из меридиана и к появлению погрешностей.
Рассмотрим это явление более подробно. В общем случае вектор ускорения / может -быть направлен, произвольно относительно коор
динатных осей (рис. 43). Сила инерции Ft, вызываемая ускорением, всегда направлена в сторону, противоположную ускорению, и равна по величине произведению массы тела на ускорение, т. е.
Ft = — mj>
где т — масса чувствительного элемента.
Вектор /, изображенный на рис. 43, расположен горизонтально, так как мы допускаем, что при маневрировании судна ускорения возни кают лишь в горизонтальной плоскости.
Разложим вектор j на составляющие }х и jy по осям X ■— Х и У — Y прибора.
Составляющая / у вызывает силу инерции Fv, которая, как видно из рисунка, вводит момент относительно оси X — X прибора и, следова тельно, прецессионного движения чувствительного элемента не вы зывает.
Составляющая ускорения j x вызывает силу инерции Fx, величина которой будет
Fx |
mjx ■ |
Сила Fs вводит момент L v относительно оси Y — Y (рис. 44) и, следовательно, вызовет прецессионное движение чувствительного эле
мента вокруг вертикальной оси Z — Z.
Прецессия чувствительного элемента, возникающая под действием-
сил инерции, называется и н е р ц и о н н о й |
п р е ц е с с и е й . |
Как мы только что установили, инерционную прецессию вызывает |
|
только составляющая ускорения, направленная |
по оси X — X чув |
ствительного элемента. Поэтому в дальнейшем, рассматривая влияние ускорений на гирокомпас, мы бу дем принимать во внимание только эту составляющую.
г
Рис. 43. Составляющие Fx и F„ силы инерции по осям X — X и Y — Y чув ствительного элемента
Определим угловую скорость сои инерционной прецессии. Извест но, что угловая скорость прецессионного движения прямо пропор циональна моменту силы, вызвавшей прецессию, и обратно пропорцио нальна кинетическому моменту чувствительного элемента. Поэтому
Ly
<•>., = — ,
но
Ly = Fx a = mjx а,
где а — метацентрическая высота чувствительного элемента. Тогда
та
© И 1Г Jx'
Умножив и разделив правую часть последнего равенства на g (уско рение силы тяжести), получим:
со |
|
|
, |
(43) |
и |
н |
g |
Н g |
|
где В — максимальный момент, вводимый силой тяжести чувствитель ного элемента.
70
Ускорения, а следовательно, и силы инерции действуют только во время маневра, поэтому инерционная прецессия также совершается только во время маневра, а после окончания маневра прекращается.
Угол, на который чувствительный элемент повернется в горизон тальной плоскости в результате инерционной прецессии, называется
и н е р ц и о н н ы м п е р е м е щ е н и е м .
Обозначив инерционное перемещение через Ь, согласно определе нию, имеем
(44)
где A t— время маневра.
Установим правило для определения направления инерционной прецессии, для чего рассмотрим несколько частных случаев изменения судном режима движения.
г
Рис. 45. Направления инерционном |
Рис. 46. |
Направления инерционном |
прецессии чувствительного элемента |
прецессии |
чувствительного элемента |
и перемещения гирокомпасного мери |
и перемещения гирокомпасного мери |
|
диана при увеличении скорости судна |
диана при увеличении скорости судна |
|
на северном курсе |
|
на южном курсе |
1. Судно идет постоянным курсом, который расположен в северной половине горизонта, и увеличивает скорость (рис. 45). При таком ма
невре составляющая ускорения j x направлена на N и, следовательно, сила инерции Fx — на S (рис. 45, а). Вектор момента Еу этой силы на правлен на W, поэтому, согласно правилу полюсов, северный конец
оси гирокомпаса |
будет прецессировать к з а п а д у (вектор юн на |
|
правлен |
вверх, |
откуда инерционная прецессия усматривается против |
часовой |
стрелки). |
При увеличении скорости судна скоростная погрешность гироком паса возрастает (рис. 45, б). На рассматриваемом рисунке бх — ско ростная погрешность гирокомпаса до маневра, б2 — после маневра. Из рисунка видим, что в результате маневра гирокомпасиый меридиан переместился к з а п а д у .
71
Сравнивая направление перемещения гирокомпасного меридиана с направлением инерционной прецессии чувствительного элемента, видим, что направления эти совпадают (к з а п а д у ) .
2. Судно идет постоянным курсом, который расположен в южной половине горизонта и увеличивает скорость (рис. 46).
При таком маневре составляющая |
ускорения / ж направлена на S |
и, следовательно, сила инерции F x — на N (рис. 46, а). |
|
Вектор момента Lv направлен на |
О 4, и поэтому северный конец |
оси будет прецессировать к в о с т о к у . |
Из рис. 46, б видим, что и ги- |
|
рокомпасный |
меридиан при данном |
маневре перемещается также |
к в о сто к у, |
т. е. и в этом случае направление перемещения гироком |
пасного меридиана и направление инерционной прецессии совпадают (к в о с т о к у ) .
3. Судно идет постоянной скоростью и совершает поворот с курса N на курс S (рис. 47).
Рис. 47. Направление силы инерции Fx и перемещения гирокомпасного меридиа на при повороте судна с курса N на курс 5
Предположим, что судно совершает правый поворот (рис. 47, а)-
На циркуляции судна возникает центростремительное ускорение /, направленное к центру циркуляции, и центробежная сила инерции
Fh направленная в противоположную сторону. Разложим силу Ft на
составляющие Fx и Fv по осям X — X и Y — Y чувствительного эле мента.
Из рисунка видим, что составляющая F х во всех положениях судна направлена на N, изменяясь от нуля (на курсах N и S) до максимальной величины (на курсе Osl).
Как это видно из рис. 47, а, сила F х, направленная на N, вызывает инерционную прецессию чувствительного элемента к в о с т о к у .
Определим теперь направление перемещения гирокомпасного мери диана. До маневра судно шло курсом N, и скоростная погрешность бх имела западное наименование (см. рис. 47, б). После маневра судно идет курсом S, и скоростная погрешность 62 имеет восточное наимено
72
вание. Следовательно, при повороте судна гирокомпасный меридиан переместился к в о с т о к у, т. е. в направлении инерционной прецессии чувствительного элемента.
На основании рассмотренных примеров сделаем вывод: инерцион ная прецессия чувствительного элемента, возникающая при маневре судна, всегда совершается в сторону нового гирокомпасного меридиана, т. е. в сторону нового положения равновесия оси гирокомпаса, соответст вующего новому режиму движения судна.
В гирокомпасах с гидравлическим маятником (с ртутными сосудами) центр тяжести чувствительного элемента совпадает с точкой его под веса, поэтому силы инерции, воз никающие при маневре, непосред ственного влияния на чувствитель ный элемент не оказывают.
Однако составляющая силы
инерции Fх вызывает перетекание ртути из одного сосуда в другой.
Если составляющая ускорения j x направлена на юг (рис. 48), то ртуть под действием сил инерции, приложенных к каждой частице ртути, перетекает в северный сосуд. При этом поверхность ртути будет перпендикулярна равнодействую щей, построенной на силе инерции
и силе тяжести P t, приложенных к каждой частице ртути Лг.
Плоскость, в которой устанавливается поверхность ртути под дей ствием сил инерции, называется плоскостью динамического горизонта (или кажущимся горизонтом).
У гол 1(5 между плоскостями истинного и динамического горизонтов определится из формулы
tg 1(3 = J l _ |
m ‘ i x _ |
J x _ |
' |
Pt |
m g |
g |
|
где mt >— масса частицы A t ртути. |
|
|
|
Вследствие малости угла ф можно считать |
|
||
tg ф = ф = |
. |
|
|
__ |
g |
|
|
Тогда момент Lv силы тяжести |
избытка |
ртути, образовавшегося |
в южном сосуде (см. § 8), будет иметь величину
Ly — 2SR 2ypT sin ф я* Срт ф = Срт— .
Этот момент вызовет инерционную прецессию чувствительного элемента вокруг оси Z — Z с угловой скоростью
Ру |
-рт |
ix |
~ н |
Н |
(45) |
ё |
73