Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чем ось л 0 — л 0 платформы совпадает в любой момент времени с ли­ нией N — S, а ось У0 — Y 0 — с линией О* — W (рис. 68). Если уста­ новить на такой платформе высокоточные приборы, непрерывно изме-

 

 

ряющие

ускорения

судна

по

ли­

 

 

ниям N — S и Ost — W, то

по

ве­

 

 

личинам

этих

ускорений

можно

 

 

получить

составляющие

скорости

 

 

и

пути

судна

по

меридиану

и

 

 

параллели в любой момент вре­

 

 

мени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По составляющим же пути судна

 

 

S — по меридиану

S M и по парал­

 

 

лели 5 П— можно определить при­

 

 

ращения

широты

и

долготы.

 

 

Из рис. 69 имеем:

 

 

 

 

Рис. 68. Ориентация инерциональной

 

 

Д Х =

Sn----#

 

 

 

платформы

 

 

 

 

R 6 cos ср

 

 

 

Тогда координаты судна в л

Зой момент времени

будут:

 

 

 

ф =

Ф0 +

ДФ.

 

 

 

 

 

 

X =

A.Q

- Е

 

 

 

 

 

 

 

где ср0 и (Я0 — соответственно широта и долгота пункта отшествия.

Отметим, что вычисление скорости движения объекта по сообщен­ ному ему ускорению производится математической операцией, назы­ ваемой интегрированием. Двойное интегрирование ускорения дает путь, пройденный объектом.

104


Таким образом, инерциальный координатор должен обеспечивать: 1) стабилизацию платформы в горизонтной системе координат;

2)измерение ускорений судна;

3)вычисление составляющих пути судна по меридиану и парал­

лели;

4)вычисление координат судна.

Прежде чем приступить к описанию принципов устройства и рабо­ ты инерциального координатора, ознакомимся с его основными бло­ ками — акселерометром и поплавковым гироскопом.

z

Рис. 70. Акселерометр:

/ — маятник; 2 — ротор датчика; 3 — статор датчика; 4 — корпус акселерометра

Акселерометр (от латинского слова — ускорять и греческого — мера) служит для измерения ускорений движущегося объекта. Прин­ ципиальная схема устройства акселерометра показана на рис. 70. Ос­ новной частью его является инерционная масса 1, называемая маятни­ ком акселерометра. Маятник укреплен на оси OY акселерометра и мо­ жет свободно поворачиваться вокруг своей оси. На этой же оси укреп­ лен ротор 2 индукционного датчика, действующего по принципу диф­ ференциального трансформатора. Статор 3 датчика крепится к корпусу 4 акселерометра.

Ось ОХ называется о с ь ю ч у в с т в и т е л ь н о с т и а к с е ­ л е р о м е т р а .

Если объект, на котором установлен акселерометр, получает уско­ рение вдоль оси чувствительности, то маятник 1 под действием силы инерции поворачивается относительно оси OY на угол, пропорциональ­ ный ускорению. Вместе с маятником на такой же угол поворачивается ротор 2 датчика, и датчик вырабатывает электрический сигнал, на­ пряжение которого пропорционально ускорению объекта.

Если сигнал, снимаемый с акселерометра, направить в специаль­ ное решающее устройство, называемое и н т е г р а т о р о м , то на

105

выходе этого устройства получим скорость объекта по оси ОХ. Вторич­ ное интегрирование сигнала акселерометра даст составляющую прой­ денного пути по тому же направлению. Таким образом, акселерометр может быть использован для измерения ускорения объекта, а также для измерения скорости движущегося объекта и пройденного им расстоя­

ния.

К акселерометру предъявляются следующие требования. Сигналы, вырабатываемые акселерометром, должны быть пропорциональны ускорениям объекта в диапазоне, определяемом характером движения объекта. Например, для транспорт­

 

“ЙГ

 

 

ных судов эти

ускорения

состав­

 

 

 

ляют от 0 до 10 см/с2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

Чувствительная масса акселеро-

 

-Т7

 

метра должна реагировать на силы

 

/

 

инерции, действующие только в

 

 

 

8

|

 

 

направлении

оси

измерений, и

 

M S I

 

 

таким

образом,

чтобы эти

силы

 

 

 

 

полностью передавались на изме­

 

 

 

 

ряющий элемент (датчик).

 

 

 

 

 

 

В инерциальных координаторах

 

 

 

- применяются и другие конструкции

 

./V/

*2 интеера-

акселерометров.

На рис. 71 показан

 

 

т0Р

акселерометр

с

обратной

связью.

 

 

 

 

В этом акселерометре маятник 1

Рис. 71.

Акселерометр

обратной

играет

роль

 

ярма

сигнального

трансформатора

2.

Крайние

(вто­

 

 

 

связью:

 

 

ричные) обмотки

трансформатора

/ — маятник; 2 —•трансформатор; 3

•уси-

литель; 4 — электромагнит

 

включены встречно, поэтому при

 

 

 

 

равновесном

положении маятника

на выходе этих обмоток сигнал отсутствует. При перемещении маятни­ ка под действием сил инерции равенство э. д. с., индуктируемых во вто­ ричных обмотках трансформатора, нарушается и на усилитель 3 посту­ пает электрический сигнал. После усиления сигнал поступает на об­ мотку электромагнита 4, предназначенного для восстановления исход­ ного положения маятника. Величина восстанавливающей силы про­ порциональна угловому перемещению маятника и, следовательно, ускорению объекта.

Благодаря наличию обратной связи зависимость показаний аксе­ лерометра от ускорения объекта имеет линейный характер в большом диапазоне измерений. Кроме того, обратная связь повышает начальную чувствительность акселерометра.

Поплавковый гироскоп конструктивно представляет собой следую­ щее устройство (рис. 72). Гиромотор 1 заключен в герметичную ци­ линдрическую камеру 2 (поплавок). Камера подвешена по оси OY, называемой о с ь ю п р е ц е с с и и , в высокочувствительных под­ шипниках 4 внутри герметичного корпуса 7, также имеющего цилинд­ рическую форму. Пространство между корпусом прибора и камерой гиромотора заполняется вязкой поддерживающей жидкостью. Плот­ ность поддерживающей жидкости подбирается такой, чтобы поплавок

106


находился в состоянии нулевой плавучести. Благодаря этому весовое давление на подшипники оси Y —■Y почти отсутствует и силы трения

вподвесе гироскопа относительно этой оси уменьшены до ничтожно малых величин. Для сохранения постоянной плотности поддерживаю­ щей жидкости и, следовательно, нулевой плавучести поплавка все устройство помещается в специальный блок (на рис. 72 не показан),

вкотором поддерживается постоянная температура.

Жидкостный подвес чувствительного элемента обеспечивает повы­ шенную ударостойкость и виброустойчивость устройства.

/ — гиромотор; 2 — поплавок; 3 — ротор датчика сигнала; 4 подшипник; 5 — вилки; 6 — ба­ лансировочные грузы; 7 — корпус прибора; 8 — ротор датчика момента

Чувствительный элемент отбалансирован так, что его центр тяжести расположен на оси прецессии Y Y. Балансировка выполнена с по­ мощью специальных грузов 6, перемещающихся при вращении винто­

вых вилок 5.

Таким образом, поплавковый гироскоп представляет собой гиро­ скоп с двумя степенями свободы, т. е. связанный гироскоп (см. § 1). Ось 0Z называется в х о д н о й о с ь ю поплавкового гироскопа.

С помощью поплавкового гироскопа можно определить угловое перемещение объекта по сообщенной ему угловой скорости. Поэтому поплавковый гироскоп, используемый для определения угла поворота объекта по сообщенной ему угловой скорости, называется и н т е г р и ­ р у ю щ и м п о п л а в к о в ы м г и р о с к о п о м . Принцип дейст­

вия его заключается в следующем.

Предположим, что платформа, на которой установлен поплавковый гироскоп, поворачивается вокруг своей вертикальной оси Z0 — Z0 с угловой скоростью CDZ(рис. 73). Гироскоп в этом случае будет совер­ шать вынужденный поворот вокруг входной оси Z — Z с угловой ско­ ростью (oz cos р, вследствие чего возникнет гироскопический момент

R — Н сог cos р.

При малых углах cos Р = 1, поэтому

R = Н(дг.

107

Под действием гироскопического момента R поплавок начнет по­ ворачиваться вокруг оси прецессии У — У с некоторой угловой ско­ ростью со^. Повороту гироскопа вокруг оси У — У препятствует момент трения Мт поплавка о поддерживающую жидкость. Из физики извест­

 

но, что момент

вязкого тре­

г, z

ния пропорционален скорости

 

движения, поэтому

 

К

[ХСОу,

Рис. 73. Схема принципа действия поплавко­ вого гироскопа

где ц — коэффициент пропор­ циональности.

Моменты R и М туравно­ вешивают друг друга, т. е.

ML R,

или

ЦСО,, = Я CDZ

Решая последнее равенство относительно а у, получим

Н

со = — со2.

Таким образом, скорость поворота поплавкового гироскопа вокруг оси У — У пропорциональна угловой скорости сог поворота платфор­ мы вокруг вертикальной оси Z0 — Z0. Если последнее выражение про­ интегрировать, то получим:

 

Н

 

Р = — соJ ,

где

р — угол поворота гироскопа вокруг оси У — У;

 

соzt — угол поворота платформы вокруг оси Z0 — Z0 за время (.

 

Следовательно, измерив угол р и зная Я и ц , можно получить угло­

вое перемещение платформы.

 

Для измерения угла р на оси У — У поплавка установлен ротор 3

датчика (см. рис. 72), действующего по принципу дифференциального трансформатора. На выходе он дает напряжение сигнала, пропорцио­ нальное углу р.

Кроме датчика сигнала, поплавковый гироскоп имеет датчик момен­ та такого же устройства. Ротор 8 (см. рис. 72) датчика момента уйреплен также на оси У — У поплавка. Назначение датчика момента бу­ дет рассмотрено ниже.

В инерциальном координаторе поплавковые гироскопы используют­ ся для стабилизации платформы в горизонтной системе координат.

Принцип устройства и работы инерциального координатора. Инер­ циальный координатор состоит из следующих основных узлов:

инерциальной платформы с блоком акселерометров; гироскопического узла; вычислительного устройства.

108


И н е р ц и а л ь н а я п л а т ф о р м а предназначена для установки“на ней блока акселерометров.

Г и р о с к о п и ч е с к и й

у з е л служит для стабилизации инер­

циальной платформы в горизонтной системе координат.

В ы ч и с л и т е л ь н о е

у с т р о й с т в о производит непрерыв­

ное вычисление координат судна, а также осуществляет коррекцию показаний акселерометров с целью исключения ложных ускорений.

На рис. 74 показана функциональная схема инерциального коор­ динатора, предназначенного для транспортных судов.

Рис. 74. Упрощенная функциональная схема инерциального координатора:

/ — инерциальная платформа; 2 — азимутальный

гироскоп; 3, 4 ~

гироскопы горизонтальной

стабилизации; 5 — датчики сигналов гироскопов;

Д 1 — электродвигатель

азимутальной ста­

билизации; 6— датчики моментов гироскопов;

7, 8 усилители;

Д2, ДЗ

— электродвигатели

горизонтальной стабилизации; 9, 10— акселерометры; 11, 12— усилители; 13, 14— интеграторы;

15— счетчик долготы;

16— счетчик широты

 

Инерциальная платформа 1 подвешена в кардановых кольцах по двум осям стабилизации, совпадающим по направлению с линиями N — S и Ost — W. Стабилизация платформы обеспечивается тремя поплавковыми гироскопами: азимутальным 2 и гироскопами горизон­ тальной стабилизации 3 и 4. Корпусы гироскопов соединены с плат­ формой.

А з и м у т а л ь н ы й г и р о с к о п и стабилизирующий привод азимутального гироскопа обеспечивают стабилизацию платформы от­ носительно плоскости меридиана наблюдателя. Стабилизирующий при­ вод азимутального гироскопа состоит из датчика сигнала 5, усилителя (на схеме не показан) и электродвигателя Д1, который через редуктор связан с платформой по вертикальной оси. При повороте платформы вокруг вертикальной оси (например, при изменении курса судна) ази­ мутальный гироскоп совершает вместе с платформой вынужденный по­ ворот вокруг входной оси, что приводит к появлению сигнального на­ пряжения в датчике сигнала. Напряжение сигнала, пропорциональное углу поворота платформы, подается на двигатель азимутального при­ вода. Двигатель начинает работать и возвращает платформу в исход-

109