ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 2
чем ось л 0 — л 0 платформы совпадает в любой момент времени с ли нией N — S, а ось У0 — Y 0 — с линией О* — W (рис. 68). Если уста новить на такой платформе высокоточные приборы, непрерывно изме-
|
|
ряющие |
ускорения |
судна |
по |
ли |
|||
|
|
ниям N — S и Ost — W, то |
по |
ве |
|||||
|
|
личинам |
этих |
ускорений |
можно |
||||
|
|
получить |
составляющие |
скорости |
|||||
|
|
и |
пути |
судна |
по |
меридиану |
и |
||
|
|
параллели в любой момент вре |
|||||||
|
|
мени. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По составляющим же пути судна |
||||||
|
|
S — по меридиану |
S M и по парал |
||||||
|
|
лели 5 П— можно определить при |
|||||||
|
|
ращения |
широты |
и |
долготы. |
||||
|
|
Из рис. 69 имеем: |
|
|
|
|
|||
Рис. 68. Ориентация инерциональной |
|
|
Д Х = |
Sn----# |
|
|
|
||
платформы |
|
|
|
|
R 6 cos ср |
|
|
|
|
Тогда координаты судна в л |
Зой момент времени |
будут: |
|
|
|
||||
ф = |
Ф0 + |
ДФ. |
|
|
|
|
|
|
|
X = |
A.Q |
- Е |
|
|
|
|
|
|
|
где ср0 и (Я0 — соответственно широта и долгота пункта отшествия.
Отметим, что вычисление скорости движения объекта по сообщен ному ему ускорению производится математической операцией, назы ваемой интегрированием. Двойное интегрирование ускорения дает путь, пройденный объектом.
104
Таким образом, инерциальный координатор должен обеспечивать: 1) стабилизацию платформы в горизонтной системе координат;
2)измерение ускорений судна;
3)вычисление составляющих пути судна по меридиану и парал
лели;
4)вычисление координат судна.
Прежде чем приступить к описанию принципов устройства и рабо ты инерциального координатора, ознакомимся с его основными бло ками — акселерометром и поплавковым гироскопом.
z
Рис. 70. Акселерометр:
/ — маятник; 2 — ротор датчика; 3 — статор датчика; 4 — корпус акселерометра
Акселерометр (от латинского слова — ускорять и греческого — мера) служит для измерения ускорений движущегося объекта. Прин ципиальная схема устройства акселерометра показана на рис. 70. Ос новной частью его является инерционная масса 1, называемая маятни ком акселерометра. Маятник укреплен на оси OY акселерометра и мо жет свободно поворачиваться вокруг своей оси. На этой же оси укреп лен ротор 2 индукционного датчика, действующего по принципу диф ференциального трансформатора. Статор 3 датчика крепится к корпусу 4 акселерометра.
Ось ОХ называется о с ь ю ч у в с т в и т е л ь н о с т и а к с е л е р о м е т р а .
Если объект, на котором установлен акселерометр, получает уско рение вдоль оси чувствительности, то маятник 1 под действием силы инерции поворачивается относительно оси OY на угол, пропорциональ ный ускорению. Вместе с маятником на такой же угол поворачивается ротор 2 датчика, и датчик вырабатывает электрический сигнал, на пряжение которого пропорционально ускорению объекта.
Если сигнал, снимаемый с акселерометра, направить в специаль ное решающее устройство, называемое и н т е г р а т о р о м , то на
105
выходе этого устройства получим скорость объекта по оси ОХ. Вторич ное интегрирование сигнала акселерометра даст составляющую прой денного пути по тому же направлению. Таким образом, акселерометр может быть использован для измерения ускорения объекта, а также для измерения скорости движущегося объекта и пройденного им расстоя
ния.
К акселерометру предъявляются следующие требования. Сигналы, вырабатываемые акселерометром, должны быть пропорциональны ускорениям объекта в диапазоне, определяемом характером движения объекта. Например, для транспорт
|
“ЙГ |
|
|
ных судов эти |
ускорения |
состав |
||||||
|
|
|
ляют от 0 до 10 см/с2. |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
9 |
|
Чувствительная масса акселеро- |
||||||||
|
-Т7 |
|
метра должна реагировать на силы |
|||||||||
|
/ |
|
инерции, действующие только в |
|||||||||
|
|
|
||||||||||
8 |
| |
|
|
направлении |
оси |
измерений, и |
||||||
|
M S I |
|
|
таким |
образом, |
чтобы эти |
силы |
|||||
|
|
|
|
полностью передавались на изме |
||||||||
|
|
|
|
ряющий элемент (датчик). |
|
|
||||||
|
|
|
|
В инерциальных координаторах |
||||||||
|
|
|
- применяются и другие конструкции |
|||||||||
|
./V/ |
*2 интеера- |
акселерометров. |
На рис. 71 показан |
||||||||
|
|
т0Р |
акселерометр |
с |
обратной |
связью. |
||||||
|
|
|
|
В этом акселерометре маятник 1 |
||||||||
Рис. 71. |
Акселерометр |
обратной |
играет |
роль |
|
ярма |
сигнального |
|||||
трансформатора |
2. |
Крайние |
(вто |
|||||||||
|
|
|||||||||||
|
связью: |
|
|
ричные) обмотки |
трансформатора |
|||||||
/ — маятник; 2 —•трансформатор; 3 |
•уси- |
|||||||||||
литель; 4 — электромагнит |
|
включены встречно, поэтому при |
||||||||||
|
|
|
|
равновесном |
положении маятника |
на выходе этих обмоток сигнал отсутствует. При перемещении маятни ка под действием сил инерции равенство э. д. с., индуктируемых во вто ричных обмотках трансформатора, нарушается и на усилитель 3 посту пает электрический сигнал. После усиления сигнал поступает на об мотку электромагнита 4, предназначенного для восстановления исход ного положения маятника. Величина восстанавливающей силы про порциональна угловому перемещению маятника и, следовательно, ускорению объекта.
Благодаря наличию обратной связи зависимость показаний аксе лерометра от ускорения объекта имеет линейный характер в большом диапазоне измерений. Кроме того, обратная связь повышает начальную чувствительность акселерометра.
Поплавковый гироскоп конструктивно представляет собой следую щее устройство (рис. 72). Гиромотор 1 заключен в герметичную ци линдрическую камеру 2 (поплавок). Камера подвешена по оси OY, называемой о с ь ю п р е ц е с с и и , в высокочувствительных под шипниках 4 внутри герметичного корпуса 7, также имеющего цилинд рическую форму. Пространство между корпусом прибора и камерой гиромотора заполняется вязкой поддерживающей жидкостью. Плот ность поддерживающей жидкости подбирается такой, чтобы поплавок
106
находился в состоянии нулевой плавучести. Благодаря этому весовое давление на подшипники оси Y —■Y почти отсутствует и силы трения
вподвесе гироскопа относительно этой оси уменьшены до ничтожно малых величин. Для сохранения постоянной плотности поддерживаю щей жидкости и, следовательно, нулевой плавучести поплавка все устройство помещается в специальный блок (на рис. 72 не показан),
вкотором поддерживается постоянная температура.
Жидкостный подвес чувствительного элемента обеспечивает повы шенную ударостойкость и виброустойчивость устройства.
/ — гиромотор; 2 — поплавок; 3 — ротор датчика сигнала; 4 — подшипник; 5 — вилки; 6 — ба лансировочные грузы; 7 — корпус прибора; 8 — ротор датчика момента
Чувствительный элемент отбалансирован так, что его центр тяжести расположен на оси прецессии Y — Y. Балансировка выполнена с по мощью специальных грузов 6, перемещающихся при вращении винто
вых вилок 5.
Таким образом, поплавковый гироскоп представляет собой гиро скоп с двумя степенями свободы, т. е. связанный гироскоп (см. § 1). Ось 0Z называется в х о д н о й о с ь ю поплавкового гироскопа.
С помощью поплавкового гироскопа можно определить угловое перемещение объекта по сообщенной ему угловой скорости. Поэтому поплавковый гироскоп, используемый для определения угла поворота объекта по сообщенной ему угловой скорости, называется и н т е г р и р у ю щ и м п о п л а в к о в ы м г и р о с к о п о м . Принцип дейст
вия его заключается в следующем.
Предположим, что платформа, на которой установлен поплавковый гироскоп, поворачивается вокруг своей вертикальной оси Z0 — Z0 с угловой скоростью CDZ(рис. 73). Гироскоп в этом случае будет совер шать вынужденный поворот вокруг входной оси Z — Z с угловой ско ростью (oz cos р, вследствие чего возникнет гироскопический момент
R — Н сог cos р.
При малых углах cos Р = 1, поэтому
R = Н(дг.
107
Под действием гироскопического момента R поплавок начнет по ворачиваться вокруг оси прецессии У — У с некоторой угловой ско ростью со^. Повороту гироскопа вокруг оси У — У препятствует момент трения Мт поплавка о поддерживающую жидкость. Из физики извест
|
но, что момент |
вязкого тре |
г, z |
ния пропорционален скорости |
|
|
движения, поэтому |
|
|
К |
[ХСОу, |
Рис. 73. Схема принципа действия поплавко вого гироскопа
где ц — коэффициент пропор циональности.
Моменты R и М туравно вешивают друг друга, т. е.
ML R,
или
ЦСО,, = Я CDZ
Решая последнее равенство относительно а у, получим
Н
со = — со2.
Таким образом, скорость поворота поплавкового гироскопа вокруг оси У — У пропорциональна угловой скорости сог поворота платфор мы вокруг вертикальной оси Z0 — Z0. Если последнее выражение про интегрировать, то получим:
|
„ Н |
|
Р = — соJ , |
где |
р — угол поворота гироскопа вокруг оси У — У; |
|
соzt — угол поворота платформы вокруг оси Z0 — Z0 за время (. |
|
Следовательно, измерив угол р и зная Я и ц , можно получить угло |
вое перемещение платформы. |
|
|
Для измерения угла р на оси У — У поплавка установлен ротор 3 |
датчика (см. рис. 72), действующего по принципу дифференциального трансформатора. На выходе он дает напряжение сигнала, пропорцио нальное углу р.
Кроме датчика сигнала, поплавковый гироскоп имеет датчик момен та такого же устройства. Ротор 8 (см. рис. 72) датчика момента уйреплен также на оси У — У поплавка. Назначение датчика момента бу дет рассмотрено ниже.
В инерциальном координаторе поплавковые гироскопы используют ся для стабилизации платформы в горизонтной системе координат.
Принцип устройства и работы инерциального координатора. Инер циальный координатор состоит из следующих основных узлов:
инерциальной платформы с блоком акселерометров; гироскопического узла; вычислительного устройства.
108
И н е р ц и а л ь н а я п л а т ф о р м а предназначена для установки“на ней блока акселерометров.
Г и р о с к о п и ч е с к и й |
у з е л служит для стабилизации инер |
циальной платформы в горизонтной системе координат. |
|
В ы ч и с л и т е л ь н о е |
у с т р о й с т в о производит непрерыв |
ное вычисление координат судна, а также осуществляет коррекцию показаний акселерометров с целью исключения ложных ускорений.
На рис. 74 показана функциональная схема инерциального коор динатора, предназначенного для транспортных судов.
Рис. 74. Упрощенная функциональная схема инерциального координатора:
/ — инерциальная платформа; 2 — азимутальный |
гироскоп; 3, 4 ~ |
гироскопы горизонтальной |
||
стабилизации; 5 — датчики сигналов гироскопов; |
Д 1 — электродвигатель |
азимутальной ста |
||
билизации; 6— датчики моментов гироскопов; |
7, 8 — усилители; |
Д2, ДЗ |
— электродвигатели |
|
горизонтальной стабилизации; 9, 10— акселерометры; 11, 12— усилители; 13, 14— интеграторы; |
||||
15— счетчик долготы; |
16— счетчик широты |
|
Инерциальная платформа 1 подвешена в кардановых кольцах по двум осям стабилизации, совпадающим по направлению с линиями N — S и Ost — W. Стабилизация платформы обеспечивается тремя поплавковыми гироскопами: азимутальным 2 и гироскопами горизон тальной стабилизации 3 и 4. Корпусы гироскопов соединены с плат формой.
А з и м у т а л ь н ы й г и р о с к о п и стабилизирующий привод азимутального гироскопа обеспечивают стабилизацию платформы от носительно плоскости меридиана наблюдателя. Стабилизирующий при вод азимутального гироскопа состоит из датчика сигнала 5, усилителя (на схеме не показан) и электродвигателя Д1, который через редуктор связан с платформой по вертикальной оси. При повороте платформы вокруг вертикальной оси (например, при изменении курса судна) ази мутальный гироскоп совершает вместе с платформой вынужденный по ворот вокруг входной оси, что приводит к появлению сигнального на пряжения в датчике сигнала. Напряжение сигнала, пропорциональное углу поворота платформы, подается на двигатель азимутального при вода. Двигатель начинает работать и возвращает платформу в исход-
109