11. Гипотенуза треугольника имеет длину 51, а один из катетов — 24. Найдите площадь треугольника.
12. На этом рисунке QR = 5, Р Р = 1 2 ,
R T = h, причем QR J_ R P и R T J_ PQ.
Найдите h.
13. Выразите длину h высоты, опущенной на гипотенузу прямоугольного треугольника, через длины а и b его катетов.
14.Катеты прямоугольного треугольника имеют длину 24 и 32. Найдите высоту, опущенную на гипотенузу.
15.Каждая сторона ромба имеет длину 10 см, а одна из диагоналей— 12 см. Найдите площадь ромба. Найдите его высоту, проведенную к любой сто
роне.
16.Один угол ромба имеет меру 60, а длина его стороны равна 5. Найдите длину каждой диагонали.
17.□ А BCD — трапеция, причем А В | DC.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Найдите |
|
площадь |
|
этой |
трапеции, |
если |
|
отрезки |
имеют |
длины, |
указан |
ные |
на рисунке. |
|
|
|
|
|
|
|
18+ . а) |
На |
рисунке |
|
указаны |
прямые |
углы и длины некоторых отрезков. |
Найдите P B , |
P C |
|
и PD . |
|
|
|
Ь) |
Если вы продолжите |
то, |
что |
сде |
лано |
на рисунке, взяв т 2 |
P D E = |
= |
|
90 и D E = 1, то |
чему |
будет |
рав |
но |
РЕ7 |
Чему |
будет |
равна |
длина |
шестого |
отрезка, |
|
выходящего |
из |
точки |
Р? |
Вы должны |
обнаружить |
интересную закономерность. |
|
|
194 Одно |
доказательство |
теоремы |
Пи |
фагора, |
в |
котором |
используется |
этот |
рисунок, |
|
было |
найдено |
генералом |
Д . Э. Гарфильдом за |
несколько лет до |
того, |
|
как |
он |
стал |
президентом Сое |
диненных. Штатов. Оно было опублико вано приблизительно в 1875 г. в New
Englan d |
journal |
of Education. Д ока |
жите, что a2 + |
ö2 — с2, |
алгебраически |
выразив |
тот факт, что |
площадь трапе |
ции равна сумме площадей трех на ших треугольников. При этом нужно доказать, что і. Е В А — прямой угол.
Р |
1 |
А |
D а |
£ |
|
Г Г "~Л |
|
г |
/ \ |
|
! / |
\ |
\ |
1 / |
|
/ |
|
V |
|
|
\ |
|
S.C |
V |
|
Х |
\ |
П_
СЬ А
2 0 *. Дана трапеция A B C D , причем A B ||DC,
|
|
|
|
|
|
|
АС |
В С |
и В Ъ 1 ÂD. |
Чему |
равна пло |
щадь |
этой |
трапеции, |
если |
A B — 25, |
AD — 15 |
и В С = 15? |
|
|
2 1 *. В левом |
Д |
А В С имеем А С = 13, A B = 1 4 |
и |
В С = 15. |
|
|
|
а) |
Найдите |
высоту h c . |
|
|
Ь) Найдите высоту /г*, проведенную к стороне АС,
С
2 2 *. В |
правом |
Д PQR L Q — тупой, |
P Q = 1 1 , |
QR = 25 и P R = 30. Найдите |
высоту, |
проведенную к |
стороне PQ; |
найдите |
S ^ P Q J ?- |
23*. В |
Д |
MOQ |
имеем: |
МО _L OQ, МО = М |
|
= ОР = |
1 и |
M P = PQ. |
Найдите MQ. |
|
Найдите т Z.Q и m /1 QM О,
24*+ . A BCD есть тетраэдр, все ребра кото |
D |
рого конгруэнтны и имеют длину 2. |
|
Точки |
Р |
и S — соответственно середины |
|
ребер |
DC |
и AB . |
|
a) Докажите, что R S — общий перпенди
куляр ребер A B и DC.
B ) Найдите R S .
25*+ . Теорема Пифагора была |
известна |
древним грекам в следующей форме: |
П лощ адь квадрат а, |
построенного н а |
гипотенузе прямоугольного треуголь |
ника, равна сумме |
площадей |
квадратов, построенных на его катетах. |
5
|
Левый рисунок |
иллюстрирует теорему; правый используется в доказа |
тельстве. Следующие вопросы и ваши |
ответы на них приводят к доказа |
тельству теоремы |
Пифагора: |
|
a) |
Почему |
Z R A B ^ |
Z САМ ? |
|
B ) |
Почему |
А R A B s |
А САМ ? |
|
c) |
Почему |
S ARAB = S ACAM? |
|
d) |
Равна ли одна |
из |
высот A R A B длине АС? |
e) |
Почему. S D ЛС5/? = |
2 5 д /г д в ? |
|
f) |
Верно ли, |
что |
S nAM0P = 2SACAM? |
|
g) |
Почему |
S п ACSR = |
S р АМор? |
|
h) |
Верно |
ли, |
что |
S DBH0C = S aP()KB? |
|
i) |
Верно ли, |
что |
S aAMKB = S a p o K ß + |
S oA M oP ? Почему? |
Конкурсная задача |
|
D |
J |
С |
□ A BC D — квадрат; |
Н, I , J и |
К — се |
|
|
редины его сторон, как показано на рисун |
|
|
ке, и □ P Q R S — квадрат. |
Найдите |
отноше |
|
|
ние |
|
|
|
|
S O P Q RS
S 0 ABCD
§ 4. ТРЕУГОЛЬНИКИ СПЕЦИАЛЬНОГО ВИДА
Теорема Пифагора дает нам информацию о некоторых тре угольниках специального вида.
Теорема 11.10 (теорема о равнобедренном прямоугольном треугольнике)
Длина |
гипотенузы |
равнобедренного |
|
прямоугольного треугольника равна: дли |
|
не любого из его катетов, умноженной |
|
на \f2. |
|
|
|
Доказательство вы должны провести |
|
самостоятельно. |
|
|
Верна |
ли и обратная |
теорема? |
с=а/2 |
Теорема П .11
Если длина основания равнобедрен ного треугольника равна длине любой из его конгруэнтных сторон, умноженной
на У 2, то угол, противоположный ос нованию, является прямым.,
Доказательство начинается |
с замечания, что й2 + а2 = (а У й )2. |
В § 7 гл. 9 мы выяснили, |
что |
в треугольнике 30-60-90 сто |
рона, противоположная углу в 30°, |
имеет длину вдвое меньшую |
длины гипотенузы; мы знаем также, |
что верна и обратная теорема; |
С помощью теоремы Пифагора мы получим теперь соотноше ние между гипотенузой и б о л ь ш и м из двух катетов в треуголь нике 30-60-90.
Теорема 11.12
ts>|c>
В треугольнике 30-60-90 длина боль шего катета равна длине гипотенузы,
умноженной на 1/^/2.
Д о к а з а т е л ь с т в о . Пусть с—длина гипотенузы, а Ь—длина большего катета. Тогда длина меньшего катета равна с/2. По теореме Пифагора
откуда находим
Ь = Ѵ±2 с.