Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 337

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11. Гипотенуза треугольника имеет длину 51, а один из катетов — 24. Найдите площадь треугольника.

12. На этом рисунке QR = 5, Р Р = 1 2 ,

R T = h, причем QR J_ R P и R T J_ PQ.

Найдите h.

13. Выразите длину h высоты, опущенной на гипотенузу прямоугольного треугольника, через длины а и b его катетов.

г,V

П\

14.Катеты прямоугольного треугольника имеют длину 24 и 32. Найдите высоту, опущенную на гипотенузу.

15.Каждая сторона ромба имеет длину 10 см, а одна из диагоналей— 12 см. Найдите площадь ромба. Найдите его высоту, проведенную к любой сто­

роне.

16.Один угол ромба имеет меру 60, а длина его стороны равна 5. Найдите длину каждой диагонали.

17.А BCD — трапеция, причем А В | DC.

Найдите

 

площадь

 

этой

трапеции,

если

 

отрезки

имеют

длины,

указан­

ные

на рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

18+ . а)

На

рисунке

 

указаны

прямые

углы и длины некоторых отрезков.

Найдите P B ,

P C

 

и PD .

 

 

 

Ь)

Если вы продолжите

то,

что

сде­

лано

на рисунке, взяв т 2

P D E =

=

 

90 и D E = 1, то

чему

будет

рав­

но

РЕ7

Чему

будет

равна

длина

шестого

отрезка,

 

выходящего

из

точки

Р?

Вы должны

обнаружить

интересную закономерность.

 

 

194 Одно

доказательство

теоремы

Пи­

фагора,

в

котором

используется

этот

рисунок,

 

было

найдено

генералом

Д . Э. Гарфильдом за

несколько лет до

того,

 

как

он

стал

президентом Сое­

диненных. Штатов. Оно было опублико­ вано приблизительно в 1875 г. в New

Englan d

journal

of Education. Д ока­

жите, что a2 +

ö2 — с2,

алгебраически

выразив

тот факт, что

площадь трапе­

ции равна сумме площадей трех на­ ших треугольников. При этом нужно доказать, что і. Е В А — прямой угол.

Р

1

А

D а

£

 

Г Г "

 

г

/ \

 

! /

\

\

1 /

 

/

 

V

 

 

\

 

S.C

V

 

Х

\

П_

СЬ А

337


2 0 *. Дана трапеция A B C D , причем A B ||DC,

АС

В С

и В Ъ 1 ÂD.

Чему

равна пло­

щадь

этой

трапеции,

если

A B — 25,

AD — 15

и В С = 15?

 

 

2 1 *. В левом

Д

А В С имеем А С = 13, A B = 1 4

и

В С = 15.

 

 

 

а)

Найдите

высоту h c .

 

 

Ь) Найдите высоту /г*, проведенную к стороне АС,

С

0 С

R

2 2 *. В

правом

Д PQR L Q — тупой,

P Q = 1 1 ,

QR = 25 и P R = 30. Найдите

высоту,

проведенную к

стороне PQ;

найдите

S ^ P Q J ?-

23*. В

Д

MOQ

имеем:

МО _L OQ, МО = М

 

= ОР =

1 и

M P = PQ.

Найдите MQ.

 

Найдите т Z.Q и m /1 QM О,

24*+ . A BCD есть тетраэдр, все ребра кото­

D

рого конгруэнтны и имеют длину 2.

 

Точки

Р

и S — соответственно середины

 

ребер

DC

и AB .

 

a) Докажите, что R S — общий перпенди­

куляр ребер A B и DC.

B ) Найдите R S .

25*+ . Теорема Пифагора была

известна

древним грекам в следующей форме:

П лощ адь квадрат а,

построенного н а

гипотенузе прямоугольного треуголь­

ника, равна сумме

площадей

квадратов, построенных на его катетах.

338


5

 

Левый рисунок

иллюстрирует теорему; правый используется в доказа­

тельстве. Следующие вопросы и ваши

ответы на них приводят к доказа­

тельству теоремы

Пифагора:

 

a)

Почему

Z R A B ^

Z САМ ?

 

B )

Почему

А R A B s

А САМ ?

 

c)

Почему

S ARAB = S ACAM?

 

d)

Равна ли одна

из

высот A R A B длине АС?

e)

Почему. S D ЛС5/? =

2 5 д /г д в ?

 

f)

Верно ли,

что

S nAM0P = 2SACAM?

 

g)

Почему

S п ACSR =

S р АМор?

 

h)

Верно

ли,

что

S DBH0C = S aP()KB?

 

i)

Верно ли,

что

S aAMKB = S a p o K ß +

S oA M oP ? Почему?

Конкурсная задача

 

D

J

С

A BC D — квадрат;

Н, I , J и

К — се­

 

 

редины его сторон, как показано на рисун­

 

 

ке, и □ P Q R S — квадрат.

Найдите

отноше­

 

 

ние

 

 

 

 

S O P Q RS

S 0 ABCD

§ 4. ТРЕУГОЛЬНИКИ СПЕЦИАЛЬНОГО ВИДА

Теорема Пифагора дает нам информацию о некоторых тре­ угольниках специального вида.

Теорема 11.10 (теорема о равнобедренном прямоугольном треугольнике)

Длина

гипотенузы

равнобедренного

 

прямоугольного треугольника равна: дли­

 

не любого из его катетов, умноженной

 

на \f2.

 

 

 

Доказательство вы должны провести

 

самостоятельно.

 

 

Верна

ли и обратная

теорема?

с=а/2

339


Теорема П .11

Если длина основания равнобедрен­ ного треугольника равна длине любой из его конгруэнтных сторон, умноженной

на У 2, то угол, противоположный ос­ нованию, является прямым.,

Доказательство начинается

с замечания, что й2 + а2 = (а У й )2.

В § 7 гл. 9 мы выяснили,

что

в треугольнике 30-60-90 сто­

рона, противоположная углу в 30°,

имеет длину вдвое меньшую

длины гипотенузы; мы знаем также,

что верна и обратная теорема;

С помощью теоремы Пифагора мы получим теперь соотноше­ ние между гипотенузой и б о л ь ш и м из двух катетов в треуголь­ нике 30-60-90.

Теорема 11.12

ts>|c>

В треугольнике 30-60-90 длина боль­ шего катета равна длине гипотенузы,

умноженной на 1/^/2.

Д о к а з а т е л ь с т в о . Пусть с—длина гипотенузы, а Ь—длина большего катета. Тогда длина меньшего катета равна с/2. По теореме Пифагора

откуда находим

Ь = Ѵ±2 с.

340