Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 333

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 0 *. П ABCD — квадрат. Точка

Е лежит на

 

0

с

Р

AD,

а _ то ч к а

 

F — на

 

DC;

 

при

этом

 

 

 

 

 

 

 

 

£ß_L F B .

Найдите CF,

если

S

A B C D —

 

 

 

 

=

256

и S A E B P ==200.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 1 *. □ P Q F S — трапеция,

причем

P Q H S / 7,

 

 

 

 

т /. Р = 45 и

т Z .Q — 120.

Чему

равна

 

 

 

 

 

 

 

если

^ 5 = 1 2

У 2

и PQ — 27?

 

 

 

 

2 2 *+. Две

стороны

треугольника

имеют длины

а

и Ь.

Высота, проведенная

к

третьей

стороне,

разбивает

эту

сторону на отрезки

соответственно длин

c a d .

Докажите, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

Ь) (а — Ь) = (с + d ) (c — d).

 

 

2 3 *+ .

Д а н о :

A BC D — трапеция,

причем

 

D

С

 

A B [I CD. Точки

М

и

К

соответственно

 

 

 

 

 

 

являются

серединами сторон

AD

и ВС.

 

 

 

 

Кроме

того, PK\\AD .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т р е б у е т с я

 

д о к а з а т ь .

 

S ^ APD =

 

 

 

 

— ^ a P B C D = 2

 

A B C D •

 

 

 

 

 

 

 

 

2 4 *> . Даны два произвольных параллелограмма

на

плоскости. Объясните,

как

можно провести прямую, одновременно делящую каждую из ограничиваемых этими параллелограммами областей на две области равной площади.

Конкурсная задача

Фигура на

рисунке

состоит из

А

четырех

прямоугольных

треугольни­

 

ков, четырех прямоугольников и квад­

 

ратной

«дыры» со

стороной 1.

 

a)Найдите сумму площадей восьми областей. (Площадь дыры не счи­ тать!)

B ) Найдите основание D E и высоту,

проведенную из вершины А на DË. Вычислите половину произведения этих двух чисел.

c)Можете ли вы объяснить, почему результаты вычислений в пунктах а) и Ь) совпадают, хотя в а) пло­

щадь дыры не учитывается?

К

В



ПОДОБИЕ

§ 1. ИДЕЯ ПОДОБИЯ. ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ

Грубо говоря, две геометрические фигуры подобны, если они имеют точно одну и ту же форму, но не обязательно одни и те же размеры. Например, любые две окружности подобны, любые два квадрата подобны, любые два равносторонних треугольника подобны и любые два отрезка подобны.

Иначе это же можно выразить так: две фигуры подобны, если одна из них является неискаженным изображением другой.

Пометки на следующем рисунке указывают, что изображенные здесь два треугольника подобны.

Первый из них можно «растянуть», удвоив его размеры, но не меняя формы, так, что получится второй. Эту схему «растяже­ ния» можно записать как соответствие

А В С ^ А 'В 'С .

Конечно, это соответствие не является конгруэнтностью, потому что каждая сррона второго треугольника вдвое длиннее соответ­ ствующей стороны первого. Такого рода соответствие называется подобием. Точное определение подобия будет дано в этой главе позже.

Подобие может не растягивать фигуры, а сжимать их. Напри­ мер, соответствие

А 'В 'С '^ А В С

сжимает второй треугольник в первый.

349

Заметим, что длины сторон наших двух треугольников обра­ зуют две последовательности положительных чисел: а, Ь, с и а', b', c'. Между этими последовательностями существует особого рода связь: каждое число из второй последовательности ровно вдвое больше соответствующего числа из первой последователь­ ности. Таким образом,

a' = 2а,

6 '= 26,

с' = 2с.

Можно и наоборот сказать, что каждое число из первой последо­ вательности вдвое меньше соответствующего числа из второй:

а = ~ а ',

b = ^ b ',

с = ^Ѵ .

Таким образом,

а' __ b' _ c'

а

Ь

с

так как каждое из этих отношений равно 2, и

а__ Ь __ с

НЕ ~ V ~ V

поскольку каждое из этих отношений равно

Последователь­

ности, связанные таким образом, называются пропорциональными.

Определение

...

Пусть даны две последовательности а,

Ь,

с, ...

и р, q, г,

положительных чисел. Если

 

 

 

 

 

а

___ Ь_ __

с

 

 

 

то

последовательности а,

Ь, с, ...

и р,

q,

г, ...

называются

п р о п о р ц и о н а л ь н ы м и .

Очевидно, это определение не зависит от порядка, в котором перечисляются две данные последовательности: если

а _ Ь __ с __

р ~ q ~ Т

ТО И

Р _ ± _ г_ _

а Ь с

инаоборот.

Кпропорциональным последовательностям мы будем применять обычные методы алгебры. Проще всего иметь дело с пропорцио­ нальными последовательностями, содержащими лишь две пары чисел. Такие 'последовательности мы будем часто называть про­ порциями. Вот несколько примеров, показывающих, какие можно

360


сделать заключения, если дано, что числа а, Ь и р, q пропорциональны. Дано:

а _

b

( 1)

~Р ~

7 '

по определению пропорции. Умножая обе части равенства на pq, получаем

aq^bp,

(2)

Деля обе части на bq, находим

а __ р

( 3)

Поскольку все числа в пропорции должны быть положительными, никакой опасности', что придется делить на нуль, здесь нет. При­ бавляя затем к обеим частям по 1 и упрощая, получаем

Ч * -

и»

А вычитая из обеих частей равенства (3) по 1, имеем

у — 6 _

р — д

(5)

Ь ~

д •

Это только наиболее полезные из соотношений, которые можно вывести из (1); существует и много других. Запоминать эти соот­ ношения не стоит. Если вы попытаетесь такого рода вещи выучить наизусть, то в тот момент, когда они вам будут больше всего нуж­ ны, в половине случаев вы вспомните их с ошибками. Что нужно запомнить — это (алгебраический) прием, с помощью которого мы выводим одно соотношение из другого.

Определение

Если а, Ь, с ~ положительные числа и

 

а

__ Ь

 

b

с

то

число b называется с р е д н и м г е о м е т р и ч е с к и м чисел

а и

с.

 

Легко вычислить, что b — Y^ac.

Задачи к § 1

1.Подберите числа, при которых каждая цепочка равенств становится про­ порциональной последовательностью:

 

 

 

 

 

 

 

792

198

?

9

1

а'

3

~ 6 ~

15 ~

?" ~ 1,5 '

!)

3960 ~

?

_ 495 ~

?

~ ? :

.

?

6л:

24

,?

 

5

10

?

5 V 2

 

?

'

3

~ ?

І8

6 J/

з >

й) 4

~ ? “ 28

?

 

0 ,0 4 '

351


2. Дополните каждое

утверждение.

a)

Если 5 _=_

15 . то 9 •15 = 5 •?

 

 

9

~

2 7 ’

 

B )

Если

а

_

Э

,

то 7а = ?

ь

=

 

 

 

~ У

 

 

c)

Если

х

_

5

то 8 х = ?

 

 

12 ~

"8

 

 

 

 

 

 

 

3. Разрешите

каждую пропорцию относительно а:.

 

£ -

1

 

 

5_ _4

с)

2а

а)

2

4 ’

 

X = 7

Т з;

4.Дополните каждое утверждение.

a)

Если

а:

5

ТО

 

о

5

¥

7 '

* =

? - 7

 

B )

Если

_5

10

то

5

 

18

 

 

9

1 8 ’

 

10

 

c)

Если

_3

12

то

16

II

12

 

 

 

4

1 6 ’

 

•Н

•и|

 

d)

Если

а

с

то

 

 

 

 

Т

~d

с

 

 

 

п

“) ч = х+ 3

5.

Найдите

среднее геометрическое

чисел 4 и 9; чисел 7 и 14; чисел 15 и 60.

6 .

Дополните каждое

утверждение.

 

 

 

 

 

 

 

а)

Если

За — 2Ь, то

а

 

 

 

 

а - = ?

 

 

 

 

 

 

B)

Если

4 /л = 1 5 ,

то

~

=

?

и

о

?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c)

Если

6а =

5 - 9 ,

то

£

=

?

и

— =

?

 

 

 

 

 

 

'

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

d)

 

 

 

то

а

 

.

и

b

 

 

 

 

 

 

 

Если

5т =

г д ,

b

=

?

— = ?

 

 

 

 

 

 

'

 

 

ЗЬ

 

5d ’

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

7.

Для

любых

двух

положительных

чисел

а

и с их среднее геометрическое

 

равно

Ь — Ѵ ос.,

а

среднее

 

арифметическое

d = - ^ ( a +

c).

 

 

Составьте таблицу средних геометрических и средних арифметических для

 

следующих пар:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

2 и

8;

Ь)

3

и 12;

с)

5

и

45;

 

 

 

 

 

 

 

d)

4

и 9;

е)

9

и

16;

f)

12

и

15.

 

 

 

 

 

 

8.

Дополните

каждое

утверждение.

 

 

 

 

 

 

 

a)

Если

5

 

15

 

5 + 1 2

 

15 +

?

 

 

 

 

 

 

12

 

36 ’

Т°

 

12

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B)

Если

7

 

28

 

7

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

9

 

36 ’

Т°

2

 

36г — ?•

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c)

Если

а

 

6

 

а +

b

= ?

и

-

 

 

 

 

 

 

Т

=

¥ >

то

 

Ь

 

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d)

Если

а-\-с

 

11

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

7

— =

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Посмотрите

на

эти

три

последовательности.

Сколько

здесь пар

пропорцио­

 

нальных

последовательностей:

 

 

7

28

 

) 1Q

 

 

 

а)

3,

8,

12, 17;

Ь) 9,

24,

36, 51;

 

Легко

видеть, что

 

с) у

, -д

, 15, -g—?

последовательности а) и Ь) пропорциональны, так как каждое число после­ довательности Ь) в три раза больше соответствующего числа последователь­ ности а). Но сравнить а) и с) или Ь) и с) уже не так просто. Один из эффективных способов,, позволяющих это сделать, состоит в том, чтобы

352